Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Автономные образовательные учреждения: проблемы становления
Научные статьи
28.01.13 13:42
Оглавление
Автономные образовательные учреждения: проблемы становления
1
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 5 (7) 2008
Образовательное право
Н.В. Морозова
Автономные образовательные учреждения: проблемы становления
  
    Как известно, существует две категории юридических лиц, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно: коммерческие организации и некоммерческие организации. Главный отличительный признак одних от других состоит в том, что основная цель коммерческих организаций - это извлечение прибыли, у некоммерческих же организаций получение прибыли и распределение ее среди ее участников не может быть основной целью. В настоящей статье мы рассмотрим такую разновидность некоммерческой организации, имеющей в качестве основной цели - образовательную, как автономное образовательное учреждение.

    Принимая Федеральный закон «Об автономных учреждениях»  законодатель не просто модифицировал уже имеющийся на практике и предусмотренный Гражданским кодексом правовой институт учреждения, сколько кардинально изменил основные принципы, на которых базировался данный правовой институт; принципы, которые регулировали имущественные права и обязанности учреждения. Указанные изменения законодательного регулирования свидетельствуют, прежде всего, о поиске законодателем тех правовых форм, которые бы обеспечили развитие важнейшего для общества и государства сектора образовательных услуг. Само наименование автономное учреждение является показателем предоставления учреждениям, выполняющим социальные функции, большей свободы действия с одновременным возложением на такие организации большей ответственности за собственные действия.

    Рассматриваемые законодательные изменения направлены в конечном итоге на формирование открытого и подвижного рынка образовательных услуг, рынка четко реагирующего как на краткосрочные так и на среднесрочные общественные, в том числе, предпринимательские запросы. Общество наряду с государством должно стать основным заказчиком тех или иных форм и видов образования, должно влиять на содержание и качество оказываемых образовательных услуг. Для успешной реализации задачи по совершенствованию системы образования необходимо иметь не только экономические предпосылки, но и правовые, выражающиеся в принятии нормативной базы, обеспечивающей развитие социально-экономических отношений в сфере образования.

    Прежде всего, необходимо отметить, что Закон об автономных учреждениях апеллирует к Гражданскому кодексу РФ, устанавливая, что он принят в соответствии с Гражданским кодексом. Да, действительно, в Кодексе имеется положение о том, что особенности правового регулирования отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (п.3 ст.120). Вместе с тем, образовательное учреждение, предусмотренное нормами Гражданского кодекса, и образовательное учреждение, предусмотренное Законом об автономных учреждениях - это разные виды правовых институтов, имеющих свое собственное, отличное одно от другого, содержание.

   Так, если в соответствии с Гражданским кодексом создать учреждение правомочен любой участник гражданского оборота, будь то государство или юридическое лицо, то в соответствии с Законом об автономных учреждениях только лишь три разновидности субъекта: Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование вправе создавать автономные учреждения. Причины для ограничения круга лиц, правомочных создавать именно автономное учреждение, очевидны и состоят в особенностях имущественной ответственности автономного учреждения: если при недостаточности денежных средств у обычного учреждения собственник данного учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам и следовательно контрагент учреждения, вступая с ним в договорные отношения и зная имущественное положение на рынке собственника-учредителя, имеет все основания полагать, что его требования к учреждению будут в конечном итоге удовлетворены, то в отличие от Гражданского кодекса Закон об автономных учреждениях прямо устанавливает, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Что же может быть гарантией кредитору, вступающему в сделку с автономным учреждением? Одной из таких гарантий будет сам факт того, что учредителем автономного учреждения является государственное либо муниципальное образование, то есть постоянная фигура на рынке, не способная ликвидироваться через месяц или год своего существования. Предполагается также, что и автономное учреждение является стабильно действующим участником общественных отношений, который хотя и не имеет такого мощного обеспечительного средства как субсидиарная ответственность государства, но который, тем не менее, в течение срока своего существования претендует на получение субсидий и субвенций со стороны государственного образования, являющегося его учредителем.

   Помимо того, что Закон об автономных учреждениях устанавливает ограниченный субъектный состав собственников автономного учреждения, он также устанавливает принципиально иные схемы взаимоотношений между собственником и автономным учреждением по поводу имущества: так, сохраняя незыблемыми положения о том, что имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственником данного имущества является учредитель, Закон об автономных учреждениях вносит модификацию в вопросы распоряжения имуществом собственника. Если обычное образовательное учреждение - бюджетное учреждение, не имеет права распоряжаться имуществом, которое было закреплено за ним, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете, иначе говоря, бюджетное учреждение не вправе продать, заложить или сдать в аренду как выделенный ему земельный участок, так и бюджетное учреждение формально не вправе отдать в ремонт поломанную парту, ранее купленную на бюджетные деньги. Ведь в соответствии с гражданским законодательством любое изменение юридической судьбы вещи является фактом распоряжения, и действительно, контрагент может получить во владение, допустим, парту, а потом эта вещь может быть утеряна. Для автономного учреждения не установлено столь жесткого требования в отношении имущества, закрепленного за ним собственником: данное юридическое лицо не вправе без согласия учредителя распоряжаться двумя видами имущества, закрепленными за ним учредителем либо приобретенными за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение данного имущества:
-    недвижимым имуществом,
-    особо ценным движимым имуществом.

   Все остальные разновидности имущества поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения, которое выбирает оптимальные способы пользования данным имуществом, имея при этом цель максимального получения прибыли от владения данным имуществом в качестве не основной цели, а вспомогательной, облегчающей и способствующей реализации главной социальной функции, ради которой и создается автономное учреждение - предоставление населению широкого спектра качественных образовательных услуг.

   Формально в группу свободных для распоряжения объектов относится не только недвижимое или движимое имущество, приобретенное за счет собственных доходов автономного учреждения, не только движимое имущество, закрепленное собственником, но не являющееся особо ценным, но также и недвижимое и особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем, если учредитель специально не оговорил: для чего непосредственно он выделяет автономному учреждению денежные средства. Хотя, конечно, в настоящее время трудно представить себе такую ситуацию, но гипотетически на будущее время возможно и такое развитие отношений между учредителем и автономным учреждением.

   В отличие от автономного образовательного учреждения для бюджетного образовательного учреждения законодатель в Гражданском кодексе не предусмотрел возможности распоряжаться закрепленным за ним имуществом либо приобретенным за счет выделенных по смете средств даже с согласия собственника.

  Предоставление автономному учреждению более широких возможностей по распоряжению чужим имуществом - имуществом учредителя, и вместе с тем наличие довольно-таки жестких ограничений по указанному распоряжению, безусловно, обосновано. Нельзя забывать, что автономное образовательное учреждение
-    это некоммерческая организация и тот широкий набор прав в отношении имущества, которые имеют коммерческие организации, не столь актуален для образовательных учреждений, главной целью которого является образовательная, то есть прежде всего социальная, хотя и с элементами предпринимательства. Бизнес ради образования, но не образование ради бизнеса должно четко прослеживаться в деятельности автономного образовательного учреждения. Кроме того, нельзя обойти стороной и еще один установленный государством ограничитель при распоряжении имуществом со стороны автономного учреждения: Закон об автономных учреждениях устанавливает, что под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, а виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Данной дефиницией законодатель практически сводит на нет ранее предоставленное им же право на распоряжение движимым имуществом, закрепленным за автономным образовательным учреждением собственником, либо приобретенным за счет бюджетных средств. Очень трудно представить, какое движимое имущество, например, в школе не является значительным для процесса преподавания: начиная от мелка для доски и заканчивая спортивными снарядами - все является тем имуществом, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Ведь речь идет не о количественных характеристиках имущества, могущего быть предметом той или иной сделки, а именно о качественных характеристиках имущества.

   Кроме того, еще одним способом, предлагаемым законодателем собственнику для ограничения прав автономного учреждения на движимое имущество, является устанавливаемое Законом об автономных учреждениях правило о том, что одновременно с принятием решения о закреплении имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение принимается решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества.

   Все рассмотренные выше ограничения в распоряжении имуществом, закрепленным государственным образованием за автономным образовательным учреждением, либо приобретенным за счет бюджетных средств, явно указывают на стремление государства максимально полно контролировать процесс распоряжения данным имуществом, свойственное и составляющее одну из основных черт правового института «учреждение», предусмотренного Гражданским кодексом РФ.

   Одной из определяющих черт автономного образовательного учреждения является порядок финансирования данного учреждения. По сути одинаковые государственные образовательные учреждения, выполняющие одну и ту же функцию - образовательную, реализующие государственные образовательные программы, имеющие одного и того же учредителя, будут тем не менее, иметь различные формы финансирования.

   Как отмечается в литературе деятельность бюджетного образовательного учреждения учредитель финансирует из бюджета из расчета установленных нормативов на обучающегося (в ряде случаев отдельные расходы финансируются независимо от количества обучающихся) в соответствии с утвержденной им сметой доходов и расходов. Учреждение получает выделяемые ему по смете денежные средства в соответствии с процедурой, установленной бюджетным законодательством, т. е. путем регулярных ассигнований, поступающих на лицевой счет учреждения в казначействе.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика