Содержание журналов

Баннер
  PERSONA GRATA


Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости





РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.



Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Баннер




Persona Grata
Интервью с Фарисом Фахразовичем ХАРИСОВЫМ, доктором педагогических наук, профессором, директором Федерального института развития образования, членом-корреспондентом РАО
.
ВЛИЯНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ПРАВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                     

    


                          Интервью взял А.С. Котов


 
    ЕврАзЮж № 3 (5) 2008

Интервью с Фарисом Фахразовичем ХАРИСОВЫМ, доктором педагогических наук, профессором, директором Федерального института развития образования, членом-корреспондентом РАО

ВЛИЯНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ПРАВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
**********************************************

—    Фарис Фахразович, прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за то, что согласились принять участие в обсуждении значения прав человека в современности в контексте 6о-летия Всеобщей декларации прав человека.

     Фарис Фахразович: — Я с удовольствием откликнулся на инициативу редакции Евразийского юридического журнала организовать обмен мнениями, посвященный такой знаменательной дате, как предстоящее 60-летие Всеобщей Декларации прав человека. Уверен, что права человека всегда занимали и продолжают занимать центральное место в организации как мирового сообщества в целом, там и отдельно взятого государства. Всеобщая декларация прав человека стала поистине поворотным событием в гуманитарной сфере. Впервые в истории человечества на международном уровне были закреплены основные права и свободы человека, и большинство государств подписались под этой Декларацией. Особую юридическую силу ее принципы приобрели, как известно, после вступления в силу в 1976 году Пакта о политических и гражданских правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года.

   Мне как человеку, всю жизнь поработавшему в системе образования хотелось бы начать с того, что именно Всеобщая Декларация прав человека первой из международных актов закрепила права человека в области образования. Право каждого на образование, бесплатность и обязательность начального и общего образования, доступность технического, профессионального и высшего образования, эти принципы, провозглашенные Декларацией, теперь лежат в основе образовательной политики во всем мире.

    Статья 26 Декларации провозглашает право каждого человека на образование. Проблема образования для современной России стоит как никогда остро, в последнее десятилетие часто приходилось слышать о понижении уровня отечественного образования, как высшего, так и общего. Тому были объективные причины: нестабильная социальная обстановка в стране, слабая поддержка со стороны государства, и, как результат, отток наиболее квалифицированных педагогических кадров из системы образования. К счастью, в начале нового тысячелетия ситуация постепенно начала выправляться в лучшую сторону, государством был объявлен курс на модернизацию в приоритетных областях деятельности: здравоохранение, обороноспособность, высокие технологии, сфера массовых коммуникаций, образование и др. Основой государственной политики в сфере образования стали Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации от 9 декабря 2004 года и Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Однако встает вопрос, не забудут ли высшие государственные мужи в погоне за повышением качества образования, улучшения инфраструктуры образовательных учреждений о тех, ради кого это все делается, о детях и молодежи, об их правах и интересах.

    Право на образование относится к сущностным правам человека и гарантируется обществом. Принципы организации образования, воплощенные в Декларации и других международно-правовых документах о правах человека, признает право на образование как одну из основ демократического государства. В соответствии с Конвенцией, образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учитывает уникальные способности и потребности каждого ребенка. Понятие качества образования в духе Декларации распространяется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и т. д. Кроме того, она предусматривает, что школы должны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водоснабжением и санитарией, с квалифицированными учителями и актуальными учебными планами. Школа должна стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком подходе к обучению учителям и учащимся необходимо взаимодействовать новыми способами с тем, чтобы опыт, приобретаемый в классе, становился подготовкой к жизни. Согласно концепции образования, преподавание должно быть процессом наставления и содействия, во время которого детей поощряют думать самостоятельно и учиться тому, как учиться. В классе должна царить обстановка демократического участия.

    Само понятие «право на образование», закрепленное, кстати, в Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как совокупность прав: на выбор образовательного учреждения; на выбор образовательной программы; на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; на уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; на бесплатное образование (в пределах, установленных законом); на обеспечение учебной литературой; на пользование фондами школьных библиотек; на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы; на получение образования в соответствии с установленными стандартами; на получение дополнительных образовательных услуг; на социально-педагогическую и психо- лого-педагогическую помощь в процессе образования.

    —    Право человека на образование, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, нашло отражение и в Конституции России. Обеспечить его — это половина дела, необходимо же еще соблюдать права лиц, участвующих в самом процессе образования. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с этим?

   Ф.Ф.: Добавлю, что в ст. 13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года также специально говорится о том, что государства признают право каждого человека на образование.

    В законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании. Данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. А, как известно, один из наиболее эффективных способов обеспечить соблюдение прав — установить четкую систему ответственности за их нарушение. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют санкции за нарушение или неисполнение законодательства Российской Федерации об образовании, отсутствуют законодательные нормы, позволяющие привлекать граждан и организации, нарушающие законодательство Российской Федерации об образовании к ответственности. В связи с этим, учитывая необходимость оперативного реагирования на нарушения, профилактики и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации об образовании, важно ответственность за нарушение законодательства об образовании установить в Кодексе об административных правонарушениях РФ и предоставить уполномоченным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, правомочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая работа по внесению изменений в законодательство уже ведется и в ближайшем будущем должна придти к логическому завершению.

    Предлагаемые изменения в КоАП РФ позволят создать необходимые эффективные правовые механизмы недопущения и (или) ликвидации нарушений обязательных требований в сфере образования, осуществлять своевременное реагирование и устранение нарушений в сфере образования, а также обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов обучающихся и иных потребителей образовательных услуг.

    Первостепенной видится так же задача и об информировании о правах человека в сфере образования. Не достаточно только обеспечивать эти права, родители и, прежде всего, сами школьники и студенты должны знать, что они вправе требовать, на что могут рассчитывать в процессе обучения. Эта задача входит в общий комплекс мер по повышению правосознания и правовой грамотности граждан нашей страны.

   —    Защита и обеспечение прав ребенка очень важная и сложная тема, особенно она актуальна в сфере образования. Какие шаги необходимо принять для того, чтобы права детей в школе реально обеспечивались?

    Ф.Ф.: В той же ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. предусматривается, что “образование должно быть направлено на полное развитие личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам”. Поэтому для создания эффективной системы обеспечения прав детей в сфере образования необходимы существенные изменения в самой образовательной системе. Одно из главных направлений реформирования системы образования —    ее демократизация. Именно это направление в развитии системы образования и следует рассматривать как основной путь обеспечения прав детей. В 90-е гг. эта идея начала воплощаться на практике, но одновременно стали обнаруживаться и проблемы демократизации системы образования. Идея демократизации связывалась с отказом от монополии государства в сфере образования и с расширением прав учащихся, педагогов, образовательных учреждений, общественности. В свою очередь расширение прав учащихся понималось как предоставление им права на выбор образовательной программы, образователь ного учреждения и на участие в управлении этим учреждением.

    Необходимо подчеркнуть взаимосвязь всех перечисленных направлений демократизации системы образования: расширение прав учащихся возможно при расширении прав педагогов, образовательных учреждений и общественности. Надо подчеркнуть и другое: ориентация на демократизацию системы образования означала курс на изменение идеологических основ образовательной системы — переход от идеологии долга к идеологии права.

    Анализ практики расширения и реализации прав детей в сфере образования, показал, что права учащихся реализуются лишь частично. Причины фактического ограничения — это недостаточная разработанность нормативной базы, отсутствие необходимых ресурсов, невысокий уровень правосознания участников образовательного процесса, слабость существующих механизмов защиты прав и интересов детей. Но есть и более общая причина того, что права детей в сфере образования реализуются в неполной мере. Дело в том, что лишь частично реализуются и права педагогов, и права образовательных учреждений, и права общественности. Совокупность этих явлений свидетельствует об ограниченно сти достигнутого уровня демократизации системы образования.

    Дальнейшее развитие процесса демократизации в сфере образования предполагает развитие взглядов на сущность этого процесса. Проблема создания системы демократического образования имеет два основных аспекта: образование для демократии и демократизацию образования. Образование для демократии включает в себя трансляцию знаний, формирование определенных навыков, воспитание ценностей, формирование опыта демократической жизни.

    Демократизация образования, с точки зрения автора, означает реализацию принципа равенства образовательных возможностей, использование эвристических возможностей идей свободного образования, при мнение демократических методов управления и демократических методов обучения.

    Образование для демократии и демократизация образования взаимосвязаны. Создание условий для реализации прав детей дает достаточный эффект в том случае, если сами дети будут знать свои права, владеть способами их реализации, с уважением относиться к правам других. Поэтому проблему демократизации системы образования надо рассматривать и как педагогическую проблему воспитания учащихся на демократических ценностях.

   —В части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что родители имеют приоритет при выборе вида образования для своих детей. Таким образом, Декларация большое значение придает и роли семьи в процессе реализации прав на образование.

    Ф.Ф.: Всеобщая декларация прав человека не противоречит, а опирается на достигнутые, например, достижения в нашей стране, где влияние семьи, прежде всего, на школьное образование всегда было значительным. В российской педагогической традиции семейному воспитанию неизменно уделялось первостепенное внимание. Непрерывный процесс передачи семейных ценностей был главным содержанием народного воспитания, которое по сути своей всегда являлось духовным диалогом детей и взрослых. Оно длилось, пока семья имела возможность участвовать в образовании детей, а школа сохраняла органическую связь с ней, и нарушалось, если школа от семьи изолировалась. Такая изоляция была прямым следствием авторитарной педагогики.

    Деформация семьи, снижение общекультурного уровня общества, что характеризует бурные 90-е годы, все это также способствовало подрыву семейных ценностей. Наметился разрыв с культурными традициями. Как справедливо отмечают многие ученые, кризис российского образования напрямую связан с нарушением связи поколений, транслируемой посредством культуры. Поэтому сегодня, когда так очевидна потребность совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, возрождение и на новой демократической основе развитие связей семьи и школы представляется важнейшей системообразующей социальной задачей.

    Решать эту задачу приходится в новых условиях. Конечно, педагоги и родители стремятся обеспечить воспитание детей в духе времени. Но в то же время на детей стали действовать факторы, осложняющие процесс позитивной социализации.

    В этих условиях усиление воспитательного потенциала семьи как социального института становится задачей особого масштаба. Указом Президента России 2008 год был объявлен Годом семьи. Правительством разработан План основных мероприятий, нацеленных на выдвижение семейных проблем в центр государственной и общественной жизни, на развертывание соответствующей долгосрочной государственной политики комплексной, системной, эффективной.

   В рамках Года семьи намечено провести актуальные исследования в области экономики, психологии, права и т.д., посвященные семье как ячейке государства и общества. Перед нами встает два рода задач. Во-первых, это необходимость возрождения базовых семейных ценностей, связанных с этнокультурной идентификацией юных граждан. Во-вторых, необходимость включения в число приоритетов образования задачи укрепления внутренней устойчивости многонационального социума, цементируемого ценностями семьи и гражданского общества. Российская семья призвана выступить консолидирующим, основополагающим фактором для всего общества.

    Другая проблема семейного воспитания связана с необходимостью постоянного соотнесения его с задачами духовной консолидации многонационального российского общества, его сплочения в согражданство. Начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте через погружение детей в атмосферу большой многонациональной семьи, увлеченной совместным познанием и творчеством, общественно полезной деятельностью. Воспитанные в такой атмосфере с малолетства, юные граждане могут стать надежной опорой многонационального общества. На это нацеливает нас Целевая ведомственная программа «Развитие воспитания в системе образования РФ (2008 — 2010 гг.)»

   Немаловажным аспектом взаимодействия семьи и школы представляется проблема сохранения здоровья обучающихся.

   —    Помимо прав в сфере образования Всеобщая декларация предъявляет и требования к его содержанию.

    Ф.Ф.: Да, и это очень важный момент. Сама Декларация определяет, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. А в Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в договорном порядке закрепляется, что “образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира”.

    Считаю, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. Это очень актуально для нашего многонационального государства. Современное российское законодательство, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, требует, чтобы содержание образования содействовало взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывало разнообразие мировоззренческих подходов, способствовало реализации права обучающихся на свободный выбор убеждений. В общественном сознании произошла переоценка роли исторических и культурных основ традиционных религий России в духовно-нравственном развитии человека и общества. Данные ценности стали фактором, активно воздействующим на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, общества в целом.

   В системе образования признается значимость изучения исторических и культурных основ традиционных религий в деле развития народных гуманистических традиций. Проблема заключается в том, каким образом это знание должно быть интегрировано в новые государственные стандарты общего образования, в каком виде, объеме и качестве знания об истории и культуре традиционных религий должны усваиваться школьниками, чтобы это служило реализации целей и задач общего образования? Ответить на эти вопросы трудно без активного привлечения педагогической науки и практики.

    —    Мы плавно перешли к проблемам образования в России. Насколько отечественное законодательство соответствует общепризнанным мировым стандартам в этой области?

    Ф.Ф.: Такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка устанавливает принцип равенства возможностей в осуществлении права на образование и выделяет основные условия реализации этого принципа: правовую доступность образования, экономическую доступность, обеспеченность обучающихся учебными материалами. Одновременно Конвенция о правах ребенка устанавливает минимальный уровень обязательного образования (начальное образование). Рассматриваемый Пакт 1966 г. требует, чтобы начальное образование было обязательным и бесплатным для всех.

  Закон РФ «Об образовании» развивает принцип равенства возможностей детей в осуществлении права на образование. В нем определяются меры по обеспечению экономической доступности образования.

    Закон РФ «Об образовании», наряду с правовыми и экономически ми гарантиями доступности образования, указанными в Конвенции о правах ребенка, предусматривает социальные и педагогические гарантии создания таких условий образовательной деятельности, которые способствовали бы физическому и духовному развитию всех обучающихся, достижению образовательных результатов, соответствующих возможностям учащихся.

   Таким образом, можно сказать, что отечественное законодательство в этой области отвечает высоким требованиям, заложенным в международных документах. Но, тем не менее, стоит отметить, что наше законодательство не должно стоять на месте, необходимость постепенного обновления — объективный фактор как развития общества и государства в целом, так и системы образования в частности.

   —    Сейчас государством запущена программа модернизации всей системы образования. Как это должно отразиться на его качестве?

    Ф.Ф.: Проблема качества образования является для нас наиболее актуальной. Безусловно, в 90-х годах прошлого века мы сделали шаг назад. Однако сейчас сфера образования для государства является приоритетным направлением развития. Как сказал Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на расширенном заседании Государственного Совета в феврале этого года, в России есть все: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование — от школы до университета — одним из лучших в мире.

    Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас Министерство образования работает над этими стандартами. Новые стандарты образования — обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования. Государственные стандарты общего образования должны определять основные требования к результатам общего образования и требования к условиям получения общего образования. Главное в новых стандартах — не процесс образования, а именно то, что должен знать ребенок после прохождения курсов.

    Проблема качества образования связана и с проблемой отдыха детей, в частности, летнего. По имеющимся официальным данным, приоритетное развитие получили отдых, оздоровление и реабилитация детей, нуждающихся в особой заботе государства (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из многодетных и неполных семей, дети беженцев и вынужденных переселенцев, дети Крайнего Севера, дети из экологически неблагоприятных районов, дети из семей погибших военнослужащих, детей безработных). В большинстве регионов действуют также лагеря или смены для одаренных детей. Подавляющее число лагерей по-прежнему остаются в государственной и муниципальной собственности. В числе основных проблем организации летнего отдыха детей и подростков — проблема финансирования. В этих условиях важное значение приобретает вопрос об использовании возможностей учреждений образования для организации отдыха детей в каникулярное время.

   Повышение качества образования в настоящее время определяется как главная задача образовательной политики. В общих чертах можно выделить следующие факторы, способствующие повышению качества образования — это, прежде всего, создание оптимальных условий: материальных, организационных, педагогических, кадровых; обновление содержания образования; инновационная организация образовательного процесса; повышение квалификации кадров; работа по сохранению и укреплению здоровья детей, усиление воспитательных воздействий на обучающихся.

    —    Фарис Фахразович, этот номер «Евразийского юридического журнала» приурочен к очередному, 51-му Ежегодному Собранию Российской ассоциации международного права. Хотелось бы Вас попросить сказать несколько слов участникам этой традиционной представительной международной конференции.

    Ф.Ф.: Поздравляю участников этого авторитетного научного форума, членов и гостей всемирно известной Российской Ассоциации международного права, персонально ее почтенного Президента, профессора Анатолия Лазаревича Колодкина, с началом работы конференции, которое в этом году посвящено 60-летию Всеобщей Декларации прав человека.

   Желаю всем участникам плодотворной работы во благо дальнейшего утверждения общечеловеческих ценностей, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, а также развития отечественной правовой науки и практики.
   

    ЕврАзЮж № 3 (5) 2008
    Интервью взял А.С. Котов


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика