Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Развитие нормативной правовой базы областей, входящих в Центральный федеральный округ РФ, в сфере труда и занятости населения в 1993-2012 гг.
Научные статьи
20.11.12 09:36


  
ЕврАзЮж № 10 (53) 2012
Конституционное право
Прилуцкий А.В.
Развитие нормативной правовой базы областей, входящих в Центральный федеральный округ РФ, в сфере труда и занятости населения в 1993-2012 гг.
В статье рассматриваются нормативно-правовые акты субъектов, входящих в Центральный Федеральный округ РФ, в сфере труда и занятости населения, являющейся важнейшей основой формирования в России социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Проведенный автором анализ этих документов, изданных в 1993–2012 гг., позволяет не только выделить их положительные стороны и недостатки, но и понять направления в развитии региональной законодательной базы в данной сфере.


Сэндвич-панели - это особый вид строительного материала, который из-за простоты своего применения, приобретает всё большую популярность среди строителей. Сэндвич панели, вся подробная информация на сайте http://www.chermet.com   
Важной тенденцией в развитии международного права является расширение заимствования опыта законотворчества в формировании социального государства среди различных стран мирового сообщества. Немалый опыт в совершенствовании социального законодательства приобретен за последние два десятилетия в России. Это касается как федерального, так и регионального уровней нашей страны. Разностороннее рассмотрение этих юридических документов позволяет утверждать, что заложенные в них принципы и положения способны оказать помощь законотворчеству в совершенствовании законодательной базы по формированию социального государства в РФ.

   Как известно, для научного изучения характерных черт политики в одной из сфер жизни государства и общества, как правило, бывает достаточным исследовать одну из крупных территориальных единиц. Автор диссертации избрал для анализа деятельности государственных органов по формированию социального государства в РФ Центральный федеральный округ (ЦФО) - административное формирование в западной части России.
   
    Данный округ образован Указом президента РФ от 13 мая 2000 года . Он представлен областями и городом федерального значения: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

    Центр федерального округа - г. Москва. Территория округа составляет 650,7 тыс. км², то есть 3,82% от территории Российской Федерации , что приблизительно равно площади Французской Республики. Округ является крупнейшим в России по количеству населения — 37 121 812 чел. (26,16% от РФ), в том числе: городского — 29 994 175 чел., сельского — 7 127 637 человек (на 1 января 2009 года) . Также в ЦФО наибольшая доля русского населения (91,32% на 2002 год) . Это единственный федеральный округ, где нет ни одного национального субъекта федерации. Он состоит в основном из небольших, но густонаселённых областей, около половины населения проживает в Москве и Подмосковье.

  Регионы ЦФО, образующие 2 экономических района (Центральный и Центрально-Чернозёмный) — историческое ядро России. Этому макрорегиону принадлежит первенство в стране по основным фондам экономики (1/4), промышленному (свыше 1/5) и сельскохозяйственному (1/4) производству, научно-техническому потенциалу (1/2) работников науки). На долю ЦФО приходится почти третья часть в России продукции машиностроения и лёгкой промышленности, четвёртая часть — химической, пятая часть — черной металлургии, основных отраслей его индустриальной специализации. Он лидирует также по развитию производственной и рыночной инфраструктуры.

   Общая доля промышленности в ЦФО — 20% страны. Доля налогов и сборов ЦФО в федеральный бюджет составляет 45%.

   Таким образом, из вышесказанного видно, что Центральный федеральный округ является наиболее развитым в социально-экономическом отношении регионом нашей страны, а также наиболее густонаселенным в РФ, что требует от государственных органов и региональных властей глубоко продуманной социальной политики.

  В первую очередь, это касается решения проблем занятости населения.

   Положительным примером законотворчества в ЦФО в рассматриваемой нами сфере является принятый 28 июня 1995 г. Закон города Москвы – «Устав города Москвы» . Пункт 11 статьи 13 «Устава Полномочия города Москвы» предусматривает среди полномочий руководящих органов данного субъекта деятельность по развитию социальной сферы: «решение городских вопросов воспитания, здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, науки, культуры, физической культуры и спорта».

  Изучение региональных нормативно-правовых актов, принятых в ЦФО за период после принятия Конституции РФ 1993 г., позволяет сделать вывод о том, что только в Московской области по сфере занятости населения насчитывается более сотни законодательных и распорядительных документов. Например, среди основных нормативных правовых актов Московской области, действующих в сфере охраны труда (по состоянию на 01.02.2011) были приняты такие очень важные законы Московской области :
- Закон Московской области «О социальном партнерстве в Московской области» от 31 марта 1999 года № 15/99-ОЗ;
- Закон Московской области «О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 3 декабря 1999 года № 82/99-ОЗ;
- Закон Московской области «Об охране труда в Московской области» от 6 ноября 2001 года № 170/2001-ОЗ;
- Закон Московской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области» от 3 мая 2007 года №60/2007-ОЗ;
- Закон Московской области «О дополнительном финансовом обеспечении полномочий в области содействия занятости населения» от 27 июля 2007 года № 147/2007-ОЗ;
- Закон Московской области «О квотировании рабочих мест» от 25 апреля 2008 года № 53/2008-ОЗ.
Большое значение для решения вопросов трудовой занятости населения имели также постановления Правительства Московской области. Среди них такие, как :
- Постановление Правительства Московской области «Об утверждении положения о системе обучения по охране труда в Московской области» от 30.06. 2003 года № 378/23;
- Постановление Правительства Московской области «Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2010 год» от 29.01.2010 года № 48/3;
- Постановление Правительства Московской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Подготовка управленческих кадров в Московской области в 2011-2013 годах» от 06.09.2010 года № 734/42;
- Постановление Правительства Московской области «О внесении изменений в Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011 год» от 14.12.2011 года № 1553/51;
- Постановление Правительства Московской области «Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в Московской области в 2012 -2015 годах» от 27.12.2011 года № 1643/52.

    Анализ вышеуказанных документов показывает, что все они конкретно направлены на реализацию конституционного права граждан на труд и его охрану. Приведем несколько примеров. Так, в Законе Московской области от 3 декабря 1999 года № 82/99-ОЗ «О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» говорится: «Основными задачами Комиссии являются: ведение коллективных переговоров, подготовка проекта и заключение Регионального соглашения между Правительством Московской области, областными объединениями профессиональных союзов и областными объединениями работодателей Московской области (далее - Региональное соглашение), осуществление контроля за выполнением соглашения; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений; выявление и предупреждение причин возникновения конфликтных ситуаций в социально-экономической сфере; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики».

   Решению проблем трудоустройства остро нуждающихся граждан посвящено Постановление Правительства Московской области от 20.07.2011 года № 733/27 «О внесении изменений в Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Московской области, на 2011год» . В документе прямо ставится задача:
«Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

   Работодатели, участвующие в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, представляют в центры занятости по месту своего нахождения заявку на участие в мероприятии с указанием количества оснащаемых специализированных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, рабочих мест для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей и перечнем оборудования, необходимого для оснащения рабочих мест».

   О результатах этой законотворческой политики и организаторской работы по ее осуществлению соответствуют официальные данные о том, что рынок труда и занятости в Московской области составил в среднем за год: в 2006 г. трудоустроенных – 3603 тыс. чел. экономически активного населения, безработных – 108 тыс. (3%), а через 2 года – в 2008 г., соответcтвенно, 3764 тыс. и 104 тыс. безработных (2,8%); в  2010 г. – трудоустроенных – 3713 тыс., безработных - 133 тыс. (2,5%) . На 15 октября 2012 г. безработных – 20 616 чел. (0,54%) . Таким образом, в Московской области налицо тенденция последних лет по положительному решению данной очень важной проблемы.

    Во многом аналогичная деятельность осуществлялась и ведется в других областях ЦФО. Так, например, во Владимирской области в 2010 г. депутаты Законодательного Собрания провели значительную работу по подготовке, рассмотрению и утверждению нормативных правовых актов по вопросам труда и социальной защиты населения. Всего ими было принято по этим проблемам 16 законов, что составило 12,1% от общего числа принятых законов.

   В Курской области по рассматриваемым вопросам законодательно принята Программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы . Основными задачами Программы являются:
- «создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики;
- повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда;
- рост благосостояния населения, в том числе, за счет роста реальных денежных доходов населения, своевременной выплаты заработной платы, снижения уровня бедности;
- повышение уровня  заработной  платы  в отраслях реального сектора экономики  Курской области в целях обеспечения роста доходов и заработной платы населения Курской области;
- развитие материально-технической базы системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физической культуры и спорта;
    - обеспечение достойного уровня жизни нетрудоспособных граждан, пенсионеров и других социально незащищенных групп населения».

    В последние годы наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих решение проблем занятости и повышения уровня жизни населения Курской области.

    Как показывает изучение материалов областной печати, принятие антикризисных мер, возобновление реализации инвестиционных проектов позволили большинству предприятий Курской области создать условия для наращивания объемов производства и увеличения занятости работающих. И как результат - в промышленности обеспечена положительная динамика ее развития. По итогам 2010 года область вышла на 106%.

    За период с 2001 по 2010 год среднемесячные денежные доходы на душу населения и средняя заработная плата в среднем по Курской области возросли в десять раз, в реальном исчислении - в 2,6 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 39,5% в 2001 году до 11% в 2010-м (по оценке). Рост зарплаты наблюдается во всех отраслях экономики, а в отдельных - превышает уровень среднего областного значения.

   Своевременно и в полном объеме выполняются обязательства по 26-ти денежным социальным выплатам, которые финансируются из областного бюджета в соответствии с региональным законодательством. К наиболее массовым выплатам областного бюджета относятся ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда (89 тысяч чел.), труженикам тыла (около 19 тысяч чел.), реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (свыше тысячи чел.), а также ветеранам труда Курской области (около 15 тысяч чел.) . Компенсационные выплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги получают около 1,2 тыс. реабилитированных граждан, 50,4 тыс. тружеников тыла и ветеранов труда.

   Таким образом, в качестве выводов по статье можно отметить:
Во-первых, в течение периода после принятия Конституции РФ 1993 г. и по настоящее время  во всех областях, входящих в Центральный федеральный округ, сформировалась обширная нормативно-правовая база документов регионального уровня, направленных на решение проблем занятости граждан, что убедительно свидетельствует о переходе к практической деятельности по строительству в России социального государства.

   Во-вторых, анализ указанных нормативно-правовых актов показывает, что их содержание соответствует требованиям международных документов, Основного Закона нашей страны и федеральному законодательству в сфере обеспечения трудовой занятости населения.

   В-третьих, к положительным качествам этих документов следует отнести их конкретность, в том числе охват всей трудоспособной части населения, а также предусмотренность механизмов их воплощения на практике.

    В-четвертых, к недостаткам этих нормативно-правовых актов относятся: отсутствие в них положений и статей о контроле над их исполнением со стороны общественности, об ответственности должностных лиц за их неисполнение.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика