Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Отграничение фонда от иных организационно-правовых форм юридических лиц
Научные статьи
04.10.12 09:13
Оглавление
Отграничение фонда от иных организационно-правовых форм юридических лиц
1
2
3
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 1 (1) 2007
Граждансоке право
Васина К.А.
Отграничение фонда от иных организационно-правовых форм юридических лиц


    Фонды    как    разновидность юридических лиц не были известны ни дореволюционному российскому, ни советскому законодательству. Впервые понятие фонда было закреплено в п.1 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - «ГК») , а затем продублировано в ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , в соответствии с которыми фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая    социальные, благотворительные,    культурные, образовательные или иные общественнополезные цели.

    Таким образом, фонд представляет собой организационно-правовую форму юридического лица. На наш взгляд, следует согласиться с Д.А. Сумским в том, что организационно-правовая    форма юридического лица представляет собой определенную нормами права совокупность связанных между собой признаков, дающих основание во внешнем проявлении отличать один вид юридического лица от другого. Другими словами, это определенная совокупность признаков, определенных в правовой норме; порядок создания (на основании учредительного договора или решения учредительного собрания); учредительные    документы    (устав, учредительный договор, устав и учредительный договор); права и обязанности участников (учредителей), в частности наличие или отсутствие объектов права собственности на пай (долю, акции); ответственность участников (учредителей) по долгам юридического лица; порядок управления юридическим лицом; порядок реорганизации и ликвидации юридического лица и другие.

    В качестве признаков фонда можно выделить следующие; 1) фонд является разновидностью    некоммерческой организации; 2) фонд не является юридическим лицом, основанным на членстве; 3) фонд может учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами; 4) в фонде обязательно должно быть сформировано имущество для реализации уставных целей; 5) фонд должен осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели; 6) фонд обязан публично вести свои дела; 7) особый порядок ликвидации фонда.

    В связи с тем, что законодательство Российской Федерации называет фондами различные по своей организационно-правовой форме юридические лица, представляется необходимым разграничить его со смежными правовыми институтами, выявить общее и специфическое в их правовом положении. Поскольку фонд является разновидностью некоммерческой организации, не основанной на членстве, то представляется целесообразным отграничить фонд от иных организационно-правовых    форм некоммерческих организаций, не основанных на членстве.

1.    Соотношение    фонда    и учреждения.

   Как известно, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.1 ст. 120 ГК).

Учреждение имеет много схожего с фондом:
а)    учреждение (как и фонд) представляет собой разновидность некоммерческой организации;
б)    единственным учредительным документом учреждения является его устав;
в)    в качестве учредителя учреждения может выступать физическое или юридическое лицо, а также публично¬правовое образование.

   Вместе с тем, существуют и различия в правовом статусе фондов и учреждений:
1.    Фонд может быть создан одним или несколькими учредителями, в то время как учреждение создается только одним учредителем.
2.    Имущество    учредителями
передается фонду в собственность, а за учреждением имущество учредителем закрепляется на праве оперативного управления.
3.    Собственник имущества частного или бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам; в то время как учредители фонда не отвечают по его обязательствам.
4.    Законодательством Российской Федерации запрещено преобразование фонда в иные организационно-правовые формы юридического лица, в то время как частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество.
5.    В случае если уставом фонда не предусмотрено иное, то внесение изменений в устав фонда осуществляется в судебном порядке, в то время как внесение изменений в устав учреждения осуществляется на основании решения его учредителя.
6.    Ликвидация фонда осуществляется только в судебном порядке, а ликвидация учреждения может быть осуществлена и в добровольном порядке.
7.    Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, направляется на цели, указанные в уставе фонда и не возвращается учредителям, в то время как оставшееся после ликвидации имущество учреждения передается его собственнику.

   Вместе с тем, следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что упорядочение терминологии действующего законодательства о юридических лицах является абсолютно необходимым . В связи с этим, нужно исключить из действующего законодательства одноименные названия, присвоенные абсолютно разным организационно-правовым    формам юридических лиц.

   Так, например, согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27    декабря 1991 года №2122-1  и п.3,4 Устава Федерального    фонда обязательного медицинского    страхования, вопреки названию , Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, т.е. относятся к иной (по сравнению с фондами) организационно-правовой    форме юридического лица. Также, несмотря на свое название - Федеральный фонд федерального имущества - указанное юридическое лицо, по своей организационно-правовой форме, является учреждением.

   В соответствии с Концепцией развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в 2005 году и одобренной Правительством Российской Федерации (раздел II протокола от 18 мая 2006 года №16) , вышеуказанные фонды должны относиться к особой категории юридических лиц - юридических лиц публичного права.

  Помимо этого, учреждениями по своей организационно-правовой форме являются Г осударственный фонд конверсий, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1995 года №1239 «О государственном фонде конверсий» , Г осударственный фонд телевизионных    и    радиопрограмм, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1995 года №1232 «О государственном фонде телевизионных и радиопрограмм».

   Также по своей организационно¬правовой форме являются учреждениями и созданные согласно ст. 15 Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»  так называемые фонды поддержки научной и (или) научно- технической деятельности. К числу таких фондов относятся, например, Российский фонд фундаментальных исследований , Российский гуманитарный научный фонд , Федеральный    фонд    производственных инноваций  и т.д. Очевидно, что правовое положение данных фондов определяется их организационно-правовой    формой (учреждения) и дополняется положениями Федерального закона «О науке и государственной    научно-технической политике».

2.    Соотношение    фонда    и общественного объединения.

 



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика