Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политические тенденции незаконной миграции в России: центры притяжения
Научные статьи
13.12.12 12:21


  
ЕврАзЮж № 11 (54) 2012
ПРАВО И ПОЛИТИКА
Юсупов М.Х.
Политические тенденции незаконной миграции в России: центры притяжения
В статье проводится политологический анализ незаконной миграции в Российской Федерации, предлагаются конкретные меры по решению миграционных проблем.

   Незаконные (нелегальные) мигранты - люди, незаконно пересекающие границу, а также люди, законно пересекающие границу, но не зарегистрировавшие пребывание в стране в соответствии с правилами и законами данного государства. Например, они не имеют регистрации в полиции или других уполномоченных государственных органах, нарушают сроки действия визы, их цели пребывания и занятия не соответствуют заявленным целям при въезде в страну.

    Как показывает российская практика, стать незаконным мигрантом человек может несколькими способами. Первый - нелегально пересечь границу. Второй - приехать легально, но не зарегистрироваться или просрочить визу. Третий способ - приехать на учебу, а заниматься иным видом деятельности (например, работать). В этом вопросе сложно найти общий знаменатель, в каждой стране может существовать своя специфика въезда, порядка пребывания и регистрации, получения разрешения на работу для иностранцев.

  В России и в странах бывшего СССР большинство мигрантов (не менее 75-80 %), которые незаконно находятся на территории страны, приехали вполне законно, в условиях безвизового режима. В 1990-2000-е гг. в зарубежной и отечественной науке стал более широко использоваться термин «незаконная», «недокументированная», «неучтенная» миграция. Термин был предложен международными организациями, в том числе МОМ и МОТ, которые поддерживали идею, что многие трудовые мигранты, не имеющие разрешений на работу, зачастую прибывают в страны приема на законных основаниях. В этой связи эти категории мигрантов, скорее, можно называть «незаконными», или «недокументированными». Постепенно этот термин вошел в нормативно-законодательные документы и практику регулирования миграции.

    Полагаем, что мигрантов, находящихся в стране незаконно, необходимо рассматривать в разрезе причин возникновения их незаконного статуса. Прежде всего, необходимо выделить три компонента нелегальной миграции: нелегальный въезд, нелегальное пребывание, нелегальная занятость. Под нелегальным въездом понимается незаконное проникновение на территорию страны иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляемое с нарушением порядка пересечения границы либо с поддельными или недействительными документами. Очевидно, что эту форму миграции можно назвать нелегальной миграцией. Данное понятие более узкое, чем незаконная миграция, поскольку включает только тех мигрантов, которые пересекли границу нелегально, чем изначально обрекли себя на незаконность положения в стране. Чаще всего они шли на этот шаг осознанно, зная, что нарушают закон.

   Нелегальное пребывание - это отсутствие необходимых регистрационных документов. Зачастую мигранты могут приехать в страну на законных основаниях, но просрочивают визу, не получают необходимых документов, не проходят установленных законом процедур регистрации. Либо мигранты получают фальшивую регистрацию. Таких мигрантов очень много в России, они происходят из стран бывшего СССР, с которыми у России сохраняется безвизовый режим. Зачастую незаконность положения таких мигрантов связана с их слабой информированностью, отсутствием знаний о процедурах регистрации в стране.

   Незаконная занятость представляет собой трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с действующим законом и правилами использования труда иностранных работников в данной стране. К нелегальной занятости также можно отнести отсутствие разрешения на работу, патента, неуплату налогов иностранцами на территории государства трудоустройства. Как показывают исследования, многие трудовые мигранты, не имеющие соответствующих разрешений на работу в стране пребывания и трудоустройства, не могут получить или не знают, как получить разрешение на работу. Применительно к России эта проблема вызвана недоступностью каналов получения разрешения на работу, их дороговизной, существованием разветвленного института посредников между мигрантами и миграционной службой.

    В отношении второй и третьей категорий мигрантов не вполне корректно применение термина «нелегальные мигранты». Очевидно, более разумно использовать термин «незаконные мигранты», что позволяет эту группу мигрантов определять как особую категорию, которая не преследует цели находиться в стране нелегально, а зачастую искусственно поставлена в такие условия, чтобы быть изолированной от общества. Главная причина тому в России - это экономический интерес работодателей, заинтересованных использовать дешевых и бесправных работников, за которых не нужно платить пенсионных и социальных отчислений, можно эксплуатировать бесконтрольно и безнаказанно их труд, манипулировать мигрантами.

    Особой формой незаконной миграции можно считать группы мигрантов, которые попали в страну законно, находятся законно, но работают незаконно в силу того, что вынуждены нарушать закон, который крайне несовершенен. Речь идет о части иностранных студентов, которые вынуждены работать, но приехали в Россию по студенческой (учебной) визе и формально этого делать не могут. По российским законам иностранным студентам в России можно работать только внутри своего учебного заведения. Очевидно, что в этом случае мы имеем дело с крайне несовершенным законом. Опыт многих стран показывает, что лучше разрешить иностранным студентам работать легально, ограниченный объем часов (не в ущерб учебе), чем запрещать им это делать. Другой пример - положение месхетинских турок в Краснодарском крае; группа мигрантов искусственно поставлена в условия изоляции, отсечена от легального рынка труда, лишена прав на труд в том числе. Это автоматически выводит данную категорию мигрантов за пределы правового поля. Аналогично до середины 2010 г. несколько миллионов трудовых мигрантов в России работали у частных лиц, однако практически не существовало механизма, который бы позволил получить разрешение на работу в этом сегменте экономики.

    Интересно, что в большинстве государств понятие незаконной миграции практически неприменимо к внутренним миграциям, т. е. гражданин в своей стране не может быть нелегальным мигрантом. Россия до последнего времени была исключением из правил. Житель любого региона страны, приехав в Москву больше, чем на 3 дня, был обязан зарегистрироваться в милиции. В противном случае он становился незаконным мигрантом в собственной стране, но в другом городе, и подвергался административному наказанию. С 2005 г. срок получения регистрации для российских граждан был увеличен до 90 дней, что фактически ликвидировало понятие «незаконные мигранты» по отношению к российским гражданам.

   В последнее время стал более распространенным термин «нерегулируемая миграция» (irregular migration), т. е. без контроля со стороны государств. Термин был предложен МОМ. Обычно он включает незаконные миграционные потоки, однако мы не согласны с такой трактовкой этого термина. Полагаем, что этот термин, скорее, может и должен применяться к миграционным потокам, которые не подвергаются регулированию со стороны государства, т. е. это миграция, которая происходит под воздействием внутренних факторов, без регулирующей роли внешнего фактора в виде государственного регулирования, прямого или косвенного. Безусловно, это более широкий термин, который включает не только незаконные потоки миграции, но и вполне законные, которые, однако, не стимулируются прямо или косвенно государственными структурами. Пожалуй, в настоящее время в России нерегулируемая миграция доминирует в структуре миграционных потоков. А к регулируемой форме миграции можно отнести только единственную государственную программу, реализуемую с 2007 г., направленную на переселение соотечественников.

     термин «недокументированная миграция» относится к формам миграции, которые не сопровождаются заполнением документов и получением соответствующих разрешений и документов на пребывание в стране приема. То есть недокументированная миграция включает мигрантов, не имеющих необходимых документов. По примерным оценкам, в России до 5 млн иностранных рабочих не имеют документов на право работы в стране. Введение в середине 2010 г. новой формы - патента на работу у частных лиц - помогло обеспечить документами около 1 млн человек. Таким образом, эта категория мигрантов сильно зависима от условий выдачи и доступа мигрантов к этим документам.

    Термин «неучтенная миграция» в большей мере связан с категорией статистического учета. К этой группе мигрантов можно отнести всех, кто не видим, не фиксируем статистикой. Причем это иногда не связано с нелегальным статусом человека. Например, перепись 2010 г. обнаружила в России около 1 млн человек. Это люди - постоянные граждане России, часто с российским гражданством, однако они в силу разных причин не были учтены текущим миграционным учетом.

   Основные потоки незаконных мигрантов направляются из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На наш взгляд, можно выделить несколько «центров притяжения» незаконных мигрантов мирового (глобального) масштаба. Их характеристиками являются: значительные масштабы незаконной и нелегальной миграции (как правило, здесь пребывают миллионы мигрантов с неурегулированным статусом; они происходят из разных регионов мира; масштабы незаконной и нелегальной миграции серьезно влияют на социально-экономическую ситуацию в принимающих центрах).

   Во-первых, это страны Европейского Союза, одного из самых развитых в экономическом отношении регионов мира. Основной поток незаконных мигрантов направляется сюда из стран Южной и Юго-Восточной Азии, Китая, Африки, Ближнего Востока. Спецификой ЕС является то, что здесь примерно паритетно соотношение между незаконными и нелегальными мигрантами. «Уязвимость» ЕС для незаконной миграции связана с обширной береговой линией, протяженными сухопутными границами и наличием большого числа стран-соседей, которые выступают в роли транзитных коридоров для мигрантов. Особенно данный процесс обострился в связи с расширением ЕС на Восток. В ЕС вступили страны, которые порой не могут обеспечить эффективный контроль над миграционными потоками, а также имели до вступления в ЕС на своей территории значительные контингенты незаконных и нелегальных мигрантов. Россия, наряду с Украиной, Беларусью и Казахстаном, выступает транзитным коридором, через который незаконные мигранты из третьих стран пытаются попасть в ЕС. В особенно уязвимом положении, с точки зрения нелегальной миграции, оказались буферные государства ЕС, имеющие границы со странами - поставщиками нелегальных мигрантов. Это, например, Италия, Испания, Польша и некоторые другие. По самым примерным оценкам, в ЕС может находиться порядка 5-6 млн незаконных мигрантов, из которых 2-3 млн могут считаться нелегальными мигрантами, т. е. они нелегально пересекли границы. Проблема нелегальной миграции в ЕС тесно связана с проблемой торговли людьми и трафика, многие нелегальные мигранты сильно рискуют, пользуясь услугами криминальных групп и посредников для организации своего перемещения в ЕС .

Таблица 1
Типология способов незаконной миграции и их ключевые характеристики

Типы въезда

Способы въезда

Характеристики

Нелегальный въезд

Въезд в обход пунктов пограничного контроля (по суше, по морю)

Самостоятельно С помощью местных жителей С помощью сограждан, проживающих в стране С помощью организованных преступных группировок

Въезд через пункты пограничного контроля (по воздуху, по суше, по морю)

С недействительными или поддельными документами (виза, паспорт, приглашение)

Легальный въезд

Безвизовый режим Туристическая виза Учебная виза Деловая виза Гостевая виза Виза для частного визита

Мигранты не получают регистрацию

Мигрант работает с визой, которая не предусматривает

возможность трудоустройства

Мигранты не получают разрешение на работу

Нарушение сроков пребывания (просроченная виза)


   Во-вторых, это США, самая развитая страна в мире. США притягивают нелегальных мигрантов из стран Латинской Америки, Карибского бассейна, Азии, Африки. Три четверти всех нелегальных латиноамериканских иммигрантов проживают в четырех южных штатах США: Калифорнии, Аризоне, Техасе и Флориде. Сухопутная граница США охраняется гораздо лучше, чем границы ЕС. В настоящее время пересечь границу Мексики с США для нелегальных иммигрантов становится все труднее и труднее. Реализуется проект строительства стены, которая отделит США от Мексики. После подписания Договора НАФТА правительством США были выделены дополнительные средства на усиление пограничного контроля, установлены новые световые прожекторы, камеры ночного видения, сенсорные датчики, увеличен штат пограничной службы и т. д. Однако через мексиканский транзитных коридор нелегальные мигранты продолжают проникать на территорию США. Кроме того, несмотря на ужесточение правил авиаперевозок, сохраняется большой поток незаконных мигрантов через аэропорты. Часть мигрантов приезжает в США морским путем. По разным оценкам, в Соединенных Штатах сейчас живет и работает от 10 до 14 млн нелегальных мигрантов.

  В-третьих, Российская Федерация стала крупным местом концентрации незаконных и нелегальных мигрантов, представляя собой центр притяжения на постсоветском и евразийском пространстве. Согласно исследованиям, около 90 % незаконных мигрантов в России происходит из стран бывшего СССР, с которыми у России существует безвизовый режим. Примерно 20 % потока незаконных и нелегальных мигрантов приходится на страны дальнего зарубежья - Китай, Вьетнам, Бангладеш, Индию, Афганистан, Пакистан.

   Уникальной чертой глобализации миграционных процессов стало появление на карте мира региональных центров притяжения незаконных и нелегальных мигрантов. Они пока еще не стали центрами мирового (глобального) масштаба в силу своей географической удаленности или других факторов, но они активно притягивают мигрантов и имеют все перспективы стать такими центрами. Их отличительные черты: значительные масштабы незаконной и нелегальной миграции, привлекательность для мигрантов из сопредельных государств, интенсивный рост численности незаконных мигрантов. К региональным центрам можно отнести Австралию, Южно-Африканскую Республику, Аргентину и Бразилию.

  Следует также выделять субрегиональные центры незаконной и нелегальной миграции, которые характеризуются меньшими объемами потоков, поскольку, как правило, проводят достаточно жесткую политику по селекции и ограничению миграции и выдачи виз. Однако они имеют перспективы трансформироваться в региональные центры незаконной миграции при определенных условиях. К числу таких центров следует отнести страны Ближнего Востока, Персидского Залива, Японию, Сингапур, Южную Корею, Казахстан.

   Можно выделить несколько способов незаконной миграции, которые делятся на два основных типа - легальный и нелегальный въезд на территорию страны (табл. 1).

   Количество людей, нелегально въезжающих в страну, существенно отличается от количества мигрантов, оставшихся в ней на незаконном положении. Если же учитывать специфику регистрации по месту пребывания и особенности получения разрешения на право работы в России, рамки приведенного выше определения незаконной нелегальной миграции, а как следствие, и размеры незаконной миграции, могут существенно различаться от небольшого изменения в законодательстве, не меняясь в своем реальном измерении. Как показывают наблюдения, в Российской Федерации изменение порядка или процедуры регистрации может существенным образом изменить численность незарегистрированных мигрантов. В некоторой степени сократило масштабы незаконной миграции вступление в силу с 15 января 2007 г. новых миграционных законов в России. Суть изменений заключается в том, что теперь гражданам стран с безвизовым режимом получать разрешение на работу гораздо проще. Регистрацию по месту пребывания мигранты проходят в уведомительном режиме (например, принимающая сторона может отослать информацию о мигранте по почте). Эти нововведения позволили вывести из тени от 1,5 до 2 млн незаконных трудовых мигрантов.

   Оценки масштабов незаконной миграции достаточно сложны из-за отсутствия достоверной информации, но, тем не менее, они возможны. В их основе могут лежать различные источники информации, включая данные опросов работодателей предприятий, государственных управленческих структур, сведения налоговых служб, результаты проверок ФМС и миграционных инспекций. Совершенно очевидно, что многие из них будут связаны с данными общей незаконной миграции, которая представляет собой более широкое понятие. В исследовании пришлось отталкиваться от масштабов и методов оценки нелегальной миграции, данных другими российскими и зарубежными авторами. В качестве основной задачи ставилась необходимость определения количества единовременно находящихся и ежегодно пребывающих в страну нелегальных трудовых мигрантов.

    Оценки незаконной миграции в стране значительно разнятся, причем иногда на несколько миллионов человек. Конечно, можно делать поправку на время этих оценок (как правило, они, чем позже, тем больше), но в принципе тот, кто предлагает эти оценки, редко ставит акценты на временные точки. Последняя цифра, которую обнародовала ФМС (на основе опроса экспертов), - 10,2 млн незаконных мигрантов. Оценки ученых также достаточно разнообразны. А.В. Топилин предлагает цифру от 7,5 до 8 млн человек , М. Вышегородцев — от 4 до 5 млн мигрантов, из которых 2 млн - граждане стран СНГ . По расчетам Е.С. Красинца, Е.С. Кубишина и Е.В. Тюрюкановой, в России находится от 4 до 4,5 млн незаконных мигрантов . Данные обследования МОМ свидетельствуют, что среди незаконных мигрантов примерно 35 % - незаконные мигранты из стран бывшего СССР; около 32 % - мигранты из стран «старого» зарубежья, у которых объявленная цель въезда не соответствует их действительным намерениям и занятиям; примерно 13 % - въезжающие нелегально (с недействительными документами, в обход контрольно-пропускных пунктов и т.п.), а остальные 20 % - это различного рода «транзитные» мигранты.

  Говоря в целом, проблема незаконной миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и широким информированием и мигрантов, и гражданского общества о необходимости предотвращения такой миграции. Государству необходимы обратная связь с ними и координация с общественными организациями, общинами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика