Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные принципы энергетического сотрудничества государств - 3
Научные статьи
02.10.12 09:05
Оглавление
Основные принципы энергетического сотрудничества государств
1
2
3
Все страницы
  Удовлетворение спроса на электрическую энергию и мощность в каждой из электроэнергетических систем государств в любое время за счет собственных электростанций или поставок электрической энергии из электроэнергетических систем других государств на договорной основе.

     Поддержание стандартной частоты в согласованных диапазонах в каждой из электроэнергетических систем государств за счет собственных источников энергии и/или за счет перетока из электроэнергетических систем других государств.

    Содействие в перетоках электроэнергии на взаимовыгодной основе.

     Поддержание нормативного резерва в каждой из электроэнергетических систем государств и обеспечение недостающей части резерва на договорной основе с электроэнергетическими системами других государств.

    Сокращение потребности в аварийном резерве электрической мощности на основе отдельных дву- и многосторонних соглашений.

    Выполнение согласованных требований надежности работы.

    Ненанесение ущерба электроэнергетическим системам Сторон в процессе их деятельности электроэнергетическим системам других государств - участников настоящего Договора.

     Полная ответственность каждой из электроэнергетических систем государств за электроснабжение своих потребностей и выполнение взятых на себя обязательств (ст. 3 Договора о параллельной работе).

  6. Принцип обеспечения доступа к электричеству

     Устоявшейся точкой зрения юристов является взгляд на электроэнергию лишь как предмет купли-продажи, и соответственно, на применение к сотрудничеству в сфере электроэнергетики лишь принципов международной торговой системы. В вязи с этим, в теории международного права проблема существования принципа обеспечения доступа к электричеству не поднималась, не сформулирована и не раскрыто его правовое содержание и в международно-правовых документах.

    Однако в мире существует проблема доступа к электричеству. Так, по данным Комитета по устойчивой энергетике Европейской экономической комиссии почти 2 млрд. людей в развивающихся странах не имеют доступа к электричеству.

    Проблема устойчивого доступа и надежного энергоснабжения является предметом обсуждения международных организаций.

      Акцент на надежности и устойчивости энергоснабжения в последнее время делают также и главы государств и правительств. Так, в 2001 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин, в своем обращении к энергетикам России и Украины в связи с возобновлением параллельной работы энергосистем России и Украины, сказал о том, что он убежден в том, что качественное повышение надежности и эффективности национальных энергосистем окажет позитивное влияние на всю экономику, а значит - на жизнь людей в России, и в Украине».

   В июне 2000 г. президент США Джорж Буш учредил Группу по развитию национальной энергетической политики (NEPD) и ясно определил ее цель: «гарантировать устойчивое предложение доступной электроэнергии для американских домохозяйств, торговых и промышленных предприятий».

    Энергетический сектор, и в частности электроэнергия, играет важнейшую роль в обеспечении достойной жизни граждан страны, обороны и безопасности государства. Это предопределено как функциональными свойствами энергии в структуре жизни человека, в инфраструктуре государства, так и особыми климатическими условиями России. В последнее время электроэнергия все больше начинает рассматривается как обычный коммерческий продукт, такой же, как и любой другой товар. Однако электроэнергия обладает признаками, которые не характерны для коммерческих товаров.

    Во-первых, неотъемлемое свойство рыночного товара - это разнообразие и разница в качестве. Электроэнергия же и есть, или ее нет, ее параметры (частота, напряжение) с точки зрения физических лиц потребителей стандартны.

     Во-вторых, электроэнергию невозможно зрительно обнаружить как вещь, накапливать в значительных количествах и хранить, практическое совпадение момента производства и потребления электроэнергии, как единого во времени процесса, непрерывно связанного с ее транспортировкой, возможность передачи электроэнергии только через присоединенную сеть, электроэнергия при передаче потребляется и не может быть возвращена, отсюда ограниченность применения принципа владения, распоряжения по отношению к энергии как к вещи. К примеру, другие энергетические продукты (нефть, уголь, газ) при понижении спроса стараются придержать, накопить запас, а в благоприятной ситуации - продать. Электроэнергетика не может запасать, накапливать впрок свою продукцию - электроэнергию.

    В-третьих, самое главное, электроэнергию нечем заменить. Рыночные же продукты взаимозаменяемые. Отсюда и ее громадное социальное значение: социальная инфраструктура полностью зависима от электроэнергии.

     Говоря о надежности и устойчивости энергоснабжения, в первую очередь подразумевается надежность подачи электроэнергии (энергии) предприятиям и другим субъектам. Однако если доступ предприятий к электричеству и надежность энергоснабжения регулируется в рамках гражданского права, то, говоря о физических лицах, возникает проблема относительно того, насколько каждый человек вправе требовать от государства свободного доступа к электроэнергии. Существует ли такое право и, какими нормами оно регулируется.

     Федеральный закон РФ от 26.03.2003 г. № 35 «Об Электро- энергетике»25 четко закрепляет принцип надежного и устойчивого энергоснабжения и говорит о том, что организация хозяйственных отношений в сфере электроэнергетики и государственное регулирование этих отношений основываются, в том числе на принципе обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики для удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики (ст.).

     Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2020 года в качестве приоритета закрепила полное и надежное обеспечение население и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны.

     А одной из задач государственной энергетической политики закреплено гарантированное обеспечение энергетическими ресурсами населения, социально значимых и стратегических объектов по доступным ценам.

    В законодательстве других стран также закреплено обеспечение надежного и устойчивого энергоснабжения.

    Надежность энергоснабжения в качестве цели сотрудничества государств впервые была закреплена в Европейской Энергетической Хартии (Раздел I «Цели»).

   Укрепление надежности энергоснабжения во всех странах- участниках Энергетической Хартии в качестве приоритета сотрудничества в дальнейшем и Брюссельская декларация (п.4 Декларации).

    Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ, подписанное 14.02.2992 г. в Минске, в качестве цели создания Электроэнергетического совета СНГ закрепляет проведение совместных и скоординированных действий, направленных на обеспечение устойчивого и надежного энергоснабжения народного хозяйства и населения государств на основе эффективного функционирования объединенных энергетических систем.

    Повышение надежности обеспечения народного хозяйства и населения электрической энергией на основе использования преимущества параллельной работы электроэнергетических систем закреплено также Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников СНГ, подписанным 25.11.1998 г. в Москве.

    К международно-правовым актам, которые в качестве своей цели устанавливают надежность и устойчивость энергоснабжения, относится и ДЭХ,  так как его цели и принципы совпадают с целями и приципами Европейской Энергетической Хартии, а также Директива Европейского Парламента и Совета в части общих правил внутреннего рынка электроэнергии от 19.12.1996 г. № 96/92/ЕС и Директива Европейского парламента и Совета от 26.06.2003 г. № 2003/54/ЕС относительно общих правил рынка электричества, которые в отличие от основной массы международных документов, не ограничиваются декларативными норма¬ми и, во многих положениях которых обеспечение надежности и устойчивости энергоснабжения закреплено в качестве непосредственной обязанности участников рынка электричества.

    Двусторонние международные соглашения Российской Федерации в сфере электроэнергетики также закрепляют намерение сторон развивать устойчивое энергообеспечение: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительства Королевства Швеции о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, подписанное 26.04.1999 г. в Москве ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии, подписанное 15.02.1996 г. в Москве, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о создании Объединенной электроэнергетической системы, подписанное 22.11.1999 г. в Москве. 

    Таким образом, доступ к электричеству, его надежность и устойчивость закрепляются в государственных и межгосударственных правовых актах. Принцип обеспечения доступа к электричеству вытекает из основных принципов международного права, и в частности из принципа уважения основных прав и свобод человека, который по степени важности относится к принципам, обеспечивающим общечеловеческие ценности, то есть к самым главным. Поэтому для того, чтобы создать представление о правовом содержании принципа необходимо обратится к Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 22 которой говорится, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

    Более подробно содержание социальных прав раскрывает Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, принятый в 1966 г. в Нью-Йорке, статья 11 которого говорит о том, государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень, для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Кроме того, государства также признают права каждого человека на пользование результатами научного прогресса и их практическое применение (ст.15 Пакта).

   Международно-правовой характер проблемы существования принципа обеспечения доступа к электричеству очевиден. Так как, гражданские, политические и социально-экономические права человека закреплены международными нормами и находятся под их защитой. Соблюдение этих международных норм является одним из основных критериев законности деятельности государств.

    Правовое содержание принципа складывается из понимания электроэнергии как главного элемента социальной инфраструктуры общества, ее незаменимости и невозможности хранения. Обеспечение доступа к электричеству - это результат научного прогресса, которым имеет право пользоваться каждый человек на уровне, достаточном для жизни его и семьи, то есть непрерывно (надежно) и устойчиво (право на надежное и устойчивое энергоснабжение).

    Принцип невмешательства в вопросы внутреннего управления энергосистем и ненанесение ущерба энергосистемам других государств.

    Этот принцип закреплен в международно-правовых доку¬ментах СНГ и 2.2. Соглашения о параллельной работе энергетических систем СНГ,35 п. 2 Единых принципов параллельной работы энергетических систем СНГ.36 Согласно этому принципу ни одна энергосистема не должна своими действиями наносить ущерб энергосистемам других государств и, ни одно государство или энергосистема не должны вмешиваться в вопросы внутреннего управления энергосистемами договаривающихся стран.

    Этот принцип исходит из общего принципа, закрепленного Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН), согласно которой ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Также ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ.

   Значение этого принципа обусловлено стратегическим характером отрасли электроэнергетики, имеющей первостепенное значение в деле обеспечения энергетической безопасности каждого государства.

     Мировая практика свидетельствует о том, что энергетическое направление внешней политики ряда ведущих стран хорошо и четко сформулировано исходя из национальных интересов в энергетической сфере.

     Принцип ненанесения ущерба энергосистеме закреплен в числе принципов в сфере обеспечения параллельной работы энергосистем. По нашему мнению данный принцип в силу его значимости необходимо отнести к числу общих принципов сотрудничества государств в сфере электроэнергетики.

    Электроэнергетика играет особую роль в экономике и социальном развитии государств. Электрификация это не только технический, экономический, но и социальный процесс, способный оказать глубокое позитивное воздействие на общественное производство и на качество жизни. Электричество - инфраструктурная энергетическая категория, важнейшая форма энергетического обеспечения цивилизованной жизнедеятельности на Земле.

    Все секторы экономики нуждаются в электроэнергии. Одно¬временно играет важную роль регулярность и качество энергообеспечения хозяйствующих субъектов, объектов безопасности государства. Доступ к электрической энергии также выполняет социальную функцию: каждый должен иметь надежный и устойчивый доступ к электроэнергии. Таким образом, сотрудничество в сфере электроэнергетики является комплексным институтом международного экономического права, включающего в себя как нормы международного экономического права, международного торгового права, нормы по защите прав человека, а также нормы права международной безопасности, а также специальные нормы, регулирующие отношения между государствами в сфере электроэнергетики.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика