Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Научно-техническая деятельность как объект государственного управления
Научные статьи
16.01.13 11:28



 
ЕврАзЮж № 12 (55) 2012
Государственное регулирование
Буренина В.И.
Научно-техническая деятельность как объект государственного управления
В статье автор выделяет и рассматривает основы и особенности правового регулирования научно-технической деятельности. Рассмотрен вопрос государственного регулирования в широком смысле, с уточнением и прогнозированием его использования. Определяет основы законодательства в рамках рассматриваемой темы, а также выявляет основные направления государственной политики на ближайшие годы. Выведена специфика государственного регулирования научно-технической деятельности.
  

 

    В справочной литературе отмечается, что государственное управление – осуществление функций управления государственными органами власти; распространяется на формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск нормативных актов в виде указов, постановлений, принятие стратегических решений в масштабе страны, оперативное регулирование политических, социальных, экономических процессов, отношений с другими странами1. Ряд специалистов2 предлагают широкое и узкое толкование термина «государственное управление». Но появляется вопрос термин «государственное управление» и термин «государственное регулирование»: «Это одно и тоже?» Говоря о соотношении рассматриваемых понятий, представляется, что противопоставление понятий «регулирование» и «управление» вообще некорректно с точки зрения их смыслового содержания. Согласно Толковому словарю русского языка, одно из значений термина «регулирование» — управлять, руководить. Наряду с ним данным термином может обозначаться: а) воздействие на что-либо с целью достижения нужных результатов; б) подчинение того или иного действия определенным правилам.


    Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются; в централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной – на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения.

   В современной науке наметились 2 основные концепции рассмотрения объекта государственного управления. С точки зрения классической методологии либерализма, объект государственного управления ограничивается политико-правовой сферой общественной жизни.

   Известный специалист в области сравнительного правоведения В.Е. Чиркин отмечает, что объект государственного управления – это его правовые формы.

    Отдельные ученые подчеркивают, что границы объекта государственного управления в различных сферах общественной жизни различны. В экономической сфере они отделяют государственный сектор от частного, макроэкономику от экономической деятельности и экономических отношений, осуществляющихся в отдельных коллективах и организациях, где доминируют внутренние механизмы саморегуляции. В социальной сфере объектом государственного управления являются деятельность и социальные отношения, наиболее значимые в плане обеспечения нормальной жизни, а также условия воспроизводства человеческого фактора. В сфере культуры, образования и духовной жизни – свои границы управляющего воздействия государственных органов. Здесь речь идет о разработке и реализации соответствующими государственными институтами общих политических концепций и создании систем деятельности в каждой из указанных областей. Например, возможности государственного управления в области научной деятельности ограничиваются главным образом решением организационных проблем общегосударственного характера: наука является в современном обществе социальным институтом. Социальный (государственный) заказ как форма управления наукой определяет те или иные направления организации деятельности научных учреждений, но не содержательную (исследовательскую) сторону.

  В государствоведении и административном праве помимо термина «объект управления» используется понятие «предмет управленческо-правового регулирования», отвечающее на вопрос, какие правоотношения вне управленческих рамок оформляются (либо должны оформляться) посредством нормативных предписаний. Отправным при этом является устоявшееся теоретическое представление о предмете регулирования как об общественных отношениях, составляющих объект управленческого воздействия, осуществляемого посредством правовых норм, воплощенных в законодательстве. Они адресуются участникам управленческих отношений, определяя рамки их возможного и должного поведения, воздействуя тем самым на волю и сознание соответствующих субъектов.

   Определив понятия «государственное управление» и «государственное регулирование» и связанные с ними категории: сфера, объект, предмет, рассмотрим основные характеристики научно-технической деятельности в качестве объектов управления.

   Как отмечает В.Н. Гордей, содержание юридического понятия «научная (научно-исследовательская) деятельность» является одним из основополагающих для сферы науки и законодательства о науке6. Специалист в области управления научной деятельностью В.А. Рассудовский определял научную деятельность как целенаправленный результативный научный поиск, включающий теоретические и экспериментальные исследования в фундаментальных или прикладных областях знания. В последующих трудах, в том числе коллективной монографии Института государства и права АН СССР, В.А. Рассудовским и В.П. Рассохиным было предложено в данное понятие включать как собственно «научные исследования», так и «технические разработки». Другие ученые понятием «научная деятельность» охватывали также сферу научного обслуживания.

  Н.М. Конин предлагает выделить следующую структуру современной российской науки, которую образуют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга сектора: 1) научные исследования, проводимые в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки); 2) научные исследования, проводимые в научно-исследовательских учреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки и 3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследовательских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки).

    В настоящее время проблема различного толкования термина «научная деятельность» решена, поскольку данный термин получил свое нормативное закрепление. Так, в ст. 2 «Основные понятия» Федерального закона № 127- ФЗ от 23 августа 1996 г. (ред. от 1 декабря 2007 г.) «О науке и государственной научно-технической политике»9 установлено, что научная (научно- исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе на фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования.

   В законе раскрыты такие «понятия» как: «Научно-техническая деятельность», «Экспериментальные разработки», кроме того, в законе раскрыто содержание понятия «государственная научно-техническая политика», под которой понимают составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

   Зарубежные исследователи предлагают определять изучаемое понятие через перечисление его составных элементов. В частности, английский автор Р. Ротуэлл полагает, что научно-техническая политика включает финансирование фундаментальных исследований в университетах и правительственных лабораториях, техническое образование и создание систем коллективных промышленных исследований, патентная политика, учреждение центров по передаче созданных на государственные средства патентоспособных технологий для коммерческого использования. Американский ученый Д. Хорниг считает, что научно-техническая политика включает финансирование, подготовку кадров, организационно-техническое обеспечение развития научно – технического потенциала.

  В юридической доктрине отмечают ряд специфических особенностей научно-технической деятельности. Прежде всего, то, что это творческая деятельность, которой присущи элементы непредсказуемости, новизны, уникальности, что необходимо учитывать при оценке научной деятельности, а также в ее правовом регулировании. Творческий характер выражается в: а) вариантности выбора методов достижения поставленной цели, б) наличии той или иной степени вероятности получения результатов, то есть невозможности гарантировать достижение именно тех целей, которые ставились перед началом исследования, в) невозможности определить с абсолютной точностью последствия практического использования научных результатов, г) их непредсказуемости.

   Как объект управления (регулирования) научная деятельность отличается от других объектов управления. К основным ее особенностям относятся: невещественность научной продукции, ее нерасходуемость, неприсвояемость, уникальность научного труда12. Со свойством невещественности связано то обстоятельство, что для расширения сферы использования конкретного знания обычно не нужно новых дополнительных затрат трудовых и материальных ресурсов. Таким образом, знания могут выступать как бесплатный продукт. В частности, авторское право, отражая свойство невещественности, устанавливает тот или иной предельный срок действия патентов и изобретений, после чего они становятся общественным достоянием. Научную деятельность нельзя с уверенностью прогнозировать, а следовательно возникает и проблема установления конечных сроков исполнения.

   Творческий характер основан на интеллектуальном труде, зависящим только от человека. Поэтому при получении научных результатов особое значение имеют интеллектуальные способности, профессиональная подготовка научного работника осуществляющего деятельность.

   Следующим понятием, образующим предмет данной работы выступает научно-техническая деятельность.

   Научно-техническая деятельность в целом определяется как процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научных достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки, в том числе и инновационные программы.

  В российской федерации термин «инновационная деятельность» определен на уровне Федерального законодательства ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 года (ред. От 20.07.2011 № 249-ФЗ) в котором появилось первое упоминание о ней. Так, в письме правительства российской федерации от 5 августа 2005 г. № 2473 п-п. 7 «основные направления политики российской федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» установлено, что инновационная деятельность – выполнение работ и (или) оказание услуг.

    В данном Письме определено понятие «политика Российской Федерации в области развития инновационной системы». Это составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.

    Ст. 7 указанного Письма закрепляет, что содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:
• проведение анализа и формирование прогноза направлений научно- технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;
• развитие инфраструктуры инновационной системы;
• вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
• технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
• проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

   Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок во взаимодействии с предпринимательским сектором экономики исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.

   В заключении остановимся на специфике управления в научно-технической сфере.

    Государственное управление подразделяется на управление сферами и отраслями. В управление сферами входят вопросы общего, подведомственного характера (финансы, кредит, учет, статистика и т.д.). К управлению в отраслях относятся вопросы организации и деятельности однородных, объективно связанных между собой предприятий, учреждений, организаций и других объектов, функционирующих в той или иной области социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности государства.

   Самостоятельной отраслью управления в области социально-культурной деятельности является управление научно-технической и инновационной деятельности. Оно, так же как и управление в иных сферах и отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления в данной сфере являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, а также общественные формирования и граждане, участвующие в осуществлении научно-технической и инновационной деятельности. Объектами управления в отрасли являются граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, предприятия, учреждения, научные организации.

    Государство оказывает содействие развитию науки как важного источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно- технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика