Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Развитие меценатства в дореволюционном Башкортостане в XIX – начале XX века
Научные статьи
12.12.12 10:15



 
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Сафина Г.Ф.
Развитие меценатства в дореволюционном Башкортостане в XIX – начале XX века
Статья посвящена истории развития меценатства в Башкортостане в дореволюционный период. Анализируется вклад башкирских меценатов в культурное наследие республики, влияние на уровень образования в обществе. Рассматриваются основные сферы вложения частного капитала, а также цели и мотивы благотворителей.

    В современной общемировой историографии история благотворительности обоснованно рассматривается в широком контексте формирования и развития социальной политики в целом. Важнейшим результатом развития социальной политики в хх веке стала концепция «государства всеобщего благоденствия», реализуемая на практике в развитых странах Запада. Экономические и духовные предпосылки сбалансированной социальной политики в нашей стране возникли в XIX веке, когда государственные органы начали осуществлять функцию заботы о гражданах, пытаясь уменьшить размеры бедности.

   Во всех отношениях этапным для российской благотворительности явился XIX век. Продолжая во многом дела предыдущего столетия, этот период вместе с тем внес принципиальные дополнения. Благодаря целому ряду законодательных мероприятий все формы благотворительности вместе взятые - государственная, общественная и частная - начинают обретать определенный системный вид.

    Немаловажную роль сыграли и события второй половины XIX века. Так, Крестьянская реформа 1861 г., Земская реформа 1864 г., ставшие очередным этапом в процессе модернизации страны, породили существенные изменения в социальной структуре российского общества, что привело к ряду важных социальных последствий, учет и понимание которых необходимы при исследовании развития феномена российского благотворения.

  Необходимо учитывать, что интенсивный рост промышленного производства на основе внедрения новой техники имел наряду с положительными и негативные последствия: безработицу, понижение заработной платы, невозможность приобретения предметов первой необходимости, что создавало угрозу политической стабильности общества.

   Нараставшее в общественно-политической жизни противостояние требовало от государства совершенно иных подходов и решений в управлении, соответствующих действий.

    В течение второй половины XIX века в России произошёл постепенный переход функции социальной поддержки населения от общественно-государственных к частно-общественным органам призрения. Особенно это проявилось в финансовом обеспечении социальных учреждений. Причиной подобного сдвига явилось то, что государство не способно было на этом этапе развития и в сложившихся условиях своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.

  Известно, что в конце XIX века государство обратилось к общественной благотворительности как к средству, способному коренным образом переломить ситуацию к лучшему. Дело попечения о нуждающихся должно было перейти к обществу, которое путем самоорганизации обеспечило бы им помощь со стороны отдельных групп населения, добровольцев. Задача же государства должна была состоять только в том, чтобы направлять общественные организации, указывать им путь и общегосударственную цель и приходить на помощь в тех случаях, когда они не в силах обойтись своими средствами. В результате к началу XX века общественная самодеятельность развивалась быстрыми темпами, и социальная помощь перестала быть уделом немногих ведомств и учреждений, став общим делом.

   Необходимым условием успешного развития меценатской деятельности на территории всей дореволюционной России являлась ее высокая организация на местах, т. е. в губерниях и областях. Не секрет, что крупные города и густонаселенные зоны Российской империи были полиэтничными и поликонфессиональными. И меценатство было тем полем общественной деятельности, где эта полиэтничность ярко отражалась. Особенно это видно на примере Поволжья. Изучая историю благотворительности Уфимской губернии, мы видим, что здесь были замечательные башкирские меценаты - купцы Ахмет, Гани и Махмут Хусаиновы, потомственные почетные граждане Чижовы, купцы, промышленники и общественные деятели Яушевы и др.

    В сфере филантропии интересы всех, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности, были направлены на решение проблем бедности, улучшение общей обстановки в родном городе. Выросшие, как правило, из народных низов предприниматели во втором-третьем поколении не утрачивали духовной связи с народной толщей, но по своему образовательному и культурному уровню принадлежали уже к элите российского общества.

    Мобильная, социально активная, преуспевающая буржуазия Уфимской губернии уже со второй половины XVTII столетия начинает формировать солидный благотворительный капитал, исчислявшийся сотнями тысяч рублей. Филантропы и меценаты из предпринимательской среды строили театры и народные дома, больницы и другие социальные объекты. Их эстетическое чувство всегда было связано с идеей просвещения, развития национальной культуры, для поддержания которой они многое сделали. деньги для них являлись не только средством безбедно прожить свой век, но и способом остаться в благодарной памяти потомков.

     Кроме того, представители стремительно богатевшего башкирского предпринимательства с помощью     систематических пожертвований пытались вырваться за узкие сословные рамки, подняться на более высокий уровень общественного положения. Финансирование крупных социальных программ и неотложных государственных нужд, активное участие в попечительских советах различных учреждений и работе благотворительных организаций имели решающее значение при награждении правительством отдельных представителей предпринимательства почетными званиями, широкими льготами, правами. Примечателен здесь пример обращения потомственного почетного гражданина Федора Егоровича Чижова с заявлением на имя городского головы г. Уфы А.А. Мальцева, в котором выражалось пожелание пожертвовать городу для учреждения постоянной больницы полукаменный двухэтажный крытый железом дом со службами и усадебным местом, находящийся на телеграфной улице. Вместе с тем Ф.Е. Чижов отдал городу и построенный на Сафроновской пристани на арендованном у города месте двухэтажный деревянный дом со всеми при нем постройками. В заключение жертвователь обещал на свой счет поставить со всею обстановкою 30 коек, все внутреннее убранство помещения больницы и просил о следующих указаниях: во-первых, выразить благодарность щедрому жертвователю Ф.Е. Чижову предоставлением депутации устно или поднесением особого адреса, во-вторых, уполномочить управу на совершение дарственной записи на подаренный дом с усадьбою на телеграфной улице, в-третьих, по открытии больницы наименовать такую согласно воле жертвователя «Городская больница, основанная Ф.Е. Чижовым», в-четвертых, в приемном покое больницы поместить образ Св. Феодора Студита - ангела жертвователей и перед этим образом ежегодно 11 ноября совершать богослужение, в-пятых, повесить в приемном покое фотографический портрет жертвователя, в-шестых, о таком выдающемся пожертвователе довести до сведения Его Превосходительства Городского Губернатора.

    таким образом, анализируя данные архивные материалы, можно сделать вывод, что побудительные мотивы меценатства у башкирских предпринимателей были сложными и далеко не однозначными. В большинстве случаев одновременно действовали как эгоистические, так и альтруистические побудительные мотивы: присутствовали и деловой, хорошо продуманный расчёт, и уважение к науке и искусству, а в ряде случаев это был особый род подвижничества, восходящий своими истоками к национальным традициям и религиозным ценностям.

   Особое место занимало исламское предпринимательство. Его отличительной чертой была особая мусульманская экономическая система, в которой сочетались этические, этнические и религиозные элементы. Исламская буржуазия сыграла решающую роль в коренных переменах социальных и культурных отношений внутри башкирского общества. Базисом преобразований являлась традиционная мусульманская благотворительность.

   Характерно, что меценаты - представители мусульманской буржуазии финансировали строительство новых и реформирование старых конфессиональных учебных заведений с условием введения в них звукового метода обучения и обязательного преподавания светских дисциплин. Учебные заведения Уфы были одним из центров культурной жизни города и всей губернии, сыграли огромную роль в подготовке кадров, поэтому интерес благотворителей к данной сфере был достаточно велик. Люди различных сословий приняли посильное участие в создании образовательных учреждений. Организовывались подписки на пожертвования, составлялись реестры жертвователей на учреждение училищ и школ.

    Л.А. Ямаева отмечает, что подавляющее большинство мектебов и медресе Уфимской губернии финансировались за счет частных субсидий. так, широкую известность в конце XIX - начале XX столетия получила меценатская, благотворительная деятельность купцов-миллионеров братьев Ахмета, Гани и Махмута Хусаиновых. На их средства в Оренбурге было открыто первое новометодное медресе, программа которого во многом соответствовала программам светских учебных заведений. В честь меценатов медресе было названо «Хусаиния».

  Старший из Хусаиновых, Ахмет-бай, с 1888 г. был членом Оренбургского комитета помощи неимущим, с 1892 г. - Общества вспомоществования нуждающимся жителям Оренбурга, после своей смерти завещал огромное состояние - полмиллиона рублей - в вакуф . Купцы Хусаиновы оказали значительную материальную помощь реформированию медресе «Усмания» в Уфе, содержание уфимского медресе «Галия» субсидировалось ими в 1906-1915 гг.

   Реформа школьного образования, как и другие составляющие культурного реформаторства среди мусульман - книгоиздательство, периодическая печать, возникновение театра и др., стали возможны под воздействием общероссийской действительности. В результате вынужденного или добровольного участия мусульман в разных сферах общественной и государственной жизни России среди них увеличивалось число знающих русский язык, через посредство которого они знакомились со светской русской и западноевропейской культурой и неизбежно попадали под ее влияние.

    Нельзя обойти вниманием вклад потомственных почетных граждан - купцов Гайсы, Ахмеджана, Мухаммед-Лати- фа, Абдул-Вали, Мухаммед-Шарифа Яушевых. Они также занимались меценатством, вкладывая частные накопления в строительство и содержание образовательных учреждений, бесплатных библиотек и других социальных объектов. Все они были членами того или иного благотворительного общества, образованного в губернии.

   Помимо меценатов, жертвовавших собственные сбережения во благо развития города, в Уфимской губернии также создавались благотворительные организации.

   В 1802 году по инициативе Александра I было образовано Императорское Человеколюбивое общество, с течением времени функции и возможности его расширялись и в конце XIX - начале XX века оно также превратилось в некий полугосударственный орган социального призрения и обеспечения, действовавший относительно независимо от властей.

    C разрешения Совета Императорского Человеколюбивого общества в Уфе в предоставленных купцами домах были открыты лечебницы, уставами которых определялся состав должностных лиц из врачей-консультантов, изъявивших желание безвозмездно принимать больных, с зачислением их в члены-благотворители комитета.

   В конце 1870-х годов было основано Уфимское местное управление Российского общества Красного Креста, которое должно было служить «источником помощи во время народных бедствий»; по инициативе Уфимского городского головы Д.С. Волкова в 1885 году было организовано «Общество любителей пения, музыки и драматического искусства», имевшее целью устройство концертов и спектаклей. Более крупным, как по количеству членов, так и по собираемым средствам, являлось Уфимское губернское попечительство детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. К числу благотворительных учреждений относилось и «Уфимское общество взаимного вспоможения частному труду», осуществлявшее выдачу пособий нуждающимся членам при жизни, а в случае смерти - вдовам и сиротам.

    Таким образом, Уфимская губерния в дореволюционный период активно следовала общегосударственной тенденции развития частной и общественной благотворительности, создавая благоприятную среду для развития культуры, образования, духовной сферы общества.

   Как показало время, благотворительность не является отжившим явлением, исчерпавшим свой позитивный социальный потенциал. В современный период даже в самых развитых странах, где социальные программы в течение XX века стали играть важнейшую роль в государственной политике, благотворительность продолжает оставаться существенным фактором общественной жизни и элементом действующих моделей социальной политики.

    Для исследователей очевидно, что явление гуманизации общества имеет глубокие исторические корни, и одним из базовых элементов этой «корневой системы» является меценатство. Но при этом меценатство не отменяет обязанностей государства по социальному обеспечению, а создает дополнительную возможность оказания помощи нуждающимся.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика