Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль общих принципов в организации местного самоуправления в Российской Федерации - 1
Научные статьи
23.01.13 13:43
Оглавление
Роль общих принципов в организации местного самоуправления в Российской Федерации
1
Все страницы
   В число общих принципов права включаются: принцип социальной свободы, принцип социальной справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равноправия, принцип единство юридических прав и обязанностей, принцип ответственности за вину, принцип законности. Наряду с общими принципами права, действующими и в условиях местного самоуправления, эти авторы выделяют общие принципы местного самоуправления.
 
   К общим принципам местного самоуправления авторы относят: принцип самостоятельности, принцип сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан, принцип не подчиненности одного муниципального образования другому, принцип обязательности представительного органа местного самоуправления и приоритетной роли представительных органов в местном самоуправлении, гласность, обеспечение органами государственной власти минимальных местных бюджетов муниципальных образований, гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению жизненных потребностей населения, государственные гарантии и поддержка местного самоуправления, взаимодействия и сотрудничества с государственными органами власти.

   Вторая позиция предусматривает частичное сов¬падение принципов местного самоуправления с принципами муниципального права. По мнению А.Н.Костюкова, принципами права являются не только те, которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и основополагающиеиидеи правосознания, получившие общее признание в деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в объективном праве.

  Третья позиция исходит из того, что принципы муниципального права это закрепленные в нормах права принципы местного самоуправления .

   Следует отметить существование различных вариантов основных позиций. Анализ всех вариантов взаимоотношений принципов местного самоуправления и принципов муниципального права не входит в нашу задачу. Поэтому, следует согласиться с авторитетным мнением, что принципы местного самоуправления пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы местного самоуправления. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права.

   Не углубляясь в дискуссию о соотношении принципов местного самоуправления и принципов муниципального права, обратим внимание, на исключительную сложность проблемы. Так, например, в литературе выделяются различные принципы муниципального права и местного самоуправления, исходя из текста Конституции РФ, где, казалось бы, не должно существовать различное толкование принципов.

    Особо отметим, что авторы не только выделяют различные конституционные принципы, но при выделении одноименных конституционных принципов, они зачастую вкладывают в них различное содержание. Для примера приведем варианты одноименных конституционных принципов: законность в организации и осуществлении местного самоуправления (законность правового регулирования и осуществления местного самоуправления); организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством); самостоятельность решения население вопросов местного значения (самостоятельность осуществления местного самоуправления в пределах закрепленных за данным видом муниципального образования полномочий); ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами (ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами, следующая из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом); обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-финансовыми ресурсами (принцип финансовой самостоятельности муниципальных образований).

   К иным конституционным принципам отнесены:
•    многообразие организационных форм местного самоуправления;
•    гарантия права местного самоуправления на судебную защиту;
•    соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
•    гласность местного самоуправления;
•    использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления.

Другие к иным конституционным принципам относят:
•    приоритет форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления;
•    принцип уравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
•    принцип единого подхода ко всем муниципальным образованиям.

   Как видно из этого маленького сравнительного анализа авторы, опираясь на текст Конституции РФ, по-разному интерпретируют одноименные конституционные принципы и выделяют разные принципы.

   Значительно больше разногласий возникает при попытке научной классификации общих принципов местного самоуправления при анализе федерального законодательства о местном самоуправлении.

   В этой связи, отметим в известной мере парадоксальную ситуацию, когда до 2009 года действуют общие принципы двух одноименных федеральных законов от 28 августа 1995 года и 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

   Наиболее значимыми принципами федерального закона 1995 года являлись: необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в городских, сельских поселениях и на иных территориях; самостоятельное определение муниципальными образованиями своего статуса, структуры и статуса своих органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами; подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением; запрет осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами; обязательность решений, принятых путем волеизъявления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены нормативных, индивидуальных решений муниципальных органов и должностных лиц государственными органами и должностными лицами; подкрепление организационной самостоятельности муниципальных органов законодательными мерами по решению их экономической и хозяйственной самостоятельности.

   Обратим внимание на то, что большинство этих принципов направлено на разрыв местного самоуправления с государством. Закрепляется самая высокая степень самостоятельности органов местного самоуправления. Все это происходит на фоне всего общественного переустройства Российской Федерации и серьезных экономических трудностей.

   Уместно напомнить, что эти общие принципы организации местного самоуправления, закрепленные в федеральном законе 1995 года, не привели к становлению полноценного местного самоуправления. В результате потребовалась коренная переработка этого федерального закона и закрепление других общих принципов.

    Федеральный закон № 131 от 6 октября 2003 года в преамбуле провозглашает, что данный федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления. Означает ли это, что данный закон не содержит таких общих принципов организации, которые распространяются на все стороны местного самоуправления.

    Большинство исследователей правомерно отмечают, что на организацию местного самоуправления обязательно оказывают воздействие принципы Конституции РФ и общепризнанные принципы международного права. В данном случае речь идет не только о конституционных принципах местного самоуправления. Такие принципы основ конституционного строя как народовластие, признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность и т.д. имеют универсальное значение, в том числе для принципов организации местного самоуправления.

   Конституционные принципы организации местного самоуправления и принципы, закрепленные в Европейской хартии местного самоуправления, также можно считать основными в системе общих принципов, закрепленных в федеральном законе №131. Но, как видно из предыдущего небольшого сравнительного анализа, в специальной литературе существуют достаточно большие расхождения по вопросу перечня конституционных принципов и по содержанию одно¬именных конституционных принципов.

    Исходя из верховенства Конституции РФ, общие принципы Федерального закона №131 должны развивать и детализировать принципы Конституции РФ и международно-правовых актов, применительно к правовой, территориальной, организационной и экономической основам местного самоуправления. Такое положение направлено на реализацию модели местного самоуправления, которая закреплена в Конституции РФ.

     В Конституции РФ заложена такая модель местного самоуправления, где одним из главных принципов является самостоятельность. Например, если проанализировать такие общие экономические принципы организации местного самоуправления как: признание и защита муниципальной собственности наравне с другими формами собственности; самостоятельность управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью; самостоятельность в установлении и исполнении местного бюджета; обязательность наличия местного бюджета муниципального образования и т.д., то становится очевидным, что это детализация конституционного принципа самостоятельности.

   Федеральный закон 1995 года установил высокую степень самостоятельности местного самоуправления во взаимоотношениях этого уровня власти с человеком, обществом и, главное, с государством. Произвольное толкование принципа самостоятельности местного самоуправления, в условиях федеративного государства приобрело вектор политический борьбы за этот уровень власти. Самостоятельность, которая была истолкована как независимость, дала отрицательный результат.

    Федеральный закон №131 предпринимает попытку определить новое соотношение степени самостоятельности, как местного самоуправления, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, сообразуясь с федеральными интересами и интересами конкретного субъекта Российской Федерации. Равно как органы государственной власти не могут снять с себя ответственность за качество решения вопросов местного значения. Поэтому, в число общих принципов необходимо включить принцип взаимодействия местного самоуправления с государством.

    Также как и принцип самостоятельности, принцип взаимодействия находит свое выражение в системе общих принципов. В число этих принципов, вероятно, войдут принцип субсидиарности, принцип взаимной ответственности, принцип приоритета и учета государственных интересов, принцип государственной защиты и гарантии местного самоуправления. Все эти принципы развивают принцип взаимодействия государства и местного самоуправления.

    В условиях становления местного самоуправления как нового института гражданского общества, который не имеет пока прочной финансово-экономической базы, кадрового обеспечения и устоявшейся практики деятельности, необходимо перенести акцент с принципа самостоятельности на принцип взаимодействия.

    Конституция Российской Федерации содержит вполне определенные положения, которые позволяют на уровне федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, осуществить необходимое правовое закрепление всех аспектов принципа взаимодействия местного самоуправления с государством, без специального изменения или дополнения Конституции РФ.

   В федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации просматривается попытка, но достаточно робкая, усилить государственное влияние на процесс становления и развития местного самоуправления. Все это связано, на наш взгляд, с отсутствием научно обоснованной системы общих принципов организации местного самоуправления.

    В основе этой системы должны лежать два фундаментальных принципа: принцип самостоятельности и принцип взаимодействия населения муниципального образования с органами государственной власти при решении вопросов местного значения и других вопросов, входящих в объект муниципального управления.

   Боязнь огосударствления органов местного самоуправления парализует поиск оптимального соотношения самостоятельности и взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. В итоге этот процесс идет стихийно, на уровне правоприменительной практики. Объективная потребность органов местного самоуправления в государственной поддержке нуждается в соответствующих руководящих идеях, т.е. принципах, и, в соответствующем нормативном правовом закреплении, как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика