Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Продюсерский договор с художником: правовая природа и содержание
Научные статьи
12.12.12 10:34


  
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Амелина К.Е., Черняк А.С.
Продюсерский договор с художником: правовая природа и содержание
В статье подробно рассматриваются продюсерские договоры с художниками, стороны и условия таких договоров, указывается на отсутствие в действующем российском законодательстве специальной регламентации продюсерской деятельности в сфере изобразительного искусства. Правовой анализ продюсерских договоров, проводимый в статье, позволяет сделать выводы об их месте в системе гражданско-правовых договоров.

   В научной литературе и законодательстве явлению продюсерства уделено чрезвычайно мало внимания. Продюсирована как вид профессиональной деятельности не вполне изучено, несмотря на часто возникающие на практике соответствующие договорные отношения. деятельность продюсеров востребована в творческой сфере - театральной, музыкальной, киноиндустрии, сфере изобразительного искусства, и продюсерский договор представляется в значительной степени интересным явлением в массиве уже существующих договоров.
 
При этом продюсерский договор с художником представляет повышенный научный интерес в связи с наличием ряда неопределенностей в его субъектном составе, правовой природе и содержании. Отсутствие четкой правовой регламентации обуславливает ситуацию, в которую попадают художники и их продюсеры: в настоящее время для правового закрепления своих отношений они пользуются договорами, прямо предусмотренными законом. Это договоры комиссии и агентирования. Однако такие договоры не полностью охватывают спектр взаимодействия сторон. Многие аспекты сотрудничества переходят в область устных договоренностей и обещаний. Поэтому представляется необходимым для упорядочения отношений между обществом и художником создание комфортного для всех механизма сотрудничества, взаимного влияния и помощи.

   Труд художника является особенным, а получаемый им творческий продукт имеет свою специфику. Существует множество различных типов художников в зависимости от техники и особенностей рисования: графики, живописцы, оформители, иллюстраторы, художники кино, мультипликаторы, фотохудожники, карикатуристы, художники миниатюрной живописи, проектировщики костюма, декораций, реставраторы, модельеры, стилисты, технологи и др. Произведение художника (картину, скульптуру) отличают уникальные свойства. Оно создано творческим трудом автора, содержит информацию, видение самого художника и неразрывно связано с личностью художника, его опытом, переживаниями, внутренним миром. Для деятельности художника характерны способность создавать «товар», независимость в этом процессе, самостоятельность в установлении сроков создания произведения (в последнем случае свобода деятельности художника может ограничиваться договором, например договором авторского заказа, в котором будет предусмотрен соответствующий срок). Результаты труда художника имеют особый характер. Сумму материалов, ручной труд и иные издержки, понесенные в процессе создания «товара», в сотни, тысячи раз превышает цена готового произведения, которая в идеальном случае со временем продолжает расти.

    Чаще всего художник настолько поглощен своим творчеством, что практические, юридические, экономические вопросы, связанные с его деятельностью и «продуктами» творчества, остаются вне зоны его внимания и понимания. Художника отличает неразрывная связь с результатом его труда, которая усиливается в минуты вдохновения и относится к сфере иррационального, не подвластной регламентации со стороны трудовых функций, распорядков, кодексов, законов и прочих правовых предписаний и нормативных актов. Но все же творческий процесс и его существование в мире, где все имеет цену и «инструкцию к применению», не настолько неуправляем, как кажется.

  В общем случае творческий характер деятельности художника не позволяет отождествить его с предпринимателем. Однако у художников, для которых создание произведений изобразительного искусства является основным источником систематического поступления дохода, такая деятельность но¬сит регулярный характер. В этом случае деятельность художника приобретает признаки предпринимательской.

     Обратимся теперь к фигуре продюсера, осуществляющего организационно-управленческие функции в творческом процессе художника. Слово «продюсер» происходит от английского слова «produce», что означает «производить», «вырабатывать», «создавать». Английский словарь Macmillan дает следующее пояснение слова «producer»: некто, чья профессиональная деятельность заключается в организации работы и привлечении денежных средств в процессе создания фильма, спектакля, телевизионной программы, компакт-диска и проч.  По сути продюсер - это лицо, которое регулирует (или помогает регулировать) финансовые, организационные, технологические вопросы той или иной деятельности, а также вопросы создания того или иного проекта, это специалист, чья деятельность охватывает несколько профессиональных сфер: менеджмент, деловое администрирование, реклама, коммерция. Продюсер осуществляет свою деятельность с целью создания коммерчески привлекательных проектов, их финансового обеспечения, проведения в отношении них информационно-рекламной политики. Продюсирование направлено на отыскание источника инвестиций и получение максимальной финансовой прибыли.

   В российском законодательстве, как в законах, так и в значительном числе подзаконных актов (постановлениях Правительства РФ, ведомственных актах), определение понятия «продюсер» дается лишь применительно к сфере создания аудиовизуальных произведений, теле- и радиопрограмм, а также исполнительской деятельности, в том числе в рамках циркового представления (в последнем случае также используется термин «импресарио»). так, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) использует понятие продюсера применительно к процессу создания аудиовизуальных произведений. В Федеральном законе № 126-ФЗ от 22.08.1996 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»  устанавливается понятие продюсера фильма. Постановление Министерства труда и социального развития № 67 от 04.10.2000 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний»  рассматривает должностные обязанности продюсера телевизионных и радиопрограмм.

   В 2010 году Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Продюсерство» , в котором дается полная характеристика профессиональной деятельности специалиста данного направления. Однако область профессиональной деятельности продюсера по указанному стандарту ограничена. Были утверждены следующие специализации продюсеров:
1)    продюсер кино и телевидения;
2)    линейный продюсер;
3)    продюсер телевизионных и радиопрограмм;
4)    продюсер мультимедиа;
5)    продюсер исполнительских искусств.
Перечень является закрытым и не охватывает такую область творческой деятельности, как создание художником произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, инсталляции). Однако представляется возможным и целесообразным расширить понимание продюсерской деятельности.

   Продюсирование - это деятельность, направленная на создание коммерчески привлекательного продукта в сфере искусства путем осуществления долгосрочных творческих и / или материальных вложений в объект в сочетании с осуществлением организационных, технических, рекламных, обеспечительных функций, а также финансового, кадрового и иных видов контроля за процессом «производства».

   Для правовой регламентации и придания продюсированию в любой сфере искусства статуса законодательно урегулированного института в сфере гражданских правоотношений представляется конструктивным принятие правовых норм, устанавливающих легальное определение продюсера и порядок его деятельности. Это может быть сделано как путем издания отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего продюсерскую деятельность, так и внесением специальных положений в действующие законы и подзаконные акты.

   Продюсером художника может быть физическое либо юридическое лицо, оказывающее услуги по продвижению художника на арт-рынок, действующее от своего имени и за счет собственных средств или средств спонсоров, осуществляющее организационные, обеспечительные, финансовые, контрольные функции по договору с художником с целью повышения уровня известности художника, развития творческого потенциала, введения произведений художника в рыночный оборот.

   На современном этапе роль продюсера художника как правило берет на себя галерея, являющаяся самым активным участником художественного рынка, включающего большое число участников.

   Александр Щелущенко, являющийся владельцем галереи «Цех» в Киеве, делится опытом о выстраивании отношений с художниками: «В отличие от Запада у нас нет такого института, как галерея. Поэтому мы приравниваемся к магазину. Из этого следует, что мы ограничены договорами купли-продажи, дарения, агентскими договорами. Мы сейчас работаем как агенты и заключаем договоры комиссии. Есть художники, на работы которых мы предвидим спрос и чьи работы выкупаем...». Сопоставив соответствующие положения законодательства Украины и России, можно сделать вывод, что указанные договорные отношения являются сходными для обоих государств. Договоры купли-продажи, дарения, комиссии и агентирования регламентированы в России Гражданским кодексом РФ. такая же ситуация и в Украине, за исключением агентского договора, который регламентирован Хозяйственным кодексом Украины. Можно увидеть полное сходство в использовании договоров галеристами двух государств, что указывает на ограничение правового поля галереи и введение ее в рамки существующих норм и в Российской Федерации.

   Предмет продюсерского договора будет являться неким синтезом существующих в законодательстве положений. Существо продюсерского договора составляют определенные действия в пользу художника со стороны продюсера и передача, предоставление ему взамен интеллектуальных прав художником.

    На практике в построении отношений с художниками галереи пользуются договорами агентирования. Продюсер может являться агентом, однако агент не является продюсером. Согласно статье 1005 ГК РФ, агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

   Комплекс действий, которые должен реально осуществить продюсер, устанавливается самим продюсером, но не по поручению художника. В руках продюсера находится инициатива «продвижения», которая подкрепляется абстрактным желанием художника стать узнаваемым, востребованным.

    Продюсер может совершать действия, аналогичные действиям агента, по поручению художника, но чаще всего не только в интересах художника, но и в своем интересе, получая определенный процент от цены работы при её продаже и делая собственную коллекцию за счет работ художника более насыщенной и интересной.

  Свои действия по договору продюсер осуществляет от своего имени и за счет собственных или привлеченных средств, но не за счет принципала. также в функции продюсера входит следить за экономией расходов, осуществлять действия организационного характера. В этом заключается существенное отличие продюсерского договора от договора агентирования.

    В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ на основании агентского договора у принципала может возникнуть обязательство не заключать аналогичных договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. В сфере продюсерских отношений важен аналогичный запрет на заключение художником таких же договоров с другими продюсерами или агентами. Это обусловлено интересом продюсера, который заключается в получении уникального права быть единственным продавцом произведений этого художника на рынке, получать доход от реализации произведений и распространенной продюсером рекламы. В свою очередь художник, как участник договора, обязуется предоставить продюсеру монопольное право на осуществление сделок купли-продажи своих произведений. Автор должен гарантировать, что такое право он не предоставит никому другому.

    таким образом, спецификой продюсерского договора будут являться передача или предоставление исключительного права на каждое выставляемое в галерее произведение продюсеру. Эта часть предмета продюсерского договора будет представлять собой исключительную лицензию либо отчуждение исключительных прав на определенное количество произведений. Продюсер должен иметь законные основания реализации произведений и осуществления иных действий. Перечень доступных продюсеру действий должен включать размещение изображений произведения в каталогах и рекламных материалах, публичную демонстрацию оригинала произведения непосредственно или на экране, размещение изображений произведения в сети Интернет и т. д. Включение в продюсерский договор положений простой (неисключительной) лицензии будет противоречить сущности продюсерского договора, по которому один из главных интересов продюсера - преимущественное право реализации произведений - будет ущемлен.

   Важным положением продюсерского договора будут являться действия договора на территории всех государств. Продюсер может использовать в продвижении художника свои связи с иностранными площадками, деятелями искусств за рубежом. А выход на художественный рынок на Западе сулит большую прибыль, чем в России. Поэтому ограничение территории, на которой может действовать продюсер, будет ущемлением прав последнего. Без включения в договор положений, определяющих территорию его действия, к договору могут быть применены нормы, касающиеся лицензионных договоров, и таким образом полномочия продюсера будут ограничены лишь территорией Российской Федерации.

   также художнику следует воздержаться от самостоятельной деятельности, аналогичной продюсерской. Иначе в этом будет прослеживаться принцип недобросовестности автора. Художник по договору продюсирования во время его действия не должен продавать произведения напрямую, так как это ущемляет интересы продюсера, который понес значительные затраты на продвижение работ художника на рынок, в результате чего имеет преимущественное право на приобретение и / или реализацию оригиналов произведений.

    В договоре отчуждения или передачи исключительных прав условие о цене является существенным. По смыслу продюсерского договора первоначально такое отчуждение будет безвозмездным. Однако продюсер (галерея) изначально по договору обязуется выплачивать художнику содержание, обе¬спечивать условия для работы.

    Моментом предоставления или отчуждения исключительных прав на произведение искусства по продюсерскому договору будет являться момент заключения договора.

   Существенным условием договора наряду с предметом будет являться срок. Продюсерские отношения являются долгосрочными. Результат работы продюсера можно проследить по тенденции изменения степени узнаваемости художника и его работ, по спросу на его работы, по динамике цен на произведения. Представляется, что данный договор должен заключаться на срок не менее года. По истечении такого времени можно говорить о достигнутых результатах продвижения художника. Практика подтверждает, что за этот период продюсер сможет издать каталог с работами художника, привлечь художника к сотрудничеству в творческих проектах и оказать иные услуги по продюсированию.

   Как было указано выше, продюсер обязуется в целях продюсирования художника осуществить определенные действия, которые в том числе будут отражаться в следующих условиях договора:
1.    Условие о предоставлении продюсером средств, в том числе денежных, материалов для работы над произведением, помещения размещения мастерской, где художник будет создавать произведения.

2.    Условие об организации продюсером выставок.

   Продюсер обязуется организовать выставку для художника, берет на себя финансовое, техническое, организационное бремя. При подготовке к выставке могут возникнуть творческие разногласия по теме выставки, по вопросам, кто будет осуществлять отбор работ для выставки, оформлять выставку. Поэтому в продюсерском договоре необходимо указать, каким образом будут разрешаться соответствующие вопросы - по соглашению сторон или приоритет остается за продюсером, особенно в случае организации выставки в выставочном пространстве галереи-продюсера, которая не может отойти от концепции галереи, так как именно это индивидуализирует ее на рынке.

   3.    Условие о принятии работ в постоянную экспозицию галереи.

    На первоначальном этапе стороны могут договориться о включении уже созданных до заключения продюсерского договора произведений в коллекцию галереи для их продажи в целях осуществления первых шагов в знакомстве публики с художником. Данное условие будет состоять из элементов договора комиссии.

4.    Условие о хранении произведений.

   Продюсер (галерея) для своей выставочной деятельности организует постоянное место хранения ранее созданных или созданных в период действия продюсерского договора произведений искусства. Для этого отводится отдельное помещение, в котором может находиться оборудование для хранения отдельных видов произведений, соблюдается температурный режим, вводится ограниченный режим доступа. Возможные условия хранения необходимо оговорить в договоре: хранение в запасниках, куда невозможно попасть покупателю без персонала; хранение в фондах галереи, куда есть доступ без персонала (основное выставочное пространство галереи); хранение картин на панелях, которые доступны покупателю, однако не всегда видны в полном объеме; хранение непосредственно в зале галереи, размещение на стене, где работы наиболее видны, а значит, продаваемы.

   Автору должен быть обеспечен свободный доступ к произведениям, находящимся на хранении. Правила хранения произведений в полной мере определяются нормами договора хранения, содержащимися в Гражданском кодексе Российской Федерации.

  5.    Условие о перепродаже.

   В ст. 1293 ГК РФ устанавливается право следования, которое является неотчуждаемым правом автора. Продюсер (галерея) имеет возможность гарантировать защиту соответствующих интересов автора. Галерея на время действия продюсерского договора берет на себя бремя отслеживания истории перепродаж, сотрудничая с различными организациями, в том числе осуществляющими коллективное управление правом следования, тем самым обеспечивая право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Аккредитованной организацией по коллективному управлению авторскими правами в рассматриваемой сфере является Некоммерческое партнерство «Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства». Размер вознаграждения автору при публичной перепродаже произведения устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2008 № 258 «Об утверждении правил выплаты автору вознаграждения при публичной продаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений»

  6.    Условие о перевозке.

   Очевидно, что перевозка произведений искусства имеет свою специфику и определенную сложность. Необходимо установить изначально, чьими силами и за чей счет она будет производиться. Предпочтительнее, чтобы галерея как продюсер взяла на себя вопросы доставки; как следствие, ответственность за сохранность произведений во время перевозки будет лежать на продюсере. При этом данные условия регламентируются общими положениями действующего законодательства о договоре перевозки.
    7.    Условие об обрамлении работ.

   В общем случае обрамление не является объектом авторских прав и может быть при необходимости заменено. Произведение изобразительного искусства не потеряет своей ценности и уникальности в виду отсутствия обрамления. Но обрамление может изменить общее восприятие произведения, поэтому во избежание нарушения права на неприкосновенность произведения следует согласовать внешний вид обрамления с автором.

    8.    Условие о рекламе.

    Реклама - это одна из форм продвижения художника. В продюсерском договоре должно быть прописано, что расходы берет на себя галерея. Данное положение соответствует предмету договора и подтверждает его. Также следует установить, будет ли учитываться мнение художника в этих вопросах при обсуждении рекламных проектов (оформление рекламы, виды, носители, афиши и прочее).

    9.    Условие о представительстве.

    Продюсер наделяется представительскими функциями в отношении художника, совершая как фактические, так и юридические действия, и как лицо, действующее в интересах художника, является его представителем в делах, направленных на исполнение договора. Продюсер подписывает договоры на участие в проектах, выставках, которые организуются не самим продюсером, а другими участниками художественного процесса, возможно, государственными учреждениями, критически подходит к фигуре покупателя произведения, осведомляется о коллекции, в которую попадет произведение, в случае нарушения прав художника осуществляет их защиту либо за счет своих средств поручает защиту интересов художника квалифицированному специалисту.

   Из всего вышесказанного следует, что продюсерский договор будет относиться к типу смешанных договоров. В его составе соединяются положения многих договоров: лицензионного, агентского, возмездного оказания услуг, договора комиссии, хранения, перевозки и др. Однако по своей общей сути наибольшее сходство продюсерский договор будет иметь с договором возмездного оказания услуг.

   Продюсирование характеризуется массивом предоставляемых художнику услуг и благ, имея направленность на получение прибыли и иных улучшений имущественного и неимущественного характера. Представляется, что в случае отсутствия прямого правового регулирования правоотношений, вытекающих из указанного договора, на основании аналогии закона к данным отношениям следует применять правовые нормы, регламентирующие договор возмездного оказания услуг.

  В научной литературе господствует мнение, что продюсерский договор является разновидностью договора агентирования. Деятельность в сфере искусства является многослойной и требует регламентации со стороны сложных по конструкции договоров, где наряду с юридическими действиями агент выполняет и фактические. Отмечается, что агенты в культурно-творческой среде помогают организовывать и осуществлять различные мероприятия, позволяя субъектам творческой деятельности сосредоточиться на искусстве. Действительно, данное положение имеет место быть. Однако правовая природа продюсерской деятельности, на наш взгляд, представляет собой более сложную и комплексную деятельность, которая не может ограничиваться только агентированием.

  Действительно, продюсер разрабатывает и предлагает художнику целую программу практических действий, которые направлены на достижение полезного результата как для самого художника, так и для продюсера: профессиональный и творческий рост художника, повышение уровня конкурентоспособности на рынке искусства его произведений и доход продюсера, который напрямую зависит от успехов художника. Продюсер, в отличие от агента, осуществляет все свои действия за счет собственных либо привлеченных средств.

   В способе организации продюсерской деятельности заключается принципиальное отличие продюсерского договора от агентского.

    В пользу самостоятельности продюсерского договора в массиве гражданско-правовых договоров говорит тот факт, что все действия, которые продюсер планирует осуществить в отношении художника с целью повышения уровня его известности, он определяет сам. В основании продюсерской деятельности лежит инициатива продюсера. Художник может нуждаться в различного рода поддержке (организационной, материальной и другой), однако конкретизировать ее будет продюсер. Это отличает продюсерский договор от агентского и возмездного оказания услуг, в которых действия совершаются по поручению и заданию соответственно.

    Для продюсерского договора весьма специфичной является цель сотрудничества, момент исполнения договора представляется не вполне четким. Достигнуты ли заявленные результаты, будут решать только стороны. Риски сторон обусловлены спецификой сферы, в которой они возникают. Можно прогнозировать успех художника на рынке, однако говорить с определенной степенью вероятности о достижимости конкретных результатах невозможно.

    Как и все иные договоры, продюсерский договор прекращается в силу истечения срока его действия или по соглашению сторон. Представляется, что в возможных общих случаях одностороннего расторжения договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, преимущественное право расторжения договора по объему взятых на себя обязательств будет иметь продюсер. так, продюсер, являясь в большинстве случаев инициатором заключения договора, первым совершающий определенные действия в соответствии с договором, несет, как правило, значительные траты. Если художник не создает произведения искусства либо создает в недостаточном количестве и качестве, не предоставляет продюсеру возможность продавать вновь создаваемые произведения, продюсер лишается прогнозируемой имущественной выгоды, и соответствующие действия художника будут признаны существенным нарушением договора. также продюсер может требовать расторжения договора, если художник крайне не рационально использует представленные материалы или, тем более, реализует их с целью извлечения прибыли. Все материалы должны идти на создание художником произведений изобразительного искусства.

   В свою очередь художник вправе потребовать расторжения договора, если продюсер не предпринимает никаких организационных действий в целях продвижения художника, не осуществляет финансирование, не привлекает его к участию в художественных проектах, не ведет активных мероприятий по вовлечению художника в процессы и события художественного рынка.

    таким образом, по продюсерскому договору с художником одна сторона (продюсер) обязуется совершать в пользу другой стороны (художника) от своего имени и за счет собственных либо привлеченных средств действия по продюсированию с целью повышения уровня известности художника и его работ, а также введению произведений последнего на художественный рынок. Художник в свою очередь предоставляет продюсеру взамен исключительные права полностью либо в части на оговоренное количество ранее созданных им и / или созданных во время действия продюсерского договора произведений изобразительного искусства.

   В основе сюжета фильма — трагическая судьба простой татарской женщины, претерпевшей в своей жизни все муки ада, лишившейся всего, кроме убеждений. Вся подробная информация здесь ras2203.narod.ru-Татарские фильмы смотреть онлайн

   Аналогичные определения могут быть сформулированы в отношении соответствующих договоров в иных сферах творческой деятельности, а также для продюсерского договора в целом. Представляется эффективным закрепить в законе общие положения о продюсировании в искусстве, о продюсировании в отдельных видах искусства и непосредственно о продюсировании в отношениях с художником.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика