Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Научные статьи
17.12.12 12:35


  
ЕврАзЮж № 3 (5) 2008
Общие права человека
Д.А. Пашенцев
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ


  
   Структура правового статуса личности складывается из ее прав и обязанностей. Однако традиционно в современной научной литературе основное внимание уделяется именно правам личности, а не ее обязанностям. Говорить и писать о правах человека модно и выгодно, это приветствуется «цивилизованным мировым сообществом», то есть определенными структурами в Европе и Америке.

    В то же время, нельзя отрицать, что права человека принадлежат к числу важнейших категорий современной юриспруденции. Институт прав человека развивается уже на протяжении длительного времени. Как справедливо отмечает Б.С. Эбзеев, «Права человека и гражданина - сложное и многообразное общественное явление, прошедшее в своем развитии ряд последовательно сменявших друг друга этапов» . В той или иной степени права личности существовали в условиях всех общественно-экономических формаций, но в полной мере нашли свое воплощение с развитием мирового конституционализма, получили закрепление в первых и последующих конституционных актах.

    Зарождение современных идей о правах человека связано с появлением либерализма как направления политико-правовой мысли. Либерализм - это плод западноевропейской культуры , получивший свое развитие в трудах Вольтера, Гроция, Джефферсона, Дидро, Локка, Монтескье, других западных авторов. Профессор В.Е.Чиркин отмечает: «Доктрина конституционализма стала разрабатываться в сочинениях просветителей XYII - XYIII. В их работах она связывалась прежде всего с требованием принятия конституции, которая, как говорилось, регулировала бы отношения власти и личности (человека и гражданина)...».

   Идеологи либерализма провозглашали свободу, незыблемость частной собственности, естественные права человека. Наиболее яркое воплощение эти идеи получили в трудах английского мыслителя Джона Локка. В своих трудах Локк обосновал идею неотъемлемых прав человека, в первую очередь, права на свободу, которое он связал с правом на частную собственность. Особое место занимает у Локка учение о естественных правах человека, которого он рассматривает как основную единицу общества.

    Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные отношения на основе общепризнанных международных стандартов в области прав и свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу свободы человека; определяют ответственность государства перед личностью и обществом.

    Как справедливо отмечает Т.М. Пряхина, «Права человека представляют ценность не только для самого индивида, но и для государства, в равной степени как и для международного сообщества в целом, ибо существует жесткая связь между безопасностью личности и бескризисным развитием государства».

   По словам Д.З. Мутагирова, «проблема прав и свобод человека - это одна из основных проблем, едва ли не главная, в жизни человека. Поэтому права и свободы человека всегда относились к ряду острейших идейно-теоретических и политических проблем общественно-политической жизни, определяющих ход всемирно-исторического процесса».

    В ст.2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

   Конституция Российской Федерации устанавливает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.17). «Современный перечень прав человека, который утвержден в международно-правовых документах и конституциях современных государств, в том числе в Российской Федерации, является результатом длительного исторического развития стандартов, ставших нормой современного демократического общества».

   Основные права и свободы человека признаются российской Конституцией неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст.18).

   Отмечая столь важное значение прав человека для развития личности, общества и государства, нельзя, тем не менее, забывать, что, наряду с правами, в структуру правового статуса личности входят и обязанности.

    Акцент на правах личности, свойственный европейскому правосознанию и правопониманию, отодвигает обязанности личности на второй план. Такой подход представляется не вполне верным. В восточных государствах, напротив, нередко основной упор делается именно на обязанностях человека. В первую очередь, это относится к мусульманским странам, в которых право основано на нормах Корана, в котором идея обязанностей является доминирующей. Если рассматривать источники права Древнего Востока, такие, как, например, Законы вавилонского царя Хаммурапи, нетрудно убедиться, что там идея обязанностей человека также занимает не последнее место. То относится и к религиозно-правовым учениям Индии: брахманизму и индуизму.

   Человек имеет обязанности, которые могут и не зависеть от государства. Это обязанности по отношению к своим близким, родственникам, друзьям, другим людям. Они имеют, как правило, моральный или религиозный характер, не защищаются силой государственного принуждения. Это отличает данные обязанности от обязанностей юридических, то есть налагаемых государством и устанавливаемых нормами права.

  Как справедливо указывает Л.С. Мамут, «Государство предоставляет субъекту соответствующие возможности, гарантирует их реализацию, а он - в свою очередь - располагает и пользуется таковыми исключительно в обмен на то, что становящийся обладателем политических прав субъект принимает на себя обязательство (обязанности) по отношению к государству, равные по социальной ценности заполучаемым политическим правам».

   Таким образом, человек и государство как бы заключают договор, в котором обязанности выступают в качестве своего рода расплаты за приобретаемые права. Примером может служить ст.2. Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

   Представляется, что права и обязанности неразрывно взаимосвязаны и являются взаимодополняющими элементами правового статуса личности. С одной стороны, каждой обязанности личности соответствует определенное право государства. В то же время, каждому праву личности соответствует обязанность государства. Что касается самой личности, ее права не могут существовать без обязанностей. Только исполняя свои обязанности, она приобретает и свои права.

   Действительно, если существует определенное право личности, то это право невозможно реализовать без наличия у кого-то соответствующей данному праву обязанности. Право одного на социальную помощь не реализуется без обязанности другого уплачивать налоги. При этом передаточным звеном в системе прав и обязанностей выступает государство, которое аккумулирует сумму исполненных индивидами обязанностей и направляет их на реализацию присущих индивидуумам прав.

   Представляется справедливой точка зрения Д.З. Мутагирова, который пишет: «Права и обязанности человека не только связаны между собой, но и обусловливают друг друга. Можно даже утверждать, что проблема прав и свобод человека возникает только тогда и после того, когда кто-то из участников социально-политических отношений перестает выполнять свои обязанности, соблюдать установленные нормы жизни».

    Это верно и для отношений человека с государством. Невыполнение своих обязанностей одними людьми создает проблемы в реализации прав другими членам общества. Например, невыполнение обязанности по уплате налогов обеспеченным гражданами приводит к недостатку средств в государственном бюджете для реализации социальных прав недостаточно обеспеченных категорий населения.

   Проанализировав международно-правовые нормы, связанные с правовым статусом личности, Д.З. Мутагиров справедливо пишет, что в международных пактах о правах и свободах обязанности лаконично перечисляются в преамбуле, а права и свободы - развернуто в многочисленных статьях. В качестве исключения он называет Американскую декларацию прав и обязанностей человека и Африканскую хартию прав человека и народов, преамбулы которых провозглашают единство прав и обязанностей человека, говорят об обусловленности прав обязанностями. Из этого данный автор делает вывод, что «обязанности человека вырастают из объективной необходимости, а права - из обязанностей и как условие их выполнения».

    Действительно, если рассматривать человеческое общество в исторической ретроспективе, несложно убедиться, что и общество, и государство не могут существовать без обязанностей. Существование без прав полностью тоже невозможно, однако встречались общества, в которых без прав существовала подавляющая масса населения. Дихотомия «права - обязанности» возникала, в этом случае, между разными социальными группами, когда обязанностям одних соответствовали права других. Для современного общества, считающего себя цивилизованным, такая дихотомия приемлема только в принципиально ином ракурсе - когда правам личности соответствуют ее же обязанности, которые, по большей мере, она исполняет добровольно.

   Фактическое соотношение прав и обязанностей может существенно отличаться от декларируемого. Например, Конституция СССР 1936г. значительное место уделяла правам граждан, причем подробно регламентировались не только сами права, но и гарантии их реализации. В политической практике, напротив, основное внимание уделялось тому, как граждане исполняют свои обязанности. За неисполнение последних следовал строгое наказание, в то время как несоблюдение прав фактически оставалось без правовых последствий.

    Казалось бы, между правами и обязанностями существует определенное противоречие, и умаление прав личности автоматически ведет к улучшению ситуации с реализацией ее обязанностей. Однако на практике это не всегда так. Там, где страдают права личности, как правило, имеются нарушения и в исполнении ее обязанностей. Соответственно, неисполнение, при попустительстве государства, обязанностей ведет к нарушениям в области прав.

   В России ситуация с правами человека всегда определялась авторитарным характером отечественной государственности.

    Исторически российское государство развивалось таким образом, что в его структурах, а также в общественном менталитете не сформировалось уважение к правам граждан. Публично-правовые интересы всегда доминировали в России над частно-правовыми, интересы государства, его структур имели приоритет над интересами личности и ее правами. Ситуация осложняется поляризацией общества, когда основной массе социально необеспеченного населения противостоит немногочисленный, но очень богатый и влиятельный олигархический клан. «Тотальная коррумпированность чиновничьей среды, в частности правоохранительных органов, превращает высшую ценность общества - права человека в иллюзию».

   В результате такого положения дел в России сложилась патерналистская концепция прав человека, когда они рассматриваются не как присущие ему от рождения, а как дарованные государством. Соответственно, государство может и ограничивать те права, которые само даровало гражданам, и это воспринимается как естественный процесс.

   По мнению такого крупного специалиста в области прав человека, как Е.А. Лукашева, в ряде случаев законодательство защищает интересы не социально слабых слоев населения, а тех, кто может активно влиять на позиции законодателя, лоббировать свои интересы. В то же время, правоприменительная практика, особенно в деятельности управленческих структур, свидетельствует о неуважении к человеку, его правам и свободам, а также к закону.

  Правовой нигилизм, веками укреплявшийся в российском общественном сознании, привычные нарушения прав человека в разных сферах жизни порождают ситуацию, когда механизмы защиты прав человека не отлажены должным образом, когда отсутствует государственный и общественный контроль за этим процессом.

    В этих условиях нарушения в сфере прав человека неминуемо сопровождаются нарушениями в области обязанностей личности.

   В нашем представлении, реализация обязанностей личности неразрывно связана с понятием позитивной юридической ответственности. Конечно, неисполнение предусмотренных законом обязанностей может повлечь за собой ответственность негативную, то есть санкции, в которых выразится реакция государства на совершенное правонарушение. В то же время, как справедливо отмечает Д.Липинский, «Юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности, следовательно, имеет две формы реализации: государственно-принудительную (негативную) и добровольную (позитивную)» . Поэтому логично акцентировать внимание на широком понимании юридической ответственности как сложного, многоаспектного социально-правового явления, связанного с осознанием субъектом своего поведения в правовой сфере, его последствий и социальной значимости.

    Позитивная ответственность сопряжена со свободой личности, т.е. возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих поступков . При таком подходе свобода выступает как осознанная и ответственная деятельность, основанная на познании необходимости и свободном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения предполагают ответственность соответствующих субъектов. Правильное понимание гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам, составляет субъективную сторону рассматриваемого аспекта юридической ответственности. Объективная сторона выражается в поведении, основанном на внутренних побудительных мотивах - чувстве долга, гражданственности. Все это имеет непосредственное отношение к обязанностям личности как неотъемлемой составляющей ее правового статуса.

    Важнейшую роль в закреплении системы прав и обязанностей играет Конституция. Обязанности гражданина делятся на конституционные и прочие. Конституционными являются те обязанности, которые закреплены в Основном законе государства. Соответственно, они обладают высшей юридической силой по отношению к иным обязанностям.

   В современной научной литературе присутствуют различные определения конституционных обязанностей.

   По мнению Л.Д. Воеводина, «Конституционная (основная) обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение».

    Н.С. Бондарь дает следующее определение: «Конституционные обязанности - это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве».

   По мнению Б.С. Эбзеева, конституционные обязанности представляют собой выраженные в конституционных нормах требования к поведению каждого члена общества, выполнение которых преследует ряд важных социальных и юридических функций. Обязанности граждан наряду с их правами устанавливают меру свободы личности, являются предпосылкой и условием правопорядка.

   Конституционные обязанности отличает их публично-правовая природа. Реализация конституционных обязанностей направлена на благо всего общества и государства, а не на соблюдение интересов отдельных лиц или категорий лиц.

   Выступая разновидностью юридических обязанностей, конституционные обязанности детализируют¬ся в действующем отраслевом законодательстве.

   Конституционные обязанности направлены на защиту важнейших социальных ценностей, на развитие общества в целом. В то же время, они опосредованно служат и реализации личных интересов.

    Конституционные обязанности носят всеобщий характер, как правило, они в одинаковой мере принадлежат всем гражданам.

    Закрепление в Основном законе страны не только прав, но и обязанностей представляется вполне логичным и естественным. Это не является новеллой современной Конституции, более того, обязанности присутствовали как в зарубежном, так и в отечественной конституционном законодательстве достаточно давно. Так, например, конституции ряда зарубежных стран устанавливают обязанность граждан трудиться. В частности, это относится к конституциям Японии, Китая, Франции и некоторых других государств.

   Действующая Конституция Французской Республики, принятая в 1958г., установила две основных обязанности личности: трудиться и платить налоги. Им соответствуют две обязанности государства: обеспечить всем возможность получить бесплатное образование и оказывать помощь неимущим.

    Действующая Конституция Республики Индия, принятая в 1949г., установила для граждан индийского государства ряд обязанностей, имеющих моральный характер: проявлять гуманизм, развивать научный подход и т.д. Но присутствует и воинская обязанность.

    В Конституции Китайской народной республики 1982г. установлены обязанности граждан платить налоги, трудиться, учиться, некоторые обязанности имеют моральный характер, например, обязанность охранять честь и интересы родины. Существует обязанность супругов ограничивать деторождение.

   Появление обязанностей в отечественном конституционном праве связано с моментом появления пер¬вой российской Конституции.

    10 июля 1918 г. Y Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР. В качестве первого раздела в нее полностью вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

      Во втором разделе Конституции отмечалось, что она рассчитана на переходный момент и ее главная задача - установление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Ст.10: “Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России”.

    Конституция вводила всеобщую воинскую (ст.19) и трудовую (ст.3) повинность. В статье 18 провозглашался лозунг “Не трудящийся да не ест!”.

    Таким образом, Конституция РСФСР 1918 г. носила ярко выраженную классовую направленность и имела значительные отличия от современных ей конституций буржуазных государств, что проявлялось, в числе прочего, и в установленных обязанностях граждан.

   В марте 1919 г. состоялся YIII съезд РКП(б), решения которого заложили основы политики, впоследствии получившей название политики “военного коммунизма”. Наряду с другими мероприятиями, заложившими основы данной политики, в стране вводилась всеобщая трудовая повинность, что соответствовало нормам Конституции.

   Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 г. II Всесоюзным Съездом Советов. 11 мая 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая, с одной стороны, соответствовала Конституции СССР 1924 г., с другой стороны, содержала многие положения, присутствовавшие в Конституции РСФСР 1918 г. В том числе, данная Конституция восприняла упоминавшиеся ранее нормы об обязанностях граждан.

   Основным правовым документом 30-х годов стала Конституция СССР 1936 г. Конституция была принята 5 декабря 1936 г. YII Чрезвычайным Съездом Советов. Предварительно проект конституции был опубликован для всенародного обсуждения.

  Конституция утверждала, что СССР - социалистическое государство рабочих и крестьян (ст.1), и что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся (ранее - Советы рабочих и крестьянских депутатов).

   Новой, по сравнению с предшествующими конституциями, стала глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Был ликвидирован принцип наделения правами по классовому признаку. Все граждане СССР получали, согласно Конституции, право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности, на образование. Гарантировалось равноправие женщин с мужчинами, а также личные права и свободы: свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, право на объединение, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. К числу обязанностей относились обязанности соблюдать законы, беречь и укреплять социалистическую собственность, воинская обязанность.

    21 января 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР. В основных чертах она соответствовала Конституции СССР.

  В апреле 1962 г. было принято решение о необходимости принятия новой конституции и создана комиссия для разработки ее проекта под руководством Н.С. Хрущева. В 1964г. комиссию возглавил Л.И. Брежнев. 4 июня 1977 г. проект конституции был опубликован, а 7 октября Верховный Совет утвердил Конституцию 1977 г.

    Конституция состояла из преамбулы и 9 разделов, в том числе, раздел второй назывался «Государство и личность».

  Конституция провозглашала равенство всех граждан перед законом вне зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расы и национальности, пола, образования, языка и религии. Был зафиксирован ряд новых прав граждан: на жилище, охрану здоровья, пользование достижениями культуры, участие в управлении государством, обсуждении и принятии законов, право на критику и обжалование действий должностных лиц. Наряду с правами Конституция предусматривала новые обязанности граждан: беречь природу, способствовать укреплению Советского государства, заботиться о воспитании детей, уважать законные права других лиц, укреплять дружбу наций и сотрудничество с народами других стран.

    12 апреля 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР, которая в значительной степени соответствовала Конституции СССР 1978 г.

   Таким образом, анализ исторического опыта российского конституционализма показывает, что обязанности появились в тексте уже первой советской Конституции. По мере развития конституционных норм, связанных с принятием новых союзных и российских конституций, число обязанностей постепенно увеличивалось. Доминирующее место в структуре обязанностей советского периода занимали обязанность трудиться и воинская обязанность. Первая относилась ко всем гражданам, вторая - только к здоровым мужчинам соответствующего возраста. Государство неукоснительно следило за выполнением гражданами данных обязанностей, за уклонение от них предусматривались уголовные наказания, имелись соответствующие статьи в уголовных кодексах. Остальные обязанности имели, скорее, моральный характер. За их невыполнение существовали либо административные наказания (например, за нанесение ущерба природе), либо наказания вообще отсутствовали.

  Сегодня к числу важнейших конституционных обязанностей граждан относятся воинская обязанность, обязанность сохранять памятники истории и культуры, обязанность сохранять природу и окружающую среду, взаимные обязанности родителей и детей. Среди этих обязанностей особое место занимает обязанность платить законно установленные налоги.

    В соответствии со ст. 57 Основного закона, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная статья закрепляет основные правила, регламентирующие обязанность уплачивать налоги и сборы. Эта обязанность имеет особое значение и для человека, и для государства. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью перераспределения доходов от более состоятельных категорий населения к менее состоятельным и изъятия средств на пополнение государственного бюджета. Отметим, что Конституция РФ в отличие от конституции некоторых зарубежных государств не предусматривает целей взимания налогов.

   В целом, все конституционные обязанности можно разделить на две группы. Первая группа - это обязанности, которые распространяются не на всех граждан, а только на отдельные их категории. В частности, воинская обязанность распространяется на мужчин призывного возраста, годных по состоянию здоровья. Взаимные обязанности родителей и детей распространяются только на лиц, имеющих определенное семейное положение.

    Вторая группа конституционных обязанностей - это обязанности, распространяющиеся на всех граждан, а также иностранцев и апатридов, находящихся на на¬шей территории. В ст.44 Конституции говорится, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Ст.58 основного закона устанавливает, что каждый обязан беречь природу и сохранять окружающую среду. К этой группе относится и конституционная обязанность платить законно установленные налоги.

   Вместе с тем, обязанность платить налоги по своей природе отличается от других конституционных обязанностей, входящих во вторую группу. Обязанности беречь природу и беречь памятники истории и культуры не носят волевого характера, так как не всегда непосредственно связаны с конкретными действиями их субъектов. Скорее, они предполагают воздерживаться от определенных действий, которые могут нанести ущерб природе или памятникам истории и культуры.

    Напротив, обязанность платить налоги предполагает активные действия субъектов данной обязанности, которые связаны с внесением платежей, заполнением деклараций и т.д. Более того, эта обязанность подразумевает и самую серьезную ответственность в случае ее невыполнения. Все это позволяет поставить данную обязанность отдельно от других конституционных обязанностей человека и гражданина.

   Таким образом, правовой статус человека и гражданина - это совокупность его прав и обязанностей. Важнейшие из них закреплены в Конституции. В этой структуре права играют доминирующую роль, но, в то же время, и обязанности имеют большое значение, устанавливая взаимную ответственность личности и общества, личности и государства.

   В целом, анализ соотношения прав и обязанностей в правовом статусе личности позволяет сделать следующие выводы.

  Во-первых, права и обязанности человека составляют неразрывное единство, они не могут существовать изолированно, обособленно друг от друга.

   Во-вторых, в этой связке именно обязанности являются первичными, а права вторичными. Существование прав обусловлено наличием обязанностей. Особенно наглядно это проявляется в правовых системах восточных государств.

   В-третьих, соотношение прав и обязанностей может быть официально декларируемым и фактически существующим. Между декларацией и фактом нередко бывает существенная разница.

    В-четвертых, диалектика взаимоотношений прав и обязанностей зависит от политического режима, существующего в каждом конкретном государстве.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика