Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Обеспечение конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан). Частный детектив Донецк
Научные статьи
16.10.12 13:09

вернуться

  
ЕврАзЮж № 9 (52) 2012
Конституционное право
Кулешов А.Н.
Обеспечение конституционного права граждан на предпринимательскую деятельность на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан)
В статье освещен вопрос о своеобразии реализации конституционных норм по гарантиям
прав субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации, которое заключается в двухуровневом (федерация регион) правовом регулировании этой сферы и в трехуровневой его реализации (федеральный центр – регион муниципальное образование).

Детективное агентство «Частный детектив Донецк». Наши сотрудники детективного агентства обладают большим опытом в сфере оказания сыскных услуг. Детективное агентство, вся подробная информация на сайте http://www.detective-donetsk.com

 


Важнейшей конституционной гарантией права на предпринимательскую деятельность являются нормы, закрепляющие определенные типы и режимы правового регулирования предпринимательской деятельности, правовой статус предпринимателя – его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, гарантии предпринимательской деятельности, основания и пределы ее ограничения. Этим конституционным нор-мам в Российской Федерации в полной мере должно соответствовать законодательство обоих уровней – федеральное и региональное – и его практическая трехуровневая реали-зация (федеральный центр – регион – муниципальное образование).

    Оба уровня законодательства должны характеризовать: приоритетная роль закона, отвечающего требованиям конституционности; достаточность законодательно подтвержденных юридических механизмов и средств стимулирования развития предпринимательства; качественная законодательная основа правового статуса малого и среднего предпринимательства; согласованный, системно-упорядоченный (систематизированный) характер норм; дерегулирование экономического законодательства и др.

   Особенности осуществления права на предпринимательскую деятельность заключаются в том, что оно, с одной стороны, предполагает проявление частной инициативы граждан и их организаций, их материальные и иные ресурсы, а с другой – предполагает активную деятельность государства по созданию наиболее благоприятных правовых и экономических условий для реализации этой инициативы. Первоочередная обязанность всех ветвей власти по вертикали и горизонтали – создавать такие условия, при которых была бы максимально обеспечена свобода экономической деятельности, возможность для осуществления предпринимательства.

    На сегодняшний день в России, в развитие конституционных норм о предпринимательской деятельности, создана солидная правовая база, одной из важнейших гарантий обеспечения права на предпринимательство которой является федеральное законодательство России.

  Наряду с Конституцией Российской Федерации это:
– Гражданский кодекс Российской Федерации (части I–IV), федеральные законы: «О развитии малого и среднего предпринимательства», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О защите конкуренции», «О рынке ценных бумаг»  и ряд др.
– Указы Президента Российской Федерации «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», «О первоочередных мерах по госдарственной поддержке малого  предпринимательства в Российской Федерации», «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
– Постановления Правительства, приказы министерств и ведомств Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и средне-го предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», «О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений» и др.

    Правовыми источниками поддержки и развития предпринимательства на региональном уровне в России, наряду с федеральными нормативно-правовыми актами, вы-ступают конституции (уставы) субъектов федерации, законы Российской Федерации, указы первых руководителей регионов, постановления и решения региональных органов законодательной и исполнительной власти. 

   Рассмотрим региональную нормативно-правовую базу обеспечения предпринимательской деятельности на примере Республики Башкортостан. В республике вопросы предпринимательства регулируют следующие нормативно-правовые акты:
– Конституция Республики Башкортостан, в ст. 8 которой сказано, что в республике признаются и обеспечиваются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. А в ст. 55 констатируется, что в республике гарантировано право частной собственности. Статьи 39 и 40 содержат нормы о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной федеральным законом экономической деятельности, труд свободен, а потому каждый в Республике Башкортостан имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.  Кроме того, «…каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы».

   – Договоры Республики Башкортостан с Федеральным центром: Федеративный До-говор 1992 г. о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе с Приложением к нему от Республики Башкортостан, Договор 1994 г. о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами вла-сти Российской Федерации и органами власти Республики Башкортостан.  Их заключение способствовало развитию предпринимательства в республике ускоренными темпами.

   – Законы Республики Башкортостан: «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан», «О регулировании отдельных вопросов отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

   – Указы Президента республики, постановления высших органов региональной за-конодательной и исполнительной власти Башкортостана:
– указы Президента Республики Башкортостан от 26 января 1998 года № УП-33 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан» и от 14 апреля 1998 года, № УП-203 «О мерах по поддержке и дальнейшему развитию малого предпринимательства в Республике Башкортостан»; постановления Правительства РБ от 28 сентября 1999 года № 310 «О мерах по формированию механизма взаимодействия субъектов малого предпринимательства с крупными и сред-ними предприятиями», от 29 ноября 2001 года № 303 «О поддержке и содействии развитию малого предпринимательства в Республике Башкортостан»; от 17 июля 2006 года № 202 «О Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006–2010 годы», от 29 февраля 2008 года № 52 «Об утверждении Порядка создания и деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан» (с последующими изменениями), от 12 января 2009 года № 6 «О мерах по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан», от 2 июня 2009 года № 198 «О микрофинансировании субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан»; от 8 февраля 2010 года № 35 «Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для получения кредита по минимальной процентной ставке и о внесении изменений в Порядок формирования и использования гарантийного фонда для предоставления поручительств по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»,  и ряд других.

   При этом следует обратить внимание на то факт, что большинство нормативно-правовых источников, касающих поддержки предпринимательства, были приняты в последнее время – 2009–2012 гг.

   Какими же правами обладают органы региональной власти в отношении субъектов предпринимательства и каковы пределы их компетенции?

    В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», к полномочиям органов государственной власти республики по вопросам развития предпринимательства относятся:
 1) участие в осуществлении государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
 2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
 3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
 4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
 5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;
 6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджета Республики Башкортостан;
 7) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
 8) сотрудничество с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств по вопросам развития мало-го и среднего предпринимательства;
 9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;
 10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан и обеспечение ее деятельности;
 11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
 12) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти Республики Башкортостан.

    Во исполнение данных законодательных норм вопросам развития предпринимательства уделяется постоянное пристальное внимание со стороны высших органов власти республики. Так, например, 13 января 2011 г. состоялось заседание Комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Государственного Собрания – Курултая РБ, где была заслушана информация о ходе исполнения Закона Рес-публики Башкортостан от 28 декабря 2007 года № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». Здесь же был заслушан доклад председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму А.И. Халилова, который представил вниманию депутатов информацию об исполнении данного Закона, отметив положительные и отрицательные моменты в его реализации.

   В июле 2012 г. в Доме Правительства Республики Башкортостан состоялось заседание круглого стола на тему: «Кадровое обеспечение эффективной деятельности малого и среднего предпринимательства».  В его работе приняли участие Президент РБ Р.З. Хами-тов, Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С.И. Борисов, члены Правительства и руководители министерств и ведомств РБ, руководители высших и средних учебных заведений г. Уфы, представители бизнес-сообщества республики. Президент РБ Р.З. Хамитов в своем выступлении определил основные приоритеты дальнейшего развития бизнеса в Башкортостане: развитие инновационного предпринимательства, формирование кластеров вокруг круп-ных предприятий региона, широкое внедрение аутсорсинга. По его мнению, вокруг предприятий-гигантов, как пчелы возле улья, должны группироваться субъекты малого и среднего бизнеса.

    В ходе обмена мнениями участники заседания высказали много различных точек зрения на проблемы правового обеспечения предпринимательства, заявили о необходимости формирования предпринимательства как производственной, инновационной среды, оно остро нуждается сегодня в грамотных специалистах, которые были бы способны успешно продвигать свои инновационные разработки на рынке, стали бы генераторами идей, специалистами новой формации. Подводя итоги круглого стола, участниками был выделен ряд основополагающих моментов для развития экономики республики – создание новых рабочих мест, бизнес-карт, формирование бизнес-среды, оказание поддержки организациям, способствующим реализации предпринимательских инициатив, прямой диалог власти и инициативной молодежи и т.д.

   Таким образом, анализ проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне позволил нам придти к выводу о том, что правовая среда для осуществления предпринимательской деятельности, которая должна содержать нормы практического воплощения конституционных норм о предпринимателях и предпринимательстве, пока  остается недостаточно полной и благоприятной. Двухуровневое правовое регулирование в данной сфере одновременно характеризуется как избыточностью, так и противоречивостью, отсутствувием эффективных механизмов и средств охраны и защиты прав предпринимателей, что в особенности касается представителей малого и среднего бизнеса. Законодательство в предпринимательском секторе экономики не гармонизировано с точки зрения обеспечения баланса публичных и частных интересов. Предметом особого внимания остается проблема гарантий, в особенности публично-правового обеспечения права на предпринимательство. При этом особую актуальность представляет проблема обеспечения данного права государственными центральными, региональными и муниципальными институтами власти и управления.

    Анализ сложившейся ситуации в деле развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан позволяет нам прийти к выводу о том, что государственная поддержка предпринимательства с каждым годом возрастает, а вопросы развития предпринимательской деятельности являются одними из приоритетных в деятельности и находятся под постоянным контролем Президента республики, Государственного Собрания – Курултая РБ и Правительства Башкортостана.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика