Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права - Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права
Научные статьи
24.01.13 16:48
Оглавление
Международные экономические отношения: взаимодействие норм конституционного права и международного права
1
Все страницы
Задачи Конституция РФ, обладая высшей юридической силой в России, координирует систему правового регулирования международных экономических отношений. При этом Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы: национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства (ч.3 ст. 62); недопустимость принудительного отчуждения собственности без выплаты предварительного и равного возмещения (ч. 3 ст. 35); отнесение к исключительной компетенции РФ наиболее важных аспек¬тов правового регулирования иностранных инвестиций: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71), внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст. 71); гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности (п. «о» ст. 71); запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких- либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 74).

   Актуальность исследования конституционно-правовых аспектов правового регулирования международных экономических отношений обостряется тем обстоятельством, что в России отсутствует четко разработанная система законодательного обеспечения ее экономической безопасности. Многие узкие места еще не отрегулированы, действующая нормативно-правовая система содержит пробелы в регламентации соответствующих общественных отношений. В качестве систематизирующей основы всех нормативно-правовых материалов, регулирующих обеспечение экономической безопасности Российской Федерации необходимо использовать конституционные нормы, т.к. конституционные положения, закладывают прочный правовой фундамент для создания общей, в том числе и экономической системы безопасности РФ на конституционных основах.

   Конституция устанавливает основополагающие принципы для отраслевого законодательства, в том числе и в сфере иностранных инвестиций. Целый ряд положений российской Конституции определяет правовую базу для регулирования отношений в сфере частного права. Примером может служить содержание ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

    «В Российской Федерации,— закрепляется в статье Конституции нашей страны,— гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

    В процессе осуществления правовой реформы социально-экономические преобразования должны получать адекватное отражение в законодательстве, что имеет объективные предпосылки с точки зрения самих закономерностей становления нового конституционного строя, рыночной экономики. Решающее значение при этом имеет конституционное регулирование отношений собственности. Юридическое содержание собственности предопределяет важнейшие характеристики институтов конституционного строя в их экономическом и социальном проявлении.

   Сама природа конституционного права такова, что благодаря повышенной концентрации своей нормативности социально-экономическое развитие общества естественным образом становится конституционной проблемой, поиск направлений решения которой предполагает выработку стратегии экономического и социального развития в соответствии с основополагающими принципами и целями конституционного развития общества и государства.

   Конституция России создавалась на основе уважения международного права. В нашей стране созданы конституционные гарантии осуществления норм международного права. Став частью отечественной правовой системы, соответствующая международно-правовая норма имеет верховенство. Будучи частью права государства, нормы международного права регулируют и деятельность государственных органов. Конституция России соответствует современному международному праву и тенденциям его развития.

   Конституционное регулирование экономических отношений сводится прежде всего к провозглашению модели экономики, которая предопределяется типом социально-экономической системы. Для России, так и большинства стран мира, таковой является рыночная экономика. Хотя данная характеристика экономики прямо не закреплена в Конституции Российской Федерации, соответствующий принцип вытекает из норм о признании многообразия и равноправии форм собственности (ч.2 ст. 8,ч.2 ст. 9), а ее либеральный вариант проявляется в практическом отсутствии норм о государственном участии в экономической жизни общества. Вместе с тем, российское государство провозглашается социальным государством (ст. 7).

    Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики прежде всего являются нор¬мы Конституции РФ: о социальном государстве(ст. 7),о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защиты различных форм собственности(ст. 8), о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции(ст. 34)и т.д. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития страны, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики ит.д.  Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.

    Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающееся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последовательного развития.

  Конституционные нормы-принципы нашли свое отражение в ГК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по территории РФ. Норма п. 1 ст. 10 ГК РФ запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. В ст. 212 ГК РФ закрепляется принцип равной защиты прав всех собственников. Перечисленные положения ГК РФ носят основополагающий характер и находят свое развитие в других частно-правовых нормах.

   Таким образом, определяя основы частного права, Конституция не выходит за пределы публичных интересов, закрепляя лишь фундаментальные принципы регулирования частных отношений, составляющие экономическую основу народовластия. Конституция «не опускается» до регулирования непосредственных отношений между участниками гражданского оборота, составляющих сферу их частных интересов.

   Действующий Гражданский кодекс характерен в первую очередь тем, что последовательно закрепляет принципы частного права. Это равенство государства в экономическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права собственности и гарантии восстановления нарушенного права. Гражданский кодекс нацелен на то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать для него благоприятные правовые условия.

   В соответствии конституционными требованиями государственное регулирование, необходимость которого сохраняется и при рыночной экономике, строго предопределяется интересами общества в целом и интересами гражданина. Гражданское законодательство зиждется на выкристаллизовавшихся в процессе законотворчества основополагающих, заглавных идеях, имеющих характер фундаментальных и опорных для гражданско-правового регулирования и несущих в своем содержании информацию о способах, свойствах и признаках правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений . Во всех без исключения нормативных актах российского инвестиционного законодательства легализован принцип равенства участников данного вида правоотношений.

   Конституция любого государства уже в силу своих сущностных свойств и предназначения прямо или косвенно включает ценностные характеристики общественного и государственного строя конкретной страны на определенном этапе ее истории, цели и ориентиры дальнейшего развития. Конституционное право—    основа правовой системы государства. Его нормы обладают высшей юридической силой в системе, верховенством в отношении всех остальных норм. Право государства на определение правовой системы реализуется прежде всего его конституцией, что, кстати, сделано и в отношении включения общепризнанных норм и принципов, международных договоров в правовую систему России.

   Теория и практика конституционного права однозначно выступает за то, что государство облечено особыми правовыми функциями и полномочиями в целях выполнения своей главной задачи: быть на защите национальных интересов во имя повышения благосостояния общества. При этом успех правового механизма, обеспечивающего эффективность капиталовложений, зависит от надежности конституционных институтов, защищающих как интересы иностранного инвестора, так и государства, выступающего одновременно в двух ипостасях: хранителя суверенитета и участника гражданско-правовых отношений со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

  В современных условиях содержание экономической функции государства качественно меняется. Государство устанавливает рамки своей деятельности, тем самым ограничивает себя.

   Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования в целях оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

    Для науки конституционного права особый интерес представляет то обстоятельство, что в результате деятельности десятков тысяч транснациональных корпораций, международных финансовых организаций образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя значительную часть мировых ресурсов, ограничивает вольно или невольно осуществление экономического суверенитета государств и делит мир на «бедный Юг» и «богатый Север» . То есть от несбалансированности мировых инвестиционных потоков в наибольшей степени пострадали развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Большинство из них в конце 90-х годов пережили хозяйственный спад или в лучшем случае замедление экономического роста. В развитых странах нестабильность международных финансовых рынков меньше отразились на состоянии реального сектора.

    Действие конституционного права и его эволюция однозначно связана с государством, в том числе и в связи с его действиями на международной арене. Государство выступает как сложная социальная система, состоящая из взаимозависимых и взаимообусловленных компонентов права, т.е. эффективное правовое обеспечение устройства жизнедеятельности общества являются генеральными направлениями в полномочиях государства. Вместе с тем мощные инвестиционные потоки, формирование мировой системы экономики и права, вызывают потребность в тесном взаимодействии национальных правовых систем, усиление роли международного права как универсального правового стандарта.

   Экономические отношения международного характера требуют комплексного регулирования на международной основе, так и в рамках национальной правовой системы. Внутригосударственный механизм регулирования включает нормы различных отраслей публичного и частного права. Среди первых, прежде всего, стоят нормы конституционного права, как ядра российской правовой системы, а также нормы административного, финансового и других отраслей национального публичного права. Далее в этот комплексный механизм входят нормы гражданского и других отраслей и подотраслей частного права. В общем, система национально-правового регулирования состоит из публично-правовых и частно-правовых норм.

       Государство должно выступать организатором инвестиционного процесса и главным инвестором — это его основная функция с точки зрения социальной политики. Его инвестиционная политика выступает одним из важнейших постоянных средств целенаправленной деятельности государства в социально-экономическом развитии. Эта политика составляет сердцевинную основу всей политической сферы государства или, другими словами, — это основа всей государственно-политической деятельности (всех видов политики государства), в том числе: социальной, экономической, экологической и пр., вплоть до уголовной и любой другой существую¬щей в современном обществе. От инвестиции и инвестиционной политики зависит в огромной степени рост производственного потенциала страны, темпы экономического роста, увеличение объемов и качества производства материальных и духовных благ, развитие всей инфраструктуры. Согласно положениям ст. 7 Конституции Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, из чего вытекает принцип социальной ориентированности инвестиционной политики.

   Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвеневую связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

   Конституционный смысл государственного участия заключается в упорядочении предпринимательской деятельности посредством его регулирования и защиты правообладателей.

    Особенно это актуализирует иностранные инвестиции, которые несут определенную угрозу экономическому суверенитету государства, защита которого является одной из важнейших конституционных задач.

   Согласованное государствами в общемировом масштабе добровольное устранение экономических границ создает феноменальные конституционно-правовые проблемы. Наиболее ярко это проявляется в том, что международные инвестиционные отношения функционируют при взаимодействии и противодействии национальных правовых систем. Такого рода конфронтация чревата нарастающими конфликтами по вопросам юрисдикции государств, что непосредственно находится в орбите конституционного права.

  Межгосударственное инвестиционное сотрудничество, выступая в роли катализатора глобализационных процессов на всех уровнях социально-экономического развития мира, ставит одновременно перед Россией защиту своих национальных интересов.

   Особый характер публичных интересов, охраняемых Конституцией, определяется ее юридическими 
свойствами, к числу которых относятся высшая юридическая сила Конституции и ее базовый характер.

   Конкретные методы конституционного регулирования связаны главным образом с действием норм правил. Конкретно к таким методам относятся стиму лирование, дозволение, охрана, обязывание, требовани е,запрещение,возложение ответственности, санкции, в том числе неблагоприятные.

    Содержание принципа высшей юридической силы закреплено в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Несоответствующие Конституции РФ нормативные акты признаются неконституционными и не подлежат применению.

   Базовый характер Конституции РФ вытекает из принципа ее высшей юридической силы и проявляется в установлении норм-принципов, составляющих основу подавляющего большинства отраслей российского законодательства.

   Правовая система России опирается на закрепленные в ее Конституции нормы-принципы, которые находят свое развитие в отраслевом, в данном случае инвестиционном, законодательстве. Отступление от положений Конституции РФ влечет за собой исключение соответствующего акта из правового поля. Это определяет ведущий характер Конституции РФ, ставящий ее во главу всего позитивного права России. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что Конституция выражает высшую степень публичных интересов или, если можно так сказать, носит сверхпубличный характер.

   Регулируя общественные отношения по поводу установления экономических основ народовластия, конституционное право закрепляет базовые принципы таких отношений. Так, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В силу ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно ч. 3 этой же статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    Важной чертой, характеризующей Конституцию как основной источник конституционного права, является широта содержания ее норм. Если все другие источники конституционного права связаны с регулированием какой-либо одной сферы общественных отношений, то Конституция воздействует на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную . Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции установлены правовые основы единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, что также предопределяет конституционные основы инвестиционных отношений. Попутно следует отметить важность налогообложения иностранных инвесторов. Конституция РФ уделяет недостаточное внимание данному вопросу. Но некоторые конституционные пробелы были восполнены Налоговым кодексом, его первую часть называют налоговой Конституцией.

    «Специфика нормативного выражения публичных интересов в конституционном праве определяется наличием в его составе особого источника права — Конституции. По образному определению Ю.А. Тихомирова, конституционный смысл публичного интереса выражается в провозглашенном в преамбуле Конституции РФ «гласе многонационального народа России», соединенного общей судьбой, охраняющего государственное единство и возрождающего суверенную государственность России, ее демократические основы, обеспечивающего гражданский мир и согласие, права и свободы человека, признающего равноправие и самоопределение народов. В этих формулах общественного интереса заложены основы конституционного строя, закрепленные в статьях 1—15 и являющихся незыблемыми и базовыми для всех государственных и правовых институтов»32. В гл. 2—8 Конституции РФ более подробно раскрывается содержание базовых принципов конституционного строя, выражающих в нормативном виде публичные интересы. Это нормы, закрепляющие правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, организацию государственной власти и местного самоуправления.

    Важное значение для правового регулирования иностранных инвестиций имеют юридические принципы, закрепленные в конституционном порядке. Таковыми, в частности, выступают:
—    принцип возмещения государством причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц вреда (ст. 53 Конституции);
—    принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях (ст. 123 Конституции, где подчеркивается о гласности судопроизводства, а также положения Конституции о том, что введение, изменение, отмена налогов осуществляется только законом);
положениями ст. 57 Конституции установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, из чего вытекает принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
—    принцип предотвращения двойного налогообложения;

   Концептуальным конституционным требованием является то, что при недостаточном государственном регулировании активная деятельность транснациональных корпораций при привлечении особо крупных финансовых потоков может нанести непоправимый вред национальной безопасности страны, подорвать основы ее экономического суверенитета. Поэтому государства путем установления особых изъятий из национального режима стараются закрыть доступ для иностранного инвестора в приоритетные отрасли экономики. Подобную законодательную практику мы видим и в странах Западной Европы, а также в США.

   Таким образом, в отношении национально-правовой защиты его международно-правовой аналог является дополнительным механизмом гарантий иностранной инвестиционной деятельности. Другими словами, международно-правовые механизмы никак не заменяют национальные механизмы гарантий, они только дополняют их, то есть первые дополняют вторые. Это аксиома, на чем зиждется вся система правового регулирования иностранной инвестиционной деятельности в условиях чужого государства-рецепиента, обладающего как и государство-экспортер все полнотой принципа суверенного равенства государств.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика