Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты - 2
Научные статьи
04.10.12 12:43
Оглавление
Экологические аудиторские правоотношения и их субъекты
1
2
Все страницы
Сумма, подлежащая    выплате  экспертам, отнесена к судебным издержкам (ст. 94) и вносится вперед стороной, заявившей соответствующую просьбу (ст. 96). Если просьба заявлена обеими сторонами, либо вызов экспертов производится по инициативе суда, то требуемая сумма вносится сторонами поровну (ст. 96). Стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98).

    Рассматривая вопрос о порядке назначения экологического аудита судами и перечисленными выше лицами, следует обратить внимание на общие нормы, закрепленные упомянутыми выше кодексами:
-    назначение экспертов осуществляется судами по просьбе одной (или обеих) сторон, либо по инициативе суда;
-    каждое лицо, участвующее в деле, вправе предоставить суду вопросы, которые должны быть разъяснены экспертом;
-    окончательно круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом;  
-    порядок оплаты услуг экспертов достаточно четко определен процессуальными кодексами.

   Очевидно, что суды и иные полномочные лица в данном случае выступают как инициаторы (но не заказчики) экологического аудита.

   Государственные    унитарные предприятия    субъектов    Российской Федерации, федеральные государственные унитарные    предприятия,    финансовые показатели    которых не    соответствуют указанным в постановлении Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха” от 04.05.99    г. №    96-ФЗ установил, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного возду ха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (ст.27 ч.2).

    Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (о государственном геологическом контроле), главному государственному инспектору Российской    Федерации по    геологическому контролю и его заместителям, старшему государственному инспектору РФ по геологическому контролю, главным их заместителям и старшим государственным инспекторам по геологическому контролю на соответствующих территориях, предоставлено право “привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки де¬ятельности пользователей недр” (п. 11).

    Принимая во внимание требование п. 4 постановления и учитывая цели и объекты экологической экспертизы (ст. 11,12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”), достаточно уверенно можно полагать, что объектом    дополнительной (независимой) экспертизы может быть, на¬пример,    экологическое    обоснование
деятельности (связанной с обращением с отходами, природоохранными работами на территориях    (акваториях)    природных и хозяйственных объектов, рекультивацией и санацией этих территорий), либо иной вид намечаемой деятельности в области охраны окружающей среды.

   Основанием для отказа в выдаче шцензии является, в частности, отрицательное экспертное    заключение,    установившее соответствие экологическим требованиям и условиям экологической безопасности (п. 10 Постановления). Сроки принятия решения о выдаче лицензий в случае проведения экологического аудита и юридическая значимость заключения экологического аудитора постановлением не определены.

    Например, в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции” и утверждения “Положения о государственной регистрации основного технологического    оборудования    для
производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции” Г оскомэкологии России (исх. от 16.04.99 г. № 02-13/ 16-193; от 01.06.99    г. № 13-1-25/720 разъяснил, что определение соответствия экологическим требованиям действующих производств осуществляется    путем    проведения экологического аудита.

   Установленное    статьей    13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"    страхование    риска
ответственности по договору является одним из видов имущественного страхования и в силу пункта 1 статьи 932 Гражданского кодекса РФ допускается только в случаях, предусмотренных    федеральным    законом.

   Объектом такого    страхования    являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованного лица), являющегося должником, связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном    гражданским законодательством, по возмещению убытков, уплате неустойки кредитору в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) застрахованным обязательства, в том числе договорного обязательства. Однако следует отметить, что ни в каких нормативных актах не оговариваются условия страхования.

    Следует различать страхование гражданской ответственности аудиторов при проведении аудиторской деятельности и страхования риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг.

   Ст. 3 Закона «Об организации страхового дела в РФ» и п. 3 ст. 936 ГК РФ, определяют, что в законе, устанавливающем конкретное страхование риска ответственности за нарушение договора, должны присутствовать порядок и условия проведения страхования, перечень рисков, которые должны быть указаны в договоре страхования. В ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности порядок, условия, перечень рисков отсутствуют. Решение этих вопросов возможно через принятие соответствующего закона или, с помощью внесения соответствующих изменений в ст. 13 Закона «Об аудиторской деятельности». Что касается, страхования экоаудиторов (экоаудиторских организаций), специальные правила страхования, которые обеспечат страховщикам соблюдение всех законодательных формальностей при проведении страхования экоаудигоров могут быть рассмотрены в законе «Об экологическом аудировании».

    Можно предложить следующий порядок заключения и прекращения договора страхования ответственности экоаудиторов (экоаудиторских организаций).

    Страхование    ответственности экоаудиторов и экоаудиторских организаций осуществляется на основании договора, заключаемого на основании законодательства РФ между страховщиком и страхователем в пользу аудируемого лица, имущественным интересам которого может быть причинен ущерб при проведении аудита. Рассматриваемый договор заключается со страховщиком, имеющим лицензию на осуществление данного вида страхования в письменной форме путем выдачи страхового полиса. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.

   Если иное не предусмотрено договором    обязательного страхования ответственности    экоаудиторов    и
экоаудиторских организаций, то он вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента уплаты страхователем страховой премии, а при уплате ее в рассрочку - первого страхового взноса.

    Аудиторским правоотношениям, как и иным правоотношениям, присуще наличие следующих элементов:
1.    Норма права, которой необходимо руководствоваться при решении вопросов аудита. В связи с тем, что аудиторская деятельность отнесена к предпринимательской деятельности, она регулируется, прежде всего, нормами гражданского права. Специальное законодательство об аудите отсутствует.
2.    Субъекты права, т.е. участники аудиторских правоотношений:    государство (органы трех ветвей власти — законода¬тельной, исполнительной, судебной); аудиторы, в том числе аудиторские организации иностранные и созданные совмес¬тно с иностранными физическими юридическими лицами и/или юридически лица.

   Государство выполняет регулятивные правоохранительные функции в процесс организации и осуществления аудиторско деятельности. Как показано ниже, оргаз. государственной власти нспосредственн участвуют в этой деятельности в качеств инициаторов или заказчиков, или потребител результатов экоаудита конкретног предприятия.

    Аудиторы — исполнители аудит осуществляют свою деятельность либо ка организации — в любой организационн правовой форме, кроме открытог акционерного общества, Либо как физически лица, зарегистрированные в качеств предпринимателей.

    Предприятие как субъект права - участник аудиторских правоотношений може быть заказчиком аудита, естественно, i потребителем его результата. При это аудируемый объект (как это показано в Глав 1) — участник деятельности в экосфере осуществляющий хозяйственную, оборонную или иной вид деятельности.

3.    Объект права — индивидуальное» определенное предприятие, с одной стороны—    обособленный имущественный комплекс используемый для осуществления хо зяйственной, оборонной и иных видо) деятельности, с другой стороны — предмет аудита. Напомним, что в состав предприята как имущественного комплекса входят вс( виды имущества, предназначенные для еп деятельности, включая земельные участки права пользования иными природным; объектами, долги (финансовые обязательства) его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права, если иное ж предусмотрено законом или договором.
4.    Содержание аудиторских правоотношений, т е. права и обязанности участников, осуществляющих аудиторскую деятельность в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради достижения которой складываются данные аудиторские правоотношения. При этом учитываются особенности и субъектов, и объектов данных отношений.

   По функциональному назначению аудиторские правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

    Регулятивные    правоотношения, урегулированные нормами гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права аудиторские отношения (возни- евразийский юридический журнал кающие в процессе аудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности). Они проявляются в совершении участниками правоотношений позитивных (положительных) действий.

    Правоохранительные аудиторские отношения, обусловлены отклонением в поведении участника аудиторских отношений от нормы закона. Правоохранительные аудиторские отношения, возникают по поводу правоотношений,    когда    наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства. В принципе, названные отношения могут складываться при угрозе наступления нарушения. Обратим внимание на то, что под правонарушением может пониматься правонарушение норм об аудиторской деятельности, допущенное участниками аудиторской деятельности, а также (что принципиально), законодательства о безопасности, охране окружающей среды, обеспечения    экобезопасности    при осуществлении предприятием хозяйственной, оборонной и иных видов деятельности.

    Аудиторские правонарушения могут быть материальными, возникающими на основании норм материального права, и процессуальными — на основании процессуальных норм.

    Материальные правовые нормы — устанавливают существенные права и обязанности участников аудиторских правоотношений. Соответствующие этим нормам аудиторские отношения    признаются материальными.

   Процессуальные нормы устанавливают порядок организации аудита, обжалования аудиторских заключений или решений государственных    органов    по поводу проведения аудита, процедуру рассмотрения споров и т.д. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

    Аудиторские    правоотношения образуют группу    довольно    специфических общественных отношений, складывающихся по поводу проверки и засвидетельствования соответствия деятельности аудируемого предприятия нормам, правилам и требованиям законодательства о безопасности, охране окружающей среды,    защите    населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также положениям природоохранной политики предприятия.

  Основным    методом    регулирования аудиторских отношений является гражданско-правовой метод регулирования отношений, основанный на равенстве их участников, предполагающий их автономию и имущественную самостоятельность.

   Гражданское законодательство не применяется к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, а также к любым другим неимущественным отношениям, построенным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

    Наиболее    широкой автономией обладают    граждане-предприниматели, хозяйственные общества и товарищества. Значительно ограничена автономия воли и имущественная    самостоятельность государственного    или муниципального унитарного предприятия, существенно урезаны эти признаки у государственного либо муниципального учреждения или казенного предприятия.

   Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

   Участниками    аудиторских правоотношений являются    органы государственной власти    Российской Федерации, аудиторские    организации, (граждане — аудиторы) и аудируемые экономические субъекты.

    В отличие от Временных правил Законом об аудите четко определяется понятие "аудитор". Им является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным    уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность: в качестве работника аудиторской организации; в качестве лица,    привлекаемого
аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора; в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

     Гражданский кодекс РФ определяет, что правила, установленные гражданским  законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных лиц, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (учрежденных по законам иностранного государства). Тем самым за иностранцами закреплен безусловный национальный режим. Национальный режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц.

    Необходимо иметь в виду, что к государственной экологической экспертизе объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую (или) иную охраняемую законом тайну, привлекать иностранных граждан запрещено (ст. 7, ч. 2 Федерального    закона “Об экологической экспертизе”).

   С нашей точки зрения, аудиторские организации не должны находиться в государственной или муниципальной собственности или смешанной форме собственности    с участием государства или   муниципалитетов, так как в противном случае не обеспечивается независимость и вневедомственность аудиторских организаций.

   На сегодняшний день, избежать такой ситуации возможно, например, ограничив перечень клиентов такой аудиторской организации. Пункт 5 статьи 12 Закона «Об аудиторской деятельности» в отношении организаций,
имеющих общих с этой аудиторской организацией    учредителей (участников) исключает    участие государственного аудиторского предприятия в аудиторских проверках    других государственных предприятий с тем же учредителем. На сегодняшний день, возможны различные "обходные" пути. Например, государственное аудиторское    предприятие    проверяет муниципальные предприятия.

   Эти    рассуждения    не кажутся полностью теоретическими, если учесть опыт организации    аудита государственных предприятий в    ряде регионов    страны, где региональные органы исполнительной власти и до введения    Закона «Об    аудиторской деятельности» пытались обеспечить жесткое регулирование доступа независимых, частных аудиторских организаций на этот рынок путем реализации различных схем аккредитации. Особо отметим отсутствие для государственных, муниципальных аудиторских предприятий каких-либо ограничений на право работы с негосударственными клиентами. В качестве примера можно привести приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Данный приказ, регламентирует деятельность    подведомственного Министерству экологии и природных ресурсов РТ государственного унитарного предприятия «Татэкосервис», где    среди    прочего, указывается такой вид деятельности, как проведение экологического аудирования, в том числе экологического аудита хозяйствующих субъектов, связанного с утилизацией различных видов отходов.

На наш взгляд сложившаяся ситуация в дальнейшем может    создать    угрозу становлению принципа независимости, как основного элемента аудиторской профессии.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика