Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Субъекты, осуществляющие предоставление прав на земельные участки в городе Москве
Научные статьи
01.11.12 08:36

вернуться

  
Муниципальное право
Д.Л. Мальцев
Субъекты, осуществляющие предоставление прав на земельные участки в городе Москве

      Отношения по предоставлению прав на земельные участки характеризуются наличием двух субъектов — во-первых, это лицо, осуществляющее предоставление права на земельный участок, и, во-вторых, лицо, приобретающее право на этот участок.

   Поскольку, в порядке предоставления могут приобретаться права только на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следовательно, лицом, осуществляющим предоставление, всегда будет выступать публично-правовое образование, осуществляющее распоряжение предоставляемым земельным участком.

    Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач — региональных и местных, связанных с имущественными отношениями.

    Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации1 устанавливает, что публично-правовые образования наряду с гражданами и юридическими лицами являются субъектами гражданского права с правосубъектностью, аналогичной правосубъектности юридических лиц (ст. 2).

    Конституцией РФ провозглашено равенство различных форм собственности на землю, среди которых особое место занимает государственная собственность на землю. Земельный кодекс Российской Федерации2 в ст. 1 и 16 провозгласил необходимость «разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность)...».

     С 1 июля 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-Ф33 изменился подход законодателя к вопросу разграничения государственной собственности на землю. Теперь «законодатель отказался от идеи всеобъемлющего разграничения государственной собственности на землю и закрепил дуализм публичной земельной собственности, при котором одна часть земель будет иметь конкретного собственника — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а другая часть будет находиться в неразграниченной бессубъектной государственной собственности».

   Статьи 9, 10 и 11 ЗК РФ, устанавливают, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

    Законодательство города Москвы, регулирующее земельные отношения изначально не предусматривало существование муниципальной собственности на землю в городе Москве. На основании ст. 5 утратившего силу с 06.01.2008 г. Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. «О землепользовании и застройке в городе Москве»  земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежали разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы, с учетом столичного статуса города Москвы. Данная норма была введена в соответствии с действовавшей тогда редакцией п. 4 ст. 19 ЗК РФ (утратила силу с 01.07.2006), согласно которой, в городе Москве земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются.

   Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). На основании п. 1 ст. 16 ЗК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

    Особую практическую значимость имеет решение вопроса о полномочиях органов государственной власти города Москвы по распоряжению земельными участками, отнесенными к федеральной собственности. Казалось бы, вопросов возникать не должно, поскольку действующее законодательство четко устанавливает, что правомочие распоряжения принадлежит собственнику. Тем не менее, правовое регулирование распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной собственности имеет свои особенности.

    В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР , правом на предоставление всех земельных участков из состава земель населенных пунктов, независимо от уровня собственности и целевого назначения земель обладали местные администрации.

   Согласно п. 4 ст. 51 Закона РФ от 05.03.1992 № 2449-1 «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации» , правом на предоставление земельных участков, под объектами, имеющими федеральное и межрегиональное значение обладали краевые, областные администрации.

   С принятием Земельного кодекса РФ, вопрос об органах, имеющих право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, был решен в пункте 10. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» , согласно которому распоряжение земельными  участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе федерального значения Москве осуществляется органами исполнительной власти города Москвы, если законами города Москвы не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы.

    До принятия постановления Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»9, на федеральном уровне не было издано ни одного акта, которым бы полномочия по распоряжению федеральными землями передавались федеральным органам власти, т.е. всеми землями в пределах границ города Москвы распоряжалась Московская городская администрация.

    Наиболее распространенным видом права на землю в Москве являлась и является аренда. По общему правилу, правом сдавать федеральные земельные участки в аренду обладает Российская Федерация, в лице уполномоченных органов. Но ст. 608 ГК РФ установлено, что арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Московская городская администрация была уполномочена специальным законом — ст. 28 ЗК РСФСР, и обладала правом распоряжения всеми землями в пределах границ города.

    Более того, нормы специальных законов10, определяющие земельные участки, относящиеся к федеральной собственности, не содержали каких-либо изъятий или ограничений применительно к полномочиям местных администраций по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности.

     Нельзя не согласиться, что предположение об отсутствии полномочий у органов исполнительной власти Москвы по распоряжению земельными участками федеральных учреждений с неизбежностью ставит вопрос о недействительности всех документов о праве на землю, оформленных за период времени с 1991 года по 2002 год11. Думается, что гарантией действительности всех оформленных земельно-правовых отношений, в том числе основанных на договорах аренды, должна стать норма п. 2 ст. 422 ГК РФ, согласно которой, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

   Таким образом, следует отметить, что в настоящее время в городе Москве органы исполнительной власти города осуществляют распоряжение всеми земельными участками, на которые право собственности РФ не зарегистрировано в установленном законом порядке.

    От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, исходя из ст. 125 ГК РФ, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

  Порядок предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован Главой 5 ЗК РФ. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

    Субъектный состав органов власти, осуществляющих предоставление земельных участков в городе Москве, имеет свои особенности. Исходя из ст. 29 ЗК РФ, с учетом положений п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, полномочиями по предоставлению земельных участков в городе Москве осуществляют исполнительные органы государственной власти Российской Федерации и города Москвы. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности на территории города Москвы.

     В федеральном законодательстве отсутствует указание на уполномоченный орган, принимающий решения о предоставлении земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации. В литературе было вы¬сказано мнение о том, что ГК РФ остановился на полпути в определении статуса государства как субъекта права собственности. Так, неясно, кто осуществляет предоставление федеральных земель, кто выступает их продавцом, кто несет бремя содержания собственности и т.д.  В равной мере это относится и к действующему ЗК РФ. Земельное законодательство определяет только те органы, которые имеют право распоряжаться земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности. Однако после разграничения потребуется все же определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение федеральной земельной собственностью. И если в законодательстве города Москвы указаны конкретные исполнительные органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, то применительно к Российской Федерации этот вопрос остается открытым.

    Предоставление земельного участка является сложным правоотношением. Круг лиц при предоставлении земельного участка, заключению договора аренды земельного участка, его регистрации — различен. Сложна и структура государственных органов, участвующих в выработке решений и заключении договоров.

    Законом г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве»  в п. 2 ст. 4 установлено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти города Москвы.

    Система органов исполнительной власти города Москвы устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Перечень органов исполнительной власти города Москвы определен Указом Мэра Москвы от 19.07.2007 № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» . Согласно ст. 5 Устава города Москвы , высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы является Правительство Москвы. Исполнительными органами государственной власти города Москвы являются Правительство Москвы, отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.

    Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Территориальными органами исполнительной власти являются префектуры административных округов города Москвы, возглавляемые префектами, и управы районов, возглавляемые главами управ районов города Москвы.

    В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы» , Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений, инспекций, префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы.

    Исходя из ст. 11 указанного Закона Правительство Москвы решает вопросы приватизации собственности города Москвы и осуществляет управление в области земельных отношений. Основные полномочия Правительства Москвы в сфере градостроительства и землепользования определены в ст. 13 того же Закона. Однако, Закон г. Москвы от 20.12.2006 № 65 нигде не упоминает о полномочиях Правительства Москвы в сфере распоряжения земельными участками. Согласно ст. 10, Правительство Москвы определяет полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти. Как установлено ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48, передача органам исполнительной власти города Москвы полномочий по управлению и распоряжению земельными участками осуществляется Правительством Москвы.

   В настоящее время на территории города Москвы основные полномочия по распоряжению земельными участками осуществляют префекты административных округов. Правовой статус префектуры регулируется Положением о префектуре административного округа города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 № 981-ПП . Префектура осуществляет в пределах своих полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа.

     В области строительства, землепользования и охраны окружающей среды, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура:
1.    На основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также принимает решение по их изъятию;
2.    В порядке, установленном Правительством Москвы, принимает решение о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на территории административного округа;
3.    Участвует в подготовке проектов договоров купли-продажи земельного участка или иной установленной законом сделки, предусматривающей возмездный или безвозмездный переход права собственности на земельные участки;
4.    Проводит в пределах своей компетенции окружные конкурсы и аукционы по предоставлению в аренду земельных участков и подбору инвесторов на строительство и реконструкцию объектов на территории административного округа;
5.    Создает и возглавляет работу Окружной конкурсной комиссии по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов и соответствующие рабочие группы Окружной комиссии по объектам своей компетенции, в соответствии с предоставленными полномочиями подписывает от имени Правительства Москвы инвестиционные контракты и дополнительные соглашения к ним, протоколы предварительного распределения нежилой площади и акты о результатах реализации инвестиционных контрактов;
6.    Согласовывает предоставление земельных участков под строительство всех объектов, находящихся на территории административного округа, в том числе под размещение и реконструкцию линий и объектов всех видов внеуличного и наземного, городского и магистрального транспорта, улично-дорожной сети, сооружений транспортной инфраструктуры и автосервиса; сети и объектов связи.

   Как видно, полномочия префектуры, установленные указанным Положением достаточно абстрактны и неточны, из них невозможно выделить полномочия в сфере предоставления земельных участков. В городе Москве в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, полностью раскрывающий компетенцию органов исполнительной власти по предоставлению земельных участков, не определяются указанные полномочия и в положениях, определяющих статус органов власти. Все полномочия исполнительных органов по предоставлению земель в городе определены в разрозненных, принятых еще в начале проведения земельной реформы нормативно-правовых актах.

   Первым документом, определяющим лиц, осуществляющих предоставление земельных участков в городе Москве стало распоряжение вице — мэра Москвы от 31.01.1992 № 51-РВМ «О порядке предоставления и изъятия земель в г. Москве» , утвердившее Временное положение о порядке предоставления и изъятия земель в г. Москве.

   В соответствии с п. 3 указанного Положения, предоставление земельных участков в собственность, владение, пользование оформлялось постановлениями Правительства Москвы — по объектам республиканского, межрегионального, городского значения, для строительства новых и расширения (реконструкции) действующих объектов и постановлениями префектур — по объектам развития инфраструктуры административных округов — по согласованию с территориальными органами правительства Москвы. На основании постановления (распоряжения) правительства Москвы о предоставлении участка в собственность, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование землей, Москомзем осуществлял оформление и выдачу Государственного акта, а в случае предоставления земельного участка в долгосрочное, краткосрочное, временное пользование — заключал договор аренды.

   Постановление правительства Москвы от 31.03.1992 № 174а «О ходе реализации мероприятий по земельной реформе в г. Москве», действующее по настоящее время, утвердило основополагающие принципы разграничения полномочий по вопросам регулирования землепользования, предоставления и изъятия земельных участков между правительством Москвы и администрациями округов. В соответствии с Приложением № 2 к указанному постановлению, Правительство Москвы принимает решение о предоставлении и изъятии земельных участков, проведении всех видов строительства, реконструкции, капитального ремонта (кроме жилых домов) зданий в пределах следующих территорий:
1.1.    Основные улицы и площади с застройкой, формирующей фронт улиц и ансамбли площадей;
1.2.    Территории размещения объектов государственного управления Российской Федерации и г. Москвы, объектов специального назначения международных комплексов;
1.3.    Территории промышленно — производственных зон, подлежащих ликвидации или предусмотренных к реконструкции с изменением функций;
1.4.    Территории общегородских транспортных сооружений (железнодорожных вокзалов и станций, станций и депо метрополитена, аэровокзалов и междугородных автобусных станций);
1.5.    Территории головных объектов инженерного оборудования города;
1.6.    Территории существующих и перспективных технических зон инженерных и транспортных коммуникаций, зон красных линий;
1.7.    Охранные зоны объектов природного комплекса города, водоохранные зоны, памятники природы, ландшафтной и парковой архитектуры;
1.8.    Охранные зоны памятников архитектуры;
1.9.    Территории, обеспечивающие городскую программу массового муниципального жилищного строительства;
1.10.    Территории, находящиеся в исключительном ведении Правительства г. Москвы.
Решения о предоставлении и изъятии земельных участков, проведении всех видов строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений на территориях, за исключением вышеперечисленных принимают префекты административных округов.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ»  было издано распоряжение мэра Москвы от 5 сентября 1994 года № 430-РМ «О прекращении предоставления земельных участков на праве временного пользования»22, согласно которому на территории города было прекращено предоставление земельных участков на праве временного пользования, а предоставление участков для пользования, исключающего долгосрочный характер и переоформление ранее заключенных договоров временного пользования стало производиться только на условиях краткосрочной аренды сроком до 5 лет.

   Важнейшее значение для определения компетенции органов власти города Москвы при предоставлении земельных участков имеет постановление Правительства Москвы от 25.01.1994 № 77 «О ходе работ по регистрации землепользователей и обеспечению взимания платы за землю» ., которым был введен в действие регламент подготовки и оформления распоряжений префектов административных округов по установлению прав на землю в процессе регистрации землепользователей. Указанное постановление передало префектам все полномочия по распоряжению земельными участками, которые фактически используются гражданами и юридическими лицами, в том числе правообладателями (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды) зданий, строений и сооружений.

    Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют компетенцию Правительства Москвы и префектов административных округов по предоставлению земельных участков до на¬стоящего времени.

    Наиболее четко урегулированы полномочия органов исполнительной власти города по предоставлению земельных участков в частную собственность. Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 № 431-ПП  в пунктах 5 и 6 установлена компетенция органов исполнительной власти, осуществляющих предоставление земельных участков в собственность на территории города Москвы:
Префекты административных округов города Москвы принимают решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу города Москвы, на основании заявлений:
1.    Граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров.
2.    Граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся части нежилого здания (помещения в нем), расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тысяч квадратных метров и все помещения в здании находятся в частной собственности.
3.    Граждан, обладающих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно¬го наследуемого владения.

   Последнее положение в настоящий момент уже не соответствует федеральному законодательству, поскольку в силу Федерального закона от 30.06.2006 года № 93-ФЗ , в указанном случае принятия решения о предоставлении в собственность таких земельных участков более не требуется.

    В остальных случаях, решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность принимаются Правительством Москвы. Решение о предоставлении в собственность юридическому лицу земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимается Правительством Москвы.

     Процесс предоставления прав на земельные участки включает в себя не только принятие решения о предоставлении земельного участка. В зависимости от установленного законодательством порядка предоставления земель, в юридических состав предоставления земель в городе Москве могут входить не только
такие юридические факты, как ненормативные акты органов исполнительной власти города, но также и такие факты, как сделки с земельными участками. С самого начала проведения земельной реформы в городе Москве, функции по предоставлению земельных участков и по совершению сделок с ними были разграничены между различными органами. Так, от имени Московской городской администрации и на основании ее распорядительных актов, все сделки с земельными участками в городе Москве совершал Московский земельный комитет.

     Согласно п. 7 распоряжения Мэра Москвы от 17.03.1993 № 162-РМ «Об основных принципах и порядке перерегистрации землепользователей на территории города Москвы», на Москомзем были возложены функции по подготовке проектов постановлений Правительства Москвы (по объектам общегородского значения) и распоряжений префектов (по объектам окружного значения), с последующим оформлением Госакта или договора аренды земельного участка.

    Правовой статус Московского земельного комитета был закреплен в Положении о Московском земельном комитете, утвержденным совместным распоряжением мэра Москвы и Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и земле¬устройству от 07.10.96 № 371/1-РМ-1-30/1967 . Основной функцией Москомзема являлось оформление, выдача и хранение правоустанавливающих документов на землю на основании распорядительных актов Московской городской администрации.

    Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2004 г. № 51-ПП «О переименовании Московского земельного комитета»  Москомзем переименован в Департамент земельных ресурсов города Москвы, положение о котором утверждено постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 949-ПП.

     Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее — Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    Одной из задач Департамента является осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Москвы в целях повышения эффективности их использования для реализации задач социально-экономического развития города Москвы.

    Департамент утверждает проекты границ, формирует земельные участки и принимает решение об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

     Департамент выступает арендодателем, а также заключает договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и выполняет функции уполномоченного органа исполнительной власти при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющимся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений.

    Департамент земельных ресурсов заключает договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, соглашения об ограниченном пользовании земельными участками и оформляет решения органов исполнительной власти города Москвы о резервировании земель для государственных нужд и утверждении проектов границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

    Одной из важнейших функций Департамента является подготовка проектов правовых актов префектов административных округов и Правительства Москвы о предоставлении земельных участков.

    Кроме того, как и раньше, Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих  и иных документов на землю.

     Таким образом, компетенция исполнительных органов государственной власти города Москвы по предоставлению земельных участков на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования и аренды в настоящее время определяется подзаконными нормативно-правовыми актами города Москвы, принятыми в разное время и явно нуждающимися в приведении их в соответствие с федеральным законодательством. Их количество и несогласованность между собой, очевидно, не способствует формированию эффективного механизма по обеспечению предоставления прав на земельные участки.

    Следует отметить некоторые неточности в рассматриваемом Положении. Прежде всего, Департамент выдает и хранит правоустанавливающие документы на земельные участки — распорядительные акты и договоры. Правоудостоверяющими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки, которые выдают федеральные органы власти. В ряде случаев, правоустанавливающий документ одновременно может являться правоудостоверяющим.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика