Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты
Научные статьи
04.10.12 12:43
Оглавление
Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты
1
2
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 1 (1) 2007
Экологическое право
Юсупов Т.З.
Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты


    Чаще всего источником всех проблем выступают недоброжелатели, о «подковерных» действиях которых позволяют узнать детективные агентства. Детективное агентство «Частный детектив Луганск»" в городах Брянки, Кировска, Лисичанска, Луганска, Первомайска. Детективное агентство Луганск вся подробная информация на сайте http://www.detective-lugansk.com

Правовое    регулирование экологического аудирования осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 119- ФЗ    "Об    аудиторской деятельности" ,вступивший в силу 9 сентября 2001 года.До этого на протяжении более семи с половиной лет регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 года № 2263. Пунктом 2 этого Указа было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Таким образом, можно говорить о    том, что с принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

    Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

     Так как аудиторская деятельность является предпринимательской, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли, в частности, от выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 Гражданского кодекса РФ).Аудиторская деятельность предусмотрена классификатором правовых актов (080.160.ООО) .В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ"0 лицензировании отдельных видов деятельности" аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

     Согласно    постановлению Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” осуществляется выдача лицензий на следующие виды аудита: банковского; страховых организаций и обществ взаимного страхования; бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего (аудита иных экономичес¬ким субъектов).

    Федеральное    экологическое законодательство России, включая Закон “Об охране окружающей природной среды” не содержит дефиниции “экоаудирование”, “экоаудит”. Тем не менее, к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования экологического аудирования.

   Экологический аудит предусмотрен Классификатором    правовых    актов (110.010.100)4. Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст.27 ч.2 Федерального закона “Об охране ат¬мосферного воздуха” от 04.05.99 г. № 96-ФЗ: государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

   Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр установлено:    Главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные    инспекторы    по
геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право:    привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр.

    В практике аудирования, в Российской федерации, обозначились две его формы: обязательный аудит и инициативный (добровольный) аудит.

    В литературе обязательный аудит и инициативный аудит называются обычно видами аудита”. По аналогии, например, с формами страхования — обязательным или добровольным далее используется термин формы аудита”.

    В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит- это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. При этом в пункте втором ст. 7 говорится, что обязательные аудиторские проверки проводятся аудиторскими организациями, из чего следует, что индивидуальные аудиторы лишены такого права. Данный вопрос был основанием для обращения за толкованием данного положения в Конституционный Суд РФ. По мнению судей, законодатели правомерно ввели такое ограничение, так как аудиторы выполняют обязательные проверки в интересах государства, поэтому оно в праве устанавливать свои требования: «исходя из того, что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета, т. е. относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер, федеральный законодатель определяет и организационно¬правовую форму деятельности независимых аудиторов, осуществляющих обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя».

    Как отмечается в литературе, государство контролирует деятельность налогоплательщиков с помощью обязательных аудиторских проверок, достоверность результатов которых могут гарантировать только аудиторские организации . Прежде всего это связывают с тем, что в проводимых аудиторскими организациями проверках участвуют    сразу    несколько квалифицированных специалистов, тогда как частный аудитор работает один, что может сказаться на качестве его заключения. Кроме того, ответственность у аудиторской организации гораздо выше, чем у предпринимателя,    поскольку    организация обязана страховать себя от возможных ошибок.

   С данной точкой зрения, по нашему мнению, нельзя    согласиться    полностью.

    Индивидуальный аудитор не всегда проводит проверки в одиночку, нередко к их проведению привлекаются специалисты. То есть он может поступить так, как делают все аудиторские организации - создать группу проверяющих. Что касается страховки, то не что не мешает и индивидуальному аудитору застраховать свою ответственность. Кроме того, за некачественную проверку индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, в то время как сотрудники организации рискуют потерять только работу.

   Правда, Конституционный Суд предложил два варианта решения данной проблемы: индивидуальный предприниматель может устроиться на работу в аудиторскую организацию или открыть свою компанию. Однако необходимо иметь в виду, что для того, чтобы организовать свою организацию необходим довольно большой капитал. А кроме того, в настоящее время вступил в действие пункт 5 статьи 4 Закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому в штате такой организации должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов. Получается, что гражданину надо не только открыть свою аудиторскую контору, но и найти специалистов.

   Рассмотрим показатели деятельности экономических субъектов и критерии обязательности экологического аудита.

    Одним из оснований проведения обязательного аудита является наличие такой организационно-правовой формы как отрытое акционерное общество.

     Акционерные общества обязаны публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков (ст.97 ч. 1 Гражданского кодекса РФ) и ежегодно привлекать профессионального аудитора (ст. 103 ч.5 Гражданского кодекса РФ). Аудит акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения указанные документы, должен быть проведен во всякое время по тре¬бованию акционера, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов (ст. 103 ч.5 Гражданского кодекса РФ). Обязательным требованием к учредительным документам регистрируемого экономического субъекта является наличие в уставе раздела о финансовом контроле и отчетности, условия, предусматривающего обязательность независимой аудиторской проверки.

    Обязательный аудит проводится, если организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Страховые организации в соответствии со ст.29 Закона РФ “О страховании ” в редакции Федерального закона “О страховой деятельности в Российской Федерации” обязаны публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании); внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

   Обязательный экологический аудит - это обязательная экоаудиторская проверка соответствия деятельности организаций или индивидуального предпринимателя    требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных в нормативно-правовых актах, а также по решению государственных органов (суда, правоохранительных органов). В    действующем    федеральном законодательстве такие случаи не определены, так как регулирование экологического аудита на федеральном уровне вообще отсутствует. Однако некоторые субъекты РФ в своем законодательстве восполняют этот пробел. Так, Законом Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» от 27 августа 1997 г. установлено, что обязательный экологический аудит проводится: при обосновании инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования; при обосновании и реализации    экологических    программ (федеральных, региональных, местных отделений    -    предприятий природопользователей), финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств; по решению муниципальных органов при лицензировании    и сертификации видов деятельности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

   Если    коснуться    критериев обязательности    экологического аудита предприятия, то предложения о проведении экологического    аудита, высказываемые полномочными органами государственной власти, решения руководства предприятий о заказе инициативного экологического аудита -— должны основываться на соответствующих показателях деятельности предприятия и приниматься    с    использованием соответствующих решающих правил (критериев).

   Отметим, что даже в достаточно обстоятельных работах по экологическому аудиту    НИЦ    “Экобезопасность” , С.В.Макарова, Л.Б.Шагаровой  вопрос о критериях рассматривается в иной постановке.

    Следует согласиться с положением, в работах С.В.Макарова и ЛБ.Шагаровой, где говорится более о мотивации разработки и реализации программ экологического аудирования на промышленных предприятиях Российской Федерации. Отмечается, что важную роль при инвестировании “должна играть выработка критериев для использования в практике экологического аудита, с помощью которых можно оценить риск вложения капитала в условиях России с учетом вероятного экологического    банкротства инвестируемого субъекта”12, перечисляются условия, при которых экологический аудит обязателен (с отсылкой к проектам положений об экологическом аудите и об экологах- аудиторах, разработанных Минприроды РФ, ГИПЭ в 1996 году), указываются органы, по решению    которых может    проводиться обязательный экологический аудит. Что же касается критериев отбора предприятий для проведения    экологического    аудита, то соответствующих рекомендаций не содержится.

    Так НИЦ “Экобезопасность” использует понятие “критериев аудита”, под которыми с отсылкой к ГОСТ Р ИСО 14010-98 понимаются “политика, методы, процедуры или требования, по которым аудитор проверяет собранные аудиторские данные об объекте аудита14. Требования могут включать стандарты,    руководящие    указания,
специальные требования организации, а также требования законодательных актов или регламентов”. Обсуждаются процедуры формирования критериев (в    предложенной трактовке) и приводятся конкретные критерии. Таким образом, под критериями понимаются материальные нормы различных отраслей права, закрепленные соответствующими нормативными правовыми актами, конкретные положения стандартов, инструкций.

    Думается, некорректно рассматривать материальные нормы права как критерии. Целью проведения экологического аудита является засвидетельствование соответствия деятельности аудируемого предприятия нормам (правилам и требованиям), содержащимся в тех статьях нормативных пра¬вовых актов, на которые ссылаются авторы работы . Критерием является решающее правило, руководствуясь которым лицо, принимающее решение — в данном случае экоаудитор, сделает заключение о соответствии деятельности аудируемого предприятия требованиям законодательства.

   К сожалению, вопрос о критериях отбора предприятий для проведения экологического аудита в научных публикациях не освещен.

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика