Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки
Научные статьи
16.01.13 11:15


  
ЕврАзЮж № 12 (55) 2012
Государственное регулирование
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки
Государственная кластерная политика России, направленная на развитие новых эффективных и устойчивых форм бизнеса, нуждается в серьёзном научном обеспечении. Статья посвящена концепто-концептуальным основам доктринального обеспечения названной политики.
  
  1. Социально-экономические предпосылки кластеризации экономики страны. Как показывает практика хозяйствования в отдельных регионах России, кластеры становятся существенным инструментом экономической политики нашего государства. В арсенале средств, предназначаемых для разрешения основной проблемы любой экономической системы хозяйствования – достижения и роста эффективности и устойчивости общественного производства материальных благ – кластеризация начинает занимать достойное место.

    Однако, кластерная политика в России неполно осмыслена, не завершена разработка её теоретической составляющей, не определена естественная сторона процесса формирования кластеров, не оценена корригирующая роль государственного вмешательства в него, что создает условия для выдвижения беспочвенных противоположных позиций, оправдывающих либо природный (внешняя среда, окружающая среда, природно-климатический фактор и т.д. и т.п.), объективный характер происходящего1, либо же гиперболизацию субъективного (государственного) в кластеризации отечественной экономики2. Возникшая и поныне продолжающаяся полемическая ситуация мешает активизации и упрочению кластерной концентрации производственных возможностей товаропроизводителей, повышению результативности их деятельности.

   В стране нет обособленного и, как следствие, систематизированного законодательства, посвященного кластеризации экономики. Общественные отношения, возникающие в ходе этой общеполезной, дающей высокую отдачу деятельности, не подвергнуты правовому опосредованию и регулируются в инициативно-административном, дискреционном режиме и порядке. Недостаточное внимание уделяется комплексному научно-методическому обеспечению оценки эффективности кластерной деятельности хозяйствующих субъектов и, в целом на предложении ученых, направленным на создание законодательства о кластерах, со стороны право-творческих органов федерации и её субъектов. Экономика России не владеет общетеоретическими и общеправовыми теоретическими разработками, направленными на обеспечение становления развития кластерных процессов и инициирующих их отношений.

    Между тем общественные отношения, могущие стать предметом экономико-правового регулирования, последовательно возникают и, более того, прогрессируют. Достигнутые к концу 2012 г. результаты кластеризации экономики настоятельно требуют, чтобы необходимость осознания известной всем участникам общественного производства аксиомы о государственной политике как о концентрированном выражении экономики и, следовательно, важности разработки особого концептного политического подхода к рассматриваемой здесь проблеме, созданию кластерной политики, стала достойной законодательного признания, формой общегосударственного экономического поведения.

   2. Теоретические основы прогресса кластерной политики. Развитие учения о кластеризации экономики любой страны, её возрастание (PROGRESSIO), на наш взгляд, зиждется на постоянных, устойчиво присутст-вующих, объективно предопределенных и субъективно воспринимаемых (PERCEPTIO) знаменателях. В пользу такого утверждения говорит, прежде всего, содержание понятия «политика».

 Политика есть обусловленная всеобщим (всеохватывающим) универсальным законом саморегуляции природы социальная деятельность государства, направленная на достижение определенных целей. В её основе лежат, во-первых, объективные (естественные) потребности людей в развитии материальной и духовной базы жизни общества, и, во-вторых, осознанный ими интерес в виде совокупности идей и поведенческих моделей, а также методов их реализации.

    В таком понимании политика представляется многоплановым общественным явлением, охватывающем сферу социально-экономического пространства и бытия в части (PARS PRO TOTO) охраны порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе. Объективность политики, формирование её под влиянием (воздействием) естественно происходящих факторов и в то же время субъективно воспринимаемых обстоятельств-концептов ставит её в положение саморегулятора общественных отношений, превращает в инструмент их самоорганизации и управления.

    Кластерная политика изначально была обусловлена и ныне предопределяется объективным фактором – действием всеобщего закона саморегуляции природы и его неизбежными проявлениями4, выражающимися в виде общественных (социальных) событий5. Действие этого закона затрагивает человечество в целом, не поддается изменению усилиями отдельных лиц, предполагает разработку соответствующей своему содержанию государственной политики управленческих и поведенческих акций, направленных на проведение в жизнь комплекса общеполезных мероприятий. Значение его по мере развития мироздания и его социального компонента не уменьшается и лишь превращается в иное качественное состояние социальной реальности – явления, характеризуемого единством объективного и субъективного, при котором общество изменяется и движется по предначертанному исторической необходимостью пути. Став одним из этапов познания закона природы, указанный комплекс предвосхищает позитивные последствия, выступая основанием принятия социально-экономических усилий типа доктрин, концепций, программ и т.п. и других установлений, к числу которых должна относиться и относится политика, взятая в целом, а также её конкретные разновидности (промышленная, аграрная, социальная, политика, в рамках последней кластерная политика, ориентируемая на развитие отраслей экономики через реорганизацию её структуры, создание хозяйственных агломераций). С точки зрения устойчивости долго-временности бытия названный закон сопровождает процесс концентрации капитала, обуславливая высокую инновационную активность хозяйствующих субъектов под знаком вечности (SUB SPECIE AETERNITATIS).

    Уместно, однако, отметить, что значение природного элемента в деле кластеризации экономики не следует излишне гиперболизировать. Возведение данного элемента в ранг необходимой составляющей кластерной политики вовсе не исключает наличия субъективного момента в ней, предполагающего государственное регулирование экономики6, основанное, в свою очередь, на концепто-концептуальных подходах. Подобное государственное участие способно предотвратить наступление возможных рисков в виде отрицательных итогов непродуманной кластеризации. В ходе проведения различных реформ в стране их было достаточно много. Пример тому – институциональные преобразования, отдавшие предпочтение неизвестным и непроверенным, неапробированным практикой хозяйствования субститутам, приведшим к развалу значительного числа успешно работающих предприятий и организаций. Кроме всего прочего здесь уместно напомнить и то, что учет в кластерной политике государственного реагирования устраняет почву для продолжения полемики относительно оргэкономической природы кластерной деятельности. Правильно объясняя её содержание с позиции единства объективного и субъективного, он тем самым признает и тот факт, что объективное (естественное) и субъективное (концептуальное) хотя и обладают известной степенью интенсивности противоположности, но находятся между собой в прочной общеполезной, положительной, симбиотическо-результативной бинарной оппозиции, обеспечивающей желаемое развитие кластеробразующего процесса7. Диалектика кластерной политики не может обойтись без природной составляющей, являющейся основной причиной становления и предопределяющей главную сущность кластеризации.

   3. Причинная обусловленность кластеризации экономики и кластерной политики. Философия кластерной политики немыслима без использования научной категории «причина и следствие», ибо в реальной действительности, в мире, в природе и в обществе именно причина порождает и обуславливает следствие. В хозяйствовании игнорирование данной формулы связи неминуемо ведет к ущербу. Иллюстрацией сказанному может служить не совсем оправдавшая себя практика создания интервенционных фондов зерна вопреки требованиям указанной категории науки, приведшая к ежегодно повторяющимся выплатам финансовых средств на его хранение в сумме до 1 млрд. рублей. Здесь отсутствие предвидения особенностей причинной связи, сведение всех случаев постоянного следования одних явлений за другими, т.е. отрицание отличия причины от повода (события, которое непосредственно предшествует другому событию) сопровождались наступлением убыточных для экономики страны последствий8. Забыто правило – «после этого не значит вследствие этого» (POST HOC EPGO PROPTER HOC). Игнорирование того факта, что отрасли экономики не могут устойчиво и эффективно функционировать в условиях отсутствия современного уровня интеграции законодательной и исполнительной власти9, науки и бизнеса (воли, знаний и поддержки, в первую очередь финансового обеспечения), недопустимо. Необходимо, чтобы производящие отрасли хозяйства признавались государством в качестве приоритета, обладали протекционными возможностями в их продуманном варианте (венчурные инвестиционные фонды, система кредитов, льготная аренда имущества, посреднические агентства, консультирование хозяйствующих субъектов по вопросам ведения бизнеса, реализации и внедрения результатов творчества10 в производство и др.).

   Причины кластеробразовательного процесса различны и зависят от особенностей, принадлежащих раз-личным отраслям экономики. К их числу относятся, в – первую очередь, такие обстоятельства природного характера, как пространство и время. В пределах условий и ограничений, предсказанных всеобщим и универсальным законом саморегуляции природы, определяются пространство экономических действий и сроки их осуществления в рамках правил экономического поведения, рыночная среда. Исходя из этого принимаются решения о географической концентрации производственных ресурсов всех видов и предприятий, фирм, компаний и т.п., стремящихся получить прибыль от рационализации распределения затрат производства продукции и товаров. Географическая близость источников ресурсов и товаропроизводителей обеспечивает дешевизну и более короткие сроки поставки нужных для упрочения бизнеса материальных средств и услуг.

    Расширение пространства рыночных действий позволяет акцентировать внимание государства на необходимости активизации взаимодействующих субъектов в сфере выявления своих новых возможностей сотрудничества, выпуске конкурентоспособной продукции.

   Пространственно-временная «карта» лежит и в основе создания и совершенствования инфраструктуры. Она же способствует развитию творчества и рациональному использованию человеческого капитала. Интеграционный процесс, происходящий в рамках категорий «пространство и время», инициирует расширение вызванного развитием такого социального события, как менталитет населения, выявление его «неизвестных» знаний и опыта хозяйствования. Изучение сферы проявления указанного события с позиции его полезности дает возможность совершенствовать организацию не только передачи «дремлющих» пока знаний и опыта, вовлечь их в деятельность бизнеса, но и привлечь их носителей в кластеробразующий процесс, что способствует возникновению качественно новой эмерджентности на основе естественного.

   4. Задачи и субъективные слагаемые кластерной политики. Формирование и существование кластеров мыслимы лишь при постановке перед ними всесторонне обоснованных и выполнимых задач инновационно ориентированного и, следовательно, согласованного взаимодействия его участников, каковыми, как правило, должны и могут быть только успешно работающие хозяйственные агломерации (agglomerotus), протокластеры. Проектируемые, предполагаемые проработки кластеров желательно апробировать на примере таких уже действующих формирований. Собственно задача кластерной политики при подобном подходе к делу (IN RE), сводится к доведению всех существующих субъектов гражданских правоотношений, необходимости сделать их новыми организационно-правовыми формами хозяйствования. Указанная задача носит двуединый характер, причем как по основаниям возникновения (обусловленность всеобщим законом природы12 + концептно-концептуальная определенность13), так и по содержанию проводимых в жизнь реализационных акций, бинарной оппозиционности.

    В деле реализации указанной задачи особое место принадлежит учению о субъективации кластерной политики.

    На наш взгляд, в перспективе организация и ведение общественного производства должны и могут строиться на признании имманентных свойств отраслей и подотраслей экономики, осознании их в качестве концепта (concept), ментального ресурса, содержательной единицы памяти всей картины развития экономики, отраженной в психике товаропроизводителей, и даже в психике всего населения в виде неких «квантов» знания. Возникая в процессе структурирования информации, её анализа и синтеза на различных деятельностных уровнях, концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений в экономике страны к цельной и целостной рубрике, становятся выражениями ценностных ориентаций и предпочтений участников хозяйственно-коммуникативных актов. Изменяя сознание товаропроизводителей, обдумывающих состояние отрасли в контексте прошлого, настоящего и будущего, в первую очередь её производственной составляю-щей, концепты формируют идею творения, воплощают акты обозримого (обозначенного и обозначаемого) и его результат, словом, идею, в интенцию (intension – напряжение), обеспечивают перевод указанного состояния из суггестивного (suggestio – внушение) в деятельное, субъективного в объективное положение (пространство). Перерастая из первичного разряда в многоразрядное образование, они организуют концептуальное пространство и основанную на нем концептуальную систему, обусловленную в значительной части человеческим опытом – практикой хозяйствования.

    Такая метаморфоза субъективного в объективное должна стать перманентно действующим фактором хозяйствования и его основой производства на будущее. Для этого необходимо исходить из требований всеобщего закона саморегуляции природы об обусловленности социально-экономических отношений людей закономерностями естественного характера и о неизбежности последствий их неучета, проявляющихся в виде событий: неустойчивости производства, его неэффективности. Печальный пример тому – проведенная без такого признания и политико-правового обоснования реформа в аграрном секторе экономики, игнорирование ментально-концептной стороны предстоящих преобразований на селе, отсутствие духовно-деятельностной подготовки сельских товаропроизводителей и населения привели, в конечном счете, к ощутимому развалу аграрной экономики, формированию независящего от усмотрения управляющих органов государства состояния – утверждению продовольственной опасности как социального события.

     Интересы дальнейшего развития экономики требуют повышения уровня воздействия концептов на менталитет товаропроизводителей и органов хозяйственного управления. Нужна научно обоснованная классификация концептов. По составу и степени выражения концепты представляются в виде и формах образования и передачи информации в самой общей консолидированной (IN CORPORE, IN CONSOLIDARE) разновидности (простейшие концепты) и расчлененной, но совокупной (IN PLENO, UN COMPOSITIO) разновидности (сложные концепты). К числу первых следует отнести концепты, представленные одним словом типа нечто: вещь, имущество, объект, пространство, время, деятельность, эффективность, устойчивость, признак и пр., некто: государство, орган, лицо и т.п.

    К числу сложных концептов, выраженных в сочетаниях слов, в предложениях, можно отнести такие, как: биоклиматический потенциал; природный ресурс; промышленный комплекс; энергомашиностроительный кластер Башкирии, зерноперерабатывающий кластер России; стабилизация экономики; разделение труда; управление отраслью методом непосредственного ведения хозяйства на первичном уровне экономики (предприятия); человеческий потенциал и др.

     Способность к образованию (формированию) концептов, созданию (возникновению) системы концептов в плане зарождения (IN STATU NASCENDI) и с точки зрения вечности существования (SUB SPECIE AETERNITATIS) носит врожденный от природы естественный характер. Развитие концептуальной системы зависит от происходящих в мироздании процессов, от их отражения в психике человека, применительно к исследуемой здесь проблеме – от информации об объективно сложившемся состоянии экономики, производства. В дальнейшем инициация системы изначально предопределяется субъективными причинами, но сопровождается объективными предпосылками – ментальными репрезентациями типа образов, картинок, схем, текстов, проектов, программ, например, программы стабилизации промышленного производства, концепций развития подотраслей сельского хозяйства и его отдельных направлений, т.е. некими материальными артефактами, представляющими в определенной мере их визуальную материализацию, объективацию. Концепты, будучи обстоятельствами, относящимися к процессам воображения, мышления, понимания, относятся, прежде всего, к сфере психики, но понимаемой «…как термин, который относится к чему-то объективному, находящемуся в природе и выражаемому в языке диссигнатором, не имеющим формы предложения».

    Концепты лежат в основе всего комплекса функционирующих в стране общественных отношений. Одни из них, простые, инициируют, прежде всего, возникновение и развитие основополагающих организационно-правовых связей, определяющих стратегию развития определенного сектора экономики, а другие – предо-пределенные сложными концептами, относящимися к сфере управления обширной совокупностью хозяйст-венных отношений. Взятые в целом и единстве, они образуют, как указывалось выше, специфический предмет воздействия всеобщего закона саморегуляции природы. Подтверждение тому – конкретные проявления данного закона в форме естественных (не надуманных) обстоятельств (событий) типа: концептно сформировавшихся пространств, требующих особого организационного режима – обеспечения устойчивости и эффективности производства, его подотраслей, их размещения, концентрации и специализации и создания для них, связанных общей функцией, принципов ведения (осуществления), обладающего свойством перманентности производства, повседневно и ежечасно возникающего на основе особого вида концепта – ведения хозяйства исключительно методом управления хозяйством.

   Концепты в момент зарождения являются принадлежностью субъектов своих носителей, находятся в их голове, опосредуются психически. Это обстоятельство даёт основание для ошибочного утверждения, что они абсолютно субъективны. Дело в том, что концепты не появляются вдруг, не берутся из ниоткуда, из неизвестности, а, как некие результаты развития природы, обуславливаются всеобщим законом саморегуляции при-роды и, в определенных условиях, преобразуются в объективное, материализуются в предметное, приобретают реальное содержание. В этом смысле они объективны, естественны и не могут находиться в состоянии «вещь в себе», должны активизироваться. Иное толкование их сущности означает отрицание развития как категории реальной действительности, переводит его в разряд ненужности и исключительности. История становления и бытия экономики с незапамятных времен (SUB SPECIE AETЕRNITATIS) доказывает, что человеческие потребности в материальных благах (пище, жилье, одежде и др.) изначально предопределялись естественно, затем осознавались, познавались и реализовались в различных формах и видах производственной активности, деятельности. С ростом численности населения и расширения его потребностей, с одной стороны, ограниченности ресурсов и их невозобновляемости, с другой, сформировалась концептуальная система, выражающая необходимость не только в производстве материальных благ, но и в их воспроизводстве, причем в его качественном и доступном всем членам общества варианте – эффективности и устойчивости. Сложившиеся таким образом простые концепты «эффективность» и «устойчивость» развились до уровня сложного концепта «эффективность и устойчивость производства», начали превращаться в концептуальную систему, юридически признаваемую как концепции развития и управления отдельными направлениями (ветвями) и подотраслями хозяйства, доктрины, стратегии, программы развития отрасли, особые разновидности политики, и даже законы, посвящаемые её развитию (Законы РФ о хозяйственных партнёрствах, о развитии сельского хозяйства и др.).

    Природа концептов показывает, что они являются достоянием общества. Задача последнего – способст-вование преобразованию последних в общеполезное, деятельностное, а также, в значительной мере, и доходно инициирующее состояние. Это, естественно, достижимо лишь при наличии соответствующего объема информации о возможном и действительном положении дел в мироздании и его частях, целевой, творческой воспринимаемости, выборе и разумно-ценностной ориентации человеческой практики, переводе её в пропозитивное, деятельностное, материализованное положение. При общем подходе к исследуемой проблеме такое утверждение особенностей концептов означает, что, будучи составляющими реальной действительности, они требуют определенного уровня знаний о природе и обществе, об экономических и ресурсных возможностях страны, регионов, хозяйств, отдельных отраслей, подотраслей и направлений хозяйствования, о человеческом капитале и профессиональной подготовленности кадров, способности вести общественное производство на рациональной основе, словом, иметь собственно осознаваемое и познаваемое, концептуально воспринимаемые и реально существующие пространство и время.

   Содержание проблемы подсказывает необходимость акцентирования внимания на таком сложном, уже упомянутом выше концепте, как ведение хозяйства исключительно методом управления хозяйством, концептом управления экономическими способами (экономическим концептом).

    Уместно отметить, что названный концепт был известен широкому кругу органов хозяйственного управления, но он никак не был обозначен, на него никто не обращал внимания. Однако, он существовал «вечно» и, по существу, был забыт незаслуженно. Между тем организация и осуществление хозяйствования экономическими способами освобождало государство от значительных расходов на обеспечение управляемости сельскохозяйственного производства. Экономическое управление отраслями и их подотраслями позволяет не только уйти от затрат на управление, но и извлекать немалые доходы и повышать качество организационной деятельности, её ценность. Будучи задействованной на познание причинно обусловленного, содержательного инновационного, учитывающего связь интуитивного (разумного) с эмпирическим базисом (практикой хозяйствования, передовым опытом), концепт обуславливает и повышение его устойчивости, а также эффективности. В ходе подобного организационно-экономического процесса рассматриваемый концепт объективируется до уровня модельного состояния бытия, результативности в виде запаса знаний об экономике, её главной слагаемой – общественного производства в эффективном и устойчивом вариантах. Выражаясь во вне, формализуясь, в конечном счете, в различных актах человеческого поведения, в действиях типа распоряжений, приказов, схем, таблиц, подражательных образцов, картинок, технологических карт, проектов и тому подобных зримых, слуховых документах и образах, они получают нормативно-правовое опосредование, легитимируются в виде законов и подзаконных актов, регулирующих управленческие отношения уровня руководства страны.

    В предложенном понимании поименованные отношения развиваются по линии природа → мир → дух → человеческая практика (конкретные проявления закона саморегуляции природы в мироздании) → их одухотворение (концепты) → материализация одухотворенного в человеческом опыте, практике хозяйствования → управление стабилизацией производства → правовое регулирование отношений по достижению и росту устойчивости воспроизводства.

   Концептуально осмысленная и системно воплощенная работа по организации и регулированию способ-на создать условия для преодоления отсталости экономики страны, и она заслуживает занять место обязательной составляющей в системно формализованной кластерной политике.

Аналитически содержание кластерной политики приведено в табличном виде.

Таблица 1. Сравнительный анализ индикаторов объектов кластерообразующих процессов

№ п/п

Показатели
(индикаторы)

Агломерации

Кластеры

1

Предпосылки формирования (возникновения)

Закономерные проявления всеобщего универсального закона саморегуляции природы, свидетельствующие о зарождении отсталости в сфере хозяйственной деятельности (состояние IN STATU NACENDI)

Закономерные последствия действия всеобщего закона саморегуляции природы об утверждении (упрочении) отсталости реальной хозяйственной деятельности в действительности (состояние IN NATURA, IN PLENO)

2

Причинная обусловленность концентрации производственно-хозяйственного процесса

Отсталость отдельных звеньев, части, участков подотраслей регионов производства продукции (PARS PRO TOTO) и осознание необходимости сочетания эволюционности (инерционности) преобладающих действий в части экономики, интеграция производственных возможностей посредством повышения уровня их взаимодействия, сложения сил и средств, материально-ресурсных возможностей и человеческого капитала разрозненных участников хозяйственных оборотов (протокластеров)

Отсталость подотраслей, отраслей, регионов производства (IN CORPORE) и признание на деле (IN RE) необходимости последовательного проведения эволюционных бинарно-оппозиционных действий в экономике посредством привлечения в хозяйственную сферу согласованно и инновационно ориентированных, успешно работающих агломератов, создание им условий для приоритетного развития на базе интеграции власти, науки и бизнеса

3

Целеполагание (целесообразность, мотивация) проводимых в жизнь хозяйственных мероприятий

Достижение высокой устойчивости и эффективности производства, рост производительности труда, занятости населения, технико-технологических возможностей хозяйствования, доходности, заметное преодоление отсталости в экономике при прочих равных условиях функционирования (CETERIS PARIBUS), имеющие несомненную позитивную ценность

Создание стратегии регионального и отраслевого развития, достижение высокой устойчивости и эффективности производства, полной занятости трудоспособного населения, производительности труда, уровня инновационности, конкурентоспособности продукции, прибыльности хозяйствования, окончательное преодоление отсталости подотраслей и отраслей экономики (PASSIM, NES PLUS ULTRA)

4

Сосредоточенность на решении особой двуединой организационной задачи

Объединение в одно целое существующих предприятий, фирм и др. товаропроизводителей для увеличения их доли в экономике (INTEGRATIO)

Создание и развитие новых и объединение и концентрация всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров, средоточие производства в более масштабных объемных формированиях, способных достичь стратегические результаты и отдачу (CONCENTRUM, INTEGRATIO)

5

Уровень структурности

Классический, преимущественно частный, обычный, общепризнанный, производственный (CLASSICUS, PRIVATUS)

Сложный, частно-государственный, многоступенчатый, композитивный (производство + инфраструктурная оболочка = ядро (NUCLEUS) + обслуживающая оболочка (SATELLES), (COMPOSITO, PRIVATUS, STATUS)

6

Сфера бытия

Ограниченная потребностями социальных групп населения производственная сфера, размещающаяся в соответствующем (регионе) пространстве и имеющая временные пределы (EST MODUS IN REBUS)

Предопределенная всеобщим законом саморегуляции природы пространство и время экономических действий, совершаемых в условиях всеобщности рынка и функционирования других принципов рыночного регулирования хозяйственных отношений (MODUS VIVENDI, EN GRAND)

7

Содержательность

Инновационность идеи, основанной на креативном смысле, нашедшей реализацию в опыте хозяйствования (NOVATIO)

Инновационность, основанная на символизации интуитивного и обусловленности состоящих из концептов идей эмпирическим базисом, организационно-экономической практикой (CONCEPTIO, PRAKTIKOS, NOVATIO)

8

Природа управляемости

Конфронтационно-консенсусная, построенная на политическом взаимодействии, достигаемой в ходе определенной интенсивности противоположности между людьми и их сообществами, завершаемой в процессе взаимопонимания и сотрудничества, консенсусов (CONSENSUS), контактов (CONTACTUS)

Консенсусная, построенная на политическом взаимодействии и сотрудничестве, недопущении конфронтации и конфликтов, на стимулировании профилактики контрастов (CONTRASTE)

9

Стиль управления

Сочетание концептно определенных, исправительных и административных методов воздействия на управляемые объекты (CONSENSUS, ADMINISTRARE, CORRIGERE)

Прогнозно-аналитическое, концептуальная, понимаемое, одобряемое, совместно осуществляемое воздействие на процессы концентрации производства, его развития и устойчивости и эффективности (PROGNÖSIS, ANALISIS, CONCEPTUS. COORDINATUS)

10

Перспективность развития

Интерстициальная, промежуточная, перемежающаяся, периодическая, временная (INTERSTITIUM, INTERMITTERE)

Интерференционная, развивающаяся, переносимая, восприимчивая, распространимая, размножаемая (INTERFERENS)

11

Результативность

Территориально и субъектно ограниченный уровень количественного роста объемов производства продукции, подверженность его неустойчивости и колеблемости ( NOT STABILIS)

Достижение оптимального уровня производства, его рационального размещения и специализации, структуры, прогрессивного роста объемов качественной и конкурентоспособной продукции, устойчивости и эффективности подотраслей и отраслей хозяйствования, соединенными усилиями (EN GRAND, VIRIBUS UNITIS)

12

Системная формализация

Версионная, избирательная, относительно независимая (VERSION, DISTRICTUS, SOUVERAIN)

Диверсификационная, системная (AD LIBITUM, A DISCRETION, SYSTEMA)

13

Легитимность

Общеэкономические статусные нормативные акты всех структур власти и хозяйственного управления (при отсутствии особо для них посвященных) (CORPUS LEGALIS)

Законодательного признания не имеет (NE QUID LEGALIS)


    5. Доктринальное обеспечение кластерной политики. Данные приведенной таблицы свидетельствуют, что кластерная политика федерации имеет право на жизнь. Она может и должна стать основным экономико-правовым инструментом подъема экономики страны, инструментом преодоления догмы всесилия и неопровержимой полезности усмотрения в управлении хозяйством, отрицания идеологии хозяйствования в форме неприятия концепта организации и управления экономикой в процессе её осуществления.

  На наш взгляд, содержание кластерной политики AB INITIO, AB OVO должно найти свое место в специально разработанном общегосударственном документе – Доктрине кластеризации экономики России. Именно в таком формате она будет представлять официальные взгляды на цели, задачи и основные направления общегосударственной экономической политики в сфере регулирования соответствующих отношений. В ней найдут своё отражение показатели инновационного развития экономики, сопровождающие экономическую деятельность риски (макроэкономические, технологические, экологические, внешнеторговые) и угрозы (низ-кий уровень платежеспособного спроса на продукцию, работы и услуги, ценовые диспропорции, дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере производства и т.д. и т.п.), критерии формирования внешнеэкономической деятельности, механизмы и меры обеспечения рационального функционирования отраслей и подотраслей экономики (взаимосвязанные показатели её развития, нормативно-правовые акты, прогнозы, рекомендации, программы, законы и подзаконные акты, концепции), определяющие условия хозяйствования, обеспечения финансовыми ресурсами бюджетов и др.

   Доктрина должна определять направления фундаментальных и прикладных научных исследований по внедрению инновационных технологий (нанотехнологий) в производство, по разработке и созданию образовательных программ, формированию государственных информационных ресурсов в стране, совершенствованию системы и структуры экономических агентов, в том числе доведению их до уровня агломераций (1-й этап объединения предприятий, фирм и концентрации производства) и кластеров (2-й этап объединения товаро-производителей и интеграции производственных возможностей, средств, ресурсов и т.д.).

    В представленном виде Доктрина созвучна с содержанием исследуемой проблемы и достойна занять значимое место в системе государственных актов, посвященных регулированию экономических отношений России.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФАРХУТДИНОВ И.З. АМЕРИКАНСКАЯ ДОКТРИНА О ПРЕВЕНТИВНОМ ВОЕННОМ УДАРЕ ОТ МОНРО ДО ТРАМПА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. М., 2017. 338 С.

МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск 4 - 2007

Владимир Васильевич АЛЕШИН,

заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, начальник отдела административного, уголовного и процессуального права, доктор юридических наук, профессор

Рубен Амаякович КАЛАМКАРЯН,
ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридический наук, профессор, профессор Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Вячеслав Николаевич КУЛЕБЯКИН,
профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, кандидат юридических наук, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика