Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Система правовых гарантий инвестиционной деятельности в Республике Армения (сравнительный анализ)
Научные статьи
23.01.13 12:43
Оглавление
Система правовых гарантий инвестиционной деятельности в Республике Армения (сравнительный анализ)
1
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 4 (6) 2008
Сравнительное право
Т. Парсамян
Система правовых гарантий инвестиционной деятельности в Республике Армения (сравнительный анализ)
  
 Разумеется, прекрасный и долговечный результат требует проведения полного курса лазерной эпиляции. Вся подробная информация на сайте lumenis.com.ua  
Привлечение иностранных капиталовложений в экономику страны явилось одним из основных средств преодоления экономического кризиса, характерного для большинства государств на постсоветском пространстве. Не стала исключением в этом отношении и Республика Армения.

    Решение этой задачи требовало создания необходимых условий приема и функционирования иностранного капитала в своей совокупности образующих понятие благоприятного инвестиционного климата. Благоприятный инвестиционный климат является одним из важнейших критериев уровня развития экономики и права, стимулирует поток иностранных капиталов, технологий, информации в рамках, определенных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и общегосударственном уровне)1. Категория инвестиционный климат — является достаточно емким понятием, и предполагает все то, что принимает в расчет инвестор, когда оценивает, насколько благоприятны в той или иной стране условия для вложения капитала, включая идеологию и политику, экономику и культуру. Понятие инвестиционного климата прежде всего следует рассматривать на макроуровне. Это обусловлено тем, что инвестиционная деятельность подпадает в принципе под компетенцию государства реципиента. Общее международное право не содержит каких- либо ясных и общепризнанных принципов и норм, касающихся режима иностранных инвестиций. Ничто поэтому не препятствует государству, пользуясь своим суверенным правом, устанавливать в одностороннем легислативном порядке национальный, в том числе преференциальный или ограничительный режим (допуска, пользования и прекращения) иностранных инвестиций на своей территории, а также режим инвестирования за рубежом для своих физических и юридических лиц, разумеется, с соблюдением при этом принципа уважения суверенитета государств, в которых осуществляются этими лицами инвестиции. Кроме того, несмотря на бурное развитие международных механизмов регулирования инвестиций начавшееся во второй половине двадцатого века и продолжающееся сегодня, международное право не может полностью заменить собой национальное право. Даже напротив, характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. Кроме того, международное право имеет прямое действие на территории государства только с его санкции и как составная часть национальной правовой систе- мы . Таким образом, на практике скорее происходит углубление взаимоействия этих двух правовых систем, нежели замена одной системы другой.

    На макроуровне понятие инвестиционного климата включает такие факторы, как существующие в принимающей стране политическую и экономическую ситуации, а также, социально-психологическое состояние населения. Однако, как показывает опыт в странах с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием для деятельности иностранных инвесторов. Решение этой задачи требует также разработки и внедрения необходимых правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для совместного бизнеса, направленных на повышение инвестиционной привлекательности государства для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к предпринимательской деятельности на территории страны. Как правило, соответствующие государства в период принятия первых законов об иностранных инвестициях не имели еще нового гражданского законодательства, предназначенного для регулирования экономических отношений в условиях рынка, ни соответствующих законов об акционерных обществах, ни соответствующего таможенного и налогового законодательства, законов о валютном регулировании и валютном контроле. Поэтому применительно к предприятиям с иностранными инвестициями требовалось предусматривать соответствующие положения прежде всего в специальных законах об иностранных инвестициях . Начальный этап развития законодательства, охватывающий промежуток с 1991 по 1996 г. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования.

   Среди составляющих благоприятного инвестиционного климата, по мнению многих специлаистов, важнейшее место занимают гарантии иностранных инвестиций . Необходимость наличия в стране развитой системы государственных гарантий иностранных инвестиций, обусловлена прежде всего зависимостью притока иностранных инвестиций от доверия экономических субъектов основопологающим институтам, которые определяют рыночную экономику.

     Законодательно закрепленная система правовых гарантий для иностранных инвесторов является центральным элементом благоприятного инвестиционного климата, и предпологает под собой юридически закрепленные обязательства государства, в соответствии с которыми государство-реципиент обязуется придерживаться определенного образа действий в отношении инвесторов и средств вложенных ими в экономику государства.    Инвестируя    имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности на территории другого государства инвестор прежде всего заинтересован в их сохранности, а также в обеспеченности условий пользования, приумножения своих капиталов, а также вывоза за пределы государства-реципиента результатов инвестирования — дохода. При этом, прежде всего инвестор заинтересован в гарантированности защиты его капиталовложений от специфических, а именно, так называемых некоммерческих рисков, которым потенциально могут быть подвергнуты инвестиции. Последнее, в частности, относится к развивающимся странам, а так же к странам находящимся в переходном состоянии.

   Примечательно, что перед государствами на постсоветском пространстве стояла одинаковая задача при создании системы гарантий для иностранных инвестиций. Во-первых, формирование необходимых основ для всей экономической системы государства в рамках основного закона государства. Далее, разработка соответствующего гражданского законодательства. И, наконец, разработка специального инвестиционного законодательства.

    В настоящее время на регулирование института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство. Однако, на наш взгляд необходимо выделить прежде всего те нормативные акты, которые посвящены регулированию инвестиционных отношений непосредственно. Основы системы правовых гарантий деятельности иностранных инвесторов представлены в разделе 2-ом Закона Республики Армения об иностранных инвестициях. Закон в частности включает следующие гарантии для иностранных инвестиций:
1.    Гарантия обеспечения необходимого правового режима для иностранных инвестиций.

   Положения данной статьи направлены на предоставление иностранным инвесторам на территории
Армении национального режима, который предполагает под собой наличие одинакового набора прав и обязанностей, как у отечественных, так и у иностранных инвесторов. Предоставление иностранным инвесторам национального режима принято сегодня практически во всех государствах. Аналогичное положение можно сегодня констатировать практически на всем постсоветском пространстве. Так, например, национальный режим для иностранных инвестиций закреплен сегодня в статье 4-ой Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Одновременно закон допускает возможность предоставления некоторых льгот иностранным инвесторам в целях поощрения иностранных инвестиций в важнейших сферах социального и экономического развития, в порядке установленном законодательством Рoссийской Федерации. Аналогичную гарантию включает текст статьи 9-ой Инвестиционного кодекса Республики Беларусь: «Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов».

   Предоставление инвесторам равных прав и преимуществ с национальными субъектами права не означает невозможности определения отдельных отраслей, видов деятельности и территорий, куда не допускаются иностранные инвестиции по соображениям национальной безопасности, равно как не означает невозможности предоставления иностранным инвестициям более благоприятных условий по сравнению с общегосударственными в тех случаях, когда иностранные инвестиции осуществляются в наиболее важные для экономического роста отрасли народного хозяйства.
2.    Гарантии в случае изменения законодательства Республики Армения.

   Данная гарантия более известна как «дедушкина оговорка». Суть ее состоит в следующем: осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах со свойственной им нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов. Аналогичная гарантия предусмотрена в статье 9-ой федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Положения указанной статьи выделяют в качестве стабилизационного срока — срок окупаемости инвестиционного проекта, который, однако, не может превышать 7 лет. Следует отметить, что диспозиция статьи 9-ой закона РФ отличается от своего армянского аналога своей детальностью и большей проработанностью, устанавливая изменения в какие именно законы не применяются к инвесторам в течение стабилизационного периода, а также устанавливая изъятия из этого списка. Последние относятся к защите экономических интересов РФ и взносам в Пенсионный фонд. Аналогичные изъятия предусмотрены в пункте 2-ом статьи 5-ой Закона «Об инвестиции» Республики Таджикистан, которые распространяются на изменения и дополнения, вносимые в Конституцию республики Таджикистан, и в законодательство Республики Таджикистан связанное с вопросами национальной безопасности, здравоохранения, защиты окружающей среды, нравственности и этики.

    В Инвестиционном Кодексе Республики Белоруссия (84) (ст. 48, 79) предусмотрено, что условия инвестиционных договоров сохраняют силу в течение всего срока действия этих договоров. Изменение условий допускается только с взаимного согласия сторон, если иное не предусмотрено инвестиционным договором. В случае, если акты законодательства Республики Белоруссия, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями, то к иностранным инвесторам в течение 5 лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

   В Киргизской Республике в Законе «Об иностранных инвестициях» (ст. 24 Закона), устанавливается, что никакой нормативный акт Киргизской Республики, ухудшающий правовой режим иностранных инвесторов, не имеет обратной силы. Если какое-либо положение Закона «Об иностранных инвестициях» изменится или будет отменено и такое изменение или отмена повлекут ухудшение положения иностранного инвестора, то иностранный инвестор имеет право на возмещение любых потерь, понесенных вследствие этого.

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика