Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты - 1
Научные статьи
04.10.12 12:43
Оглавление
Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты
1
2
Все страницы

Как уже отмечалось, экологические аудиторские проверки осуществляются на основе определенных критериев, в качестве которых можно выделить количественные и качественные показатели, основанные на местных, региональных, национальных или международных экологических требованиях, нормах и правилах. То есть критерии аудита - это требования (политика, практика, процедуры, экологические нормы) с которыми экоаудитор    сравнивает    собранные свидетельства о рассматриваемом субъекте.

   На регионально уровне законодательно понятие критериев экологического аудита даны в Постановлении Правительства Москвы от 22 июля 2003 г, в соответствии с которым критерии экологического аудита - это политика, методы, процедуры или требования, по которым экоаудитор проверяет отобранные аудиторские данные об объекте аудита.

    Проведение экологического аудита рекомендуется организациям вне зависимости от их принадлежности и организационно¬правовых форм, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, либо создающим вероятность экологических рисков для природной среды. Рекомендуется также, проведение экологического аудита хозяйствующим субъектам, включенным в программу приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве, либо в программу участия города в хозяйственных обществах, а также подлежащих реформированию и перебазированию в установленном порядке.

     Под негативным воздействием на окружающую    среду в соответствии с действующим законодательством понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды . Под экологическим риском понимается вероятность неблагоприятных последствий    для природной среды, вызываемых    негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности.

     Характеристиками отдельных видов хозяйственной деятельности, связанных с негативным воздействием на окружающую среду и вероятностью экологических рисков, являются: наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; наличие сбросов загрязняющих веществ в водные объекты; образование и размещение отходов производств и потребления; наличие физических воздействий (теплового,    электромагнитного    и
ионизирующего излучений, шума, вибраций и др.), осуществляемых с превышением установленных нормативов.
Кроме этого, существуют и другие ситуации, когда проведение экологического аудита необходимо. Так, например, в соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе», все объекты до начала строительства должны пройти экологическую экспертизу. Однако нередко бывает так, что объект уже введен в строй, а заключения экспертизы не имеет. Как следствие, они не могут получить лицензии, лимиты на выбросы и сбросы отходов и т. д. Чтобы решить эту проблему, достаточно пройти экологический аудит и получить заключение государственной экологической экспертизы на материалы экологической проверки.

   Экологический аудит применяется для обоснования инвестиций, их целесообразности и эффективности, прежде всего с учетом требований экологической безопасности инвестиционных проектов, включая новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, ремонт, реставрацию предприятий, объектов, зданий, сооружений, а также установление приоритетных направлений, для которых необходима государственная поддержка.

   Некоторые российские и международные банки, например, Всемирный банк Реконструкции и Развития, Европейский банк Реконструкции и Развития, вопросы о кредитовании рассматривают только после проведения экологической экспертизы. Поэтому, если проведение экологической экспертизы предусмотрено инвестиционными проектами или программами, он является обязательным.

   Является обязательным, по нашему мнению, проведение аудита и в случае проведения    приватизации    объектов,  находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Решение проблемы учета экологического фактора при приватизации, смене прав собственника связана с учетом требований и определением ответственности за прошлый экологический ущерб при смене собственника.

    До недавних    пор    страхование ответственности экоаудиторов не было обязательным.    Обязательное    страхование аудиторских рисков впервые было заложено в принятом в 2001 году законе "Об аудиторской деятельности". В тексте закона предусматривалось обязательное страхование аудиторских рисков    при    проведении обязательного    аудита. Это    довольно либеральная формулировка, поскольку в большинстве стран    мира    подлежит обязательному страхованию вся аудиторская деятельность. Правда, отсутствие в законе конкретных условий этого обязательного страхования привело к тому, что зачастую обязательное страхование для аудиторов стало фиктивным. Страхуясь на символические суммы, аудиторы фактически покупают бумажку, дающую им право на участие в обязательном аудите.

    По замыслам законодателя, страхование данного вида рисков должно быть регулятором аудиторского бизнеса. Клиент получает уверенность в возмещении убытков, полученных по вине аудитора, а аудитор - стимул не допустить этих убытков, что достигается    постоянным    повышением квалификации сотрудников аудиторской компании. Кроме того, страхование аудиторских рисков гарантирует клиента от ошибки, которую может допустить даже и очень опытный аудитор.

   Поскольку российский рынок аудиторских услуг во многом (по некоторым оценкам, на 75%) занят иностранными аудиторами,    последние    предпочитают страховать свои профессиональные риски, особенно при работе с крупными международными компаниями, у зарубежных страховщиков.

    Рынок страхования аудиторских рисков отечественных аудиторов скромен:    общее страховое    покрытие всех аудиторских компаний,    по некоторым оценкам, не превышает 50 млн. долл., а все страховые сборы - 1 млн. долл. При этом добровольно услугами страховщиков пользуется не более 70% аудиторов18. Как правило, все крупные российские аудиторы добровольно страхуют свои риски, и делали они это еще до подписания Президентом РФ упомянутого закона. Для таких компаний добровольное страхование - это не только способ управления рисками,    показатель благополучия и определенного статуса, но зачастую и обязательное требование к ним при участии в тендерах на аудит.

   При своих малых размерах, рынок страхования аудиторских рисков приносит страховым компаниям сверхприбыли: аудиторы, клиенты которых пострадали    из-за    их непрофессионализма, как правило, стремятся урегулировать все вопросы до обращения к страховщику.

   Поэтому случаи выплат по договорам страхования аудиторов единичны.

   Установленное    статьей    13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"    страхование    риска
ответственности по договору является одним из видов имущественного страхования и в силу пункта 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ допускается только в случаях, предусмотренных федеральным    законом.
Объектом такого страхования    являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), являющегося должником, связанные с обязанностью последнего в    порядке,
установленном    гражданским законодательством, по возмещению убытков, уплате неустойки кредитору в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) застрахованным обязательства, в том числе договорного обязательства. Однако следует отметить, что ни в каких нормативных актах не оговариваются условия страхования.

    Стоимость страхования определяется исходя из конкретных обстоятельств страхования и зависит от таких факторов как:
страховая сумма;
размер франшизы (доля участия аудиторской организации в возмещении ущерба);
объем аудиторских услуг, виды работ; количество и опыт аудиторов.

   В сумму страхового возмещения могут включаться: ущерб, причиненный аудируемому лицу вследствие ошибки или упущения аудитора; суммы штрафных санкций наложенных на аудируемое лицо вследствие допущенных ошибок; необходимые    и целесообразные расходы по предварительному выяснению обстоятельств страховых случаев и степени виновности страхователя, а также по внесудебной защите интересов страхователя; расходы по    ведению судебных (арбитражных) дел по страховым случаям.

    Следует различать страхование гражданской ответственности аудиторов при проведении    аудиторской деятельности и страхования риска    ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг. Страхование риска ответственности за нарушение    договора следует понимать буквально.    Ответственность страхователя (аудиторской организации) за нарушение договора - это ответственность за нарушение договорных    обязательств, а она может, в частности, выражаться:
в возмещении убытков, причиненных кредитору неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 393 ГК РФ); в уплате неустойки (ст. 394 ГК РФ); в уплате процентов на сумму удержанных денежных средств (ст. 395 ГК РФ).

   При этом должник несет ответственность, как правило, при наличии вины (умысла или неосторожности) (ст. 401 ГК РФ). Поэтому законодательство допускает страхование ответственности за нарушение договора только в особых случаях, имея в виду, что должник должен самостоятельно нести имущественную ответственность за нарушение договорных обязательств. Это означает, что получить страховую защиту за нарушение договора можно только в случаях, предусмотренных законом, а не по желанию должника. Соответственно страхование, предусмотренное ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности» должно осуществляться с учетом норм, предусмотренных главами 23 и 25 и ст. 932 ГК РФ (как в добровольной, так и в обязательной формах).

    При этом ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ» и п. 3 ст. 936 ГК РФ, определяют, что в законе, устанавливающем конкретное страхование риска ответственности за нарушение договора, должны присутствовать порядок и условия проведения страхования, перечень рисков, которые должны быть указаны в договоре страхования. В ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности» порядок, условия, перечень рисков отсутствуют. Решение этих вопросов возможно через принятие соответствующего закона или, с помощью внесения соответствующих изменений в ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности». Что касается, страхования экоаудигоров (экоаудиторских организаций), специальные правила страхования, которые обеспечат страховщикам соблюдение    всех    законодательных формальностей при проведении страхования экоаудиторов могут быть рассмотрены в законе «Об экологическом аудировании».

   Следует рассмотреть аудиторские проверки, осуществляемые по решению органов государственной власти.Поручение аудиторской организации о проведении аудиторской проверки вправе дать: орган дознания и следователь (при наличии санкции прокурора), прокурор, суд или арбитражный суд при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела, дела, подведомственного арбитражному суду.

    Заключение аудитора (аудиторской организации) по результатам проверки приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Механизм реализации данного положения, таким образом, базируется на принципе аналогии аудита и экспертизы, назначаемой по решению судов. Введение этой аналогии позволяет использовать нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ о назначении и порядке проведения экспертиз (в перечисленных кодексах отсутствуют нормы, регулирующие назначение и порядок проведения аудиторских проверок).

  Например,    Арбитражным процессуальным кодексом РФ установлено: назначение экспертизы (ст. 82), порядок проведения экспертизы (ст. 83), юридическое значение заключения эксперта (ст. 86). Кодекс допускает возможность несогласия арбитражного суда с заключением эксперта. В этом случае по ходатайству лица, уча¬ствующего в деле, арбитражный суд может назначить повторную экспертизу, поручив ее проведение другому эксперту (ст. 87).

   Сумма, подлежащая выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, входит в состав судебных расходов (ст.ст. 106, 107.).

   Сумму, подлежащую    выплате экспертам, “вносит на депозитный счет арбитражного суда вперед лицо, участвующее в деле, заявившее соответствующую просьбу”. Если просьба исходит от обеих сторон, требуемые суммы вносятся ими в равных частях. Если дополнительная экспертиза назначается по инициативе суда, подлежащие выплате суммы уплачиваются эксперту судом с депозитного счет. Эти суммы изыскиваются с лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 110 с зачислением на депозитный счет суда.

   Распределение между    лицами, участвующими в деле, судебных расходов определено ст. 110. Гражданским    процессуальным кодексом РФ установлены порядок назначения экспертов, определение круга вопросов эксперту, порядок проведения    экспертизы (ст.ст. 79, 84), обязанности и права эксперта (ст. 85), требования к заключению эксперта (ст. 86).

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика