Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Отражение проблемы развития государственности России в записке К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России»
Научные статьи
12.12.12 09:55



 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Мельников И.И.
Отражение проблемы развития государственности России в записке К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России»
Статья посвящена рассмотрению проблем развития государственности России в записке К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России». Установлено, что К.С. Аксаков разработал оригинальную государственно-политическую концепцию, в которой отразил положительные и отрицательные стороны государственно-политического строя России конца XIX века. Неограниченная государственная и политическая власть должна принадлежать монархическому правительству, народу – полная свобода нравственная, свобода жизни и духа (мысли и слова). Общество должно определять внешние юридические законы государства. Данную записку К.С. Аксаков представил Александру II, но на практическую деятельность правительства влияния она не оказала. Идеи К.С. Аксакова во многом имели утопический характер, но способствовали развитию русского национального самосознания и культуры.

    Одним из главных направлений развития современной политической науки является изучение национальных политических традиций. Важнейшим этапом эволюции отечественных политических традиций стала первая половина XIX в. Именно в этот период происходит формирование славянофильства - одного из самых интересных направлений политической мысли России. Будучи первым проявлением русского национального самосознания XIX века, это социально-политическое учение способствовало выявлению крута проблем, в русле которых протекало всё дальнейшее развитие общественной мысли. Сложные проблемы теории и истории развития государственности России, идеологические и нравственные проблемы, стоящие перед современным обществом, требуют своего осмысления, научного анализа именно с точки зрения связи времен: прошлого и настоящего. Славянофильская проблематика не ограничивается проблемами национального самосознания и самоопределения русского народа. Представители славянофильства внесли значительный вклад в развитие отечественной философско-правовой мысли: инициировали споры о путях развития русского общества, о содержании и границах государственной власти, ее законности и преемственности, путях достижения государственно-правового идеала - то есть по тем вопросам, поиск ответов на которые был актуален в XIX столетии и остается актуальным сегодня.

   Значительный вклад в формирование славянофильского учения внёс Константин Сергеевич Аксаков1 (1817-1860) - один из основателей и первых идеологов славянофильства, философ, историк, поэт и публицист, разработавший оригинальную политическую концепцию, на основе которой он объяснял особый путь исторического развития России.

    В 1855 году он написал документ - записку «О внутреннем состоянии России» , которой придавал исключительно важное значение, и передал ее через графа Д.Н. Блудова на имя только что вступившего на престол Александра II. Д.Н. Блудов обещал прямое содействие, но, ознакомившись с содержанием сочинения, поостерегся и передал ее для начала императрице Марии Александровне. Только осенью 1855 г. обсужденная в придворных кругах записка К.С. Аксакова дошла до Александра II. Впервые в российской истории частный, не служащий подданный обращался к государю «с изъявлением общих желаний другой политики». Экземпляр записки, прочитанный Александром II, сохранился. Ряд суждений автора встретил сочувственный отклик императора, умонастроениям которого вполне отвечала славянофильская идея мирного сожительства царя с народом. На полях записки К.С. Аксакова в том месте, где говорится, что русский народ не проявляет никакого интереса к политическим правам и что ему совершенно чуждо стремление к участию в делах государственного управления, рукою Александра II написано: «дай бог» . После прочтения записка К.С. Аксакова осела в секретном архиве III Отделения и никакого влияния на практическую деятельность правительства не оказала.

  Эта записка, которую некоторые исследователи считают политическим манифестом не только самого К.С. Аксакова, осуществившего «общую концептуализацию политологии славянофильства», является важнейшим документом социально-политического творчества русского мыслителя. Дело в том, что историко-политологическая и в целом социально-политическая концепция К.С. Аксакова в деталях была разработана к началу 1850-х гг. Однако именно в записке «О внутреннем состоянии России» разрозненные элементы концепции, идеи, высказанные им раннее в разных работах, были приведены в определенную систему, и потому она заслуживает особого внимания.

   Записка состоит из небольшой преамбулы и двенадцати отличающихся по объему разделов, содержание которых характеризует как сам строй и стиль мышления К.С. Аксакова, так и содержательную сторону его концепции. Сам текст записки можно разделить на несколько частей: мысли о прошлом, рассуждения о настоящем, о необходимости и сущности перемен, но прежде всего уяснялись «общие народные основания». «Дополнение к «Записке»» К.С. Аксакова  является концентрированным выражением документа. Поэтому основные идеи «дополнения» представлены в нижеследующем резюме.

  Итак, по мнению К.С. Аксакова, русский народ, не имея в себе политического элемента, отделил государство от себя и государствовать не хочет; государственная неограниченная власть без вмешательства в нее народа может быть только неограниченной монархией; монархическому правительству - неограниченная власть государственная, политическая; народу - полная свобода нравственная, свобода жизни и духа (мысли и слова); начала русского гражданского устройства не были нарушены в России со стороны народа, но были нарушены со стороны правительства; правительство наложило нравственный и жизненный гнет на Россию, но должно его снять; свобода слова - вот что нужно России .

    В «дополнении» К.С. Аксаков еще раз коротко сформулировал две практические меры, которые, по его мнению, позволят достичь желаемого восстановления древнего союза правительства с народом, государства с землею на прочном основании истинных коренных русских начал: «Полная свобода слова устного, письменного и печатного - всегда и постоянно; и Земский Собор - в тех случаях, когда правительство захочет спросить мнения страны».

   В мае 1881 г. И.С. Аксаков опубликовал записку брата и дополнение к ней в трех номерах своей газеты «Русь» . Это были первые месяцы правления императора Александра III, и публикация стала своеобразным ответом на Манифест нового царя, в котором провозглашалась вера «в силу и истину самодержавной власти». Записка К.С. Аксакова еще раз напоминала о том фундаменте нравственной свободы, на котором эта самодержавная власть должна покоиться.

    С разбором записки К.С. Аксакова выступил видный историк права, государствовед профессор А. д. Градовский. В письме в редакцию газеты «Голос»  он оспаривал важные положения славянофильской теории. Подводя итог размышлениям А.д. Градовского, можно выделить следующие его мысли: коренная черта славянофильского политического учения состоит в отрицании необходимости всяких юридических форм; их политическое учение есть теория юридически бесформенного государства, государства, построенного на одних нравственных началах; русский народ, столкнувшись с европейскою цивилизацией, не только не развратился и не погиб, но начал воспринимать эту цивилизацию как нечто свое, не переставая в то же время быть самим собою; от азиатских государств европейские отличаются именно степенью уважения и достоинства, каким пользуется в них человеческая личность; Россия есть государство европейское, а не азиатское.

   Пятого сентября 1881 г. в своей газете «Русь» И.С. Аксаков опубликовал ответ на критические замечания профессора А.д. Градовского . В своем ответе он концентрирует внимание на следующих положениях: государство само по себе не есть цель бытия, а только необходимое средство для достижения высшей предназначенной человечеству цели, поэтому и внешняя юридическая форма не есть еще воплощение истины, ни даже справедливости, вполне ее исчерпывающее; все дело в том, что сила не в самом «правовом порядке», а в жизни, в нравах, в том начале, которое одно истинно, могущественно и животворно.

    Таким образом, славянофильство - элемент русской духовной культуры XIX века и одновременно важный и необходимый этап ее развития, без которого непредставим сложный и противоречивый процесс самоопределения отечественной культурной традиции. Во взглядах К.С. Аксакова и других славянофилов много утопичного, ряд идей устарел, но славянофильство оставалось элементом общественной жизни, во многом способствующим развитию русского национального самосознания и культуры. Творческая деятельность К.С. Аксакова разнообразна и многоаспектна. Им были затронуты множество тем и вопросов, но, на наш взгляд, главное, что определяет роль и место К.С. Аксакова в истории русской общественной мысли, - это разработка социально-политической концепции Земли и Государства, постановка вопроса о роли общественного мнения в политической жизни страны, изложенные в записке «О внутреннем состоянии России».

  Подводя итоги, можно выделить основные положения славянофильской теории государства на основе взглядов К.С. Аксакова:
-    органическая форма правления для Русского государства - это неограниченная монархия; государственное устройство России должно основываться на сочетании абсолютной самодержавной власти русского царя с широким развитием системы самоуправления, не оставляющим места для злоупотребления бюрократии и чиновничьего произвола;
-    русский народ (Земля) - народ не государственный; Россия XIX века - страна аграрная, а не полисная; Земля не правит, но имеет право на мнение, которое может высказывать (например, на Земских соборах, собраниях); при этом свободное общественное мнение, свобода мысли и слова есть не политическое право, а право естественное;
-    русский народ - народ христианский; между Государством и Землей должны быть братские, соборные отношения; у России органический путь развития - путь Святой Руси;
-    правовой порядок необходим, но без наличия в обществе идеалов соборного единения («внутренней правды») всякое внешнее общественно-политическое устройство будет неэффективно и ущербно, и именно общество, вооруженное идеалом «внутренней правды», должно определять внешние, юридические законы государства, а не наоборот.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика