Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Контроль государственной стратегии обществом и органами власти
Научные статьи
22.11.12 09:33

вернуться

  
ЕврАзЮж № 10 (53) 2012
Право и политика
Бурмистров А.С.
Контроль государственной стратегии обществом и органами власти
В статье рассматриваются новые виды контроля (эффективности публичной власти, контроль стратегии) и возможность участия в них институтов гражданского общества. На примере работы Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Москвы анализируется сущность стратегического аудита и аудита эффективности. С целью унификации общих принципов организации и деятельности различных видов профессионального и общественного контроля автор предлагает разработку и принятие единого акта о контрольной деятельности.

  Порядок получения туристической визы в Грецию Греция – страна, участвующая в Шенгенском соглашении, а значит, для въезда на ее территорию необходима шенгенская виза. Виза в Грецию, вся подробная информация на сайте http://de-vis.ru   
Многонациональный народ – носитель власти и источник суверенитета в России, с помощью форм непосредственной демократии (посредством выборов и референдума) выбирает направление развития го-сударства и общества, основываясь на политических платформах инициаторов. В.В. Комарова однозначно связывает деятельность выборных органов с политической волей народа: «…выделение из своей среды представителей для выполнения функций по осуществлению государственной власти в соответствии с во-лей и интересами граждан, выраженными на выборах».

  Современное развитие российского государства и общества стоит перед решением не простой задачи о возможностях соотнесения воли народа и его работой его представителей.

  Конечно, контроль за деятельностью государственных органов со стороны народа включает в себя и инкорпорирование в государственное управление комплекса социальных норм, институтов и других социальных ценностей - общечеловеческих, исторических, национальных, этических и т.д. Безусловно, эта аксиологическая основа первична по отношению к производному контролю, выполняющему обеспечительную, стабилизирующую функцию и не может выходить за пределы, определенные обществом.

  Согласимся, в этой связи большое значение приобретают меры профилактического характера, которые, прежде всего, предусматривают развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства и совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

  Расширим рамки посредством включения народа в относительно новый для России стратегический контроль и контроль эффективности публичной власти.

   Особый и относительно новый в России  вид контроля - контроль за законностью и эффективностью публичной власти. Его  осуществляют граждане, общественные объединения, депутаты, органы и должностные лица муниципальных образований, государственные органы, в числе которых федеральные и региональные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, федеральные службы по контролю и надзору, прокуратура, суды. Таким образом, контроль может и должен осуществляться «сверху», «снизу» и «по горизонтали».

  В этой связи отметим относительно новый вид контроля - стратегический аудит и аудит эффективности, с помощью результатов которого можно оценивать эффективность деятельности органов публичной власти, прежде всего – представительной. Об этом писали В.В. Комарова , И.В. Левакин , И.П. Окулич, П.В. Павлов , и др .

   Контроль, организованный в качестве государственного, приобретает общественный авторитет и претерпевает в своем развитии своеобразную диалектику: оставаясь государственным, он становится вместе с тем и контролем общественным (народным) в высшем смысле этого слова.

   Пока эта теоретическая конструкция не достаточно реализована. Профессиональный, государственный контроль в этой сфере еще не стал общественным и народным.

   Показательным с точки зрения увеличения видов государственного контроля по предмету, может стать отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2011 году.

   Так, в рамках контроля одного из новых видов контроля - контроля эффективности проверялись:
эффективность использования бюджетных средств при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;
эффективность расходования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение деятельности государственных корпораций и фондов;
эффективность расходования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны и безопасности государства;
эффективность расходования средств федерального бюджета, направленных на развитие транспорт-ной системы Российской Федерации и обеспечение безопасности на транспорте.

   Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств,  проверяет не только законность и целевое использование средств, но и эффективность затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач.

   Аудит эффективности, помимо функции контроля, обеспечивает прозрачность деятельности органов власти, предоставляет общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах их работы. В рамках внедрения аудита эффективности в практику Счетной палаты осуществляется перестройка имеющихся форм и методов финансового контроля, внесение предложений по соответствующим изменениям действующего законодательства.

   Одним из новых видов контрольной деятельности Счетной палаты России является стратегический аудит – в 2011 -2012 годах продолжена работа по внедрению в практику Счетной палаты нового  методологического инструмента государственного финансового контроля – стратегического аудита социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны (далее – стратегический аудит).

    В работе Счетной палаты Российской Федерации стратегический аудит - это аудит государственных программ, инвестиционных и венчурных проектов; антикоррупционный аудит.

  Главной задачей стратегического аудита является комплексная оценка реализуемости проектов, про-грамм и стратегий с учетом имеющихся ресурсов и существующих рисков.

   Основная его цель – комплексная оценка возможности достижения (реализуемости) в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики с учетом оценки ресурсных возможностей (в том числе обоснованности планируемых и прогнозируемых доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также существующих рисков и ожидаемых при этом последствий.

    По итогам стратегического аудита основных направлений социально-экономического развития пяти субъектов Федерации проверяющие пришли к выводу, что на данный момент процесс стратегического планирования регионального развития не достаточно скоординирован.

  Не создан механизм реализации стратегий развития территорий за счет увязки в единое целое проектов и программ федерального, регионального и муниципального уровней. Региональные и отраслевые стратегии зачастую не согласованы друг с другом, что ведет к дублированию и неэффективному использованию средств.

  Анализ показывает, что практически все стратегические документы рассматриваемых субъектов Российской Федерации носят декларативный характер, имеют низкий уровень проработки и следующие основные недостатки:
- практически не используются современные методы прогнозирования, включая технологический форсайт;
- должным образом не проработан раздел, посвященный анализу проблем социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- не рассматривается интегральный эффект от имеющихся компетенций, потенциалов развития и конкурентных преимуществ;
- нет единой «политики целей» и межрегионального взаимодействия с соседними территориями, большинство субъектов Российской Федерации ориентировано на внутренние ресурсы и внутренний рынок, что связано не только с дифференцированным «портфелем» потенциалов развития субъектов Российской Федерации, но и с узостью подходов к стратегированию со стороны региональных администраций;
- не сформированы эффективные направления социально-экономического развития на региональном и местном уровнях, обеспечивающие переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития;
- с учетом кризисных явлений 2008-2009 годов отсутствуют корректировка существующих и разработка новых приоритетных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом и на уровне отдельных отраслей (видов экономической деятельности) и макрорайонов, а также вы-работка механизмов по достижению поставленных целей;
- в стратегических документах долгосрочного социально-экономического развития большинства из рассматриваемых субъектов Российской Федерации не указаны источники средств, объемы необходимого количества привлеченных средств и механизмы реализации стратегий (ФЦП, ВЦП, инвестиционные проекты и т.д.).

   Кроме того отмечается, что стратегии рассматриваемых субъектов Российской Федерации имеют раз-личный набор целевых индикаторов (показателей).

   Определяется специальный и новый для нас вид аудита – аудит государственных программ, инвестиционных и венчурных проектов. Примером работы контрольных органов в сфере аудита программ может стать Контрольно-счетная палата Москвы . Ею проведено соответствующее экспертно-аналитическое мероприятие проекта постановления Правительства Москвы «О внесении изменений в Государственную программу города Москвы «Информационный город (2012-2016 годы)»; Государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» на 2012-2016 гг. в новой редакции; проекта Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Жилище» в новой редакции; проекта государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» в новой редакции.

   Напрашивается вывод - определения аудита эффективности, стратегического аудита, ключевых национальных показателей развития должны получить законодательное закрепление. Однако должны быть созданы действенные механизмы и для участия институтов гражданского общества в появляющихся новых видах контроля – эффективности, стратегического аудита.

   Пожалуй, обозначенная проблема является одной из самых серьезных государственных проблем в нашей стране. Решение ее возможно только скоординированной деятельностью всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и конкретных граждан.

   Первым шагом может быть специальное единое, а не разрозненное и зачастую противоречивое законодательство. С целью унификации общих принципов организации и деятельности различных видов профессионального и общественного контроля, целесообразна разработка и принятие единого акта о контрольной деятельности.

   Целесообразно, с точки зрения автора, ускорить принятие специального закона об общественном контроле. Эти, и другие не менее актуальные вопросы в рамках выстраивания системы государственного контроля, финансового и общественного, рассматривались 14 марта 2012 года Председателем и членами Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, участниками Общего собрания (XIX Конференции) Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика