Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды: состояние и перспективы
Научные статьи
11.12.12 12:08


  
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
ИНТЕРЭКОПРАВО
Нигматуллин Р.В.
Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды: состояние и перспективы
В статье рассматриваются основные международно-правовые акты, регламентирующие охрану окружающей среды. Автором подробно изучены стандарты, заложенные в документах Организации Объединенных Наций. Также автор указывает на основные угрозы глобальной экологической безопасности и определяет дальнейшие перспективы развития межгосударственного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

    Международное сообщество все больше осознает необходимость охраны окружающей среды в связи с достигнутым уровнем загрязнения воздуха, воды и почвы, уменьшения биологического разнообразия видов и изменения климата.

    С начала 70-х годов хх века экологические аспекты жизнедеятельности находят отражение в различных международно-правовых документах, становятся предметом обсуждения на международных конференциях. Формирование международно-правовых стандартов охраны окружающей среды и обеспечения благоприятных условий жизни человека происходило на трех уровнях: в документах, принимаемых в рамках Организации Объединенных Наций; в соглашениях, заключенных в рамках региональных международных организаций (Европейский Союз, СНГ, ШОС и т. д.); в ходе заключения двусторонних соглашений между государствами.

   Организация Объединенных Наций является координатором усилий мирового сообщества по решению проблем охраны окружающей среды. Это связано с тем, что проблема экологической безопасности актуальна для всего человечества и не может быть разрешена в рамках отдельных государств. деятельность государств в этой сфере привела к созданию международного экологического права. Его основу составляют документы, принятые в рамках целевых конференций по окружающей среде.

    Узловым моментом в развитии современного международного экологического права явилась Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды (1972 г.). Конференция приняла План действий и декларацию принципов. В рамках реализации решений конференции была учреждена Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в Найроби. В настоящее время ЮНЕП создает институциональные рамки координации различных мероприятий по охране окружающей среды как в системе ООН, так и за ее пределами, и выполняет методические функции в части развития международного экологического права.

   В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и ее развитию, имеющая фундаментальное значение для развития международного экологического права. Она приняла декларацию по окружающей среде и развитию, Принципы защиты леса и «Повестку дня на XXI век».

   На конференции были открыты для подписания две конвенции: Конвенция о биологическом разнообразии и Конвенция об изменении климата. для мониторинга процессов, регулируемых вышеназванными международно-правовыми документами, была учреждена Комиссия по устойчивому развитию (КУР) в рамках Экономического и Социального Совета ООН.

    В 2002 г. в Йоханнесбурге состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая приняла йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и План осуществления решений встречи. Необходимо отметить, что данные документы, подтверждая принципы, заявленные на конференциях в Стокгольме и Рио-де-Жанейро, не содержат юридически обязательных норм.

   Сегодня регулирование охраны окружающей среды наиболее детально осуществляется на основе международных договоров. В первую очередь хотелось бы отметить международно-правовые акты, посвященные борьбе с загрязнением воздуха. В 1977 году была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

    В 1979 году по инициативе Норвегии и Швеции была принята как реакция на «кислотные дожди» Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Она предписывает обмен информацией, проведение консультаций, мониторинг, разработку внутригосударственной политики и стратегии борьбы с вредными выбросами.

   В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому государства-участники должны были сократить выбросы серы к 1993 г. на 30 % . В 1988 году был принят Протокол об ограничении выбросов азота.

   Государства предприняли серьезные шаги по охране озонового слоя. В 1985 году была заключена Венская конвенция об охране озонового слоя, а в 1987 году - Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В этих международно-правовых документах дается перечень озоноразрушающих веществ, определяются меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны.

    В соответствии с Венской конвенцией стороны обязаны принимать надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничать в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя.

   Как известно, целью Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Вместе с тем, как отмечает немецкий ученый Вольфганг Граф Витцтум, исходя из положений по процедуре, конвенция может быть претворена в жизнь только при условии принятия дополнительных детальных правил . Именно Киотский протокол к конвенции, принятый в 1997 году, обязал государства-участники сократить общий выброс парниковых газов в период с 2008 по 2012 год на 5 % по сравнению с уровнем 1990 года.

    Обсуждения Киотского протокола, процесс его ратификации и выполнение отдельными странами явились показателем того, что не все государства готовы принимать решительные природоохранные действия, если это грозит экономическими потерями в краткосрочной перспективе. Достаточно отметить, что США, являющиеся мировым лидером по эмиссии парниковых газов в атмосферу, так и не присоединились к Киотскому протоколу. Вместе с тем необходимо отметить, что глобальное потепление может иметь катастрофические последствия для небольших государств, в первую очередь, в бассейне Тихого океана. Они просто исчезнут с лица Земли. Так, Президент Федеративных Штатов Микронезии Джозеф Дж. Урусемал отмечал, что «пренебрежительное» отношение некоторых стран к Киотскому протоколу грозит обречь соглашения на неудачу и тем самым вынесет приговор множеству малых островных государств.

  В 2010 году на конференциях в Бонне и Мехико были предприняты попытки разработать новый договор взамен Киотского протокола, однако к единому согласованному решению странам-участницам прийти так и не удалось.

  Очень важными являются конвенции, которые посвящены конкретным видам деятельности человека, наносящим ущерб окружающей среде: Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (с изм. и доп. от 19 ноября 1976 г.); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Последняя конвенция запрещает слив с судов не только нефти и нефтесодержащих смесей, но и ядовитых веществ, сточных вод и мусора.

    В начале XXI в. состояние пресноводных экосистем планеты значительно ухудшилось. Около половины сильно увлажненных земель в мире утрачено, что поставило под угрозу исчезновения более 20 % из 10 тыс. известных в мире пресноводных видов. В таких странах, как США, Китай и Индия, потребление грунтовых вод происходит быстрее, чем их восстановление .

   Ряд конвенций направлены на обеспечение экологической безопасности при осуществлении военной деятельности, в том числе:
-    Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.);
-    Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.).

   В числе значимых необходимо также отметить: Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.); Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 г.); Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.).

   Ряд упомянутых выше конвенций посвящены вопросам охраны морских ресурсов. Среди специализированных международно-правовых актов можно упомянуть следующие: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.; Женевские конвенции по морскому праву 1958 г.; Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.; Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть, 1973 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

    Такое внимание к охране моря связано с тем, что загрязнение морских вод угрожает населению всей планеты, независимо от удаленности от мирового океана. Необходимо также иметь в виду, что, согласно докладу ЮНЕП, опубликованному 3 октября 2002 года, почти 40 % мирового населения проживает в прибрежных районах на расстоянии не более 60 км от береговой линии, и большинству из них угрожают сбросы неочищенных сточных вод.

   Население, подверженное наибольшему риску, проживает на морских побережьях Южной Азии, где 800 млн чел. не имеют доступа к элементарным системам канализации, что чрезвычайно повышает опасность их заражения инфекцией от прямого контакта со сточными водами и риск смерти. Следующим по степени неблагополучия регионом является Восточная Азия, где проживает 515 млн чел., что составляет 25 % от всего «необслуживаемого населения» мира.

    В феврале 2011 года ЮНЕП опубликовала доклад «Как инвестирование двух процентов ВВП может обеспечить более «зеленый», более рациональный рост и одновременно уменьшить бедность», в котором констатировала факт, что за последние 30 лет были достигнуты определенные результаты по внедрению принципов устойчивого развития и охраны окружающей среды, однако эти результаты не позволили перевести планету на путь устойчивого развития. таким образом, мы приходим к выводу, что существующая система международного управления в сфере охраны окружающей среды сегодня недостаточно эффективна. Разрешение этой проблемы возможно только при активной целенаправленной деятельности государств, в т. ч. и путем принятия универсального договора, имеющего обязательную юридическую силу.

   Первые шаги в этом направлении уже сделаны. так, в 1995 году на юбилейном Конгрессе ООН по международному публичному праву Международным союзом охраны природы и природных ресурсов и Международным советом по праву окружающей среды был представлен проект Международного пакта по окружающей среде и развитию.

   По мнению ряда ученых, целесообразно было бы и учреждение под эгидой ООН специализированного органа, подобного Совету безопасности ООН, с наделением его реальными полномочиями по формированию и осуществлению экологической политики. В настоящее время можно констатировать, что ЮНЕП проделана достаточно большая работа по формированию и продвижению идей «зеленой экономики».

  Реализация эффективной международной экологической политики невозможна без учета региональных особенностей, что подчеркивает высокую роль региональных международных организаций в обеспечении экологической безопасности.

   Среди региональных соглашений в сфере охраны окружающей среды можно назвать: Конвенцию о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана (1959 г.), Африканскую конвенцию по охране природы и природных ресурсов (1968 г.), Панамский договор Латиноамериканской экономической системы (1975 г.), Амазонский пакт о сотрудничестве в бассейне р. Амазонки (1978 г.) и др.

    Большая работа в экологической сфере проводится в рамках Европейского союза. Здесь уместно упомянуть Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Европейскую конвенцию о защите окружающей среды средствами уголовного закона (1992 г.), Конвенцию о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.) и т. п.

     Значительную роль в формировании международных экологических стандартов играет правотворческая деятельность в рамках Содружества Независимых Государств. Так, Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества были приняты модельные экологические законы: «Об экологической безопасности», «Об экологическом образовании населения», «О государственной поддержке сельского хозяйства», «Об экологическом страховании», «Об экологическом контроле», «О стратегической экологической оценке» и др.

    В начале второго десятилетия XXI века вызовы мировому сообществу в сфере экологии приобрели угрожающий характер. Достаточно отметить, что продолжают расти объемы выбросов парниковых газов, а сохранение тенденций в процессе изменения климата может привести к исчезновению более трети всех известных видов флоры и фауны, существующих на планете.

   В качестве наиболее опасных проблем мирового сообщества в сфере обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности эксперты ООН называют следующие:
-    сохранение природных ресурсов Земли;
-    изменение климата в результате хозяйственной деятельности человека;
-    незаконная вырубка лесов;
-    нарушение правил землепользования;
-    увеличение объемов мусора;
-    борьба с пестицидными отходами;
-    загрязнение окружающей среды электронными отходами.

Сохранение природных ресурсов земли

     Основные ресурсы, используемые человеком для обеспечения своей жизни, находятся на поверхности Земли и в ее недрах. Это, в первую очередь, уголь, нефть, природный газ, леса, покрывающие нашу планету, моря и океаны, реки и озера. К сожалению, активная деятельность человека истощает нашу планету. Если в ближайшее время не осуществить кардинальные перемены в освоении земных богатств, то могут случиться необратимые изменения в функциях жизнеобеспечения нашей планеты.

    В пятом издании доклада «Глобальная экологическая перспектива», подготовленном ЮНЕП, отмечается, что при¬родные ресурсы Земли используются на грани их биофизических пределов, и при этом имеются подтверждения, что эти пределы были уже близки, а в некоторых случаях были превышены. Так, 415 прибрежных зон страдают от эвтрофикации или перенасыщенности воды азотом и фосфором. В последние годы резко возросло число прибрежных «мертвых» зон. Из 169 прибрежных «мертвых» зон во всем мире только в 13 зонах наблюдается восстановление.

  Изменение климата в результате хозяйственной деятельности человека

    В результате хозяйственной деятельности человека в последние десятилетия происходят изменения климата на планете. Одним из основных проявлений этого, как было сказано выше, является парниковый эффект. Государства предпринимают согласованные действия по сокращению выбросов парниковых газов. Вместе с тем, по оценке экспертов ООН, при существующих моделях производства выбросы парниковых газов в течение следующих 50-ти лет могут удвоиться, что приведет к повышению глобальной температуры на 3 °С и выше к концу столетия. В 2010 году был зарегистрирован рекордно высокий уровень выбросов в результате сжигания ископаемых (уголь, нефть, газ) видов топлива и производства цемента.

  Незаконная вырубка лесов

   Незаконная вырубка лесов и торговля древесиной подрывают «легкие» нашей планеты и оказывают негативное влияние на климат. Это наносит огромный вред биологическому разнообразию и подрывает благополучие людей, связанных с лесозаготовительным производством. На сегодняшний день почти 1,6 млрд человек - более четверти населения мира - нуждаются в лесах для обеспечения себя топливом, продовольствием и медикаментами.

     Незаконная вырубка лесов становится сферой деятельности организованной преступности. Это приводит к совершению коррупционных преступлений, мошенничеству и даже к убийствам. Не случайно в 2010 году на Генеральной Ассамблее Интерпола было объявлено об активизации деятельности этой международной организации по предотвращению экологических преступлений.
 
   Нарушение правил землепользования

    Земли, лесные угодья и водные ресурсы являются общечеловеческим достоянием. К сожалению, во многих странах мира происходит присвоение данных природных богатств отдельными физическими и юридическими лицами. В мае 2012 года Комитет по всемирной продовольственной безопасности Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) одобрил глобальные рекомендации по природопользованию. Государства - члены ООН должны использовать их в своей законотворческой деятельности, особенно в целях предотвращения «захвата земли». В принятых рекомендациях затрагиваются такие вопросы, как признание и защита легитимности прав землепользования, регистрация и передача прав, налогообложение и оценка. В рекомендациях указаны механизмы по урегулированию конфликтов по правам на землю и пути решения проблемы экспансии городов на сельские районы.

   Увеличение объемов мусора

   Эксперты ООН отмечают, что повышение уровня доходов на душу населения в городах приводит к увеличению количества отходов на душу населения. В первую очередь урбанизация государств и рост доходов населения характеризуются ростом объемов отходов из неорганических материалов - пластика, бумаги, стекла и алюминия. Сегодня в мире в мусоропроводы и на свалки идет 1,3 млрд т отходов в год. К 2025 году ежегодный объем твердых муниципальных отходов достигнет 2,2 млрд т.21 Данная проблема ставит перед муниципальными властями задачу по повышению эффективности сбора и переработки бытовых отходов.

   В докладе Всемирного банка, опубликованном в 2012 году, содержится призыв к странам надлежащим образом утилизировать отходы с учетом их опасности для здоровья населения и окружающей среды.

   Борьба с пестицидными отходами

   В настоящее время в мире насчитывается около 400 тыс. т пестицидных отходов. Примерно 200 тыс. т пестицидных отходов хранятся в двенадцати бывших республиках СССР и представляют серьезную угрозу здоровью людей и окружающей среде.

    В целях реализации мероприятий по управлению залежами пестицидных отходов страны бывшего Советского Союза заключили Соглашение с Европейским союзом и Продовольственной сельскохозяйственной организацией. В течение следующих четырех лет ЕС и ФАО предоставят 7 млн евро в рамках проекта по оказанию помощи в деле управления пестицидными отходами и сокращения уровня залежей в Российской Федерации, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизстане, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане.

    Загрязнение окружающей среды электронными отходами

  В настоящее время компьютеризация и телефонизация населения планеты достигли небывалых масштабов. Количество зарегистрированных владельцев мобильных телефонов во всем мире достигло 3,3 млрд, что соответствует половине населения Земли. Некоторые граждане имеют более чем один телефонный аппарат.

    В России насчитывается 57 млн человек - пользователей Интернета. По результатам первого полугодия 2012 года объем рынка телефонов в России в натуральном выражении достиг 18,9 млн аппаратов. Количество проданных в России телефонов во 2 квартале 2012 года выросло на 7,2 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем продаж телефонов в России за 2 квартал 2012 года составил 9,4 млн аппаратов.

  Электронные отходы представляют серьезную угрозу как окружающей среде, так и здоровью населения. В настоящее время в мире утилизируется только 13 % электронных отходов, причем зачастую без соблюдения процедур безопасности.

   Секретариат Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года и Международный союз электросвязи подписали в марте 2012 года Соглашение по защите окружающей среды от электронных отходов, содержащих токсические материалы. Государства-участники Базельской конвенции, в том числе и Российская Федерация, должны урегулировать порядок сбора и утилизации опасных отходов и материалов. Это предполагает законодательное закрепление специальных мер предосторожности, применяемых в процессе управления отходами электротехнического и электронного оборудования, а также в ходе взаимодействия с электронными отходами.

    С 20 по 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро в Бразилии прошла Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20». В ее работе приняли участие более 40 тыс. человек, в том числе главы государств и правительств, парламентарии, мэры городов и представители гражданского общества. По итогам работы был принят заключительный документ Конференции «Будущее, которое мы хотим». 27 июля 2012 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила его как программу глобального движения к переменам.

    Итоговый документ конференции содержит концепцию сокращения бедности в мире, содействия развитию социальной справедливости и обеспечения надлежащих мер по охране окружающей среды на планете. В документе отмечается, что главными задачами и важнейшими предпосылками устойчивого развития являются искоренение нищеты, отказ от нерациональных и поощрение рациональных моделей потребления и производства и охрана и рациональное использование природных ресурсов.

  Очень важным для дальнейшего развития международной и внутригосударственной нормативной базы в области устойчивого развития, по мнению конференции, является выполнение государствами своих обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и / или опустынивание, особенно в Африке.

    Конференция подтвердила необходимость укрепления международного регулирования природопользования для содействия сбалансированной интеграции экономического, социального и экологического компонентов устойчивого развития, а также координации в рамках системы ООН. Государства-участники высказались за усиление роли Программы ООН по окружающей среде как ведущего глобального природоохранного органа и предложили повысить ее статус.

   В качестве средства борьбы с изменением климата государства-участники призвали стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата и стороны Киотского протокола к этой конвенции в полном объеме выполнить свои обязательства, а также решения, принятые в соответствии с указанными соглашениями. Важное значение в борьбе с изменением климата имеют повышение энергоэффективности, увеличение доли возобновляемых источников энергии и переход на более экологически чистые энергоэффективные технологии.

   Учитывая роль лесов в жизни населения планеты, конференция призвала активизировать работу по внедрению практики неистощительного лесопользования, лесонасаждению, лесовосстановлению и лесоразведению. В целях повышения эффективности данной деятельности было высказано предложение активизировать усилия по укреплению систем государственного управления лесным хозяйством.

   На конференции было отмечено, что к 2050 году численность населения в мире превысит 9 млрд человек, причем примерно две трети будут жить в городах. В связи с этим государства должны применять комплексный подход к планированию и созданию экологически устойчивых городов и населенных пунктов городского типа, в том числе путем оказания поддержки местным властям, повышения уровня информированности общественности и расширения масштабов участия городских жителей, в том числе малоимущих, в процессе принятия решений.

    Государства обязались представлять гражданам недорогостоящие и экологически устойчивые услуги в сфере транспорта и энергообеспечения; поощрять создание безопасных и озелененных городских районов и обеспечивать их защиту и восстановление; обеспечивать население безопасной и чистой питьевой водой и услугами в области санитарии; поддерживать надлежащее качество воздуха.

    Конференция призвала разрабатывать комплексные национальные и местные программы, стратегии, законы и нормативы, касающиеся удаления отходов, и обеспечивать их осуществление.

    Государства-участники обязаны развивать принцип «сокращение, повторное использование и утилизация отходов», а также широко применять практику получения энергии за счет утилизации отходов экологически чистым способом. В первую очередь необходимо решить проблему утилизации твердых отходов, таких как твердый лом и изделия из пластмассы.

   По итогам конференции в Рио-де-Жанейро было заявлено о 700 обязательствах. Десятки миллиардов долларов обещаны на финансирование Глобальной инициативы ООН по обеспечению всеобщего доступа к современным источникам энергии. Эта инициатива предусматривает решение к 2030 году трех взаимозависимых задач: обеспечение всеобщего доступа к современным энергетическим ресурсам; снижение интенсивности мирового энергопотребления на 40 %; увеличение доли возобновляемых источников энергии в мире до 30 %.

  Восемь международных банков развития приняли решение в течение 10 лет выделить 175 млрд долларов на развитие экологически чистых транспортных систем. Это является материальным гарантом реализации Программы «Будущее, которого мы хотим».

   Решения, принятые на «Рио+20», ставят определенные задачи и перед Российской Федерацией. Не претендуя на полноту, хотелось бы выделить наиболее важные, касающиеся правового обеспечения проблемы.

  Во-первых, необходимо продолжить работу по дальнейшей имплементации норм международного права в действующие российское законодательство и в законодательство субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности. В данной работе необходимо руководствоваться решениями Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20», и в первую очередь заключительным документом Конференции «Будущее, которое мы хотим», одобренным Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июля 2012 года.

    Во-вторых, в качестве меры, дающей возможность государствам бороться с парниковым эффектом, не снижая объемов промышленного производства, ООН рассматривает широкое внедрение в экономику возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

   Сегодня многие государства мира активно реализуют про¬граммы развития возобновляемых источников энергии. Так, в США доля ВИЭ за период с января по сентябрь 2011 года составила 12 %. Германия и Япония предполагают к 2020 году получить из ВИЭ 20 % общего объема потребления электроэнергии. В Польше подготовлен законопроект, согласно которому доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны уже в 2012 году должна увеличиться до 15,5 %.

   В Российской Федерации планируется увеличить долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии к 2020 году до 4,5 % без учета крупных ГЭС и до 19-20 % с учетом последних . В настоящее время ветряные электростанции построены в республиках Башкортостан, Калмыкия, Коми, Чукотском автономном округе; в Калининградской, Ростовской, Саратовской, Мурманской, Оренбургской, Астраханской областях.

   На «Рио+20» государствам было рекомендовано увеличить долю ВИЭ к 2030 году до 30 %. Необходимо реализовать правовые и организационные меры, способствующие широкому использованию альтернативных и возобновляемых источников энергии.

   В-третьих, в последние годы в Российской Федерации проводится большая работа по уничтожению пестицидных отходов. Так, в Республике Башкортостан эта работа ведется в рамках Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы».

    Необходимо провести соответствующие правовые и организационные мероприятия по полномасштабному включению Российской Федерации в проект ЕС и ФАО по оказанию помощи в деле управления пестицидными отходами и сокра¬щения уровня их залежей в странах бывшего СССР.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика