Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Общая характеристика преступлений коррупционной направленности в России
Научные статьи
17.10.12 10:25

вернуться

  
ЕврАзЮж № 9 (52) 2012
Уголовное право и криминология
Коломийченко Е.В., Зеленцов А.А.
Общая характеристика преступлений коррупционной направленности в России
В данной статье выделяются основные тенденции в динамике преступлений коррупционной направленности в России.

  Прежде чем ответить на вопрос куда выгодно вложить деньги, рассмотрим различные способы вложения средств и оценим их примерную доходность. Куда выгодно вложить деньги, вся подробная информация на сайте http://zoloto-inet.ru 
    Исследуя правовую характеристику коррупционных преступлений, можно отметить, что она должна не только способствовать уяснению сущности и правовой природы, но и иметь практическое значение. Правовая природа вреда от коррупционных преступлений заключается в посягательстве на жизненно важные для развития общества социальные ценности. Как толковали классики науки, нет ничего более практичного, чем хорошая теория, особенно в том случае, когда теоретические выводы становятся основанием для деятельности в противодействии преступлений коррупционной направленности.

   Как показывают исследования «Transparency International», в Индексе Восприятия Коррупции в 2011 году Россия набрала 2,4 балла и заняла 143 место из 183 возможных. Индекс ранжирует 183 страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. При его составлении использовались данные 17 опросов, оценивающих такие факторы, как исполнение антикоррупционных законов, доступ к информации и конфликты интересов.

    Основываясь на научных исследованиях, проводимых в данной области, термин «коррупционное преступление» можно определить следующим образом: коррупционное преступление – это корыстное ненасильственное преступление, связанное с незаконным использованием должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

    Исходя из данного определения, выделяют следующие основные признаки коррупционного преступления:
– это всегда корыстное преступление. Оно совершается с целью получения выгоды имущественного характера посредством приобретения вещей, включая деньги и ценные бумаги, иного имущества, имущественных прав, в том числе прав на интеллектуальную собственность, работ и услуг и иных выгод имущественного характера;
– оно не является насильственным преступлением, оно не связано с причинением или угрозой причинения вреда жизни или здоровью человека;
– всегда основано на противоправном использовании должностного (служебного) положения или особого статуса физического лица, позволяющего оказывать влияние на проведение каких-либо общественных мероприятий.

   Кроме основных существуют и дополнительные признаки:
– коррупционное преступление может посягать как на отношения, которые возникают в сфере реализации государственной или муниципальной власти, то есть основанные на власти-подчинении, так и на отношения, складывающиеся в процессе хозяйственного и иного взаимодействия участников гражданского оборота, где предполагается равенство субъектов таких отношений (например, п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ);
– коррупционное преступление совершается всегда с прямым умыслом. Преступник осознает общественно опасный характер своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления.

   В научной юридической литературе предлагается все коррупционные преступления разделить на две группы: публичные и непубличные коррупционные преступления.

К первой группе отнесены:
-    злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
-    получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ);
-    воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенное с подкупом (п. «а» ч. 2 ст. 141 УК РФ);
-    превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Во вторую группу включены:
-    подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ);
-    злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ);
-    превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ);
-    коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

     Как отметил в своем выступлении Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, в 2011 году хотя и принимались масштабные антикоррупционные меры как на федеральном, так и на региональном уровнях, коррупция и злоупотребления встречались во всех областях государственной деятельности, в которых распределялись финансовые или иные материальные ресурсы. При этом в 2011 году продолжилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Всего правоохранительными органами были выявлены 37831 (почти на 7 % меньше, чем в 2010 году) таких преступлений. В том числе 6947 (–10,3 %) фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), 4005 (–6,1 %) – дач взяток (ст. 291 УК РФ) и 1397 (–11,0 %) – коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Уменьшение числа выявленных преступлений коррупционной направленности связано не с уменьшением уровня коррупции в стране, а с «недостаточно результативной работой правоохранительных органов». Проводившаяся в 2011 году реформа МВД «объективно сказалась на раскрываемости» подобных преступлений. В прошедшем году прокурорам из следственных подразделений правоохранительных органов для утверждения обвинительных заключений поступило 921 уголовное дело коррупционной направленности – меньше, чем в 2010 году (12317). Доля же уголовных дел, направленных прокурорами в суды, уменьшилась с 92,9 % (11455 дел) в 2010 году до 90,5 % (10794 дела) в 2011 году. Возросло число дел, возвращенных прокурорами на дополнительное расследование либо на устранение недостатков (с 812 в 2010 году до 1065 в 2011 году). 

     Исследователи различают «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую и законом, и обществом) коррупцию. Российская коррупция все больше и больше «светлеет», т.е. становится повседневной, обычной.  На бытовом уровне коррупция воспринимается как привычное и общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства, а взятка стала гарантией успешного разрешения практически любого вопроса.

   По данным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в январе–декабре 2011 года выявлены 28 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), в том числе 967 – совершенных в крупном или особо крупном размере, 226 – совершенных группой лиц, 9 – совершенных в составе организованной группы.

  Возбуждены уголовные дела в отношении 9 тыс. лиц, совершивших преступления данной категории.

    Зарегистрированы 5,7 тыс. преступлений по фактам получения взятки (ст. 290 УК РФ), в том числе 174 – совершенных в крупном или особо крупном размере, 99 – групповых преступлений, 9 – совершенных в составе организованной группы.

    Против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ) выявлены всего 2,6 тыс. преступлений, в том числе 16 – совершенных группой лиц и 19 – совершенных в составе организованной группы.
Зарегистрированы 1,3 тыс. преступлений по фактам коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), в том числе на 13 – совершенных группой лиц и 19 – совершенных в составе организованной группы.

   Анализ статистических данных по Российской Федерации свидетельствует, что количество преступлений коррупционной направленности в большинстве территориальных органов МВД России снижается.

    Перейдем к рассмотрению количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Республике Башкортостан, которое показывает, что основная масса составов коррупционных преступлений в республике имеет явно выраженную тенденцию роста и, прежде всего, по таким составам коррупционных преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), служебный подлог (ст. 292 УК РФ).




    2010–2011 годы характеризовались сокращением численности личного состава, развитием специализированных подразделений по противодействию коррупции в ключевых правоохранительных органах России: прокуратуре, Федеральной службе безопасности и МВД, что не могло не повлиять на количество выявленных правонарушений коррупционного характера.

    За 2011 год средний размер взяток по выявленным преступлениям по РБ составляет 32,7 тыс. рублей. По России средний размер взяток составил 30 тыс. рублей. Средний размер взяток и коммерческого подкупа – 227 тыс. рублей, по России – 300 тыс. рублей.

    Между тем, по мнению экспертов Верховного Суда Российской Федерации, взятка по-прежнему остается наиболее распространенным наказуемым видом коррупционных преступлений. За 9 месяцев 2011 г. выявлены 9660 преступлений, квалифицированных как взяточничество, что составляет 5,2 % от общего количества преступлений экономической направленности. Выявлены 4140 лиц, уголовные дела о которых направлены в суд.
Преступления коррупционной направленности характеризуются высокой степенью латентности в связи с наличием небольшого объема официально зарегистрированных данной группы преступлений. По мнению экспертов, уровень латентности коррупционных преступлений может колебаться от 50 до 95 %.

   По некоторым экспертным оценкам отечественных специалистов, выявление коррупционных преступлений, в первую очередь взяточничества, составляет всего 1–2 % от фактического числа совершенных деяний. Во многом это обусловлено тем, что коррупция обладает достаточно высокой степенью латентности, поскольку имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Поэтому принимая во внимание характерную особенность коррупции, а также учитывая современное состояние действующего российского законодательства, по ряду причин не способствующего реальной оценке ее объемов, следует задуматься о том, насколько будет велик объем сведений о преступных коррупционных проявлениях, которые не будут включены в официальную уголовно-правовую статистику, от которой напрямую зависит принятие адекватных государственных мер по борьбе с коррупционной преступностью, в том числе и в целях удержания ее на социально терпимом уровне.

  К сожалению, можно заявлять о том, что коррупция несет угрозу безопасности и успешному развитию страны и общества в целом.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика