Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формирование системы кредитных учреждений в Российской Империи
Научные статьи
20.11.12 09:40



 
ЕврАзЮж № 10 (53) 2012
Финансовое право
Гулящих Н.Е.
Формирование системы кредитных учреждений в Российской Империи
В статье раскрываются особенности нормативно-правового регулирования отношений по созданию и организации основных видов кредитных учреждений, образовывавших кредитно-банковскую систему Российской империи.

В современных условиях функционирование кредитных учреждений невозможно вне системы, структурные элементы которой объединены тесными связями и общностью правового регулирования. В Российской империи происходило формирование системы кредитных учреждений, связанное с появлением новых элементов этой системы, в качестве которых выступали новые виды кредитных учреждений. Ключевую роль в данном процессе играли органы государства, направлявшие его посредством принятия соответствующих правовых норм.

   Понятием «система» обычно обозначается совокупность каких-либо элементов, относительно обособленная от иных явлений окружающей действительности и развивающаяся по определенным законам. Понятие системы предполагает, что элементы ее взаимосвязаны между собой, образуют не просто совокупность, а структурированы и объединены некоторыми взаимосвязями. В науке существует множество определений понятия «система», которые различаются в зависимости от мировоззренческой позиции автора и от того вида систем, который он исследует. В Энциклопедическом социологическом словаре система определяется как упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство . По мнению А.А. Доской и И.Л. Честнова, система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

  Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, в современной научной литературе насчитываются десятки самых различных определений понятия «система», и потому логично при исследовании системного характера права акцентировать свое внимание не на самом понятии системы, а на тех фундаментальных и универсальных признаках, которые свойственны любой системе.

   При таком подходе очевидно, что сущностными чертами любой системы являются целостность и интеграция. «Целостность фиксирует объективную форму существования явлений, т.е. существования как целого, интеграция – процесс и механизм объединения частей».

   Система кредитных учреждений – это структурированная совокупность таких учреждений, закрепленная законодательно. В России система кредитных учреждений впервые появилась в период империи, когда на волне капиталистической модернизации и развития элементов рыночной экономики потребности экономического развития привели к принятию законодательства, достаточно подробно регулировавшего создание и деятельность кредитных учреждений. Особенно ярко это проявилось во второй половине ХIХ столетия, когда бурный подъем торгово-промышленного предпринимательства, акционерного учредительства и железнодорожного строительства «вызвали невиданный спрос на капитал» . Не случайно подавляющее большинство нормативных актов, регламентировавших создание и деятельность кредитных учреждений в России, было принято именно в это время.

   Как уже отмечалось, любая система представляет собой совокупность образующих ее элементов, то есть без самих элементов не может существовать и система. Поскольку речь идет о кредитной системе, ее основным элементом является кредитная организация, или, в терминологии изучаемого периода, кредитное учреждение. В связи с этим, рассмотрим, как возникали виды кредитных учреждений в России и как они складывались в кредитно-банковскую систему. При этом отметим, что сформированной банковскую систему можно считать только на том этапе ее развития, на котором основные параметры данной системы закреплены нормативно, причем не в разрозненных актах, а в едином законе, имеющем кодифицированный характер. В Российской империи таким актом стал Устав кредитный, который вошел в Свод законов Российской империи, который был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 г. Впоследствии Свод переиздавался в 1842 г. и в 1857 г. После этого переиздавались также отдельные тома, последний раз такое издание было осуществлено в 1912 г. Законы, принимавшиеся в промежутке между новыми изданиями Свода, помещались в «Продолжениях к Своду».

    Анализ кредитного Устава дает достаточно верное представление о строении кредитной системы до-революционной России.

    Устав кредитный в редакции 1857 г. – основной нормативный акт в кредитной сфере - делил все кредитные учреждения на две большие группы: 1) государственные общие и местные, и 2) частные, учрежденные сословиями, обществами или частными лицами, но утвержденные правительством и действующие по правилам, от него данным.

    В ХYIII и первой половине ХIХ века в России существовали только государственные кредитные учреждения. Первый из них - Государственный заемный банк - возник в 1786 г. для приема вкладов и производства ссуд. Вклады принимались на срок, определяемый самими вкладчиками, по ним выплачивалось 4% годовых, а с июля 1857 г. - 3% годовых. Ссуды выдавались, главным образом, под залог недвижимых имений на срок 15 лет, 28 лет и 33 года. Минимальная ссуда составляла 1500 рублей серебром. В соответствии с Уставом банка, в качестве залога принимались помещичьи населенные имения, фабричные населенные имения, горнозаводские имения, имения, населенные обязанными крестьянами, населенные дома и фабричные строения в Санкт-Петербурге.

  Вторым являлся Государственный коммерческий банк, созданный в 1817 г. Список его операций был несколько шире, чем у Заемного банка: кроме приема вкладов и выдачи ссуд, банк приобретал бессрочные билеты Государственной комиссии погашения долгов и покупал облигации польских займов. Вклады принимались не только для обращения из процентов, как в Заемном банке, но также для трансферта (перевода), и для хранения (золото и серебро). Ссуды выдавались уже не под недвижимость, а под товары российского производства, векселя, государственные процентные бумаги и билеты. Соответственно, ссуды были, в отличие от Заемного банка, краткосрочные - от 3 до 9 месяцев.

   В экономическом плане деятельность Заемного и Коммерческого банков не была особенно успешной, что объяснялось не столько несовершенством банковского законодательства, сколько всей неудачной финансово-экономической политикой, проводившейся правительством России в 50-х годах ХIХ века.

    К концу 50-х годов девятнадцатого столетия, отмечает Ю.Л. Грузицкий, «казенные банки вошли в полосу глубокого и неразрешимого кризиса, выход из которого мог осуществиться лишь путем радикального реформирования всего комплекса кредитных отношений. Кризис, во-первых, был обусловлен начавшимся усиленным востребованием вкладов из банков. Во-вторых, предстоявшая отмена крепостного права требовала ликвидации ипотечного кредитования под залог имений с прикрепленными к ним крестьянами. В-третьих, развивавшийся капитализм диктовал принципиально новую организацию банковского дела, основанного на коммерческих началах».

   «Великие реформы» середины ХIХ столетия начались с преобразования финансово-кредитной сферы, поскольку без устойчивых финансов и эффективной системы кредита любое успешное реформирование государственных институтов представляется невозможным.

   В 1860 г. Заемный и Коммерческий банки были ликвидированы, и вместо них создан единый Государственный банк Российской империи. С этого момента именно Государственный банк, являясь центральным банковским учреждением страны, играл важную роль в обеспечении устойчивости кредитной системы и национальной валюты. От наличия или отсутствия недостатков и пробелов в правовом регулировании деятельности Государственного банка во многом зависела устойчивость всей денежно-кредитной системы государства.

   По уставу 1860 г. Государственный банк получил право осуществлять следующие операции: учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов - на хранение, на текущий счет, на обращение из процентов, выдача ссуд, покупка и продажа пятипроцентных банковых билетов и других государственных бумаг в счет доверителей, покупка и продажа государственных бумаг за свой счет.

   По уставу 1894 г. список разрешенных операций выглядел по-иному: учет векселей и других срочных обязательств, прием вкладов - денежных и на хранение, выдача ссуд и открытие кредитов, покупка и продажа векселей и других ценностей, перевод сумм и другие комиссионные операции.

    На первый взгляд, число разрешенных операций уменьшилось, но на самом деле оно только расширилось. Все прежние операции остались, только они получили более общую формулировку. Например, разрешение покупки и продажи векселей и других ценностей включает в себя покупку и в счет доверителей, и за свой счет, а под другими ценностями можно понимать и государственные ценные бумаги, и драгоценные металлы. К списку операций добавилось открытие кредитов, перевод сумм, другие комиссионные операции. В то же время, с точки зрения современного опыта банковского законодательства, желательна не общая, а более конкретная детализация в законе разрешенных банку операций.

   Следующий вид банковских учреждений, входивших в состав кредитно-банковской системы - сберегательные кассы.

  Одной из главных целей их создания и деятельности было стремление предоставить небогатым слоям населения возможность к сбережению и накоплению небольших денежных сумм, на которые начислялись проценты. Первая сберегательная касса в России возникла в 1824 г. в Риге, а первым правовым документом, регламентировавшим деятельность данных учреждений, стало Положение о крестьянских сберегательных кассах от 10 июня 1839 г. В соответствии с данным Положением, сберегательные кассы открывались для государственных крестьян в сельской местности при волостных правлениях и принимали срочные и вклады срочные и бессрочные не менее 1 рубля серебром с выплатой 4% годовых.

    Следующим законодательным документом стал Устав сберегательных касс от 30 октября 1841 г., по которому они учреждались при сохранных казнах воспитательных домов в Петербурге и Москве и приказах общественного призрения.

  Когда в начале 60-х годов ХIХ века правительство приступило к реформированию кредитно-банковской системы, был издан Устав о городских сберегательных кассах от 16 октября 1862 г., который предписывал приступить к учреждению таких касс в губернских городах, посадах и местечках, достаточно подробно определял порядок их деятельности.

  В соответствии с данным документом, учреждались городские сберегательные кассы с целью «приема небольших сумм на хранение, с приращением процентов, для доставления чрез то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от их расходов, в запас на будущие надобности».

  С 1889 г. открываются фабрично-заводские кассы, а с 1891 - почтово-телеграфные. Целью их открытия является попытка увеличения числа вкладчиков за счет рабочих и сельского населения.

   С принятием Устава 1895 г. сберегательные кассы стали называться государственными. Правительство приняло на себя обязательство по гарантии вкладов в сберкассы, а взамен превратило эти вклады в инструмент своей экономической политики.

   Принятие Устава сберегательных касс 1895г. положительно сказалось на динамике их развития. В течение 10 лет число касс выросло почти в два раза, денежные вклады и портфель процентных бумаг увеличились в 2,5 – 3 раза, счет ценных бумаг, принадлежавших вкладчикам и приобретаемый за их счет, увеличился в 9 раз.

   К 1914 г. сеть сберегательных учреждений Российской империи состояла из 1026 центральных касс с 1286 отделениями при отделениях Государственного банка, казначействах, управлениях железных дорог, а также 5964 почтово-телеграфных, 111 фабрично-заводских и 166 волостных касс.

    Помимо государственных банков, в Российской империи существовали и так называемые общественные банки - городские и сельские.

   Городские общественные банки - это кредитные учреждения, основанные на средства, предоставленные городами или пожертвованные частными лицами и создававшиеся, главным образом, для обслуживания мелких торговцев и малодостаточного городского населения. Первый такой банк в Российской империи был создан в 1788 г. в Вологде. Первоначально городские общественные банки действовали на основании своих уставов, утверждавшихся императором, но рост их числа и расширение функций вызвали необходимость издания специальных законодательных актов. Такими актами стали Положения о городских общественных банках 1857, 1862, 1912 гг.

  Одной из новых форм организации кредита, возникших в период буржуазных реформ середины ХIХ века, стали акционерные коммерческие банки. Первый такой банк - Петербургский частный - был учрежден в Российской империи в 1864 г. За период с 1869 по 1874 годы было создано 33 таких банка. К началу первой мировой войны число коммерческих банков в стране увеличилось незначительно - до 50. Это было во много раз меньше, чем, например, количество городских общественных банков. Но роль акционерных банков в экономике страны была огромной. Крупнейший из них, Азовско-Донской банк, располагал капиталом в 92,1 млн. рублей, контролировал стекольную и цементную промышленность, металлургические, текстильные, сахарные и угледобывающие предприятия, владел пароходными и железнодорожными компаниями. Не намного отставали от него Русско-Азиатский банк, Русский банк для внешней торговли и некоторые другие.  Это показывает важную роль законодательства, определявшего деятельность акционерных коммерческих банков.

    Учреждения мелкого кредита составляли третий уровень российской банковской системы. Они делились на три категории. К первой относились сельские и волостные банки, создававшиеся в соответствии с законом 25 января 1883 г. и уставом 1885 г, а также существовавшие еще до этого сельские банки удельных крестьян, вспомогательные сельские сберегательные кассы бывших государственных крестьян, гминные (волостные) судо-сберегательные кассы. Все эти учреждения состояли под надзором министерства внутренних дел. Ко второй, более значительной, категории относились существовавшие с конца 60-х годов ХIХ века ссудо-сберегательные товарищества, основанные на принципах кооперации, и состоявшие под властью министерства финансов. В третью категорию входили кредитные товарищества, которые могли создаваться в соответствии с положением 1895 г. и состояли под надзором Государственного банка.

    В 1883 г. был принят закон «О порядке учреждения сельских банков и ссудо-сберегательных касс» . В соответствии со статьей 1 министру финансов дозволялось разрешать учреждение сельских банков и ссудосберегательных касс и преобразовывать, по мере надобности, существующие вспомогательные и сберегательные кассы бывших крестьян государственных, удельного ведомства и военных поселений. В качестве источников средств для учреждения сельских банков и ссудо-сберегательных касс могли выступать пожертвования частных лиц, средства земств и сельских обществ (ст.2). Но в тех селениях, где существовали уже ссудо-сберегательные товарищества, иные учреждения мелкого кредита могли создаваться только на специальные пожертвования частных лиц. Министру финансов по согласованию с министром внутренних дел предписывалось издать правила, определяющие порядок действий, состав управления и надзора таких заведений.

   В соответствии с данным законом, в 1885 г. был утвержден Нормальный устав сельских банков. Данный подзаконный нормативный акт определял в качестве цели сельских банков предоставление крестьянам возможности получать ссуды для удовлетворения насущных потребностей хозяйства и доходы на денежные сбережения . Минимальный основной капитал банка устанавливался в 300 рублей, средства банка могли расходоваться только на выдачу ссуд. В соответствии со статьей 5, свободные средства разрешалось вносить в качестве вкладов до востребования в конторы или отделения Государственного банка или обращаться в билеты Государственного казначейства, или сдаваться на хранение в уездное казначейство. Позднее данная норма была изменена циркуляром МВД от 18 января 1897 г. №3, который предписывал все свободные средства сельских банков, за исключением сумм, необходимых для текущих оборотов, в обязательном порядке вносить в Государственный банк, или государственные сберегательные кассы, или обращать в билеты Государственного казначейства.

   Положение об учреждениях мелкого кредита было принято 1 июня 1895 г.  Его действие распространялось не на все учреждения мелкого кредита, а только на кредитные товарищества, ссудосберегательные товарищества и кассы, а также сельские, волостные и станичные банки и кассы (ст.1). Главная цель учреждений мелкого кредита, по положению, состояла в том, чтобы предоставлять населению, в том числе различным союзам, артелям и т.д., ссуды для удовлетворения хозяйственных потребностей и «помещать сбережения для приращения из процентов».  Данным учреждениям разрешалось принимать пожертвования, приобретать имущество, вступать в договорные обязательства, участвовать в судебных процессах в качестве истца или ответчика, то есть фактически они наделялись всеми правами юридического лица. При этом участники учреждений мелкого кредита несли ответственность по их обязательствам на основании круговой поруки (ст.9). Источниками средств для открытия кредитных товариществ могли служить кредиты Государственного банка, выдаваемые под ручательство участников товарищества на срок до 12 месяцев, пожертвования земских, общественных, частных учреждений и лиц. Источниками средств для открытия ссудо-сберегательных товариществ и касс служили паевые взносы членов товарищества в сумме до ста рублей.

   Таким образом, Положение 1895 г. вводило в практику новый тип мелких кредитных учреждений, ранее не известный отечественному законодательству, а именно кредитное товарищество, которое отличалось от ссудо-сберегательного товарищества отсутствием паевых взносов. Также данный законодательный акт определял права кредитных учреждений как юридических лиц, расширял круг дозволенных им операций и устанавливал правительственный надзор за их действиями.

   Еще одним структурным элементом кредитной системы Российской империи стали ломбарды.

   Первые ломбарды – ссудные казны были организованы в Москве и Санкт-Петербурге при Опекунских советах императорских Воспитательных домов. План организации ссудных казен был разработан И.А. Бецким и утвержден 20 ноября 1772 г. . Считалось, что в этот период «забота правительства в области организации кредита направлялись главным образом на устройство земельного и ломбардного».
 
   Помимо ссудных казен, в 1772 г. в ведомстве Опекунских советов были также открыты сохранные и вдовьи казны. Сохранные казны выдавали ссуды под залог недвижимых имений на срок от 1 года до 5 лет. Во вдовьи казны вносились денежные средства, которыми обеспечивались семьи в случае смерти кормильца.

   Ссудные казны в Санкт-Петербурге и Москве выдавали денежные ссуды сроком от 3 до 12 месяцев по 6 % годовых. Со дня образования ссудных казен, население страны получило возможность получить деньги за четко определенный процент и практически в любое удобное время. Однако в связи с тем, что первые ломбардные учреждения были открыты в Санкт-Петербурге и Москве, возможность получить доступный кредит имели только жители этих городов. В 1838 г. был утвержден устав первого частного коммерческого ломбарда  - «Санкт-Петербургской компании для хранения и залога движимостей и товаров». В этом же году был утвержден устав аналогичной компании в Москве. Поводом к открытию ломбардных компаний послужила отмена приема платяных закладов в ссудных казнах и выдачи под них ссуд. К тому же ссудные казны не справлялись в связи с большим объемом операцией и недостаточностью кладовых для хранения закладов. Тем самым закрывался доступ в ломбарды беднейшей части населения. Указом от 10 июня 1860 г. ссудные казны были переданы из ведения Опекунских советов в ведение Министерства финансов . С момента передачи всех дел ссудных казен в ведение Министерства финансов, контроль за их деятельностью стал осуществлять Совет Государственных кредитных установлений.

    После проведения буржуазных реформ и последовавшего за ними бурного развития экономики, правительство предоставило простор частной инициативе в организации ломбардного кредита. С этого времени начали организовываться и функционировать новые формы ломбардных учреждений – товарищества, общества для заклада движимых имуществ и частные ломбарды. В 1869 г. было открыто Московское товарищество для ссуды под заклад движимых имуществ и Общество для заклада движимых имуществ в Санкт-Петербурге, в 1871 г. – Санкт-Петербургский и Одесский частные ломбарды. Их деятельность основывалась на типовых уставах, разрабатываемых специальными комиссиями и утверждаемых министром финансов. Первые официальные частные ломбардные учреждения организовывались в крупных городах, где скапливались капиталы. В 1879 г. были изданы правила о порядке открытия и содержания ссудных касс и возврата содержателями ссудных касс залогов, в которых устанавливался порядок работы и механизм ликвидации частных ломбардов.

   В конце ХIХ в. в земствах возник еще один вид ломбардных учреждений – земские, или как они еще назывались - сельские ломбарды. Их устав также разрабатывались на основании  типового устава Вологодского городского ломбарда. Самым распространенным видом сельских ломбардов были так называемые «хлебные» ломбарды, которые выдавали ссуды под заклад зерна и других сельскохозяйственных продуктов.

   Таким образом, во второй половине ХIХ века в Российской империи сложилась система кредитных учреждений, состав которой был закреплен в Уставе кредитном как основополагающем в данной сфере законодательном акте.

   Анализ динамики становления и развития системы кредитных учреждений Российской империи показывает наличие следующих тенденций:
- наиболее активно новые виды кредитных учреждений стали возникать во время и после буржуазных реформ середины ХIХ столетия;
- создание новых видов кредитных учреждений происходило «сверху», по инициативе государства, а не снизу, по инициативе предпринимателей или народа;
- именно во второй половине ХIХ столетия совокупность кредитных учреждений приобрела характер системы, что связано и с нормативным закреплением именно структурированной системы, а не отдельных видов кредитных учреждений.

    Таким образом, во второй половине ХIХ века в Российской империи сложилась система кредитных учреждений, для которой были характерны следующие особенности:
1)система кредитных учреждений формировалась постепенно на основе различных видов нормативных актов;
2) данная система была образована государственными, общественными и частными кредитными учреждениями;
3) разные виды кредитных учреждений имели различный список разрешенных операций;
4)разные виды кредитных учреждений подвергались государственному контролю разной степени жесткости.


В принципе, открыть счет в Швейцарском банке может любое физическое или юридическое лицо. При этом следует учитывать, что сумма первоначального депозита для активации персонального счета может составлять от 100 до 500 тысяч евро или долларов США. Открыть счет в швейцарском банке вся подробная информация на сайте http://icg-seminar.com.ua


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика