Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Система правовых гарантий инвестиционной деятельности в Республике Армения (сравнительный анализ) - 1
Научные статьи
23.01.13 12:43
Оглавление
Система правовых гарантий инвестиционной деятельности в Республике Армения (сравнительный анализ)
1
Все страницы
В Законе Республики Казахстан «О государственой поддержке прямых инвестиций» (ст. 8 Закона) установлено, что Республика Казахстан осуществляет защиту законами Республики Казахстан инвестиций, прибыли, дивидендов, прав и законных интересов инвесторов Республики Казахстан, а ст. 9 Закона предусмотрено, что в случае внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан после даты подписания контракта об инвестиционной деятельности, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий контракта или приводят к существенным изменениям его экономических условий, инвестор и Комитет (установленный орган, который осуществляет государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан (ст. 13 Закона) вносят изменения или поправки в контракт об инвестиционной деятельности по обоюдному согласию.

  В Законе Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях» (ст. 8 Закона) предусмотрено, что в случае, если последующее законодательство Республики Таджикистан ухудшает условия инвестиционного договора, то к иностранным инвесторам в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций.

    Однако «изоляция» от изменений законодательства не может быть абсолютной. Любое государство должно иметь возможность защищать свои интересы. Поэтому, если изменение законодательства или принятие новых нормативных актов осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то действие таких нормативных актов распространяется и на иностранных инвесторов и на российские предприятия с иностранными инвестициями. В данном случае применена традиционная оговорка большинства отечественных нормативных актов, позволяющая государству защитить свои интересы и интересы иных участников деятельности от злоупотребления правом.

   Тем не менее, подобная «изоляция» от изменений законодательства не может быть абсолютной. Любое государство должно иметь возможность защищать свои интересы. Поэтому, если изменение законодательства или принятие новых нормативных актов осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то действие таких нормативных актов распространяется и на иностранных инвесторов и на российские предприятия с иностранными инвестициями. В данном случае применена традиционная оговорка большинства отечественных нормативных актов, позволяющая государству защитить свои интересы и интересы иных участников деятельности от злоупотребления правом.

    В свете вышесказанного представляется целесообразным, и в некотором смысле необходимым, внесение соответствующих изменений и дополнений в закон Республики Армения «Об иностранных инвестициях». Указанные изменения должны затрагивать в первую очередь вопрос начала течения срока стабилизационной оговорки, т.к. понятие «момент инвестирования» не может толковаться однозначно. В отличие от этого российский закон устанавливает более конкретное определение начала течения стабилизационного срока, определяемое началом финансирования инвестиционного проекта. Более важным, на наш взгляд является установление изъятий из применения стабилизационной оговорки, которые следует распространять на взносы в пенсионный фонд РА, возможные изменения в трудовом законодательстве Армении, и в частности минимального размера оплаты труда, законодательства регулирующего вопросы здравоохранения и охраны окружающей среды.
   
   3.    Гарантии от национализации и конфискации.

   Одним из важнейших вопросов рассматриваемых иностранными инвесторами непосредственно перед инвестированием является гарантированность сохранности капиталовложений от изъятия. Имущество иностранного инвестора может быть изъято в пользу государства-реципиента тремя способами: посредством национализации, конфискации и экспроприации. Экспроприация и национализация предполагают под собой переход возможности осуществления волевых актов в отношение инвестиций к государству, в результате которого инвестором утрачивается возможность осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению своими капиталовложениями. Несмотря на то, что зачастую эти термины используются как взаимозаменяемые, между ними прослеживается определенная разница. Так, в частности, национализация предполагает также обязательную выплату компенсации инвестору, в отличие от экспроприации. Далее, национализация вытекает из законодательного акта и направлена на удовлетворение потребности законодательного акта и направлена на удовлетворение потребности общенационального значения. В отличие от нее, реквизиция (экспроприация) обычно является результатом административной меры, и направлена она на собственность отдельных, а не всех лиц.

     Наконец конфискация представляет собой меру ответственности и применяется в качестве наказания за совершенное правонарушение. Решение о конфискации выносится судом в ходе судебного разбирательства.

   Статья 8-ая закона Республики Армения «Об иностранных инвестициях», предусматривает гарантии от национализации и конфискации. В соответствии с положениями части 1-ой рассматриваемой статьи иностранные инвестиции в РА не подлежат конфискации. Не вполне адекватным на наш взгляд представляется использование в названии и тексте статьи термина конфискация. Рассматриваемая статья закрепляет следующее: «Иностранные инвестиции в Республике Армения не подлежат национализации. Иностранные инвестиции не могут быть также конфискованы государственными органами. Конфискация как исключительная мера допускается только в условиях чрезвычайного положения, установленного законодательством Республики Армения, по приговору суда и с полной компенсацией». Здесь следует также упомянуть и положения статьи 9-ой закона Республики Армения, в соответствии с которыми: «Все убытки, понесенные иностранными инвесторами, причиненные им вследствие действий, указанных в статье 8 и части первой статьи 9 настоящего Закона, подлежат немедленному возмещению по текущим рыночным либо по определенным независимыми аудиторами ценам в валюте, в которой осуществлена инвестиция или — по взаимному соглашению сторон — в другой валюте». Очевидна коллизия между смыслом рассматриваемых статей Закона РА «Об иностранных инвестициях» и статьи 55¬ой уголовного кодекса РА, которая дает определение понятия конфискации имущества и закрепляет безвозмездный характер последней.

    Очевидно, что причиной подобного несоответствия является применение в тексте закона РА «Об иностранных инвестициях» термина конфискация, который необходимо заменить термином экспроприация, более адекватным для данного закона и регулируемых им отношений.

    4.    Гарантии возмещения ущерба иностранным инвесторам.

   Следующая гарантия, которая нашла свое отражение в законе РА «Об иностранных инвестициях» является гарантия возмещения ущерба иностранным инвесторам. Статья 9-ая закона предусматривает, что: «Иностранные инвесторы имеют право на возмещение в судебном порядке материальных убытков и морального ущерба, включая упущенную выгоду, причиненных государственными органами Республики Армения либо их должностными лицами вследствие совершения действий, противоречащих законодательству Республики Армения, а также ненадлежащего исполнения указанными органами либо их должностными лицами обязательств, предусмотренных законодательством Республики Армения по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.

   Все убытки, понесенные иностранными инвесторами, причиненные им вследствие действий, указанных в статье 8 и части первой статьи 9 настоящего Закона, подлежат немедленному возмещению по текущим рыночным либо по определенным независимыми аудиторами ценам в валюте, в которой осуществлена инвестиция или — по взаимному соглашению сторон — в другой валюте.

    С момента возникновения права на компенсацию и до момента ее осуществления на сумму компенсации начисляются проценты в размере текущих ставок на срочные вклады на кредитном рынке Республики Армения».

    Положения рассматриваемой статьи закрепляют право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Эти действия могут выражаться в совершении проступков, противоречащих закону, принятии незаконного решения или нормативного акта, а могут и в отсутствии действий в ситуации, когда согласно закону должностное лицо обязано действовать (например, не проведение регистрации юридического лица в установленный законом срок при предоставлении заявителем необходимого пакета документов). Рассматриваемая статья признает за иностранным инвестором и право на обращение в суд (обжалование действий (бездействия) должностного лица или государственного органа) и право на удовлетворение иска (возмещение убытков), если будет доказана незаконность действий, бездействия. Иностранный инвестор, после подачи заявления в суд наделяется всеми правами истца. Следует отметить, что в данном случае диспозиция статьи закона РА отличается большей детальностью, от своих аналогов на постсоветском пространстве, поскольку обращается практически ко всем вопросам, которые могут возникнуть у иностранного инвестора по поводу возмещения убытков. Так, например, статья 5ая Закона РФ не содержит особенностей определения убытков применительно к иностранным инвесторам и отсылает инвестора к действующему гражданскому законодательству, а, следовательно, под убытками будут пониматься как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), так и  неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
   
Таким образом, если, например должностное лицо таможенного или иного органа своими незаконными действиями или бездействием помешало ввозу на территорию РФ и доставке на предприятие, созданное с участием иностранных инвестиций, запасных частей к специфическому оборудованию, вследствие чего предприятие было вынуждено приостановить производство на какой-тосрок и выплатить неустойку контрагентам, то компенсации подлежат как затраты на неустойку или замену оборудования, так и упущенная вследствие этого выгода (недополученный доход по договорам). Аналогично при проведении незаконной конфискации имущества организации с иностранными инвестициями, она может претендовать как на возврат имущества или возмещение его стоимости, так и на возмещение уплаченных неустоек по неисполненным контрактам, а так же возмещение стоимости этих контрактов, потерянных вследствие неисполнения.

   Аналогичные нормы предусмотрены также законом «Об инвестиции» Республики Таджикистан. Пункт 3ий статьи 5-ой указанного закона закрепляют право инвестора на возмещение ему вреда, причиненного в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Таджикистан, а также в результате незаконных действия (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. Указанный закон обращается также к вопросу прекращения инвестиционной деятельности, не по вине инвестора, предоставляя инвестору право на возмещение причитающихся ему инвестиций и полученных в связи с ними доходов в денежной или товарной форме по реальной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности.

   5.    Гарантии распоряжения прибылью (доходом) и иными средствами иностранного инвестора.

   Данная группа гарантий имеет особую важность, поскольку отражает экономическую сущность инвестирования, которая состоит в использовании капитала с целью его преувеличения. Естественно, что преувеличение капитала теряет свой смысл без обеспечения возможности пользования им. Исходя из этого, к данной гарантии следует также прибавить гарантии вывоза собственности, прибыли (дохода) и иных средств, связанных с иностранными инвестициями. Закон Республики Армения гарантирует право свободного вывоза своей собственности, прибыли и дохода полученных в результате инвестирования, или как плата за работу, а также средств полученных как компенсация в порядке предусмотренном законом. Среди доходов получаемых иностранным инвестором закон указывает также на плату за работу. В отличие от этого аналогичный российский закон не предусматривает среди доходов иностранных инвесторов плату за произведенную работу.

  Аналогичные гарантии предусмотрены в статье 10й Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, и в статье 7-ой закона «Об инвестиции» Республики Татарстан.

    Таковы основные гарантии, которые предоставляет иностранным инвесторам Закон Республики Армения «Об Иностранных инвестициях». По сравнению с аналогичным российским законом многие его положения требуют дальнейшей доработки и расширения. Однако, последнее можно сказать обо всем нормативном базисе регулирующем иностранные инвестиции в Республике Армения. Так, например, гарантии для иностранных инвесторов предусмотрены также в главе 4-ой Федерального Закона «Об инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений», в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» и т.д.

   Говоря о гарантиях предоставляемых иностранным инвесторам в Республике Армения, необходимо указать также на роль двусторонних соглашений о поощрении инвестиций, которые сегодня, по мнению многих исследователей, признаются одним из основных средством регулирования инвестиционных отношений.

  Здесь в частности следует указать на договор о двустороннем поощрении капиталовложений заключенный между США и Арменией в 1996-ом году. Указанное соглашение достаточно детально регламентирует все вопросы, касающиеся инвестиционной деятельности, и в частности предоставляемые каждой стороной гарантии иностранным инвесторам.

  Однако, формирование большой международно¬правовой базы регулирующей иностранные инвестиции не означает, что оно со временем может заменить собой национальное законодательство регулирующее инвестиционную деятельность. К сожалению, следует отметить, что сегодня в Армении существует такая тенденция. Сегодня как в российской, так и в зарубежной литературе зачастую высказывается мнение, что «глобализация стирает грань между внутренней и внешней сферой деятельности, между внутренней и внешней политикой». В этом видится определенное преувеличение. Обе сферы тесно переплетаются, взаимодействуют, но грань между ними не стирается. Аналогичные концепции существуют и в юриспруденции, в том числе в отечественной. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере.

   Сторонники этих концепций не могут игнорировать очевидные факты, признавая, что международное право имеет прямое действие на территории государства с его санкции и как составная часть национальной правовой системы. Какое же это прямое действие, если оно осуществляется с санкции государства в качестве составной части его правовой системы? Указанное также относится к сфере регулирования иностранных инвестиций.

   Система правовых гарантий предумостренная в законе РА «Об иностранных инвестициях» в целом предусматривает стандартный набор обязательств принимаемых на себя государством-реципиентом по отношению к иностранным инвесторам. Однако, это не исключает возможности и необходимости пересмотра положений закона устанавливающих предоставляемые иностранным инвесторам гарантии. В первую очередь это относится к использованию термина «конфискация», которое не соответствует смыслу закона и регулируемым им отношениям.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика