Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о поддержании экологической безопасности в XXI веке
Научные статьи
11.12.12 12:26


  
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
ИНТЕРЭКОПРАВО
Емельянова Н.Н.
К вопросу о поддержании экологической безопасности в XXI веке
В статье рассматриваются перспективы обеспечения экологической безопасности как составляющей глобальной и национальной безопасности. На примере нормативных правовых актов Российской Федерации и действующих международных договоров анализируются возможности отражения таких новых вызовов и угроз, как глобальное изменение климата, экологические беженцы и экологический терроризм.

    На развитие международного права и международных отношений в XXI в. определяющее воздействие оказывают и будут оказывать три основных фактора: глобализация, научно-технический прогресс и экология. В отношении экологического фактора отмечается, что «он является обстоятельством, влияющим на само существование человечества, его недооценка может вызвать гибельные последствия. действие этого фактора неизбежно приведет к развитию взаимодействия государств, появлению новых, достаточно жестких правил в области охраны окружающей среды».

   Последние 40 лет экологические проблемы громко заявили о себе на международном уровне, они стали источником международной нестабильности или даже угрозой миру и безопасности. Обеспечение экологической безопасности является одной из главных целей мирового сообщества, которая может быть закреплена в виде совокупности определенных международно-правовых норм. Результатом достижения этой цели является такой уровень окружающей среды, который соответствует необходимому качеству жизни для сохранения здоровья и благополучия людей, а также поддержания устойчивого развития.

    Международная экологическая безопасность составляет сущностное ядро глобальной международной безопасности, именно она одновременно важна для обеспечения безопасности в военной, политической, экономической и гуманитарной областях3. А.С. Тимошенко воспринимает экологическую безопасность «как устойчивое состояние глобального характера», которое «представляет собой сложное политико-правовое единство, систему отдельных, но взаимосвязанных элементов». Согласно мнению Е.А. Нестеренко, «это безопасность жизненно важных для человечества экологических компонентов нашей планеты и поддержание надлежащего природного равновесия между ними». А.А. Шишко определяет экологическую безопасность как «комплекс правовых, организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды каждого государства от вредоносного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства». А.В. Кукушкина характеризует экологическую безопасность как «сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса».

   Наконец, Д.С. Велиева полагает, что экологическая безопасность - это «состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов личности, общества и государства от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также гарантированность экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

   По нашему мнению, ближе всех к раскрытию юридического содержания понятия «экологическая безопасность» подошел проф. М.Н. Копылов, который предлагает взять за основу следующее определение: «Процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду».

  В России понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» стали широко употребляемыми. Как отмечает проф. М.М. Бринчук, неоднократно понятие «экологическая безопасность» употребляется в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных нормативных правовых актах . В России созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета Безопасности при Президенте РФ).

   В Федеральном законе «Об охране окружающей среды»  под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1). Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

  Концепция экологической безопасности нашла свое отражение в Экологической доктрине Российской Федерации, принятой в 2002 г.  так, согласно разд. 2 Экологической доктрины, «стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны». Раздел 4 Экологической доктрины полностью посвящен вопросам экологической безопасности, о чем свидетельствует его название «Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации». В нем указаны пять основных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности:
1)    обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях (основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду);
2)    экологические приоритеты в здравоохранении (основными задачами являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды);
3)    предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций (основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
4)    предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды (основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды);
5)    контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов (основной задачей является организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов).

    Важный вклад в реализацию Концепции экологической безопасности на нормативном уровне внес Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» , который устанавливает основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

   В соответствии с этим законом государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики РФ и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет президент РФ. Конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, является Совет Безопасности. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

   Вслед за принятием Федерального закона «О безопасности» был принят Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» . Применительно к укреплению экологической безопасности важно, что данный Указ утвердил Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Феде¬рации по экологической безопасности. Рассмотрим деятельность этого органа более подробно.

   На Комиссию возлагаются, в частности, следующие функции: выявление и оценка внутренних и внешних угроз экологической безопасности РФ; оценка существующих и прогнозирование потенциальных источников экологической опасности РФ; рассмотрение проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения экологической безопасности РФ, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности; анализ информации о состоянии экологической безопасности РФ, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности; подготовка предложений Совету Безопасности по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в целях решения оперативных, среднесрочных и долгосрочных задач разработки и реализации концептуальных и доктринальных документов в области экологической безопасности РФ; участие в подготовке предложений и рекомендаций Совету Безопасности по вопросам организации стратегического планирования в РФ; подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологической безопасности РФ; организация проведения по поручению Совета Безопасности экспертизы проектов решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, касающимся экологической безопасности РФ.

   Вопросы изменения климата отнесены сегодня к опаснейшим вызовам современности наряду с такими проблемами, как международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, бедность, нелегальная миграция. Как отмечается в Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. (разд. 2), «Новые вызовы и угрозы (прежде всего... изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека». Далее в разд. 4 Концепции отмечается, что «Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете, в том числе с привлечением новейших энерго- и ресурсосберегающих технологий, в интересах всего мирового сообщества. Российская Федерация рассматривает устойчивое социально-экономическое развитие всех стран как необходимый элемент современной системы коллективной безопасности и исходит из того, что содействие международному развитию должно быть нацелено на поиск эффективных путей поддержки усилий по ликвидации дисбалансов в развитии различных регионов. В этих целях Россия, используя свой донорский потенциал, проводит активную и целенаправленную политику в сфере содействия международному развитию как на многостороннем, так и на двустороннем уровне; поддерживает международное сотрудничество в области охраны здоровья при ведущей роли Всемирной организации здравоохранения в качестве одного из приоритетов глобальной повестки дня, неотъемлемого компонента обеспечения устойчивого развития».

   В настоящее время идет процесс разработки Федеральной Целевой Программы «Экологическая безопасность Российской Федерации на 2012-2020 годы», в рамках которой планируется около 20 проектов в ряде регионов России. Предполагается, что общий объем финансирования программы составит 65 млрд рублей.

    Концепция экологической безопасности не только в Рос¬сии, но и в мировом масштабе ничуть не утратила своей актуальности, прямым подтверждением чему является научная дискуссия в Ежегоднике международного экологического права за 2009 г.  В рамках поддержания экологической безопасности борьба с изменением климата сегодня является важнейшим фактором.

    Другим важным подтверждением взаимосвязи вопросов международной безопасности, экологической безопасности и изменений климата является следующий факт. В июле 2011 г. прошло заседание Совета Безопасности ООН по вопросу «Поддержание международного мира и безопасности: последствия изменения климата». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что изменение климата реально. Оно ускоряется опасными темпами и представляет реальную угрозу для международного мира и безопасности. Все чаще богатые и бедные страны сталкиваются с экстремальными погодными явлениями, которые уносят жизни людей, разрушают инфраструктуру, нарушают работу учреждений, опустошают бюджеты и создают угрозу безопасности. Пан Ги Мун подчеркнул, что последствия изменения климата угрожают безопасности человека и международному миру в целом. Он обратил внимание на возникающие трения внутри стран и между странами в борьбе за ограниченные ресурсы на планете, особенно воды. Генеральный секретарь предупредил также о росте армии экологических беженцев, отметив, что эта тенденция является результатом опустынивания, вырубки лесов и повышения уровня моря. Вынужденная миграция может спровоцировать социальную и политическую напряженность, которая может свести на нет усилия в направлении миростроительства и постконфликтной стабилизации и стать угрозой для международного мира и безопасности. «Мегакризис вполне может стать новой нормой», - сказал Пан Ги Мун. Он призвал Совет Безопасности мобилизовать национальные и международные меры на борьбу с реальной угрозой изменения климата. При этом отметим, что ранее в своем докладе Генеральной Ассамблее Генеральный секретарь назвал повышение уровня моря «наибольшей угрозой безопасности» для ряда малых островных государств, некоторые из которых могут исчезнуть уже «в ближайшие 30 лет».

    В целом Совет Безопасности ООН выразил обеспокоенность по поводу возможных пагубных последствий изменения климата, отметив, что они могут в долгосрочной перспективе усугубить некоторые существующие угрозы международному миру и безопасности, а также по поводу возможного возникновения последствий для безопасности, вызванных утратой территории некоторыми государствами в результате повышения уровня моря, особенно малыми низинными островными государствами. Совет Безопасности отметил, что при рассмотрении им вопросов, касающихся поддержания международного мира и безопасности, большое значение имеет анализ информации о возможных последствиях изменения климата для безопасности, в случаях, когда такие факторы способствуют развитию конфликта, затрудняют выполнение мандатов Совета или ставят под угрозу процесс укрепления мира.

    Другим новым вызовом для экологической безопасности сегодня является экологический терроризм. В Экологической доктрине Российской Федерации 2002 г. в разд. 4 в качестве одного из приоритетных направлений деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации было указано предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды. Экологический терроризм - это имеющие повышенную общественную опасность идеология и практика насилия, устрашающего население и совершаемого путем загрязнения окружающей среды, в том числе в целях привлечения внимания к определенным взглядам либо в целях воздействия на принятие решения либо совершение действия (бездействие) органом власти, органом местного самоуправления, международной организацией, юридическим лицом, социальной группой, физическим лицом.

   Экологические террористические акты подрывают основу экологической безопасности, в особенности сопряженные с посягательством на экологически опасные объекты (АЭС, химические предприятия и др.) или с использованием экологически опасных средств (оружия массового уничтожения, ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ), могут обладать чрезвычайной вредоносностью.

  В российском праве об экологическом терроризме говорится в УК РФ, действующем Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации 2009 г. На международном уровне в настоящее время отсутствует международный договор, направленный исключительно на борьбу с экологическим терроризмом. Вместе с тем отметим, что частичная кодификация экологического терроризма на международном уровне уже состоялась (Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 2010 г.).

   Таким образом, можно констатировать, что в начале XXI в. Концепция экологической безопасности находит правовое закрепление как на национальном, так и на международном уровнях. При этом появляются все новые и новые вызовы, среди которых можно отметить изменение климата и экологический терроризм.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика