Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества
Научные статьи
20.11.12 09:54



 
ЕврАзЮж № 10 (53) 2012
Образовательное право
Ишкильдина Г.Р.
Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества
Статья посвящена проблеме правовой компетентности личности – компоненту профессиональной подготовки специалиста. Рассмотрен понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, определен вектор его развития с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Обосновывается вывод, что правовые знания, умения и опыт определяют содержание правовой компетентности личности.

    Стратегия социально-экономического развития России опирается на одно из главных конкурентных преимуществ нашей страны – человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Как обозначено в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира . От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Совершенствование системы образования - важнейшая задача социально-экономического развития и один из приоритетов современной государственной политики.

Новый продукт — Desheli косметика, тоже не исключение. Без преувеличения ее можно назвать настоящим чудом и этому свидетельствует множество Дешели отзывов! Косметика дешели отзывы плохие вся подробная информация на сайте http://korolevamara.livejournal.com


   С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наука и образование представляют собой наиболее существенные гарантии национальной, региональной и международной безопасности. Одной из приоритетных задач в области образования Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. «Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения» . Модель подготовки специалистов с высшим образованием должна быть основана на применении принципов прямой и обратной связи и построена с учетом взаимодействия двух типов рынков – рынка труда и рынка образовательных услуг . Общество должно иметь возможность поддерживать образование государственным финансированием, его экономика должна быть конкурентоспособной, а для этого сейчас знания должны становиться фактором производства, «производительной силой», утилитарной ценностью. Круг замкнулся: «экономика (финансирование) → образование → научные исследования → инновации → экономика…» . Модернизация системы образования требует масштабных системных изменений образовательной среды, что позволит более эффективно вовлекать учреждения образования в процессы инновационного социально ориентированного развития. Необходимость в модернизации и реформировании образования, таким образом, возникает не по воле органов управления государством, а определяется опережающим ростом физиологических, духовных и социальных потребностей человечества, экономики и социальной сферы, является  первичной движущей силой всех социально-экономических реформ в образовании . Присоединение России к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования обозначило важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократичных обществ. Оно ускорило процесс модернизации системы высшего образования в Российской Федерации, одной из ступеней которой является введение новых образовательных стандартов, реализующих компетентностный подход, а также обозначивших стратегической целью государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

    В настоящее время назрела необходимость в качественно иной подготовке специалиста, позволяю-щей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным подходом к решению конкретных задач в сфере профессиональной деятельности. Модернизация профессионального образования на современном этапе развития характеризуется переводом со знаниевой парадигмы на уровень формирования компетенций.

   Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода: он предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

   Компетентностный подход в обучении направлен на формирование способности и готовности специалиста использовать усвоенные базовые знания, универсальные умения и способы деятельности в реальной жизни для практических задач. Реализация этого подхода в контексте реализации высшего образования позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций, и компетентности, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки, т.е. необходимый уровень профессионализма личности и его деятельности.

    Контекстуальный анализ таких понятий, как «компетенция», «компетентность» в научных (педагогических, психологических и т.д.) источниках свидетельствует, что к настоящему времени сложились различные подходы к их толкованию, что создает сложности в их систематизации, иерархической последовательности и определении родовидовых отношений. Иногда происходит взаимозаменяемость этих понятий, хотя смысловая нагрузка, по мнению А.Л. Сиротюк, у них различна . Например, профессор И.А. Зимняя устанавливает компетенцию как  совокупность знаний, правил оперирования ими и их использование . По мнению Зеера Э.Ф. компетенция - это общая способность специалиста мобилизовать и преобразовывать в профессиональной деятельности свои знания, умения и опыт в результат конкретной деятельности . Г.К. Селевко рассматривает компетенцию как образовательный результат, выражающийся в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами, в возможности справиться с поставленными задачами; такая форма сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды . В работах Шишова С., Агапова А. компетенция понимается как способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность . Нельзя не согласиться с мнением А.В. Хуторского, заключающимся в том, что компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а компетентность соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» . По мнению В.И. Байденко, Н.А. Селезнева, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Л.Н. Тарасюк, компетенция – динамическая комбина-ция характеристик (относящихся к знанию и его применению, умениям, навыкам, способностям, ценностям и личностным качествам), описывающая результаты обучения по образовательной программе, то есть то, что необходимо выпускнику вуза для эффективной профессиональной деятельности, социальной активности и личностного развития, которые он обязан освоить и продемонстрировать.

    Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти процедуру (знание и действие), подходящую для решения проблемы. Компетенции - это интеграция знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, т.е. с конкретной реальной деятельностью. Знания, умения и опыт определяют компетентность человека; способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обусловливает компетенцию образованной и профессионально успешной личности. Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников. Это то, чем должен овладеть студент в результате обучения. Это система знаний, умений, навыков и опыта деятельности. Незначительное место уделяется знаниям, преимущество отдается компетенциям и практическим требованиям. Обобщив эти определения, можно судить о компетенции как рациональном сочетании знаний и способностей, которыми обладает человек.

    Компетентность – обладание человеком соответствующими компетенциями, заданными в системе образования. Компетентность представляет собой специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия . По мнению профессора И.А. Зимней, компетентность - личностное свойство, основывающееся на знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное проявление социально-профессиональной жизнедеятельности человека в его поведении. В предлагаемой трактовке в основе компетентностного подхода лежат компетентности человека, формирование которых есть цель и результат образования. По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность - специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы, задачи,  возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности . Селевко Г.К. в работе «Компетентности и их классификация» утверждает, что компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности . Черемисина А.А. определяет компетентность как устойчивую способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания сущности выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания и опыта, имеющихся в данной области, активного овладения его лучшими достижениями, умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени, чувства ответственности за достигнутые результаты. Нельзя не согласиться с мнением и И.В. Гришина о том, что компетентность является сплавом опыта, умений и навыков . Опыт, умения, навыки (компетентность) формируются на основе знаний и способностей (компетенций). Основные разногласия ученых заключаются в различных подходах к определению интегрирующего компонента содержания понятия «компетентность». Одни таким компонентом считают знания, умения, навыки, другие – «способность и готовность личности к деятельности», третьи разделяют содержательный и процессуальный компоненты компетентности. Исходя из анализа, можно дать следующее понятие компетентности. На наш взгляд, компетентность это результат овладения компетенциями, при котором имеются в наличии и знания, и умения, и опыт, как способ выполнения профессиональной деятельности, это сформированные профессионально - значимые личностные качества, личностная характеристика индивида, отражающая его способность использовать универсальные способы деятельности, основанная на совокупности научных знаний в конкретных жизненных ситуациях.

   В результате обобщения различных подходов к определению понятий «компетенция», «компетентность» можно сделать некоторые выводы:
Во-первых, контекстуальный анализ научных источников свидетельствует, что к настоящему времени сложились различные подходы к их толкованию, что создает сложности в их систематизации, иерархической последовательности и определении родовидовых отношений.

   Во-вторых, построение образовательного процесса не может быть основано лишь на знаниевой пара-дигме, обоснованно выделяется деятельностная сущность компетентности.

  В-третьих, большинство исследователей отмечают личностную, в частности мотивационную, характеристику компетентности.

   В-четвертых, компетентность является  результатом овладения компетенциями, при котором имеются в наличии и знания, и умения, и опыт как, способ выполнения профессиональной деятельности, это сформированные профессионально-значимые личностные качества.

    В-пятых, категория правовой компетентности является малоизученной в отечественной юридической науке, что влечет неопределенность в понимании ее сущности и структуры.

   Высокая востребованность современного российского общества в правовом обеспечении всех видов деятельности, усложнение отношений между различными субъектами правоотношений стимулирует возрастание интереса к праву. Современное общество все больше осознает свою зависимость от качества правовового образования, так как уровень и система юридических знаний существенно влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Выступая в роли социального субъекта, реализуя свои права и обязанности в рамках существующей системы правоотношений, каждый субъект должен обладать правовой компетентностью. Это образует единый вектор формирования правовой компетентности в условиях профессионального обучения каждой конкретной личности, который позволяет ей одновременно быть участником социально-активной жизни, профессионально-направленной творческой деятельности и субъектом собственно-го саморазвития.

    В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности и правовой компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В., правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом:
•    обеспечение необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения и правовой действительности;
•    развитие правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и сознания, правовых чувств, познавательных и практических умений;
•    формирование научного правового мировоззрения и связанных с ним иных качеств — нравственных, эстетических и др.;
•    формирование способностей к правовому самообразованию, потребности и умений в совершенствовании правовых знаний.

   На наш взгляд, правовая компетентность - это результат овладения правовыми  компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности. Это сформированные профессионально-значимые личностные качества, личностная характеристика индивида, отражающая его способность использовать универсальные способы деятельности, основанная на совокупности правовых знаний в конкретных жизненных ситуациях.

    Формирование правовой компетентности личности невозможно без освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, умений, навыков правового характера - знаний о праве, правовых ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать, использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, а также в практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые нормы, проявлять правовую активность. Важно ввести личность в сложные правовые общественные отношения, научить с помощью права решать вопросы, возникающие в сфере различных правоотношений, сформировать правовую культуру индивида. Значение приобретения правовых знаний личностью выражается в том, что, во-первых, правовые знания, вырабатывая научное представление об источниках, характере и функциях права, влияют на формирование рационального отношения к правовым ценностям, собственному правовому поведению; во-вторых, правовые знания помогают не только осознать правовые ценности и принципы, но и раскрывают их смысл, суть и содержание, способствуя тем самым выработке у личности определенного правового мышления, формированию логического понятийного аппарата; в-третьих, знание права - это основа правового поведения личности, ее социально-правовой активности.

   Усвоение правовых знаний должно стать значимым личным достоянием и переходить в личное убеждение при полном совпадении с интересами государства и общества. Более высокой ступенью, отвечающей требованиям юридически культурного, грамотного человека, является правовая образованность, отличающаяся не только более сложной структурой знаний, но и их объемом, глубиной и степенью усвоения. Формирование правовых знаний способно в максимальной мере ускорить процесс формирования правового сознания личности и приобщения ее к общечеловеческим ценностям и правовой культуре. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований. Оно неразрывно связано с правовым поведением, является его подготовительным этапом, наполняет его смыслом, а также делает возможным правовое взаимодействие между субъектами правового процесса, правоотношений. В правосознании можно выделить две составные части этого явления: познавательную и мотивационную. К познавательной следует отнести знания о праве, интерес к правовым явлениям и убеждения. К мотивационной - потребности, ценности, чувства и установки. Правовое сознание - это особая форма духовного освоения действительности, которая может быть представлена системой идей, представлений, убеждений, теорий, чувств, взглядов, складывающихся в отношении правовой действительности в процессе ее познания и осмысления. Усвоение правовых знаний и их соотнесение с действительностью формируют у личности убеждения. Правосознание в убеждениях получает концентрированное выражение и проявляется в мышлении и поведении человека, показывающих степень его правовой зрелости. Убеждения, как устойчивое свойство личности, характеризуют органическое единство интеллектуального, эмоционального и поведенческих начал личности. Убеждения представляют собой узловую единицу мировоззрения, выражая отношение личности к миру, ее готовность применять правовые знания в качестве регулятора своего поведения. В связи с этим, формирование правовой компетентности личности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

    Именно признание права в качестве основополагающей ценности, повышение правовой компетентности граждан и формирование у них готовности к правомерному поведению являются важнейшими условиями повышения безопасности современного российского общества и социальной стабильности государства. Личность, обладающая правовой компетентностью, имеет в обществе безусловные преимущества перед другими, позволяющие ему более эффективно реализовывать намеченные жизненные цели.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика