Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые основы модернизации российской судебной системы в период новой экономической политики
Научные статьи
22.11.12 09:29


вернуться

  
ЕврАзЮж № 10 (53) 2012
Судоустройство
Суханбердиева А.Н.
Правовые основы модернизации российской судебной системы в период новой экономической политики
В статье раскрываются особенности нормативно-правового регулирования создания и развития советской судебной системы в период НЭП а. Особое внимание уделяется судебной реформе 1922 г.


      В современных условиях, когда продолжается реформирование судебной системы Российской Федерации, закономерно возрастает интерес к отечественным традициям в сфере судоустройства и судопроизводства. Те трудности и проблемы, с которыми сталкивается судебное реформирование, порождают обоснованное желание еще раз заглянуть в прошлое, изучить опыт судебных реформ, проводившихся на иных этапах развития отечественной государственности. Наиболее важной среди таких реформ была реформа 1922 г. В условиях новой экономической политики, когда страна возрождалась после изнурительной гражданской войны, когда путем проб и ошибок создавалась новая правовая система, реформирование, а точнее, создание стройной и эффективной судебной системы являлось, как и в наши дни, жизненно важной задачей.

   Любая судебная реформа проводится не изолированно от общих социальных условий. Ее успех или неудача определяются целой совокупностью факторов: экономических, политических, правовых.

  Особенности проведения судебной реформы 1922г. определялись следующими обстоятельствами:
1) в 1921 г. советское государство перешло от политики «военного коммунизма», связанной с жесткими мерами по изъятию продовольствия у крестьян и принуждению к труду, к новой экономической политике, которая ознаменовалась укреплением более либеральных начал в экономической жизни;
2) окончание гражданской войны и переход к нэпу способствовали снижению значения карательных мер, применявшихся для борьбы с «контрреволюцией»;
3) в 1922 и 1923 гг. была осуществлена масштабная кодификация советского законодательства – приняты семь кодексов, содержавших материально-правовые и процессуальные нормы;
4) 30 декабря 1922г. был создан Союз Советских Социалистических Республик.

   Таким образом, судебная реформа осуществлялась в условиях новой экономической политики, со-держание которой определялось отказом от чрезвычайных мер периода «военного коммунизма», в первую очередь, продовольственной разверстки, и означало восстановление товарно-денежных отношений. Новые отношения определяли необходимость развития гражданско-процессуального законодательства и гражданского судопроизводства.

   В этих условиях стране требовалась судебная система, которая отвечала бы следующим признакам:
- она не была бы излишне сложной и запутанной, излишне бюрократизированной;
- она имела бы элементы демократического содержания, то есть функционировала с привлечением представителей трудящихся;
- она способствовала бы укреплению режима революционной законности, сохраняя классовый характер без излишней репрессивности;
- она помогала бы правоохранительным органам успешно бороться с преступностью.

   Судебная реформа 1922 г. стала успешным комплексным преобразованием всей судебной системы, введением в правовую практику новых для советского государственного строя институтов.

    Основные аспекты судебной реформы могут быть выражены в следующих положениях:
1) реорганизация системы общих судов и революционных трибуналов;
2) создание прокуратуры;
3) создание адвокатуры;
4) создание государственного арбитража;
5) модернизация процессуального законодательства.

  Судебная реформа 1922 г. проводилась на основе сразу нескольких нормативных актов. Основным из них можно считать «Положение о судоустройстве РСФСР», которое было принято Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г. На основе данного Положения, вместо общих судов и трибуналов была создана единая система из трех звеньев: народный суд - губернский суд - Верховный суд республики.

   Народные суды учреждались в уездах и должны были рассматривать основную массу гражданских и уголовных дел. Заседали они в составе одного судьи или судьи с двумя народными заседателями.

   Губернский суд руководил народными судами, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам, а также служил кассационной инстанцией для народных судов.

   Верховный суд РСФСР, в свою очередь, выступал как первая инстанция по некоторым особо важным делам и как кассационная инстанция для губернских судов. Кроме того, Верховный суд осуществлял контроль над всеми судами республики, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики. Председатель и члены Верховного суда назначались Президиумом ВЦИК.

    Положение предусматривало, что временно сохраняются специальные суды:
а) по делам о преступлениях, угрожающих крепости и мощи красной армии, - военные трибуналы,
б) по делам об особо важных преступлениях, угрожающих транспорту, - военно-транспортные трибуналы,
в) по делам о преступлениях по нарушению Кодекса законов о труде - особые трудовые сессии народных судов,
г) по делам земельным - земельные комиссии,
д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами - состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях центральная и местные арбитражные комиссии.

  Судебная реформа сопровождалась воссозданием таких органов, существовавших в царской России, как прокуратура и адвокатура.

   В соответствии с Положением о прокурорском надзоре от 25 мая 1922 г. в стране учреждалась Государственная прокуратура РСФСР как орган надзора за соблюдением законности всеми органами власти, организациями и частными лицами. Кроме органов власти и управления, прокуратура следила за законностью действий органов дознания и ГПУ, за местами лишения свободы, выполняла функцию поддержания обвинения в суде. Прокурором республики являлся нарком юстиции, поэтому прокуратура не являлась независимой.

     Отдел Государственной прокуратуры в Наркомюсте включал в себя следующие подотделы: общего надзора, надзора за органами следствия и дознания, государственного обвинения и секретариата.

   26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Коллегии адвокатов создавались при губернских отделах юстиции для оказания юридической помощи населению, в том числе для осуществления защиты обвиняемых в суде, и функционировали под надзором губернских судов.

    В ходе судебной реформы для разрешения экономических споров была создана система государственного арбитража. В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах - промбюро и губсовнархозах.

  Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях . Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г .

   В 1922 г. Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах - промбюро и губсовнархозах.

   Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями, были созданы Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях. Положение об арбитражной комиссии СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР в 1924 г .

   Арбитражным комиссиям были подведомственны: а) имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; б) споры между государственными организациями (но не ниже губернского уровня) - при обязательном условии согласия спорящих сторон на разрешение дела в комиссиях.

    Как отмечает О.И. Филонова, «на эволюцию судоустройства существенное влияние оказал принцип «приближения суда к населению». Это проявилось в организации судебных органов на мелком административно-территориальном уровне: окружные дисциплинарные суды, окружные суды, волостные, уездные (окружные) земельные комиссии, примирительные камеры при сельских советах».

   Судебная реформа 1922 г. была связана не только с изменением системы судоустройства, но и с модернизацией судебного процесса. В 1923г. были приняты два важных нормативных акта: Уголовно-процессуальный кодекс и Гражданско-процессуальный кодекс. Принятие новых процессуальных норм в виде кодифицированных актов можно рассматривать как составную часть судебной реформы.

    Уголовно-процессуальный кодекс узаконил основные принципы уголовного судопроизводства: гласность, публичность, устное ведение процесса. В соответствии с кодексом, суд выносил решение простым большинством голосов, обжалование приговора в апелляционном порядке отменялось и допускалось только в кассационном порядке. «Принятие УПК означало четкое закрепление процессуальной формы уголовного преследования лица, обвиняемого в совершении преступления, что само по себе являлось существенной гарантией от произвола со стороны государственных органов, осуществлявших карательную политику».

   В Гражданско-процессуальном кодексе 1923г. были закреплены принципы состязательности и объективности. Суд был обязан устанавливать по любому делу объективную истину, не ограничиваясь представленными сторонами материалами и объяснениями, собирать доказательства по собственной инициативе, т.е. принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела. В то же время ст. 4 ГПК устанавливала, что «за недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства».

   Судебная реформа 1922 г., несмотря на свою значимость, не создала целостной и завершенной судеб-ной системы. Даже после ее завершения и кодификации процессуального законодательства вопрос судоустройства и судопроизводства продолжал регулироваться целым рядом различных нормативных актов: Положением о судоустройстве РСФСР, Положением о прокурорском надзоре, а также материальным и процессуальными нормами вновь принятых кодексов. В то же время, продолжали действовать многочисленные принятые ранее декреты, постановления, положения, инструкции. При этом формы процессуальной деятельности судов не были устойчивыми, они постоянно изменялись с учетом тех задач, которые государство, исходя из политической ситуации в стране, ставило перед судебными органами.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика