Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые особенности доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
Научные статьи
13.12.12 11:52


  
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Стригунова Н.Ю.
Некоторые особенности доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
Статья посвящена вопросу о специфике доказывания при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Автором анализируются сущность, особенности и проблемные вопросы доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. В статье рассматриваются основные виды документов, имеющих доказательственное значение по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

   Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ по линии административного производства1 свидетельствует, что в 2011 году таможенными органами РФ возбуждено 72591 дело об административных правонарушениях, что в целом соответствует уровню 2010 года (72701). Из общего количества дел об административных правонарушениях с проведением административного расследования возбуждено 31667 дел (в 2010 г. - 32885), из них вынесено 30901 определение о возбуждении дела об административном правонарушении (в 2010 г. - 31935) и 766 постановлений прокурора (в 2010 г. - 950). В течение 2011 года сохранена положительная динамика сокращения количества прекращенных до передачи на рассмотрение и по результатам рассмотрения дел об административных право¬нарушениях. Если в 2010 году данный показатель составлял 6000 дел, то в 2011 году он снизился до 5013 дел. В 2011 году таможенными органами РФ принято 946 решений по жалобам лиц (585) и протестам прокуроров (361) на постановления по делам об административных правонарушениях, что на 24 % меньше по сравнению с 2010 годом (1240 решений). При этом число решений, вынесенных по жалобам, уменьшилось на 28 %, а по протестам - на 16 %. Основной причиной принесения протестов являлись отсутствие события или состава административного правонарушения - 25 % от общего числа, недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, - 10 % дел.

    Представленные результаты правоохранительной деятельности таможенных органов РФ подтверждают тот факт, что соблюдение процедуры доказывания в рамках производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела представляет собой весьма острую проблему, находящуюся в поле зрения не только правоприменителей, но и российской общественности в целом. Это обусловливает необходимость правильного применения теории доказывания при сборе, оценке доказательств при проведении административного расследования данной категории дел.

    Анализ процесса доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела позволяет выделить ряд особенностей, отличающих его от аналогичного как в уголовном, гражданском судопроизводстве, так и при производстве по делам об административных правонарушениях иного характера.

   Однако для проведения исследования особенностей доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела необходимо рассмотреть ключевые вопросы теории доказывания и, в первую очередь, понятие доказывания.

    Доказывание представляет собой практическую деятельность судьи, органа, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, протекающую в формах и порядке, регламентированных законом. В ходе этой деятельности одновременно осуществляется и познание имеющих значение для дела фактов, и их удостоверение. Удостоверительная деятельность субъектов доказывания обеспечивается точным соблюдением норм административно-процессуального закона с целью всестороннего, полного и объективного выявление обстоятельств дела. Разумеется, в ходе доказывания осуществляется и мыслительная деятельность его субъектов, направленная на установление обстоятельств дела. Эта сторона доказывания, естественно, не поддается нормативному регулированию и подчиняется лишь законам логики.

    Анализ научных работ позволяет выделить различные мнения относительно содержания доказывания как разновидности процессуальной деятельности.

    Например, по мнению М.Н. Алексеева, «общую структуру познавательного процесса на уровне мышления составляет: познающее - орудие познания - познаваемое». Выделяя в структуре мышления отдельные элементы, он отмечает, что «познавательный процесс человеческой деятельности, прежде всего, материально-трудовой, практический. Во всякой деятельности должны быть субъект, объект, орудие действия». Если говорить о доказывании, то познающим в данном случае является правоприменительный субъект - судья, уполномоченные должностные лица правоприменительных государственных органов различного уровня, члены коллегиальных  органов (комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий); орудием познания выступает административно-процессуальное доказывание как особый вид познавательной деятельности, проводимое на основе процессуальных норм, закрепленных в действующем законодательстве, объект познания - произошедшее событие.

   В.Ю. Гусяков отмечает, что «процесс доказывания - это особый вид познания, который включает в себя познавательную деятельность, осуществляемую на основе норм процессуального права. Процессуальное познание же состоит из непосредственного и опосредованного восприятия окружающего мира».

   Рассматривая доказывание как юридическую категорию, приведем точку зрения Е.В. Додина: «Извлечение и исследование информации в процессе доказывания не является самоцелью. Она добывается для использования при вынесении решения по делу». Для того чтобы полностью утвердить истинность тезиса, необходима оценка полученной информации.

  Е.Б. Лупарев считает, что доказывание в административно-юрисдикционном процессе представляет собой деятельность уполномоченных административно-юрисдикционных органов и судов (судей) по разрешению административно-правовых споров и по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также сторон спора или участников производства по делу об административном правонарушении и иных заинтересованных в результатах дела лиц по сбору, исследованию и оценке фактических данных (сведений о фактах), имеющих значение для разрешения административного дела.

   Такие ученые-административисты, как А.П. Алехин, Е.В. Додин, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, В.В. Бахрах, Ю.Н. Старилов и многие другие, высказывают мнение о том, что доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, фиксации в определенных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства.

  Проведенный сравнительный анализ позволяет утверждать, что термин «доказывание» понятийно отражен исключительно в отечественной административно-правовой теории и лишь фрагментарно в законодательстве.

   Так, в частности, в ст. 24.1 КоАП РФ законодатель ограничился лишь определением задач производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. С учетом положений упомянутой статьи полагаем, что выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении в области таможенного дела как процессуальная деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, основанная на принципах всесторонности, полноты, объективности и своевременности, есть не что иное, как одна из форм процесса доказывания.

   Далее рассмотрим соотношение процессуальных аспектов производства по делам об административных правонарушениях и арбитражного процесса. Одной из проблем правоприменительной практики в арбитражных судах является конкуренция процессуальных норм КоАП РФ и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) . Обратим внимание на то, что АПК РФ более подробно рассматривает эти очень важные вопросы. В отличие от КоАП РФ, где в главе 26 «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств» собраны 11 статей, АПК РФ содержит уже 26 статей. Но дело даже не в их количестве. Достоинством АПК РФ является то, что в главе 7 «Доказательства и доказывание» более подробно раскрыты процесс доказывания, виды доказательств, виды экспертиз и иные вопросы. Но, по достоинству оценивая эту часть АПК РФ, следует заметить, что законодатель не дает четкого определения в АПК РФ понятия «доказывание».

   Статья 85 УПК РФ определяет, что доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ . Таким образом, назначение доказывания - это не только фактическое установление истины по делу, т. е. обеспечение с помощью доказательств достоверного знания относительно искомых обстоятельств (главная цель), но и юридическое их установление в случаях использования формальных доказательственных средств: преюдиций, презумпций, юридических фикций и др.11 При этом законодатель определил обязанность уголовно-процессуального доказывания, которая лежит на органе дознания, дознавателе, следователе, прокуроре, представителе гражданского истца, а также на защитнике обвиняемого или подозреваемого. Также отметим, что глава 11 УПК РФ «Доказывание» состоит из 6 статей.

   Наконец, глава 6 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) «Доказательства и доказывание» не содержит определения доказывания и ограничивается формулировкой понятеобразующих признаков доказательств, порядка обеспечения доказательств, обязанностей доказывания, которые лежат на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц.

    Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела имеет видовую специфику и характеризуется целым рядом особенностей, которые определяются внутренней структурой и содержанием обстоятельств, подлежащих доказыванию.

   Первая особенность заключается в том, что непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом таможенного органа административного правонарушения не препятствует ему участвовать в доказывании по данному делу, т. е. выступать субъектом доказывания. Согласимся с мнением А.Б. дудаева, который представляет оправданным выделение из числа субъектов производства по делу об административном правонарушении субъектов доказывания. должностное лицо таможенного органа будет рассматриваться в качестве субъекта доказывания в случае наличия у него следующих прав и обязанностей: 1) по собиранию и представлению доказательств; 2) по исследованию доказательств; 3) по оценке доказательств. таким образом, к субъектам доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела относится таможенный орган (должностное лицо), наделенный правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие судьбу дела. К этой группе субъектов доказывания следует отнести и прокурора. Отметим также, что в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела нет строгого разграничения выполняемых процессуальных функций, как в уголовном процессе, поэтому субъекты доказывания данной группы, как правило, выполняют функции расследования, рассмотрения дела и исполнения наказания (также, например, должностные лица органов охотнадзора, госпожарнадзора и др.).

     Вторая особенность доказывания заключается в его сроках. В настоящее время срок проведения административного расследования, как это указано в ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В срок административного расследования включается время осуществления процессуальных действий с момента возбуждения дела до дня составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении в порядке ст. 28.9 КоАП РФ. В указанный срок не включается время, установленное ст. 28.8 КоАП РФ для устранения недостатков при возвращении дела об административном правонарушении на доработку лицом, рассматривающим дело, время передачи дела на рассмотрение и время нахождения дела на рассмотрении. В ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрен правовой механизм продления срока проведения административного расследования. Срок проведения административного расследования может быть продлен только в исключительных случаях. документальным основанием для продления срока служит письменное ходатайство должностного лица, в производстве которого находится дело. ходатайство о продлении сроков расследования должно быть мотивированным. При этом продление срока является правом, а не обязанностью вышестоящего должностного лица. По общему правилу срок проведения административного расследования может быть продлен вышестоящим должностным лицом не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил начальник вышестоящего таможенного органа вправе продлить срок проведения административного расследования до шести месяцев. Соблюдение установленных сроков является непременным условием законности в деятельности таможенного органа и его должностных лиц, способствует повышению эффективности мер административной ответственности. таким образом, весь процесс доказывания в области таможенного дела максимально может длиться не более шести месяцев.

  Следующая особенность доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется многообразием и разновидностью используемых процессуальных средств в целях обнаружения и закрепления имеющихся доказательств. Исходя из положений административного и таможенного законодательства, а также рекомендаций Федеральной таможенной службы Российской Федерации , к ним относятся: опрос (получение объяснений); личный досмотр; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей и другие средства.

   Особенность доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела характеризуется большим объемом документооборота, связанным со спецификой деятельности таможенных органов при осуществлении административного расследования, и заключается в многообразии различных видов документов, используемых в качестве источника доказательств.

  Обозначим собственный подход к систематизации документов, являющихся источниками доказательств по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, который позволит определить сущность, формы и юридическое значение отдельных видов документов, имеющих доказательственное значение, отграничить их друг от друга и тем самым упорядочить их использование в производстве по делам данной категории.

   Прежде всего представляется необходимым подразделить рассматриваемые документы на две большие группы в зависимости от правовой основы и периода их создания (получения), а именно:
1)    документы, созданные (полученные) до возбуждения дела об административном правонарушении на основе положений Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), международных договоров государств - членов таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза, регламентирующих, в частности, основания и порядок проведения таможенного контроля;
2)    документы, созданные (полученные) с момента и после возбуждения дела об административном правонарушении на основе соответствующих положений КоАП РФ.
документы, относящиеся к первой группе, создаются, составляются и получаются до возбуждения дела о соответствующем административном правонарушении, в ходе текущей контрольной и правоохранительной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов. К числу данных документов можно, в частности, отнести:
а)    объяснения перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, акты (таможенного осмотра, таможенного досмотра, личного таможенного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий), результаты таможенной проверки и иные документы, полученные в ходе проведения таможенного контроля;
б)    письменные сообщения структурного подразделения таможенного органа, другого таможенного органа, правоохранительных органов или таможенных органов иных государств о нарушениях физическими лицами и юридическими лицами действующего законодательства, указывающие на наличие события определенного административного правонарушения, например письма, рапорты, служебные записки и т. п.;
в)    акты проверок, составленные вышестоящими таможенными органами, транспортной прокуратурой по результатам проведения мероприятий по контролю (надзору), содержащие указание на наличие событий, совершенных физическими или юридическими лицами определенных административных правонарушений;
г)    решения по классификации товаров в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТНВЭд ТС), решение о корректировке таможенной стоимости и др., составленные в результате проведенных в ходе таможенного контроля специальных исследований, содержащие сведения, свидетельствующие о наличии в действиях (бездействии) физических или юридических лиц определенного административного правонарушения.

     Вышеперечисленные документы также имеют доказательственное значение по делам об АП, поскольку содержат сведения, имеющие существенное значение для установления событий этих правонарушений и вины лиц, их совершивших. Однако КоАП РФ не определяет их правовой режим как источников доказательств в данном производстве, не регламентирует их юридическую силу и порядок использования наряду с другими источниками доказательств, предусмотренными нормами гл. 28 КоАП РФ.

   Документы, относящиеся ко второй группе, создаются, составляются и получаются с момента и после возбуждения дела об административном правонарушении и могут быть подразделены на следующие виды.
1.    документы, фиксирующие результаты процессуальных действий, совершенных уполномоченными должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делу об административном правонарушении. К таким документам относятся, например, протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об АП, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ.
2.    документы, фиксирующие объяснения и пояснения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. К числу данных документов относятся письменные объяснения лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего, показания свидетелей.
3.    документы, фиксирующие определенные факты, имеющие доказательственное значение по делу, составляемые компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями и специалистами, содействующими административным органам в доказывании по возбужденным ими делам об административных правонарушениях. К числу таких документов могут быть отнесены заключения экспертных организаций (экспертов), справки, ответы на запросы и т. п.
4.    документы, комплексно фиксирующие событие и состав административного правонарушения и факт совершения этого правонарушения определенным физическим или юридическим лицом, создаваемые, составляемые уполномоченными должностными лицами административных органов. К таким документам следует относить протокол об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

     Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях состоит в собирании, исследовании и процессуальном закреплении доказательств путем совершения практической и мыслительной деятельности, осуществляемой в установленных действующим законодательством пределах с целью установления объективной и правдоподобной истины по делу об административном правонарушении.

   Недостаточная научная разработанность теории доказывания не способствует укреплению законности и становлению единообразной практики проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Приведенные особенности доказывания характерны при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика