Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Совершенствование нормативно-правового регулирования заключения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
Научные статьи
16.01.13 11:31



 
ЕврАзЮж № 12 (55) 2012
Государственное регулирование
Никольский Д.С.
Совершенствование нормативно-правового регулирования заключения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье раскрываются источники нормативно-правового регулирования заключения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Проанализирован проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».
  

  Как показывает мировой опыт, в странах с развитой рыночной экономикой контрактная система, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг, выступает в качестве важнейшего элемента механизма государственного регулирования развития экономики, науки и техники, обеспечения высоких темпов экономического роста. Законодательство о публичных закупках в Российской Федерации развивается и совершенствуется, о чем свидетельствуют многочисленные вносимые в него изменения. Особое значение развитие данного законодательства приобретает в контексте необходимости экономии бюджетных средств и борьбы с коррупцией.

   В современных условиях нормы правового регулирования государственных закупок рассредоточены в различных отраслях права. Количество федеральных законов, прямо или косвенно связанных с регулированием публичных закупок, превышает десяток. Среди них можно выделить такие акты, как Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и т. д. Но основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 20 июля 2012 г., с изм. от 16 октября 2012 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О размещении заказов»), например заказ на  термоэтикетки Brand Trade – это этикетки со специальным клейким покрытием, необходимым для наклеивания на различного рода упаковку.

   Данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

    Данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

   В современных условиях норм данного закона недостаточно. По мнению ряда специалистов, закон «устарел и не выполняет основной функции, ради которой он был создан, – снижение коррупции в государственном секторе. Почти за семь лет существования в него было внесено более 30 изменений, что повлекло сложность восприятия документа. Самое главное то, что нормы действующего закона не обеспечивают качество исполнения государственного заказа и не являются надежным барьером от коррупции».

   Закон не отличается совершенством и с формально-юридической точки зрения. Например, он призван быть специальным по отношению к ГК РФ, должен соответствовать его положениям и не вступать в противоречия с ним. Но, анализируя нормы ГК РФ и ФЗ «О размещении заказов», можно выявить ряд коллизий и прямых несоответствий.

    В п. 2 ст. 9 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержатся нормы по заключению государственного и муниципального контракта, а именно, государственный и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными ФЗ с учетом положений ФЗ «О размещении заказов». Но в ГК РФ не содержится отсылки к законодательству о размещении заказа в части заключения контракта.

    Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержит в п. 5 ст. 22 норму (к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного и муниципального контракта и он является неотъемлемой частью конкурсной документации), которая нарушает порядок, предусмотренный ГК РФ.

   Также необходимо отметить, что ФЗ «О размещении заказов» (п. 1 ст. 9) и ГК РФ (статьи 526, 763) содержат абсолютно разные дефиниции государственного и муниципального контракта, следовательно, налицо отсутствие единого терминологического аппарата.

   Рассматриваемый закон регулирует только этап размещения заказов, однако для эффективной работы системы госзаказа помимо урегулирования вопроса, являющегося предметом бюджетного законодательства Российской Федерации в части прогнозирования и планирования закупок, также требуется системный подход, обеспечивающий полноту правового регулирования и взаимосвязь всех необходимых этапов и процессов закупок, установление ответственности субъектов федеральной контрактной системы. В связи с этим в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Данный законопроект был разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. № Пр-772 (абзац первый) о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

   Разработчики данного законопроекта исходили из того, что весь комплекс проблем в сфере государственных закупок публичных контрактов невозможно решить только в рамках внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

  Законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом.

   В законопроекте предусмотрено внедрение целого ряда новых процедур и механизмов:
1) размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;
2) введение института общественного контроля за государственными закупками. Предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;
3) введение института контрактной службы заказчиков – подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;
4) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя – открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;
5) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;
6) введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;
7) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;
8) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;
9) утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

   Принятие данного законопроекта потребует признания утратившим силу Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

   Несмотря на важность принятия данного законопроекта для развития публичных контрактов в России, необходимо отметить, что он не лишен ряда недостатков. Среди них отметим следующие:
1) в законопроекте не даются определения понятий «государственный заказ» и «государственная закупка», не проводится никаких разграничений между ними, что может повлечь путаницу в правоприменительной практике. В связи с этим, предлагаем следующее определение: государственный заказ – это адресованный государственному заказчику акт властного волеизъявления публичного образования, предусматривающий потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, размещаемых в соответствии с законодательством среди субъектов предпринимательской деятельности, являющийся основанием для заключения государственного контракта между государственным заказчиком и поставщиком и финансируемый за счет средств соответствующего бюджета;
2) требуют определения понятия государственных и муниципальных нужд, поскольку предметом регулирования предлагаемого Федерального закона являются отношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, и данные понятия широко используются в тексте законопроекта;
3) требует более четкого изложения структура органов в сфере правоотношений, связанных с закупками товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд;
4) в проекте присутствует большое количество отсылочных норм, что может затруднять его применение.

    В целом, несмотря на ряд недостатков, принятие данного законопроекта будет, на наш взгляд, способствовать совершенствованию нормативно-правового регулирования заключения контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, снижению коррупции в системе государственных закупок.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика