Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовое регулирование вопросов региональной безопасности в рамках ШОС - Международно-правовое регулирование вопросов региональной безопасности в рамках ШОС
Научные статьи
24.01.13 13:03
Оглавление
Международно-правовое регулирование вопросов региональной безопасности в рамках ШОС
1
2
Все страницы
Значительные шаги предпринимаются в рамках ШОС по обеспечению информационной безопасности. Совет глав государств определил в 2006 году «новым вызовом, требующим незамедлительного совместного противодействия, угрозы информационной безопасности военно-политического, преступного и террористического характера», принял специальное Заявление глав государств — членов ШОС по международной информационной безопасности (г. Шанхай, 15 июня 2006 года).

  Решением глав государств ШОС создана группа экспертов, которой было поручено выработать План действий государств — членов ШОС по обеспечению международной информационной безопасности, определить возможные пути и средства решения в рамках ШОС проблемы МИБ во всех ее аспектах (План утвержден саммитом ШОС в Бишкеке в августе 2007 года).

   Приоритетное внимание ШОС к вопросам безопасности вытекает из предшествующих усилий государств региона. Как указывается в статье президента В.В. Путина «создание этой региональной организации было результатом длительных усилий по укреплению взаимного доверия»23, в частности, в рамках соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1996—1997 годов. Их задачей ставилась выработка таких мер доверия между участниками, которые способствовали бы укреплению стабильности, безопасности, и добрососедства на долговременной основе.

   Меры укрепления доверия являются сравнительно новым элементом в международной системе безопасности. Само понятие мер доверия, впервые было введено в оборот в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г. В последствии положения Заключительного акта были расширены и усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе 1986 г., и, особенно, Венскими документами ОБСЕ по мерам доверия 1990, 1992 и 1999 гг.

   В науке международного права имеется несколько определений мер доверия, которые в целом по смысловому содержанию весьма близки, но акцентируют разные аспекты сущности данного понятия.

   21    В 2006 году впервые в КНР были проведены совместные российско-китайские учения, а в 2007 году состоялись крупные учения (свыше 4000 человек) в Челябинской области, в которых приняли участие антитеррористические подразделения всех 6 государств — членов ШОС.

   22    Главы государств заявили о близости позиций своих стран по ключевым проблемам, связанным с международной информационной безопасностью (МИБ), и намерении объединить усилия в рамках ШОС в целях противостояния новым информационным вызовам и угрозам с соблюдением принципов и норм международного права, включая Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. Они приветствовали принятие 8 декабря 2005 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 60/45 “Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности” и выразили готовность содействовать выполнению содержащихся в ней рекомендаций.

   З.С. Кривчикова дает следующее определение: «Меры укрепления доверия — это специальные организационно-технические меры, направленные на достижение взаимопонимания, уменьшение военного противостояния, предотвращение внезапного нападения или несанкционированного конфликта, в том числе ядерного».

   Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачев более четко определяют меры доверия, как «систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами».

    По мнению Б.Р. Тузмухамедова, меры доверия это «специальные меры, принимаемые для обеспечения уверенности в том, что действия одной стороны не имеют целью нанесения ущерба безопасности другой стороны, в особенности, если эти действия могут быть поняты и оценены как подготовка к внезапному нападению или его начало.».

  В формулировке И.И. Лукашука задачей мер доверия является «предупреждение ухудшения отношений в результате взаимного непонимания, создание уверенности в отсутствии угрозы безопасности» . Эту формулу можно было бы продолжить: «посредством упорядочения военной деятельности в согласованных параметрах и районе, повышения предсказуемости развития обстановки и намерений государств».

    Соглашение между РФ, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и КНР об укреплении доверия в военной области в районе границы, подписано в Шанхае 26 апреля 1996 года. Соглашение стало результатом процесса нормализации советско-китайских отношений со второй половины 80-тых годов прошлого века и снижения напряженности между двумя державами, а с 1991 года—    после распада СССР — между вновь образовавшимися государствами и Китаем в районе общей границы.

    В развитие Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы от 1996 года в Москве 24 апреля 1997 года было заключено соглашение между пятью государствами о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Соглашение носит долгосрочный характер (заключено на срок до 31 декабря 2020 года, с возможностью пролонгации на 5 лет).

   Соглашение явилось первым многосторонним шагом в регионе Азии по сокращению на основе принципа взаимной безопасности вооруженных сил, размещенных в районе границы, до минимального уровня, отвечающего отношениям добрососедства и дружбы, а также с целью придать вооруженным силам, остающимся в районе границы, исключительно оборонительный характер.

  Ключевым в обоих соглашениях является положение, по которому вооруженные силы Сторон, дислоцированные в районе границы, не будут использоваться для нападения на другую Сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой Стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы. Причем это обязательство в обоих соглашениях зафиксировано в идентичной формулировке.

   Во-вторых, соглашения впервые в практике Азиатского региона ввели развернутую систему мер доверия на обширном пространстве. На эти моменты обращают внимание в своих оценках и китайские эксперты.

   Для реализации Шанхайского Соглашения (статья 2) были определены следующие конкретные меры. Так, Стороны: обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей); не проводят военные учения, направленные против другой Стороны; ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений; уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск, вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны; взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения; принимают меры по предотвращению опасной военной деятельности; запрашивают о неясных ситуациях; укрепляют дружеские контакты между военнослужащими вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей) в районе границы и осуществляют другие согласованные меры доверия.

   Соглашение предусматривает обмен информацией между Сторонами по вопросам относительно численности личного состава и количества основных видов вооружений и военной техники, дислоцированных в 100-километровой географической зоне по обе стороны от линии границы.

   Отдельно Соглашение предусматривает некоторые ограничения на проведение войсковых учений в 100-километровой географической зоне по обе стороны границы, а также предусматривает приглашение наблюдателей от другой Стороны, если численность участвующих войск достигает или превышает 35 тысяч человек.

     В случае возникновения инцидентов, вызванных опасной военной деятельностью, Стороны должны принимать меры по прекращению такой деятельности, прояснению ситуации и возмещению ущерба. Возмещение ущерба, возникшего в результате опасной военной деятельности одного из государств, осуществляется этим государством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Стороны решают возникшие вопросы путем консультаций.

  Московское соглашение установило ограничения по численности личного состава и количеству основных видов вооружений и военной техники, дислоцированных в 200-километровой зоне применения Соглашения (100 километров по обе стороны границы), их предельные уровни, в т.ч. для пограничных войск.

   В развитие мер доверия, предусмотренных соглашение 1996 г., Московское соглашение содержало обязательство информировать друг друга о воинских формированиях, численности их личного состава, количестве основных видов вооружений и военной техники сухопутных войск, авиации, ПВО и пограничных войск, дислоцированных в географических пределах применения Соглашения34, а также предусматривало проведение инспекций.

    Согласно статье 10, Стороны «имеют право проводить и берут на себя обязательство принимать инспекции и проверки в географических пределах применения Соглашения». Таким образом, в отличие от практики ОБСЕ, с самого начала формирования института мер доверия в зоне ответственности ШОС, государства-участники договорно закрепили принцип обязательности при проведении инспекций на месте.

   В целом, набор мер доверия по соглашениям 1996 и 1997гг. повторяет основные компоненты механизма мер доверия, выработанного в рамках процесса и документов ОБСЕ: взаимные ограничения военной активности и войск в согласованном районе, обмен информацией, наблюдение за маневрами, проведение инспекций на месте.

    Новое в том, что эти меры осуществляются в достаточно обширной приграничной полосе (100 км в глубину по обе стороны от границы), проводятся в сочетании с ограничениями войск в этом районе по численности и составу, а главное — при обязательстве соблюдать ненаступательный характер группировки в приграничном районе и обязательстве о ненападении.

    Благодаря Шанхайскому и Московскому соглашениям, странам ШОС удалось урегулировать пограничные вопросы на границах Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России с Китаем от Памира до берегов Тихого океана, создать систему мер доверия, прежде всего, в военной области, механизм консультаций и взаимодействия по расширяющемуся кругу вопросов безопасности.

    Высоко оценивая значение этих фундаментальных для региональной стабильности решений, президент В.В. Путин подчеркивал в своей статье: «достаточно сказать, что прецедентов подобных развязок — как по протяженности границы, так и по составу участников — нет и не было в Азии».

   Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее Конвенция) была подписана в Шанхае 15 июня 2001 года, ее депозитарием является КНР. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 года.

   Конвенция содержит важнейшую констатацию, что терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, серьезно угрожают территориальной целостности и безопасности Сторон, а также их политической, экономической и социальной стабильности. Таким образом, государства —    члены ШОС квалифицировали терроризм как угрозу международному миру и безопасности, обратили внимание на эту проблему за несколько месяцев до известной террористической атаки 11 сентября 2001 года на США.

   В Конвенции зафиксировано также принципиальное положение, что только совместные усилия Сторон в рамках данной Конвенции смогут оказаться эффективной формой борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

  Конвенцией предусмотрена (ст. 19) возможность присоединения новых членов с согласие всех ее действующих членов.

    Серьезным достижением ШОС является то, что в Конвенции содержатся определения таких явлений как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Под терроризмом Конвенция понимает — «любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

    Также к терроризму Конвенция относит какое-либо деяние, признаваемое как преступление в одном из договоров, перечисленных в Приложении к Конвенции.

   Под сепаратизмом в Конвенции понимается — «какое-либо деяние, направленное на нарушение терри-ториальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» .

    Экстремизм в Конвенции определен как — «какое- либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

    Стороны определили объектом сотрудничества в соответствии с Конвенцией область предупреждения, выявления и пресечения терроризма. Терроризм так¬же рассматривается в качестве преступлений, влекущих выдачу, поэтому в ходе реализации Конвенции в вопросах, связанных с выдачей и оказанием правовой помощи по уголовным делам, Стороны осуществляют сотрудничество в соответствии с международными договорами, участниками которых они являются, и с учетом национального законодательства Сторон .

  Конвенционной нормой закреплено положение о том, что «терроризм ни при каких обстоятельствах не подлежит оправданию по соображениям исключительно политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влечет наказание сообразно степени его тяжести» . Важным с точки зрения правовых последствий представляется обязательство статьи 3, что для обеспечения выполнения данной нормы Стороны обязаны принять соответствующие меры, в том числе в области национального законодательства.
  
   Механизм функционирования Конвенции предполагает осуществление сотрудничества государств через определенный ими перечень своих центральных компетентных органов, ответственных за выполнение Конвенции.

   Со стороны Российской Федерации данный перечень содержится в указе Президента РФ «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

   Конвенцией также предусмотрены такие формы сотрудничества, как обмен информацией, проведение консультаций, согласование позиций по вопросам борьбы с терроризмом в международных организациях и на международных форумах, предоставление технической и материальной помощи.

    Конвенция содержит весьма широкий спектр направлений сотрудничества, который включает как обмен информацией так и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, направленной против других Сторон в т.ч. выявление и пресечение финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия лицам или организациям для совершения террористической деятельности а также обмен нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения; обмен опытом, подготовка и повышение квалификации специалистов в различных формах.

   Достоинством Конвенции является то, что подробно регламентируется порядок, процедуры и содержание обмена информацией между компетентными органами Сторон. Причем следует отметить широкий объем предоставляемой информации: о готовящихся и совершенных террористических актах; сведения об организациях, группах и лицах участвующих в террористической деятельности, в т.ч. выявленных или предполагаемых источниках финансирования террористической деятельности, а также формах, методах и средствах совершения террористических актов.

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика