Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА, ВЛАСТИ И ДЕМОКРАТИИ
Научные статьи
15.01.13 13:40



 
ЕврАзЮж № 12 (55) 2012
Гражданское общество
Томаш Л. В.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВА, ВЛАСТИ И ДЕМОКРАТИИ
Статья посвящена раскрытию феномена гражданского общества как результата политической и социальной модернизации, а также механизмов его взаимодействия с правовым государством через властные институты.
  
  Когда скачивается бесплатная музика, у вас нет ограничения объемов. Скачать новинки музыки 2013, вся подробная информация на сайте http://iplayer.fm
  Современная юридическая наука рассматривает гражданское общество и правовое государство как партнеров, которые неразрывно связаны между собой. Украинское общество, по-видимому, относится к обществам переходного типа, в котором государство может и должно исполнять исключительную роль в ускорении формирования гражданского общества. На эту мысль наталкивает исключительно важная роль государства в развитии гражданского общества в различных социумах, где оно часто определяла не только тактику, но и стратегию его развития.

   Весомый вклад в исследование различных аспектов гражданского общества внесли такие известные зарубежные и отечественные ученые, как: Ю. Хабермас, М. Кундера, Н. Дзельський, Я. Куронь, Л. Колаковский, М. Вайда, Е. Шацкий, К. Кальтенбруннер, В. Клюксен, Г. Шельски. Исследованием состояния формирования гражданского общества занимались такие ученые-теоретики, как А. Карась, А. Колодий, Н. Новиков, А. Олейник, В. Примуш, А. Скрипнюк, Г. Щедрова, А.  арань, В. Полохало, С. Рябов, В. Сидоренко, В. Ткаченко, Н. Томенко и другие.

   Цель данной статьи заключается в исследовании различных аспектов взаимодействия права, государства и гражданского общества, ведь гражданское общество – это определенный механизм неформального социального партнерства, который обеспечивает поддержание баланса существующих интересов в обществе и их реализацию.

   Проблемы становления и функционирования правового государства и гражданского общества признаны в современных условиях фундаментальными, общезначимыми. Зарождение и дальнейшее развитие правового государства происходит в условиях развития гражданского общества. Взаимоотношения правового государства и гражданского общества является определяющим фактором успешного развития государства и общества, непременным условием обеспечения основополагающих прав и свобод человека и гражданина.
Становление и развитие гражданского общества и правового государства имеет исторический характер, а их функционирование обусловлено жизненными интересами и потребностями как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Нельзя не согласиться с тем, что гражданское общество существует лишь там и тогда, где и когда экономически и политически свободные индивиды участвуют в государственной деятельности и обеспечивают свои интересы путем самореализации.

   Определенные предпосылки для становления гражданского общества потенциально существуют в культуре любого народа. Это означает, что ценности, на которых оно основано, не отбрасываются ни одной культурой, однако они не всегда могут реализоваться в полном объеме из-за наличия определенных политических, экономических, культурных, религиозных особенностей конкретной страны. Известно, что в одних странах развитое гражданское общество формируется значительно быстрее, тогда как в других его развитие тормозится определенными факторами. В основном это зависит от интерпретационных возможностей самой культуры, от характера человека с социокультурной целостностью, от механизмов обеспечения такой целостности.

   Гражданское общество первично относительно правового государства, которое происходит от него, но при этом имеет самостоятельный механизм функционирования. Общество выступает социальным фундаментом государства и, вместе с тем, его социальной средой. Оно участвует в его формировании и функционировании в соответствии со своими интересами и ценностями, определенным образом сдерживая и осуществляя контроль над ним. Только при наличии гражданского общества может существовать, развиваться и успешно решать свои задачи правовое государство. Именно оно признает, гарантирует и закрепляет права и обязанности человека и гражданина, регулирует правовые отношения, возникающие в гражданском обществе.

   Становление и развитие демократического гражданского общества рассматривается учеными как составная часть общемирового процесса модернизации, перехода от традиционного общества к правовому, от аграрного к индустриальному. Гражданское общество возникает как добровольный союз граждан, созданный для обеспечения своих интересов. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, в гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него – ничто. Однако без соотношения с другими людьми человек не может достичь своей цели в полной мере.

    Демократизация общественной и государственной жизни закономерно ведет к усложнению социальной структуры общества, что не может не привести к возникновению определенных противоречий и конфликтов между субъектами гражданского общества в процессе их взаимодействия. На это обращают внимание отдельные ученые, отмечая, что в основе дихотомии «гражданское общество – государство» лежит противоречие между инициативой членов общества, их стремлением к свободному проявлению индивидуальности и тенденцией по упорядочению общественной жизни, что сопровождается определенными ограничениями свободы.

   Обеспечивая свободное развитие социальных групп и отдельных индивидов, признавая права и свободы человека как неотъемлемые, подчиняя свою деятельность интересам и потребностям общества, государство само изменяется качественно, превращаясь в правовое. Возникновение новых конкурирующих интересов и потребностей у субъектов гражданского общества, необходимость их согласования обусловливают изменение правового государства, которое идет путем постепенного расширения спектра прав и свобод человека и гражданина, какие оно признает, гарантирует и защищает, вследствие чего происходит его трансформация из либеральной в социальную модель. Таким образом, степень зрелости гражданского общества предопределяет уровень демократичности государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое государство. Оптимальное человеческое сосуществование может быть сформировано лишь свободными сознательными людьми5. Иными словами, «...общество имеет такое государство, уровня развития которого, оно само достигло».

   Задача правового государства заключается в том, чтобы обеспечить утверждение верховенства права, разделения властей, признание каждого человека высшей ценностью, способствовать воплощению в жизнь интересов как отдельного индивида, так и общества в целом. Правовое государство, безусловно, учитывает интересы отдельных социальных групп и слоев населения, но прежде всего, обеспечивает общезначимые интересы и потребности всего общества. Только дополненное принципом социального государства правовое государство способно реально обеспечить благоприятные условия для полноценного и эффективного функционирования гражданского общества, его институтов. Можно согласиться с утверждением о том, что социальное правовое государство выступает как политическая оболочка бытия демократического и гуманного общества6. Этого же мнения придерживается П.Н. Любченко, когда отмечает, что государство является внешней политико-правовой оболочкой общества, а последнее выступает социальной средой, социальной оболочкой, где функционирует государство.

  Взаимоотношения правового государства и гражданского общества происходят на условиях постоянных взаимных уступок, стремлении преодолеть противоречия и поиска согласия. Деятельность правового государства устремляется, прежде всего, на укрепление позиций так называемого среднего класса как социальной основы гражданского общества. При этом условии отношения между правовым государством и гражданским обществом будут максимально эффективными.

  Также нужно иметь в виду, что гражданское общество полноценно может сформироваться лишь при наличии правового государства. Ведь неправовое государство не допустит становление институтов гражданского общества, а негражданское общество не создаст правового государства. Только правовое государство создает условия для сосуществования принципа свободы, на котором основывается развитие гражданского общества и возможности применения государственного принуждения для ограничения свободы отдельных индивидов общепризнанным правом.

   Поскольку основной доминантой гражданского общества есть отдельно взятая личность, то несущими его конструкциями являются все-таки институты, организации, группы и т.д., призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, целей, стремлений и т.п. Развитие гражданского общества является одним из приоритетных задач украинского государства на современном этапе и одним из важнейших аспектов политических трансформаций в нашей стране.

   Сегодня политическая трансформация в Украине имеет следующие характерные черты:
– происходит динамическая трансформация политической системы общества;
– трансформационные изменения в различных сферах жизни имеют неодинаковые темпы;
– существуют противоречивые изменения в массовом сознании;
– наблюдаются неподготовленность и низкий уровень общественной активности населения;
– имеет место высокий уровень политического скептицизма;
– осуществляется политическая дезинтеграция граждан в контексте продолжающейся нестабильности общества.

   Все это требует глубокого научного исследования путей формирования гражданского общества в Украине.
Новые политические реалии в нашей стране в своей основе обусловлены тем, что у нас одновременно происходит трехуровневый фундаментальный процесс становления демократического, гражданского и информационного общества. Он вызывает системные изменения в деятельности социума, задает параметры проверки на прочность всех его структур и в дальнейшем будет длительным и иметь много направлений. Вообще идеи и идеалы демократии – это не готовая данность, которая автоматически войдет в нашу жизнь, а лишь контуры, очертания модели, которые могут иметь разный смысл, возможно, и не всегда положительный. Гражданское общество имеет определенную социальную и общественно-политическую структуру, его жизнедеятельность обусловлена уровнем развития производительных сил, формами и отношениями собственности, общественным разделением труда, качеством человеческого потенциала, равными правами и свободами всех граждан, оно существует наряду с государством, является его материальной базой и находится с ним в тесной противоречивой взаимосвязи.

   Формирование гражданского общества непременно должно предусматривать стратегическую программу постепенной передачи части государственных властных функций неправительственным организациям, общественным объединениям, которые возьмут их на себя. Нужно создать соответствующее правовое поле для общественных структур, установив им льготы, дать им возможность самим заработать или собрать с граждан на добровольной основе определенные средства для выполнения уставных задач, обеспечить приоритетное рассмотрение их предложений в органах власти. Этим структурам следует предоставить право контроля за принятием социально значимых законов и нормативных актов, в частности, касающихся их сферы деятельности и ведения мониторинга их выполнения. Но делить власть – не значит односторонне «сгибать» государственную управленческую вертикаль по горизонтали. Со стороны общественных организаций должна быть встречная инициатива. Крайние формы протеста в отношениях с государством (забастовки, походы, голодание, призывы к неповиновению и т.п.) необходимо оставить для крайних случаев. А нормой должна стать, прежде всего, подача обоснованных материалов с постановкой проблем, проектов соответствующих решений с определением механизмов их решения, общее профессиональное обсуждение с целью достижения консенсуса. По отношению к госаппарату, то в нем нужно задействовать механизм реальных санкций за игнорирование справедливых требований общественности. К этому следует поощрять как общественное мнение, так и право и найти место в дополнениях к законам об общественных объединениях и политических партиях.

    Формирование гражданского общества в Украине отличается от такого же процесса европейских стран тем, что там оно продолжается уже сотни лет и общество уже прошло от «дикой капитализации» первоначального накопления капитала к современной цивилизации, от стихийной социальной структуризации, проходившей по объективным законам формирование капитализма, экономической системы на почве отношений капиталистической частной собственности, к демократическим цивилизованным формам государственной и общественной регуляции этих отношений в направлении ограничения крупного капитала и создании широкого слоя среднего класса. В Украине названый процесс происходит еще на стадии «дикой капитализации». Вследствие этого социальная структуризация гражданского общества вызвала резкую поляризацию на незначительное меньшинство очень богатых и подавляющее большинство очень бедных людей. В этой ситуации формирование классов, групп работающих собственников (среднего класса) является непременным условием экономического развития страны, демократических преобразований во всех сферах общественной жизни, политической стабильности и еще в большей степени нуждается в государственной и общественной регуляции.

   Среди иных факторов, прямо или косвенно влияющих на формирование гражданского общества, выделяют следующие:
– снижение жизненного уровня основной массы населения, его расслоение, маргинализация;
– высокая степень эгалитаризма, иждивенчества, пассивности в обществе, укоренившаяся привычка к духовной и политической несвободе;
– наличие существенных сдвигов в духовной сфере жизни посттоталитарного общества, возникновение в нем социальной анемии, т.е. состояния ценностно-нормативного вакуума в обществе, когда разрушение старого, привычного значительно опережает изменения в сознании людей;
– особая роль политических элит, армии, чиновничества во время переходного процесса от тоталитаризма к демократии;
– возникновения в переходном обществе социальных патологий и т.д.

    Формирование гражданского общества нуждается в комплексном подходе. Как свидетельствует опыт лет развития украинского государства, предоставление приоритетов только экономике или политике не дает желаемых результатов. Научные исследования тематики гражданского общества позволяют осветить сложную проблему истоков и механизмов общественной жизнедеятельности, делая акцент на общественных началах формирования и функционирования публичной власти в обществе, которое в нынешних условиях не может не существовать в форме государственности со всеми ее атрибутами, но одновременно должно соответствовать высоким стандартам демократии, права и социальной справедливости. Такая конструкция сосредоточивает внимание на особенностях общественно-политического строя данной страны с точки зрения интересов людей, которые рассматриваются как приоритетный источник социальной и политической активности. В тоже время человек как индивидуальный субъект не может противостоять государству в лице организованных государственно-властных институтов, для этого индивидуальные интересы тоже должны быть сплоченными, институционально оформленными и гарантированными.

   Для современного украинского общества актуализируются минимум три основные особенности гражданского общества.

    Во-первых, гражданское общество должно стать структурированным, вызреть в определенную социокультурную композицию общественных организаций, объединений, ассоциаций, движений, что само по себе требует правового регулирования их деятельности и сопоставлений между ними.

    Во-вторых, задачами такого общества, как его понимает европейская традиция рационализма, можно считать:
– гарантирования прав и свобод каждому гражданину, общественного страхования по их реальному обеспечению;
– общественная оценка «жизненного мира» о соблюдении принципа справедливости;
– общественный контроль относительно невмешательства государственных органов управления в личную жизнь гражданина.

   В-третьих, поскольку современное социальное государство, «государство благосостояния», не выдерживает финансовой нагрузки «социальности», определенные функции по этому делу берет на себя гражданское общество.

    Идеологическим обоснованием исторического процесса формирования гражданского общества являются:
1) концепция индивидуализма, согласно которой человек рассматривается как первооснова общественного политического устройства, наивысшая социальная ценность;
2) либеральное понимание свободы, что не сводит ее лишь к взаимоотношениям между человеком и государством, когда политическая свобода рассматривается лишь как средство реализации личной свободы;
3) идея самоуправления и, прежде всего, местного самоуправления, предусматривает дифференциацию и относительную автономию организации, осуществления различных форм публичной власти.

    На основании этих положений можно концептуально отделить государство от общества, рассматривая его как специфическое социальное явление, имеющее имманентные признаки и атрибуты, выполняет определенные служебные функции по отношению к обществу, определить реальные возможности государственно-властного воздействия на общественные отношения и степень его эффективности, установить оптимальные для функционирования общества пределы государственного вмешательства в его жизнедеятельность, и в конечном итоге обеспечить подконтрольность обществу государственных институтов. Отныне государство рассматривается как институт общества, что выступает главным институтом, посредством которого оно приобретает способность концентрировать свои усилия в национальном измерении для решения первоочередных проблем.

    Гражданское общество в процессе своего формирования требует наличия базовых компонентов, основными из которых являются:
– независимая личность, которая осознает свои права и обязанности, а потому требует взаимодействия с другими людьми;
– развитые самоуправляющиеся социальные структуры, способные представлять и отстаивать интересы своих членов перед другими социальными учреждениями, органами государственной власти;
– институты рыночной инфраструктуры, обеспечивающие экономическую независимость людей, их способность самостоятельно, согласно установленным правилам, удовлетворять свои потребности;
– специфический духовный и нравственный общественный климат, основу которого составляет общепринятое убеждение в самоценности каждой человеческой личности, неподчиненность ее интересов абстрактному «коллективному интересу», утверждение принципа личной ответственности за последствия собственной деятельности.

     Всестороннее содействие процессам формирования гражданского общества в Украине, создание условий для реальной поддержки народной инициативы и свободного волеизъявления граждан является залогом современного демократического, правового, социально ориентированного государства, основной предпосылкой успешного осуществления общественных реформ: экономической, социальной, политической, административной. Предлагаемые идеи исследования, при условии их дальнейшей разработки, могут служить идеологическими установками и методологической основой социально-экономических, социологических и организационно-правовых исследований жизнедеятельности социального организма страны или его подсистем; ними должны руководствоваться государственные служащие, философы, экономисты, правоведы, социологи, политологи.

     Исследование комплекса вопросов, связанных с соотношением гражданского общества и правового государства, позволяет сделать вывод, что относительная автономия гражданского общества в главном основывается на его экономической самостоятельности. Широкий круг политических свобод невозможен без свобод экономических, таких как свобода частной собственности, свобода предпринимательства, свобода рыночных отношений. Таким образом, экономической основой гражданского общества является совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, перераспределения и обмена материальными и нематериальными благами.

   Попутно отметим, что оптимально функционировать правовое государство может только в условиях открытого гражданского общества. Открытость является одним из способов препятствования отчуждению государства от общества. По мнению О. Ю. Тодыки, важно, чтобы государство было способно к восприятию активности общества, в свою очередь гражданское общество – к пониманию роли государства как особого инструмента для своего функционирования и развития14. Для развития такого открытого общества необходимо воплотить в жизнь определенные условия. Во-первых, деятельность правового государства должна быть основана на принципе верховенства права и правового закона, принципов разделения властей, равенства человека и гражданина перед законом и судом. Во-вторых, необходимо воспитывать в каждом члене общества чувство гражданской ответственности. Итак, открытым общество становится тогда, когда у каждого индивида есть свобода действий в конкретной ситуации согласно личных, групповых и общих интересов, возможность самостоятельно определять приоритеты для себя, а также ответственность перед обществом и государством.

    Идеи правового государства формируют образец, чем ориентируют развитие гражданского общества в направлении гуманизма. Теоретическая разработка правового государства необходима для ориентации и стимулирования общественного развития. Развитая экономика и общественное благосостояние создают возможности для совершенствования гражданского общества и демократического правового государства. Только с момента проведения экономических реформ и демократизации всех сфер общественной жизни может произойти постепенное формирование гражданского общества со специфическими институтами и разнообразными интересами.

    Подытоживая, можем констатировать, что, во-первых, гражданское общество образует соответствующая социальная среда, в которой формируется и полноценно развивается индивид, происходит удовлетворение его основных человеческих потребностей, во-вторых, оно защищает интересы каждой личности, ее естественные права от чрезмерного вмешательства государства в ее личную жизнь, в-третьих, субъекты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, группы по интересам) формулируют и представляют перед государством общественные интересы, а также обеспечивают эффективный диалог с государством по их защите или с целью урегулирования возможных конфликтов; в-четвертых, посредством включения индивида в структуру гражданского общества происходит необходимая для него реализация своих духовных и материальных интересов, интеграция в социальную среду (необходимо подчеркнуть, что осуществляется это гражданами собственными силами, путем самоорганизации и самоуправления).


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика