Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Европейский Суд по правам человека как специализированный международный судебный орган
Научные статьи
18.01.13 10:50


  
ЕврАзЮж № 4 (6) 2008
Права человека
З.Г. Алиев
Европейский Суд по правам человека как специализированный международный судебный орган
  

  Во второй половине прошлого столетия, еще точнее, после окончания II мировой войны мировым сообществом были предприняты реальные шаги в области международной защиты прав человека.

  Принятием Устава ООН и Всеобщей Декларации прав человека формировалась такая новая отрасль международного права как международное право прав человека (international human rights law).

    Идея универсальной защиты прав человека впервые была отражена в Уставе ООН, которую, учитывая его международно-правовой статус и принимая во внимание то, что данный акт является sui generis международным договором, можно назвать всеобщей конституцией. В Уставе, осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, определяется как одной из целей ООН. В соответствие с Уставом, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Члены ООН берут на себя обязательство в сотрудничестве с Организацией совместно или отдельно действовать для достижения этих целей (55—56 статьи Устава ООН).

   Принятием Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей Декларации прав человека был установлен каталог основных прав и свобод человека. Декларация сыграла значительную роль в формировании и развитии международного права прав человека. Однако недостаток данного акта заключается в том, что она не является юридически обязательным документом, это не международно-правовой договор, а резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем следует отметить, что большинство положений Декларации сегодня являются частью международного обычного права.

   Однако даже после принятия Декларации остро стоял вопрос о принятии на универсальном или региональном уровне юридически обязательного документа. Всеобщая Декларация оказала огромное влияние на принятие многих международно-правовых актов в области прав человека.

   Как уже было отмечено выше, II мировая война подтолкнуло мировое сообщество к поиску новых международно-правовых средств для обеспечения прав и свобод человека. Результатом этого на региональном уровне стало создание Совета Европы в 1949 г., в рамках которого осуществляется огромная правотворческая деятельность в области защиты прав и свобод человека.

Совет Европы — региональная международная организация, направленная на обеспечение и защиту прав человека и демократических принципов. Каждый член этой Организации должен руководствоваться принципом уважения прав и свобод человека, который является общепризнанным принципом международного права, закрепленный в Уставе ООН, а далее и в международных актах о правах человека, в том числе во Всеобщей Декларации прав человека, в Заключительном Акте от 1 августа 1975 г. Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Суть этого принципа состоит в том, что государства должны признавать и уважать основные права и свободы человека .

    Основной целью Совета Европы является обеспечение основных прав и свобод человека. Согласно Уставу, каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип в соответствии, с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией должны пользоваться правами человека и основными свободами. Устав также предусматривает, что серьезные нарушения прав человека, которые могут быть допущены государствами — членами Совета Европы, дают основания для приостановления их членства в Организации или исключения из нее. Уважение прав человека и верховенство права являются основными условиями в членстве Совета Европы. Кроме это¬го, для государств кандидатов в члены выдвигаются такие обязательства как защита прав национальных меньшинств, готовность в короткое время подписать и ратифицировать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и т.д.

  Деятельность Совета Европы в основном направлена на разработку международно-правовых актов в области защиты прав человека, на основе которых впоследствии осуществляются унификация и изменения законодательств государств-членов, а также эта деятельность включает в себя такие сферы как защита прав человека, сотрудничество в правовой области, социальные вопросы, здравоохранение, образование, культура, спорт, молодежь, защита окружающей среды, сотрудничество в различных областях и т.д. .

   Совет Европы, будучи межправительственной региональной организацией, ставит перед собой в основном следующие задачи:
—    защита прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона;
—    содействие осознанию и развитию культурной самобытности и культурного многообразия;
—    поиск решений стоящих перед европейским обществом проблем (дискриминация национальных меньшинств, борьба с терроризмом, ксенофобией, нетерпимостью, защита окружающей среды, клонирование человека, борьба со СПИДом, наркоманией, организованной преступностью и т.д.);
—    содействие в укреплении демократической стабильности в Европе путем поддержки политических, законодательных и конституционных реформ.

  Деятельность Совета Европы в сфере защиты прав человека условно можно подразделить на следующие направления:
—    подготовка общих, специальных, направленных на защиту отдельных групп международных договоров в области прав человека;
—    эффективная защита прав и свобод человека и контроль за их обеспечением;
—    выявление и предотвращение случаев, вызывающих опасения по поводу нарушений прав человека;
—    подготовка и осуществление различных программ в сфере защиты прав человека и т.д.

   Как уже было отмечено одним из основных направлений деятельности Совета Европы в сфере прав человека является разработка международных договоров и создание правозащитных механизмов, учрежденных на основе этих договоров. До сегодняшнего дня в рамках Совета Европы были разработаны ряд конвенций. Среди них особое место занимает Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. или же, как ее часто называют Европейская Конвенция по правам человека. Только Европейская Конвенция по правам человека снабжена судебной защитой и санкцией и поэтому занимает особое место в системе правовых актов, созданных в рамках Совета Европы.

   Европейская Конвенция является одним из значительных достижений Совета Европы. Этот беспрецедентный по своей значимости международный договор содержит список неотъемлемых прав и свобод, главным образом прав I поколения. Согласно Конвенции, государства-участники обязаны обеспечивать, чтобы любое лицо, находящееся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам, могло пользоваться правами и свободами, закрепленными в этой Конвенции. Это единственный в европейском правовом пространстве эффективный международно-правовой акт, обеспечивающий соблюдение государствами-участниками широкого спектра прав и свобод человека.

  Европейская Конвенция стала первым международным инструментом в области прав человека, который направлен на защиту широкого спектра гражданских и политических прав, являясь при этом договором, юридически обязательным для ее участниц и устанавливающим систему контроля за осуществлением прав на национальном уровне. Вероятно, наиболее революционным вкладом было положение статьи 34 конвенции, в соответствие с которым Высокая Договаривающаяся Сторона может согласиться с контролем со стороны Европейского Суда в тех случаях, когда жалоба подана не государством, а частным лицом. Одним из показателей успеха Конвенции является то, что все Высокие Договаривающиеся Стороны признали это право на индивидуальные жалобы.

   Говоря о Европейской Конвенции нужно отметить не только права и свободы, предусмотренные в ней, но и особо подчеркнуть механизм их обеспечения. Так как основное преимущество, ценность Конвенции состоит в ее надзорном механизме.

   Значение Конвенции заключается не только в том, что она закрепляет каталог основных прав и свобод, но и в том, что на ее основе создан уникальный правозащитный механизм для рассмотрения предполагаемых нарушений конвенционных норм и контроля за соблюдением государствами-участниками своих обязательств по Конвенции.

  Согласно статье 19 Конвенции, в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками по настоящей Конвенции и Протоколами к ней, учреждается Европейский Суд по правам человека, работающий на постоянной основе. Уникальность данного механизма состоит в том, что Европейский Суд по правам человека является первым специализированным международным судебным механизмом, обеспечивающий непосредственное обращение индивидов в международный судебный орган, рассматривающий индивидуальные и межгосударственные жалобы в связи с нарушением прав и свобод человека, предусмотренных Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней.

   Согласно Конвенции для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую палату в составе семнадцати судей. Число судей, входящих в состав Суда, равно числу участниц Конвенции.

   Как отмечает проф. В.А.Туманов на первый взгляд может показаться, что численность Суда чрезмерна; она на порядок превышает число судей в других международных юрисдикциях. Однако только такая сравнительно большая численность позволяет сегодня Суду, да и то не в полной мере, справиться с потоком дел.

   Судьи не представляют свои государства и не могут получать какие-нибудь указания от государства. Они выступают в Суде в личном качестве. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Судья от каждой из стран избирается Парламентской Ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых этой страной участницей Конвенции. Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны.

   Нужно отметить, что с 13 мая 2004 года открыт для подписания государствами — членами Совета Европы новый Протокол № 14 к Европейской Конвенции по правам человека, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции. Этот Протокол предусматривает повышение эффективности работы Европейского Суда, устанавливая, что решения о неприемлемости жалоб, которые сейчас принимаются комитетом из трех судей будут приниматься одним судьей, которому будут помогать не имеющие судебных полномочий докладчики. Также другое важное изменение касается срока пребывания судей на своем посту. Согласно Протоколу, срок пребывания судей составляет девять лет на один срок.

   Азербайджан подписал и Законом от 4 апреля 2006 года ратифицировал данный Протокол.

   Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. Однако они занимают свои посты вплоть до замены. Вместе с тем и после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела. Судья может быть освобожден от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

  Согласно Регламенту, Суд разделен на четыре секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции.

   Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Комитеты из трех судей создаются в каждой секции сроком на двенадцать месяцев. Палаты из семи судей создаются в каждой секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, входит председатель секции и судья, избранный от государства-ответчика. Если последний не является членом секции, он заседает в качестве члена палаты ex officio. Члены секции, не являющиеся членами палаты, участвуют в заседании в качестве запасных судей. Большая Палата состоит из семнадцати судей. В ней ex officio заседают председатель Суда, заместители председателя Суда и председатели секций.

   Европейский Суд компетентен рассматривать как межгосударственные, так и индивидуальные жалобы.

   Согласно ст. 33 Конвенции любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной.

   В случае подачи жалобы на основании ст. 33 Конвенции Председатель Суда немедленно уведомляет о ней государство-ответчика и передает дело в одну из секций. Если палата вынесла решение принять к рассмотрению межгосударственную жалобу, председатель Палаты, после проведения консультаций с заинтересованными государствами-участниками Конвенции, устанавливает сроки представления письменных объяснений по существу дела и любых других дополнительных доказательств. Слушание по существу дела проводится, если на этом настаивают одно или более заинтересованных государств или если Палата по своей инициативе примет такое решение.

   Нужно особо отметить, что обращение государства в Суд возможно не только тогда, когда затронуты права и свободы его граждан, но и во всех случаях, когда оно полагает, что государство-ответчик нарушает признанные Конвенцией права и свободы. В практике Суда были межгосударственные обращения в целях коллективного осуществления прав человека. Среди них можно отметить такие межгосударственные жалобы как «Дания, Норвегия, Швеция и Нидерланды против Греции», «Дания, Франция, Нидерланды, Норвегия и Швеция против Турции» и др.

   Согласно ст. 34 Конвенции Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней.

   Нужно отметить, что, споры, на основании индивидуальных жалоб составляют основную массу дел, рассмотренных Судом. Индивидуальная жалоба — это право каждого лица, находящегося в пределах территориальной юрисдикции Суда, обратиться в этот Суд, если оно считает, что государственные власти нарушили какое-либо из его прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и оно не смогло найти защиты в национальной правовой системе.

   Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в первую очередь включает условия приемлемости жалоб. Статья 35 Конвенции определяет, что жалоба должна удовлетворять следующим требованиям:
—    в соответствии с общепризнанными нормами международного права физическим лицом должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты, причем с момента принятия окончательного внутреннего решения должно пройти не более шести месяцев;
—    жалоба не должна быть анонимной;
—    не должна быть аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

   В случае подачи индивидуальной жалобы председатель секции, в которую направлено дело, назначает судью, который в качестве судьи-докладчика изучает жалобу. После того как жалоба, поданная на основании статьи 34 Конвенции, объявлена приемлемой, судья-докладчик готовит доклад, проекты и другие документы, которые могут помочь Палате в выполнении ее функций.

   После объявления жалобы приемлемой Г рефье Суда вступает в контакт со сторонами с целью обеспечения дружественного урегулирования дела в соответствии со статьей 38 Конвенции. Если Грефье информирует Палату о том, что стороны согласились на дружественное урегулирование, то Палата, удостоверившись, что это урегулирование достигнуто на основе соблюдения прав человека, признанных в Конвенции и Протоколах к ней, прекращает это дело производством.

   Постановления Европейского Суда являются обязательными и государства — участники Конвенции обязаны исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами.

   В заключении хотелось бы отметить, что, анализируя деятельность и практику Европейского Суда по правам человека можно прийти к выводу, что этот Суд является самым эффективным международным специализированным судебным механизмом.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика