Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы и перспективы развития медиации в урегулировании споров в России
Научные статьи
13.12.12 10:01



 
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Брызгалова В.Д.
Проблемы и перспективы развития медиации в урегулировании споров в России
В последние десятилетия медиация развивается очень динамично и все больше воспринимается международным сообществом как универсальный надюрисдикционный способ урегулирования споров, отвечающий вызовам современного мира, ставящего человека перед непростой задачей – найти баланс между глобализацией, неумолимо вторгающейся в жизнь как национальных сообществ, так и отдельных индивидов. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития медиации в Российской Федерации.

   Медиация, пройдя сложный эволюционный путь, постепенно сформировалась в такой способ преодоления противоречий, разногласий, споров, который наделяет самих участников отношений силой и влиянием, позволяет им реализовать подвергшиеся притеснению потребности и при этом, что особенно важно в медиации, не за счет и в ущерб оппоненту, а предоставив ему равную возможность для реализации своих прав и интересов.

    С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-Ф3 (далее - Закон о медиации), которым заложена основа развития медиации в России. Принятие Закона о медиации - это веха не только в совершенствовании российской правовой системы, но и в развитии российского общества в целом.

     Также идея внедрения примирительных процедур в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования судоустройства нашла свое закрепление в Федеральной целевой программе развития судебной системы на 2007-2011 годы, где альтернативное разрешение споров рассматривается как способ уменьшения нагрузки на судей. Формируется профессиональное сообщество российских медиаторов. Утверждена в установленном Правительством РФ порядке Программа подготовки медиаторов, предусматривающая также постоянное совершенствование профессиональной компетентности. В феврале 2005 года при поддержке Администрации Президента России прошла 1-я Международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества». Это событие по праву можно считать точкой отсчета в истории развития института медиации в России.

  Необходимость оказывать поддержку внесудебным формам разрешения корпоративных конфликтов отмечена в Стратегии развития финансового рынка РФ до 2020 года.

    Для успешной интеграции медиации, обеспечения высокого качества медиативных услуг (что очень важно, особенно на этапе формирования нового института, когда непрофессиональные действия могут поставить его под угрозу дискредитации в глазах общественности) в России продолжается совместная работа государства, общественных институтов и юридического сообщества по формированию информированного спроса на медиацию и компетентного ее предложения. Ведется работа с предпринимательским сообществом, с другими профессиональными и социальными группами. Наряду с этим активные действия предпринимаются по интеграции медиации в образовательно-воспитательную систему с целью воспитания культуры конструктивного поведения в конфликте уже со школьной скамьи и многое другое. Можно сказать, что теперь почва для развития посредничества и медиации в России имеется.

   Но надо отметить, что медиация слабо развивается в нашей практике. Одна из причин, на наш взгляд, - это признаки очень низкой исполняемости судебных актов. По данным службы судебных приставов, исполняется лишь половина судебных актов. Поскольку даже судебные акты не исполняются, нет и стимулов для посредничества и медиации. Как отмечал председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Александрович Иванов, судебные акты не исполняются не просто так, не просто потому, что люди этого не хотят, а потому что для этого существуют социально-экономические условия . Например, отсутствие морального осуждения того, кто не исполняет судебный акт, и отсутствие неблагоприятных экономических последствий для этого лица, то есть отсутствие реальных последствий. Если он не выполняет официальное решение государства, официальный судебный акт, исходящий от государства, то он не будет исполнять, разумеется, и договоренности, достигнутые с помощью посредника.

     Следующей причиной является то, что медиация, с точки зрения науки и практики, - довольно молодой институт. Большинство граждан не знают о существовании такого способа разрешения споров, а если даже и узнают, то в большинстве случаев не обратят на него должного внимания. Медиатор в глазах населения является не такой весомой фигурой, как судья, который наделен властью. В частности, спорные моменты имеет норма Закона о медиации, об осуществлении деятельности медиатора с 18 лет . Весьма сложно представить себе 18-летнего медиатора, не имеющего за своими плечами достаточного опыта в правовой сфере и высшего юридического образования, не прошедшего специальную медиаторскую подготовку. Кто бы доверил ему свое дело? Каждый медиатор должен иметь профессиональное образование, желательно - юридическое, так как в данное время мы говорим о правовой медиации, а не медиации в целом, которая используется во многих сферах общества.

    Полномасштабное развитие альтернативных методов разрешения споров возможно лишь при поддержке государства, законодательной, исполнительной и судебной власти. Эта помощь должна выражаться во всестороннем содействии развитию института медиации как одного из важных элементов гражданского общества и создании необходимой нормативной и законодательной базы по применению альтернативных методов разрешения споров, в частности, медиации в Российской Федерации.

    Что необходимо предпринять для дальнейшего успешного развития медиации? Кроме вышесказанного нужно активизировать усилия и меры по информированию и просвещению населения, формируя осведомленный спрос на медиативные услуги, позволяющий не только делать медиацию востребованной, но и создать своего рода механизм общественного контроля за качеством медиативных услуг. При этом те, кто занимается такой просветительской деятельностью, сами должны хорошо ориентироваться в сути медиации. Судьи должны быть информированы о медиации, чтобы компетентно предлагать ее сторонам и пользоваться медиативным подходом для примирения сторон.

    В деятельности юрисдикционных органов медиационные процедуры могут выполнять функцию вспомогательного механизма, способствующего эффективному осуществлению этими органами своих полномочий и обеспечивающего бесспорность гражданского оборота.

    Медиация, будучи действительно очень полезной и эффективной формой разрешения споров, совмещающей в себе такие кажущиеся несовместимыми качества, как гуманизм и прагматизм, имеет границы применимости. Медиация будет активно развиваться и находить применение в обществе, где есть сильная независимая устойчивая судебная система.

     Без преувеличения можно сказать, что институционализация медиации в России - это веха в развитии правовой системы в целом. Разумеется, это лишь начало большого, сложного пути становления нового социально значимого института. Но импульс - столь необходимое российскому обществу «благословение» со стороны государства - получен. Теперь уже от каждого из нас (российских граждан) зависит, насколько динамично медиация будет интегрироваться в российскую правовую культуру и общественную жизнь в целом.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика