Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Автономные образовательные учреждения: проблемы становления - Автономные образовательные учреждения: проблемы становления
Научные статьи
28.01.13 13:42
Оглавление
Автономные образовательные учреждения: проблемы становления
1
Все страницы
В отношении же автономных учреждений наибольшие опасения противников Закона об автономных учреждениях вызвало именно то, что учредители не будут финансировать деятельность автономных учреждений, и тем придется зарабатывать самим, т. е. образование станет коммерческим, платным для родителей, а оплатить образование смогут не все, следовательно, нарушаются конституционные права граждан.

    Да, действительно, автономное учреждение будет финансироваться государством не по смете, а исходя из установленного для данного автономного образовательного учреждения задания. Финансирование будет осуществляться в виде субвенций и субсидий. Следовательно, для того, чтобы получить государственное или муниципальное финансирование, автономное учреждение должно получить от своего собственника- учредителя задание. Если же у автономного учреждения не будет задания, то у собственника не будет оснований для каких-либо финансовых вливаний в данное учреждение. Кроме того, законодатель не устанавливает обязательного для учредителя требования о необходимости периодического предоставления задания для каждого из созданных им автономных учреждений. С первого взгляда может показаться, что государство будет произвольно и без каких-либо аргументаций отдавать предпочтения одним автономным учреждениям в ущерб интересов других автономных учреждений. И в литературе высказывались опасения относительно того, что государственные и муниципальные органы, распределяющие задания между учреждениями, смогут более свободно распоряжаться финансовыми средствами, увеличивая задания одному и уменьшая другому учреждению, а, следовательно, возникнет еще одна возможность для коррупции и субъективного улучшения положения одних учреждений за счет других. Как отмечает А.А. Вавилова, «данное опасение может стать обоснованным, если при разработке порядка финансирования учреждений не будет определено, каким образом будут определяться объемы заданий каждому учреждению, какие объективные критерии должны быть достаточны для уменьшения объемов существующих заданий. Иначе недобросовестные должностные лица действительно получат в свои руки инструмент манипулирования образовательными учреждениями, а... коррупционные возможности при финансировании через заказы существенно выше, чем при сметном финансировании» .

      Однако, законодатель предусматривает гарантии, направленные на обеспечение стабильности в сфере образовательных услуг. Эти гарантии прослеживаются уже при регулировании процессов создания автономного учреждения. Так, пункт 1 статьи 5 Закона об автономных учреждениях устанавливает, что автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. При этом решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни (п. 3 ст.5). Что это означает? Только то, что если мы имеем небольшой поселок, в котором существует лишь одна школа, то, руководствуясь вышеуказанными положениями Закона, эта школа так и будет продолжать оставаться бюджетным учреждением. Иначе изменение типа учреждения повлечет за собой нарушение закрепленного Конституцией РФ права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

    В литературе также указывается, что в перечни типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, правовой статус которых не может быть изменен на автономное учреждение, должны быть включены, прежде всего, образовательные учреждения, обеспечивающие реализацию конституционных гарантий права на образование и не имеющие объективной возможности получения существенных внебюджетных средств для обеспечения основной деятельности (образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, специальные образовательные учреждения, школы-интернаты, общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального образования и т.п.). Это связано с тем, что в настоящее время не решены проблемы, связанные с установлением порядка определения в сметах образовательных учреждений соотношения бюджетных и внебюджетных доходов, с оценкой возможности существования автономного образовательного учреждения в конкурентной среде, с различной степенью экономической и финансовой самостоятельности существующих типов и видов образовательных учреждений (самостоятельное ведение бухгалтерского учета, наличие механизмов нормативного финансирования, возможность нести самостоятельную ответственность по обязательствам), с состоянием менеджмента в учреждении (уровень профессиональной подготовки руководителей учреждений) и др. .

   С другой стороны, в тех населенных пунктах, где существуют все предпосылки для создания автономного образовательного учреждения, весьма положительным фактом для развития здоровой конкурентной среды при предоставлении образовательных услуг станет создание нового типа учреждения. В конечном итоге разнообразие организационно-правовых форм в образовательном процессе должно стимулировать каждое учреждение к предоставлению качественных образовательных услуг, без которых, и это аксиома, невозможно развитие общества, экономическое благосостояние и сохранение суверенитета государства.

   Одним из основных, а для контрагентов учреждения, пожалуй, самым основным, является отличие в решении законодателем вопросов об ответственности классического учреждения и автономного учреждения.

   Так, конституирующим правовой институт учреждения является положение о том, что учреждение отвечает по свои долгам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. (п. 3 ст. 120 ГК РФ). В отличие от этого, Закон об автономных учреждениях прямо устанавливает, что, во-первых, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, и во-вторых, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения ( п.п. 5,6 ст. 2 Закона).

    В указанной конструкции ответственности автономного образовательного учреждения есть как свои плюсы так и минусы по сравнению с ответственностью бюджетного образовательного учреждения. Как уже было отмечено выше бюджетное образовательное учреждение в случае привлечения его к имущественной ответственности имеет защищенным от взыскания все находящееся у него имущество, за исключением денежных средств. Фактически, в конечном итоге государственная казна отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение бюджетным образовательным учреждением своих обязательств. Поэтому любой предприниматель, любое юридическое лицо без опасения может заключить договор с таким учреждением, прекрасно понимая, что его требования обеспечены государственной казной. Другое дело - автономное учреждение. В отличие от обычного учреждения, автономное учреждение отвечает перед возможными кредиторами не только денежными средствами, но и иным имуществом: зданиями, сооружениями, земельными участками, инвентарем и т.д., правда, законодатель установил одно ограничение, и данное ограничение установлено как в интересах государства, так и в интересах самого автономного учреждения. Закон об автономных учреждениях определяет, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (п.4 ст.2).

   Следовательно в пользовании автономного учреждения имеется два типа имущества: неприкосновенное для взыскания и могущее быть предметом взыскания со стороны кредиторов. Позиция государства в рассматриваемом вопросе следующая: то имущество, которое государственное образование выделяет автономному учреждению прямо - в виде закрепленного за автономным учреждением имущества, или косвенно - в виде имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, является ядром деятельности и, возможно, существования автономного учреждения и не подлежит никакому изъятию в пользу третьих лиц. То же имущество, неважно какое: движимое или недвижимое, особо ценное или не являющееся таковым, которое было заработано самим автономным учреждением в процессе его деятельности, может быть истребовано кредиторами. Законодатель как бы разделяет одно юридическое лицо на две независимые одна от другой части: одна часть автономного учреждения связана с закрепленным за ним собственником имуществом, и здесь установлены довольно-таки жесткие и четкие правила поведения: здесь учредитель дает автономному учреждению задание, которое финансируется из соответствующего бюджета, и имущество, выделенное учредителем, не подлежит изъятию в интересах третьих лиц, кроме того указанное имущество даже подлежит обособленному бухгалтерскому учету (п. 5 ст.3 Закона об автономных учреждениях). Вторая же часть автономного учреждения имеет весьма широкие права на осуществление приносящей доходы деятельности, и здесь автономному учреждению позволено открывать счета в кредитных организациях, приобретать недвижимость и распоряжаться ею: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, и даже осуществлять иные виды деятельности, если это служит достижению целей, ради которых автономное учреждение создано (при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе). Именно доходы от самостоятельной деятельности автономного учреждения и должны покрывать все возможные убытки, возникающие в процессе образования.

  Подобная дихотомия прежде всего не отвечает интересам кредиторов автономного учреждения, так как, кредитор, вступая в сделку, не может оценить степень платежеспособности своего контрагента. Подобное же незнание может привести к тому, что кредиторы будут требовать предоплаты за предоставляемые товары, выполняемые работы или услуги, либо же будут требовать от автономного учреждения предоставления иных обеспечительных средств: поручительства заслуживающего доверия лица, залога имущества, банковской гарантии и т.п.. А это означает, что негативные последствия будут испытывать и сами автономные учреждения.

  Кроме того, не стоит забывать и имущественные требования, которые могут быть предъявлены к автономному учреждению работниками данных учреждений либо студентами, учениками (их законными представителями) в связи в причинением вреда их жизни или здоровью. Закон об автономных учреждениях, освобождая государственное и муниципальное образование от ответственности по обязательствам автономного учреждения, не делает никаких различий между договорной и деликтной ответственностью. А это значит, что преподаватель, работающий в государственном или муниципальном автономном учреждении, в отличие от такого же преподавателя, также работающего в государственном или муниципальном, но бюджетном учреждении, имеет более ущемленную позицию, так как его возможные требования будут удовлетворяться из бюджета, образованного от доходов автономного учреждения (если таковые имеются) - бюджета, не сравнимого с государственной казной.

   Рассмотренное нами положение Закона об автономных учреждениях, устанавливающего возможность об¬ращения взыскания на недвижимое или особо ценное движимое имущество, приобретенное за счет доходов автономного учреждения, так же имеет негативные моменты. В случае, если в связи с взысканием данного имущества, кредиторами на основании решения суда, для автономного учреждения будет невозможно осуществлять педагогическую деятельность в отношении ранее имевшего место количества студентов, например, раньше возможно было предоставлять образовательные услуги двумстам студентам, а после обращения взыскания - только ста пятидесяти студентам, то какие гарантии для дальнейшего получения образования предоставляются «лишним» студентам? Получается, что человек, поступивший в ВУЗ, существующий в форме автономного учреждения, имеет шансы его не окончить и вообще не получить данное образование. Не стоит говорить, что данная ситуация на законодательном уровне должны быть решена в пользу слабой стороны, а именно - потребителей образовательных услуг.

    Рассмотренные нами отдельные моменты, касающиеся законодательного регулирования деятельности автономного образовательного учреждения, далеко не исчерпывают того перечня вопросов, который возник в связи с внедрением в практику нового типа образовательного учреждения. Конечно, изменения в сфере образования необходимы, и для этого, в частности, законодатель пытается найти новые организационно-правовые формы, обеспечивающие качественный рывок российского образования, что является в настоящее время весьма актуальным для общества и государства.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика