Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формы реализации общественного мнения в системе современного государственного управления
Научные статьи
17.10.12 11:04


вернуться



ЕврАзЮж № 9 (52) 2012
Право и политика
Халиков М.И., Гимаев И.З.
Формы реализации общественного мнения в системе современного государственного управления
В статье рассматриваются основные формы релизации общественого мнения в системе
государственного управления.


В современных условиях общественное мнение выступает как проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом.

    Анализ нормативных и поведенческих аспектов общественного мнения выявил, что взаимодействие общества и государственной власти принимает позитивную (одобрение режима посредством выражения общественного мнения) или негативную форму отношений (выражение несогласия с принятыми решениями, законами или их последствиями). Государственный режим находится в равновесии, когда получает позитивную реакцию со стороны граждан, а действия государственной власти мотивированы их поддержкой. Политическое равновесие – это отношение между действиями политической системы и граждан. При достижении оптимального баланса между предложением политических элит и соответствующей реакцией граждан обеспечивается легитимизация режима. Равновесие может служить и признаком «вынужденного принятия» власти, когда граждане повинуются режиму, но внутренне отказывают ему в нормативном одобрении.

    Власть возникает из ролевой неоднородности людей и сводится к системе преимуществ, предоставляющих дополнительные свободы, дающих право одним влиять на самоутверждение других. Любая власть нацелена на то, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения стремиться к стабильности и противодействию деструкции. Здесь изначально определяется конфликт между субъектом и объектом власти. Субъект нацелен на наращивание и продление властных полномочий и господства, а объект требует увеличения свобод, благосостояния и стремится к независимости и достатку. Если общественность (народные массы) перестают санкционировать власть или же сама власть дискредитирует себя перед лицом общественности, она утрачивает основу для своего существования. Равновесие позиций субъекта и объекта власти строится на умении органов государственной власти быстро реагировать на запросы, нужды и чаяния населения, что ведет к предотвращению политических и государственных катаклизмов. Если взаимодействие власти и населения строится на основании легитимности и легальности, тогда достигается необходимое для общества равновесие между жизненными устремлениями народа и властью. Характер отношений субъекта и объекта управленческой государственной деятельности определяет положение, значимость и актуальность общественного мнения как фактора повышения эффективности государственного управления.

    Рассмотрим консервативно-олигархическую и либеральную концепции реализации общественного мнения в принятии управленческих решений. Первая стремится к минимизации влияния общественного мнения на деятельность органов государственной власти, представители второго направления предполагают наличие оптимального механизма интегрирования общественного мнения в процессы выработки и реализации государственных решений.

    Сторонники олигархической демократии считают общественное мнение незначимым институтом демократического общества, поскольку оно несет черты невежественности, нестабильности и противоречий.  Если мнение большинства членов общества будет прямо представлено в системе государственного управления, создается угроза стабильности социальной системы. Функции общественного мнения в данной модели сводятся к оценке политики представительной власти. Именно политическая элита выражает интересы большинства, а общественное мнение плохо информировано и раздробленно. Демократия, при которой большинство членов общества принимают решение по любому вопросу, ведет к разложению управления государством. При этом общественное мнение признается способом формирования власти с опорой на механизм народного представительства.

    Для представителей либерального подхода общественное мнение – выражение гласа народа, объединенного равенством статуса, общей историей. Общественное мнение способно к компетентным стабильным ответственным оценкам, поэтому является полноправной составляющей политического процесса. Ограниченное политическое представительство непродуктивно. Необходима такая система правления, в которой исключаются различного рода искусственные цензы, ограничения для участия в выражении мнений в политической сфере посредством голосования. При этом последователи либерального подхода все же ограничивают компетентность общественного мнения в управленческой и государственно-правовой сферах, аргументируя это тем, что существуют политические проблемы, которые недопустимо решать посредством апелляции к общественному мнению. 

    На наш взгляд, общественное мнение должно выполнять главную функцию контроля государственной власти, в то время как власть должна быть ориентирована на признание силы и авторитета общественного мнения. Необходимым условием воздействия общественного мнения на власть выступает определенный уровень развития гражданского общества. При господстве регламентации, бюрократизации, когда у граждан отсутствует возможность выражать политические взгляды и предпочтения, организовываться в сообщества, в условиях отсутствия свободы слова и гласности, независимости СМИ, функционирование гражданской составляющей политической системы невозможно. Общественное мнение при политическом режиме данного типа деполитизировано, оно отсутствует как политический институт. В гражданском обществе, где человеку гарантированы права волеизъявления, функционирование социальной системы предполагает осуществление политического действия посредством участия в нем населения. В обществе такого типа общественное мнение предстает политически зрелым, способным с помощью предусматриваемых механизмов воздействовать на власть.

    В ходе исследования и анализа современной литературы, законодательных, нормативно-правовых актов выявлены следующие формы реализации общественного мнения в системе современного государственного управления:

    1. Независимые выборы – институт прямого народовластия, право граждан участвовать в управлении делами государства посредством выборов. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что «высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».  Отмечается, что свободные равные прямые и всеобщие выборы лежат в основе нормального функционирования любого демократического общества.

   Именно такие выборы обеспечивают легитимность как представительных органов власти, так и высших выборных должностных лиц государства либо его регионов. Есть еще одно требование к демократическим выборам – они должны быть справедливыми: ни один из участников выборов не должен находиться в неравном положении с другими, а результат выборов должен максимально полно и точно отражать существующую в обществе палитру политических сил и движений (агентов). Именно массовый характер выборного процесса, массовое волеизъявление граждан и служит залогом честности, легитимности и состоятельности выборов. Исследование современного состояния законодательства в России указывает на значительные изменения в избирательном праве. В целях укрепления вертикали власти, соответствия требованиям демократических стандартов и эффективного противодействия террористической угрозе отменены прямые выборы глав регионов, депутатов одномандатных кругов, увеличен порог прохождения партий в Государственную Думу, отменены минимальный порог явки избирателей, графы «против всех» и досрочное голосование. Эти действия, имеющие законодательный характер, несомненно, ведут к снижению электоральной активности общества,  к абсентеизму. Ужесточение выборного законодательства, условий реализации как активных, так и пассивных избирательных прав граждан, установление административных барьеров, президентских «фильтров» ведет к ухудшению условий выражения общественного мнения, волеизъявления социальных групп и общностей.

    2. Народная правотворческая инициатива как форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством выдвижения гражданином либо группой граждан, обладающих активным избирательным правом, обязательного для рассмотрения проекта законодательного или иного нормативного акта.

    В настоящее время народовластие представляет собой не столько совокупность форм и методов участия граждан в правотворческом процессе, сколько комплекс стратегий вовлечения населения в управление государством. Правотворческая инициатива позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения. В современной России правотворческая инициатива – маловостребованное  политическое право граждан. Проблемой является то, что возможность внесения жителями правотворческих инициатив предусмотрена лишь в небольшом числе субъектов Российской Федерации. В результате рассматриваемое право не выступает равно гарантированным условием выражения общественного мнения для граждан России, проживающих на различных территориях.

  3. Независимые средства массовой информации, обеспечивающие право свободно выражать свое мнение.

     В идеале в обществе с рыночной экономикой, свободой слова и плюралистической демократией (а именно такой мы хотим видеть Россию) СМИ, как мощное орудие власти, должны быть рассредоточены среди различных политических сил, здесь должна быть налажена та же система сдержек и противовесов, что и в механизме государственной власти, чтобы обеспечить контроль общества и над СМИ, и над политическими силами, в чьих руках они находятся. В условиях современной российской действительности основным (если не единственным) участником медийно-информационного пространства по-прежнему остается  государство, от действий которого зависит доступность, массовость, значимость и объективность информации. Именно государство устанавливает правила, принимает законодательные акты, регламентирующие деятельность СМИ, выдает лицензии или иную разрешительную документацию, выделяет частоты, осуществляет контроль и надзор за деятельностью СМИ. Отсутствие конкуренции, наличие цензуры или государственного контроля, административное давление «обезличивают» СМИ, порождают недоверие к официальным источникам информации, не способствуют полному широкому выражению мнения различных групп общественности, ведут к формированию альтернативных источников формирования общественного мнения (интернет-ресурсы, социальные сети, блоги).

    4. Проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.), является важным элементом народовластия, формой участия граждан в государственном управлении, формой выражения общественного мнения.

    Тем не менее, право на выражение общественного мнения в форме коллективных массовых собраний и митингов, закрепленное законодательством, является лишь реверансом власти в сторону общественности. В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях существуют и активно применяются законодательные и нормативные акты, ограничивающие свободу собраний и манифестаций.

   При недостаточности или отсутствии других действенных механизмов выражения общественного мнения демонстрации, митинги, шествия являются реальным способом обращения населения к представителям государственной власти. Анализ событий, последовавших за выборами 4 декабря 2011 года и 4 марта 2012 года, свидетельствует, что к подобным акциям все чаще прибегают граждане, объединенные не в какие-либо общественные или политические организации, а объединенные общим недовольством.

    Анализ представленных форм реализации общественного мнения показал, что все они закреплены и регламентируются действующим законодательством. Остается открытым вопрос их применения на практике в условиях современной России, готовность общественности воспользоваться данными формами для осуществления своих прав. Не декларативная, а истинная реализация всех форм проявления общественного мнения будет способствовать развитию современного государственного управления.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика