Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Защита жертв торговли людьми
Научные статьи
13.12.12 12:12



 
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Рамазанов Р.С.
Защита жертв торговли людьми
Проблема торговли людьми и вытекающие из нее многочисленные нарушения прав человека представляют собой один из самых трудных и неотложных вопросов, с которым сталкивается сегодня международное сообщество. Очень часто люди, являющиеся объектами торговли, сами страдают от властей государств, которые принимают их по тем или иным причинам не за тех, кем они являются на самом деле. Таким образом, государствам во взаимном сотрудничестве и в сотрудничестве с различными международными организациями необходимо принимать меры, направленные на защиту, идентификацию и помощь жертвам торговли людьми, меры по защите и уважению их основных прав и свобод.

Проблема торговли людьми и вытекающие из нее многочисленные нарушения прав человека представляют собой один из самых трудных и неотложных вопросов, с которым сталкивается сегодня международное сообщество. Сложности, касающиеся данного вопроса, связаны с различными политическими и географическими аспектами; с различием в подходах к решению; с мобильностью и приспособляемостью торговцев; со специфичностью ситуаций и нуждами жертв этого явления; с правовыми несоответствиями и недостатком в исследовании и координации как на национальном, так и на региональном и международном уровнях. Жертвы торговли людьми, по общему правилу, подвергаются многочисленным нарушениям прав человека, среди которых особо выделяется посягательство на их человеческое достоинство. Эти люди зачастую находятся, помимо своей воли, в зависимых невыносимых условиях, подвергаясь сексуальному и другим формам насилия. Защита прав этих лиц, в особенности женщин и детей, является проблемой, привлекающей внимание всего мирового сообщества.

    Очень часто люди, являющиеся объектом торговли, принимаются властями за тайных мигрантов либо лиц, не имеющих необходимых для пребывания в стране легальных документов. Часто их рассматривают как правонарушителей, нежели как жертв, и высылают в страны их происхождения. Однако такие меры точно мешают тем усилиям, которые направлены на изобличение и придание правосудию ответственных за торговлю людьми.

    Жертвами торговли людьми становятся по многим причинам. Некоторые просто ищут лучшей доли, перспективной работы или даже приключений. другие страдали от нищеты и были вынуждены мигрировать в поисках работы либо могли стать изгоями в своем обществе. Эта уязвимость не означает зависимости потенциальных жертв от других лиц, пользующихся властью над ними. Зачастую такая ситуация означает, что жертвы отважились реализовать шанс, который, по их мнению, должен был изменить их жизнь и дать возможность содержать семью. Торговцы людьми знают и понимают этот факт и благодаря дисбалансу власти и информации, а также готовности применить принуждение и насилие эксплуатируют надежду своих жертв на лучшее будущее.

   Международные неправительственные организации, различные социальные и медицинские службы помогают жертвам постепенно наладить нормальную жизнь . Таким образом, очень важно принимать меры, направленные на защиту, идентификацию и помощь жертвам торговли, вне зависимости от той формы торговли, объектом которой они стали. Государства должны индивидуально и во взаимном сотрудничестве принимать меры, направленные не только на противодействие этому явлению и преследование организаторов, но и на защиту и уважение прав человека - жертвы данного преступления.

   В связи с этим в деятельности, направленной на предупреждение и борьбу с торговлей людьми, должны приниматься во внимание основные права жертв. Также им должны предоставляться защита, помощь и восстановление. Основа для действий правительства по защите жертв обязательно должна корениться в законодательстве этой страны, которое направлено против торговли людьми. Эффективный закон по борьбе с торговлей людьми дает ясное определение жертвы этого преступления, излагает правовой статус и виды помощи, на которые жертвы могут претендовать.

    Поскольку торговля людьми принимает самые различные формы, соответствующие законы должны учитывать множество различных типов эксплуатируемых жертв. Узкие определения торговли людьми могут привести к возможному исключению некоторых жертв из числа тех, кто нуждается в справедливости, защите или тех или иных льготах. Если закон не сможет защитить всех находящихся под его юрисдикцией жертв торговли людьми, исключив, например, мужчин, рабочих, совершеннолетних или тех, кто не успел пересечь границу и был порабощен, некоторым жертвам могут предъявляться обвинения в нарушении законов, не относящихся к борьбе с торговлей людьми, за действия, связанные с их порабощением. К сожалению, арест, лишение свободы и / или депортация жертв торговли людьми происходят сплошь и рядом. Эти действия идут вразрез с целями защиты прав жертв и затрудняют усилия правоохранительных органов по привлечению торговцев людьми к уголовной ответственности.

   Например, исследования свидетельствуют, что значительное число вовлеченных в проституцию несовершеннолетних и других жертв торговли людьми каждый год подвергаются аресту во многих странах мира. Однако, согласно Палермскому Протоколу, все вовлеченные в занятие проституцией несовершеннолетние считаются жертвами торговли людьми. Без действующих внутри страны законов, согласующихся с данным международным стандартом, и соответствующих мер по выявлению жертв, таких как подготовка сотрудников правоохранительных органов и юстиции, часто сталкивающихся с такими лицами по долгу службы, все они могут стать заложниками системы, которая рассматривает всех занимающихся проституцией лиц или не имеющих документов иммигрантов как преступников и поступает с ними соответствующим образом.

    В этой связи необходимо создание законом такой ориентированной на интересы жертв системы борьбы с современным рабством, в которой каждый человек, ставший объектом торговли людьми с целью трудовой или коммерческой сексуальной эксплуатации, будь он гражданином или иммигрантом, мужчиной, женщиной или ребенком, считается жертвой преступления. Государства должны принимать меры по выявлению жертв и потенциальных жертв торговли людьми в рамках комплексной защиты жертв. Они обязаны вызволять жертв из эксплуатации, а по возможности вообще не допускать такого преступления. Они несут ответственность за предоставление жертвам возможности не только освободиться от рабства, но и заново восстановить свое положение в обществе в качестве свободного человека с достаточными возможностями для возобновления нормальной жизни.

    Одновременно с неукоснительным соблюдением международных норм защиты жертв нужно обеспечить комплексную и адаптивную практику оказания услуг каждой жертве, в зависимости от той формы рабства, в которой она находилась. для создания модели обслуживания жертв, которая бы оказывала надлежащую поддержку пострадавшим, правительства должны осваивать передовые и разрабатывать новые методы в данном направлении. В странах, где развитое гражданское общество играет ключевую роль в защите жертв и предоставлении им соответствующих услуг, правительства должны создавать партнерства, позволяющие извлечь выгоду из опыта неправительственных организаций и других поставщиков услуг для жертв и их защитников. Такая деятельность дает возможность создать различные схемы сотрудничества, позволяющие в полной мере воспользоваться всеми имеющимися ресурсами и структурами поддержки.

   Кроме того, поскольку современное рабство затрагивает широкий круг государственных интересов, все соответствующие правительственные органы должны проверять совместную работу по обеспечению четко организованной и эффективной деятельности служб по работе с жертвами. Как мы уже упоминали, часто происходит так, что люди, ставшие объектом торговли, рассматриваются властями как тайные мигранты, лишенные документов, необходимых для пребывания на данной территории. Поэтому необходимо, чтобы агентства, ответственные за иммиграцию, трудовые отношения и здравоохранение, взаимодействовали между собой с целью выявления жертв и оказания им помощи, а также предложения им действенных и эффективных услуг. В Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми подчеркивается, что жертвы торговли людьми должны быть признаны таковыми во избежание того, чтобы правоохранительные органы и власти обращались с ними как с незаконными мигрантами или преступниками. Невозможность установить личность жертвы торговли людьми может привести к непризнанию ее основных прав. В процессе установления личности это лицо не может быть выдворено с территории данной страны. Специальные положения применяются в отношении детей - жертв торговли (несовершеннолетних в возрасте до 18 лет), которые являются особо уязвимыми. Их интересы должны быть представлены особо, следует предпринять все необходимое для установления личности и гражданства ребенка. В высших интересах ребенка - принять все меры для определения местонахождения его семьи.

   В рамках Организации Объединенных Наций был разработан Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятый резолюцией 64/293 Генеральной Ассамблеи ООН от 30 июля 2010 г. , в котором излагаются необходимые и конкретные меры, направленные на защиту жертв торговли людьми.
Эти меры выражают политическую волю государств осуществлять конкретные действия, направленные на защиту жертв торговли людьми, и заключаются в принятии плана действий для:
-    подтверждения того, что поощрение и защита прав человека и эффективные меры по борьбе с торговлей людьми носят взаимодополняющий и взаимно подкрепляющий характер;
-    акцентирования необходимости поощрения и защиты прав жертв торговли людьми и реинтеграции пострадавших в общинах с учетом Рекомендуемых принципов и руководящих положений по вопросу о правах человека и торговле людьми, разработанных Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, и руководящих принципов, касающихся защиты детей, ставших жертвами торговли людьми, разработанных Детским фондом ООН ;
-    обеспечения отношения к жертвам торговли людьми как к жертвам преступления и для установления в национальном законодательстве эффективной уголовной ответственности за все виды торговли людьми;
-    проведения обзора существующих национальных служб, услугами которых могут воспользоваться жертвы торговли людьми, в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми, укрепления в случае необходимости этих служб и содействия созданию или укреплению соответствующих механизмов помощи;
-    дальнейшего повышения возможностей соответствующих сотрудников, которые могут сталкиваться с возможными жертвами торговли людьми или выявлять таких лиц, включая, например, работников правоохранительных органов, сотрудников пограничной службы, трудовых инспекторов, работников консульств или посольств, судей, прокуроров и миротворцев, и для предоставления необходимых ресурсов соответствующим секторам и учреждениям, включая гражданское общество;
-    обращения к правительствам с настоятельным призывом принять все необходимые меры к тому, чтобы выявленные жертвы торговли людьми не подвергались наказанию за то, что они стали объектами такой торговли, и чтобы они не подвергались виктимизации в результате действий, предпринимаемых государственными властями;
-    защиты личной жизни и личности и обеспечения безопасности жертв торговли людьми до, во время и после уголовного преследования и для защиты, в надлежащих случаях, ближайших членов семьи и свидетелей от возмездия со стороны лиц, причастных к торговле людьми, путем обеспечения их безопасности в соответствии со статьями 24 и 25 Конвенции;
-    предоставления помощи и услуг для физического, психологического и социального восстановления и реабилитации лиц, ставших жертвами торговли людьми, в сотрудничестве с неправительственными организациями и другими соответствующими организациями и секторами гражданского общества;
-    обращения к государствам-участникам с настоятельным призывом рассмотреть возможность принятия законодательных или других надлежащих мер, позволяющих жертвам торговли людьми оставаться в надлежащих случаях на их территории на временной или постоянной основе в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми;
-    обеспечения принятия странами происхождения своих граждан, оказавшихся жертвами торговли людьми, и гарантирования того, что такое возвращение будет осуществлено с надлежащим учетом вопросов безопасности и преимущественно добровольно, в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми;
-    принятия в странах происхождения, транзита и назначения законов о труде, предоставляющих работникам законные права и защиту, которые уменьшали бы для них опасность стать жертвой торговли людьми;
-    предоставления специальных услуг выявленным жертвам торговли людьми, в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми и других соответствующих документов, включая предоставление доступа к медицинскому обслуживанию, например к услугам по предупреждению и лечению ВИЧ/СПИДа, соответствующему уходу и помощи, а также к услугам по предупреждению и лечению других передаваемых через кровь и инфекционных болезней, для жертв торговли людьми, которые подвергались сексуальной эксплуатации, с учетом того, что торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации имеет серьезные, непосредственные и долгосрочные последствия для здоровья, в том числе для сексуального и репродуктивного;
-    предоставления надлежащей помощи и защиты детям, ставшим жертвами торговли людьми, или детям, которые могут стать объектами такой торговли, в том числе посредством оказания соответствующих услуг и принятия мер по обеспечению физического и психологического благополучия детей, ставших жертвами торговли людьми, а также их образования, реабилитации и реинтеграции в координации с существующими системами защиты детей;
-    учреждения Целевого фонда добровольных взносов ООН для жертв торговли людьми, особенно женщин и детей, в целях оказания им гуманитарной, юридической и финансовой помощи по официальным каналам, таким как правительственные, межправительственные и неправительственные организации. Этот фонд будет функционировать в качестве вспомогательного для Фонда ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, находящегося в ведении Управления ООН по наркотикам и преступности, и управляться в соответствии с Финансовыми положениями и правилами ООН  и другими соответствующими положениями в консультации с советом попечителей, состоящим из пяти членов, имеющих надлежащий опыт в вопросах торговли людьми. Члены совета попечителей назначаются с должным учетом справедливого географического распределения Генеральным секретарем в консультации с государствами-членами и Директором-исполнителем Управления ООН по наркотикам и преступности;
-    принятия мер, чтобы жертвы торговли людьми могли добиваться компенсации за причиненный им ущерб, в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми;
-    признания важной роли организаций гражданского общества в расширении прав жертв торговли людьми и оказании им помощи и содействия в усилиях по получению возмещения причиненного им ущерба, а также в оказании содействия уходу за жертвами торговли людьми и предоставлении им необходимых услуг, включая тесное сотрудничество и координацию с работниками правоохранительных органов;
-    включения в национальные правовые или административные системы мер по предоставлению жертвам торговли людьми информации на понятном им языке об их законных правах и соответствующих судебных и административных процедурах и для содействия предоставлению им доступа к помощи, которая позволила бы им излагать свои мнения и опасения и обеспечивала бы их рассмотрение на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты, в соответствии с положениями Конвенции и Протокола о торговле людьми;
-    предоставления жертвам торговли людьми достаточного периода времени для восстановления и возможности консультироваться с надлежащими советниками, помогающими им принять решение относительно сотрудничества с правоохранительными органами и относительно их участия в судебном процессе.

     Генеральный секретарь ООН в своем докладе по вопросам международной миграции и развития указывал: «В связи с комплексным характером проблемы торговли людьми и организующих ее сетей опробуются несколько вариантов политики в этом отношении. Для того чтобы быть эффективными, меры по борьбе с торговлей людьми должны быть многосторонними и предусматривать предупреждение, расследование и судебное преследование виновных, а также защиту жертв. Власти стран, где зарегистрированы вербовщики мигрантов, начали производить внезапные проверки их деятельности. Активно проводятся предназначенные для потенциальных жертв информационные кампании. В некоторых странах предпринимаются попытки отказаться от практики, ставящей несовершеннолетних в ситуации крайней уязвимости, например неофициальной передачи и взятия детей на воспитание. Решающее значение имеет снижение спроса на услуги, связанные с эксплуатацией. В процессе судебного преследования торговцев власти проводят профилактические мероприятия с использованием оперативных данных. Набирает темпы международное сотрудничество по выявлению и ликвидации сложных транснациональных сетей торговли. Правительства некоторых стран предоставляют жертвам временный или постоянный вид на жительство, а также время на обдумывание, с тем чтобы они могли вспомнить, оценить ситуацию и решить, желают ли они сотрудничать в процессе расследования и судебного преследования преступников. Правительства также оказывают помощь в реабилитации жертв, зачастую при содействии организаций гражданского общества».

    Можно сказать, что торговля людьми в современном мире затрагивает практически все страны, однако ни одна страна не предпринимает достаточных усилий для устранения этого явления. До тех пор пока люди, пострадавшие от этого явления, сами не увидят, что их угнетатели не привлечены к ответственности, и не смогут восстановить нормальный ход своей жизни, ни одно правительство не может утверждать, что достигло полного успеха в борьбе с современным рабством. Многие государства приняли законы против торговли людьми; необходимо, чтобы следующим шагом в этой борьбе стало повсеместное и эффективное проведение этих законов в жизнь, поскольку проблема по-прежнему остается актуальной. Современное рабство ломает жизнь людей, и борьба с ним должна служить людям, их надеждам и, самое важное, возвращению их свободы.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика