Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права
Научные статьи
24.01.13 16:48
Оглавление
Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права
1
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 4 (6) 2008
Международное право
А.В. Ципун
Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права

  
    Национальный сервис-провайдер в области ремонта мобильных телефонов. Сервис-центры Самсунг, вся подробная информация на сайте http://remont-komputerov-notebook.ru
Необходимость постепенной «конституционализации всех сфер жизни государства и укоренения в обществе самого духа конституционализма» определяет задачи развития и обогащения науки конституционного права России. Последнее, на наш взгляд, невозможно без усовершенствования конституционных основ регулирования экономических отношений, в том числе и международного характера в условиях активизации глобализационных процессов. Как бы не относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая в теории и практике конституционного права новые проблемы, связанные, в частности, с ролью государства и права в связи с зарубежным инвестированием на современном этапе.

   В соответствии с теорией конституционного права одной из основных функций государства выступает экономическая система, которая выражается в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики, в том числе, и международных экономических отношений. Государство предпринимает меры против незаконных монополий, но одновременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах. Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции, в конечном итоге повышение благосостояния общества. То есть речь идет о конституционализме, под которым следует признать прежде всего систему представлений об общедемократических, общецивилизованных политико-правовых ценностях государственно-организованного общества. Современный конституционализм, в частности, основан на принципе, что человеку и гражданину принадлежит необходимый объем экономических, социальных, культурных, политических, личных прав и свобод.

   Современное конституционное право России направлено на охрану как публичных интересов государства и общества, так и частных интересов отдельно взятой личности, в данном случае субъекта международных экономических отношений. При этом одной из основных задач конституционного права как отрасли права, лежащей в основе всей правовой системы России и имеющей своей главной целью поддержание порядка и стабильности в обществе, является обеспечение правовыми средствами баланса между публичными и частными интересами, в том числе и в сфере осуществления международных экономических связей иностранных инвестиций.

   Расширение предмета исследования конституционного права за счет социальных и экономических отношений происходит в общем русле правовой глобализации, в основе которой лежит юридизация свободы, власти, собственности как основополагающих компонентов современных социально-политических и экономических систем . В связи с этим особое внимание надо обратить на необходимость системного подхода, которая является одной из центральных в каждой науке . А исследование проблем правового регулирования экономических отношений международного характера объективно требует системно-комплексного подхода.

  Кроме того, международные экономические отношения, имея комплексный характер, находятся в орбите правового регулирования различных юридических дисциплин : международного публичного права, международного частного права, финансового права, банковского права, и, конечно же, далеко не в последнюю очередь конституционного права. В этой связи необходимо согласиться с мнением О.Е. Кутафина о том, что конституционное право является центром правовой системы России, вокруг которого располагаются другие отрасли права. Конституционные нормы обладают наибольшей степенью обобщенности и выполняют учредительные, регулятивные и охранительные функции. Нормы же других отраслей права конкретизируют и охраняют важнейшие правила поведения, выраженные в конституционных нормах.

   Дело в том, что участниками международных экономических отношений (МЭО) выступают физические лица, предприятия(фирмы) и некоммерческие организации, государства(правительства и их органы),международные организации. А среди форм международных экономических отношений выделяются международная торговля товарами, услугами, движение капиталов, миграция рабочей силы, обмен технологиями. Как видно, МЭО, как по своему субъектному составу, так и по внутренним параметрам имеет очень большой диапазон.

     В силу чрезмерной массивности нормативного материала в сфере международных экономических отношений мы вынуждены сузить предмет своих исследований, ограничившись в основном исследованием проблем конституционно-правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации.

     В России возрождение реального сектора экономики может быть достигнуто только за счет массивного, сбалансированного привлечения национальных и иностранных инвестиций, разумного сочетания «прихотливо переплетающихся общественных и частных интересов», что невозможно без продуманной, целенаправленной государственной инвестиционной политики. Вопрос в том, чтобы «держать процесс движения капитала под контролем, направляя его туда, где он необходим в общественных интересах, и на тех условиях, которые конкретное государство в данный момент готов его предоставить публичный интерес».

    И сегодня наблюдающиеся в нашей стране при¬чины недооценки публичных функций государства кроются в преобладавшей в 90-е годы прошлого века тенденции массового разгосударствления экономических отношений и непонимания на этом фоне роли публичной власти. В целом, оценивая положительно отход от командно-административных методов управления хозяйственной деятельностью, особенно, когда государство осуществляло тотальное администрирование над всеми ее участниками, нельзя не признать и некоторые его отрицательные последствия. Форсированная либерализация и чрезмерный уход государства от функций экономического администрирования в условиях перехода к рыночной экономике привели к тому, что оно невольно сузило свои прямые обязанности быть высшим выразителем и защитником публичных интересов общества.

   Поэтому с развитием общественных отношений, расширением предмета правового регулирования конституционного права, превращением его в правовую отрасль, имеющую значительное практическое применение, возникла необходимость в организации системы эффективной охраны конституционно-правовых отношений.

   В области конституционно-правового регулирования международных экономических отношений расширение международного инвестиционного сотрудничества, что является ведущей тенденцией в современной системе международных экономических отношений, требует особого внимания.

    Международные инвестиционные отношения, являясь ведущим направлением МЭО, в силу своей особой юридической природы не могут быть отрегулированы только национальным правом. Не где-нибудь, а именно в международном инвестиционном праве юридический механизм защиты иностранной собственности сформировался раньше, чем его национальный аналог. Уже на заре зарождения правоотношений в данной сфере иностранный инвестор вынужден был прибегнуть к защите своего государства, что обеспечивалось прежде всего на двусторонней межгосударственной основе. А это — прерогатива международного права, которое обеспечивает необходимую безопасность для иностранного инвестора в том числе тем, что оно определяется консенсусом государств, а не практикой отдельного государства. Кстати, именно в этом заложена сила международной нормативно-правовой системы. В данном случае главным является то, что международное право содержит основополагающие принципы осуществления государственного суверенитета в конкретных договорных инвестиционных отношениях.

    Именно становление и развитие особого двухуровневого метода (международно-правового и национал ьного)регулирования иностранных инвестиций обусловило формирование специального международного инвестиционного права как комплексной отрасли международного права ,то есть совокупности публично-правовых и частноправовых методов регулирования.

   В принципе статус и защита международных инвестиций определяются внутренним правом. Но внутреннее право есть право государства, на территории которого осуществляются инвестиции, а не право государства, из которого происходит инвестор. Однако нестабильность этого права на протяжении 60—70-х годов и как результат ее — отсутствие безопасности являются причиной того, что инвестор ищет возможность уклониться от подчинения внутреннему праву и поставить себя под защиту международного права—    отсюда возрастание числа конвенций, имеющих отношение к статусу и защите международных инвести¬ций.

   Важнейшей задачей государства является разумное правовое обеспечение международных экономических отношений, без чего невозможно непрерывное воспроизводство всего комплекса материальных благ для жизнедеятельности. Для успешного ее решения государственно-правовое регулирование должно быть системно-интеграционным и дифференцированным в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимозависимых национальных и международных экономических отношений.

   Государство, как основной субъект международного права, и международное право, как универсальный регулятор правоотношений, прежде всего, межгосударственного характера, находятся, как образно выразился И.И. Лукашук, в буквальном смысле этого слова под прицельным огнем глобализации, что непосредственно сказывается на характере и функциях государства и права как таковых: права и внутригосударственного, и международного. При этом правовая система каждого  государства по-прежнему остается ее важнейшей характеристикой, неотъемлемым элементом.

    В условиях глобализации одной из важнейших задач становится избежание опасных столкновений интересов международного и внутригосударственного права, что требует своевременной договорно-правовой регламентации отношений между основными субъектами международного права, т.е. между государствами. При этом следует исходить из того, что сущностные признаки государства, закрепленные в главе I Конституции (власть народа, суверенитет, верховенство власти, территориальная целостность, налоги, гражданство и другие) имеют первостепенное значение.

   Важнейшим условием гармоничного развития международного права, кстати ,усилиями самих государств, в условиях мощного трансграничного движения капиталов является его тесное соприкосновение и взаимодействие с конституционным правом, взаимопроникновение и взаимообусловленность публично-правовых и частноправовых начал. Причем этот юридический процесс носит характер не одностороннего, а двустороннего движения.

   Особую актуальность для конституционного права представляет постановка вопроса о постепенном стирании границ между национальным правом и международным правом — этими двумя самостоятельными правовыми системами — и взаимопоглощении друг друга является, с методологической точки зрения, неверной. У каждой из этих правовых систем — своя юридическая природа, границы своей компетенции, свой предмет, формы и методы регулирования, что лишний раз подтверждает исследование проблем правового регулирования иностранных инвестиций в контексте конституционного права.

   Налицо более тесное взаимодействие международного права и национального права на основе их поступательного взаимопроникновения и взаимообогащения, в том числе в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. Углубление взаимовлияния этих двух правовых систем является закономерным процессом, который отражает более общую закономерность — интеграцию отдельных стран с мировым сообществом, в первую очередь, в ходе активного межгосударственного инвестиционного сотрудничества.

   Именно конституционное право с присущей ей аксиологической системой призвано дать ответ на вопрос о надлежащем соотношении власти и свободы посредством урегулирования основ отношений собственности и установления такого порядка взаимоотношений политической и экономической власти, при котором публичная власть действовала бы в правовых рамках всеобщих интересов, а собственность, будучи обособленной от власти, обеспечивала бы эффективный рост экономического потенциала государства.

   При этом, государство — это не просто одна из договаривающихся сторон, это весьма особая договаривающаяся сторона. В определенном смысле государство играет несколько ролей, оно может не только выступать в качестве договаривающейся стороны в транснациональном экономическом сотрудничестве, но и публичного хранителя государственных интересов. При определенных условиях государства признаются национальным и международным правом в качестве обладателя правомочия и власти в последней инстанции, который в законодательном порядке может влиять на права, касающиеся частной собственности, и договорные права иностранных инвесторов.

  Конституционно-правовое регулирование международных экономических отношений должно базироваться на политико-правовой концепции о том, что государство, стремящееся к самостоятельности, которая состоит не в изоляции от мира, а в сохранении своей независимости, должно вырабатывать собственную стратегию вхождения в процесс глобализации. Эта концепция должна учитывать этапы такого вхождения в процесс глобализации, престиж национальных интересов, свободу от чьего то ни было диктата, отсутствие двойных стандартов в международных экономических связях.

    Следует заметить, что включение Конституцией норм международного права в правовую систему страны означает, что все органы государства, включая законодательные, должны руководствоваться его нормами. Примечательно, что это положение подчеркивает и Конституционный Суд РФ. В его Постановлении от 31 июля 1995 г. говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются, согласно ст. 15 (ч.4) Конституции Российской Федерации, составной частью ее правовой системы и должны добросовестно соблюдаться, в том числе путем их учета внутренним законодательством».

   В связи с этим особо следует подчеркнуть, что международно-правовые инвестиционные нормы, закрепленные в международных универсальных, региональных и двусторонних договорах и являющиеся составной частью национальных правовых систем, выступают правовым стандартом для внутригосударственного инвестиционного законодательства. Причем этот процесс происходит не путем изъятия из действующего национального законодательства соответствующих внутренних принципов и норм и замены их международно-правовыми договорными норами, а путем гармонизации совместного правового регулирования в ходе обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций.

    Конституционное право в первую очередь направлено на охрану публичных интересов общества и государства, что является ключевой проблемой в условиях свободной в принципе циркуляции иностранных инвестиций по всему миру. Специфика нормативного выражения публичных интересов в конституционном праве определяется наличием в его составе особого источника права — Конституции, специальные свойства которой — высшая юридическая сила и базовый характер — позволяют говорить об отражении в содержании Конституции высшей степени публичных интересов или, если можно так сказать, о ее сверхпубличном характере.

   На основании исследования определений понятия конституционное право можно сделать такой вывод : конституционное право, являясь ведущей отраслью правовой системы России, концентрирует комплекс юридических норм, координирует и регулирует общественные отношения, цементирующие основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также федеративное устройство государства. Новое определение в новизну.

   Целью науки конституционного права является разработка рекомендаций и основ формулировок для модели современной конституции.В этом смысле автор ставит своей задачей найти оптимальные решения и рекомендации для совершенствования конституционно-правового регулирования международных экономических отношений. »Развивающей» функцией конституции выступает установление исходных начал для развития новых институтов на основе закрепленных ею порядков.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика