Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции
Научные статьи
30.01.13 09:59
Оглавление
Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции
1
1
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 5 (7) 2008
Аграрное право
Г.Г. Файзуллин
Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции
  
    Частный детектив — лицо, осуществляющее детективную (сыскную) деятельность и оказывающее детективные услуги частным (индивидуальным) образом. Детективное агентство «Частный детектив Одесса»" в городах Измаила, Котовска, Ильичёвска, Теплодара, Южном. Детективное агентство в Одессе вся подробная информация на сайте http://detective-odessa.com

Общеизвестно, что аграрное производство относится к той сфере трудовой деятельности, которая прямо связана с производством благ и жизненного фонда, что и определяет её особую роль в эволюции человеческого общества. О приоритетности аграрной политике государства можно судит и на примере, что по инициативе Президента РФ принят и реализуется Национальный проект «Развитие АПК». Важно и создать соответствующую инфраструктуру для населения, которые заняты не легким сельскохозяйственным трудом, отвечающим публичным интересам современного общества.

   В аграрном производстве впервые проявляет себя «закон редкости». И ресурсы аграрного производства (прежде всего почвы, пригодные для земледелия), и создающиеся здесь материальные блага имеются в ограниченном количестве, они относительно редки. Возможности производства ограничены, а первичные потребности нельзя заменить. Закон замещения на них не распространяется. Поэтому в каждый исторически конкретный момент любое общество может выделять на все прочие виды производства лишь то количество живого и овеществленного труда (учитывая и закупки по импорту), которое стоит за пределами затрат на создание продовольственного фонда. Причем, чтобы сохранять экономическую безопасность, каждая страна стремится к самообеспечению продовольствием, хотя бы на минимальном уровне. Поэтому структура национального производства всех странах в значительной степени определяется уровнем производительности труда, создающего продукты питания, а прирост производства в аграрном секторе определяет основную долю годичного прироста валового национального продукта.

  Кризис, в котором оказался агропромышленный комплекс России, в настоящее время приобрел затяжной характер. Создается впечатление, что все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер. Сельское хозяйство стало самой убыточной отраслью экономики страны. Финансовое состояние сельхозпредприятий остается крайне тяжелым. Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия. Для подтверждения изложенного достаточно сказать, что кредиторская задолженность агропромышленного комплекса составляет более 175 млрд. рублей, а инвестиции в агропромышленный комплекс сократились за последнее время в 20 раз. 60% продовольствия в стране производится в частном секторе, то есть самим населением . А ведь агропромышленный комплекс при правильном и умелом управлении им может стать локомотивом для вывода экономики России на путь устойчивого развития. От правильной государственной политики в аграрной сфере напрямую зависит развитие и процветание страны, возрождение российской деревни, преодоление бедности и рост благосостояния граждан России. Однако целью данной работы является не критика нынешней, проводимой государством аграрной политики, как это может показаться на первый взгляд, а научно обоснованное предложение о приведении проводимой политики в соответствие с реалиями переходного периода. Описывая выше нынешнее состояние агропромышленного комплекса России, мы неизбежно употребили такие понятия как «управление сельским хозяйством» и «государственная политика в аграрной сфере», что говорит о невозможности стабилизации аграрного сектора экономики без повышенной роли государства в рассматриваемой области.

   Из теории государственного управления известно, что, управление создано людьми в целях сознательной регуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способы производства, государство, знание, информация и другие общепризнанные институты. Будучи антиподом хаоса, анархии, «управление» признано важнейшим общественным институтом для нормального функционирования социума.

    Управление - суть взаимосвязанные отношения, явления, процессы, в которых присутствуют сознательное начало, интересы и знания, цели и воля, энергия и действия людей.

  Прежде чем перейти к раскрытию понятия аграрная политика государства, обратимся к общему понятию «политика» и проведем параллель между понятием «политика» и «управление».

    В английском языке употребляется два термина для обозначения политики. Первый из них «policy» более широк, и обозначает какую-либо систему управления, план или курс действий, политическую науку, а второй «politics» - объекты «policy» и ее инструментарий: государство, деятельность партий, методы управления и т.д.  Иногда «policy» понимают как политическую активность чиновников, a «politics» - как деятельность политических партий.

  Чтобы разграничить понятия «политика» и «управление» необходимо пойти путем энциклопедических формулировок - не потому, что они онтологически безукоризненны, а в связи с тем, что выполнены в рамках единого толкового словаря и - актуально общеупотребительны. Так, «Политика (от греческого politika - государственные или общественные дела, от polis государство) - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства»; «Управление (функция организованных систем) - элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ» . Слово «политика», как мы видим из изложенного выше определения, употребляется, прежде всего, в смысле «отношения больших групп людей». Сам факт «отношений» подразумевает «взаимодействие» этих самых больших групп. А всякое взаимодействие подразумевает упорядочение, иными словами, управление, то есть, постановку желаемых целей и их реальное достижение. Следовательно, для успешного осуществления политики нужно уметь управлять.

   В отечественной правовой литературе существует несколько подходов к раскрытию понятия «государственное управление». Например, Атаманчук Г.В. определяет государственное управление как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу . В этом определении объединены три элемента:
1)    государство как системно организованный субъект управления;
2)    общественную жизнь людей, которые попадают под воздействие государства и реагируют на это;
3)    сами управляющие воздействия, образующие активные взаимосвязи между государством и обществом.

   Государственное управление сельским хозяйством имеет свою специфику, которая предопределяется самим объектом управления. Сельское хозяйство в России испытало на себе все «прелести» экономики переходного периода, ощутив пагубность непродуманных решений и «невнимание» со стороны государства. Оно обладает рядом существенных особенностей, отличающих его от других отраслей народного хозяйства. К таким особенностям относятся: наличие различных форм организации сельскохозяйственного производства, которые в других отраслях отсутствуют; использование земли в качестве главного средства производства; разнообразие почвенных и природноклиматических условии, оказывающих существенное влияние на размещение и специализацию сельского хозяйства; наличие хозяйств, в которых из-за диспаритета цен организация сельскохозяйственного производства не отвечает современным технологиям, в виду чего производство малопродуктивно. Это тормозит их развитие, не дает возможности в полной мере осуществлять индустриализацию земледелия и животноводства, реализовать достижения научнотехнического прогресса.

    Роль государства в управлении делами общества в целом и управлении сельским хозяйством, в частности, довольно высока и это обуславливается следующими обстоятельствами:
-    государство выступает от имени общества и должно выражать интересы общества, в том числе интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения страны в целом;
-    государство призвано обеспечить национальную безопасность, в том числе продовольственную безопасность;
-    государство признает и защищает права и свободы человека и гражданина, в том числе и права сельскохозяйственных товаропроизводителей;
-    государство обязано создавать благоприятные экономические условия развития агропромышленного сектора;
-    государство осуществляет контроль за рациональным природопользованием и охраной окружающей среды и т.д.

  Управление сельским хозяйством - это насыщенная и многогранная деятельность всех государственных органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством. Система управления аграрной отраслью должна, во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности между различными уровнями руководства. В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов в решении оперативных вопросов производства и сбыта продукции. И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству, по возможности исключить из нее лишние звенья, сделать ее максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования.

   В настоящее время в России происходит «переоценка ценностей» - коренной переход от административно-командной системы к регулируемой рыночной системе экономики. Управление путем регулирования призвано обеспечить переход от аграрного кризиса к устойчивому развитию агропромышленного комплекса, его экономическому и организационно-хозяйственному укреплению, подъему всех отраслей сельскохозяйственного производства.

    Государственное управление сельским хозяйством осуществляется на основе определенных принципов. В литературе различаются различные принципы управления. Так, основными принципами управления природопользования и охраны окружающей среды являются:
а)    принцип обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду;
б)    принцип научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов;
в)    принцип устойчивости развития;
г)    принцип платности природопользования и за вредное воздействие на окружающую среду;
д)    принцип взаимосвязи государственных органов, местного самоуправления, общественных объединений, граждан;
е)    принцип законности. Отдельно сформулированы принципы правотворчества, принципы осуществления исполнительной власти, принципы судопроизводства. Например, к принципам правотворчества относят: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой. Поэтому, основными принципами государственного управления сельским хозяйством являются:
а)    признание, соблюдение и защита прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;
б)    демократизм или полновластие народа в государственном управлении сельским хозяйством;
в)    профессионализм в осуществлении государственного управления;
г)    обеспечение социального развития села в процессе управленческой деятельности;
д)    принцип законности;
е)    верховенство Конституции РФ и федерального законодательства.

   Как уже было отмечено, для успешного осуществления политики нужно уметь управлять, то есть управление способствует правильному осуществлению политики. Но если с общими понятиями «управление» и «политика» мы разобрались, и раскрыли понятие «управление сельским хозяйством», то что же представляют собой политика в сфере аграрного сектора экономики? Ответ на данный вопрос мы постараемся дать ниже.

    Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжение. Политика должна быть открытой, конкретной и ориентированной на результаты. Однако при любых моделях и типах государственной политики ее результативность во многом зависит от того, в какой степени органы государственного управления следует основополагающим административным ценностям, характерным для демократических государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируем ость, эффективность .

     21 апреля 2006 года Госдума РФ приняла в первом чтении рамочный закон «О развитии сельского хозяйства» . Существовал и альтернативный законопроект, разработанный группой депутатов во главе с председателем комитета по аграрным вопросам Г. Куликом, но он был отклонен. В отличие от правительственного, в депутатском проекте инструменты поддержки сельского хозяйства прописаны детально, однако по словам одного из авторов законопроекта Н.    Харитонова, депутатский проект предусматривает слишком большие затраты для бюджета .

В проекте Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» дается определение государственной агропродовольственной политики. Так, в соответствии со статьей 5 проекта данного Федерального закона:    «государственная    агропродовольственная политика - это составная часть государственной социально-экономической политики, направленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий» . Мы считаем, что данный термин определён лишь эскизно, не содержит ясности, в связи с чем, предлагаем несколько иное определение государственной аграрной политики для всеобщего употребления и внесения в проект Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

  Государственная аграрная политика - это одна из основных частей государственной экономической политики, определяющая главные пути развития сельского хозяйства, представляющая собой комплекс проводимых государством мероприятий, обеспечивающих всестороннюю поддержку эффективных и конкурентоспособных составляющих агропромышленного комплекса страны, направленная на соблюдение конституционных прав граждан в аграрной сфере и устойчивое развитие сельских территорий, а также повышение качества жизни сельского населения.

    Новая аграрная политика должна формироваться на новых принципах, отражающих реальное положение, сложившееся на селе в ходе последних аграрных реформ. Главной задачей аграрной политики должно стать, с одной стороны, обеспечение прав и свобод сельских товаропроизводителей и жителей села, с другой стороны поддержка наиболее эффективных предприятий агропромышленного комплекса, частных инвестиций, лучших землевладельцев и т.п.

  Аграрная политика Российской Федерации в настоящее время складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса. Стратегия государства в аграрной политике вытекает из всё большего распространения в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики, что выражается в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам.

   Конституция Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления использовать все имеющиеся у них возможности - материально-финансовые и организационные - для утверждения и развития свободы экономической деятельности на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Одной из видов такой деятельности является производственная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

   Функции органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию агропромышленного сектора различаются. Значительную роль в регулировании и координации деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей призваны сыграть органы местного самоуправления. Они должны быть независимы от государства.

   Государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на них исполнение ряда собственных функций, сопряженное, прежде всего, с постоянными контактами с населением. При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за их исполнением.

    Содержание деятельности органов местного самоуправления распадается на два направления - властное и экономическое, поскольку методы деятельности этих органов по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми они вынуждены контактировать.

   Субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на муниципальные предприятия и учреждения, а также на предприятия и учреждения иных форм собственности. Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными. Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия, права же на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку речь здесь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.

   Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принятых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны.

   Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. И в связи с этим основной вид деятельности органов местного самоуправления - подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

    На основании вышеизложенного, можно определить, что функциями органов местного самоуправления по регулированию деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей деятельности являются основные направления (включающие соответствующие формы и методы) властно-экономических полномочий органов местного самоуправления по воздействию на основе правовых норм на производственно-хозяйственную активность предприятий, основным видом которых является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции.
      
С целью регулирования деятельности сельскохо-зяйственных товаропроизводителей органами местного самоуправления применяются предусмотренные законодательством и вырабатываемые практикой разнообразные формы и методы, которые отчетливо подразделяются на две группы. Первую составляют те из них, которые распространяются только на предприятия и организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данных форм и методов состоит в том, что они отражают субординационный характер взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами производственной деятельности. Так, коммерческие организации в организационноправовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими же органами утверждаются их учредительные документы - уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

  Говоря о функциях органов местного самоуправления по регулированию деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимо также учитывать, что «государство может делегировать им выполнение определенных государственных функций по регулированию агропромышленного комплекса с выделением необходимых средств» . В этом случае органы местного самоуправления выступают в качестве реализаторов государственной аграрной политики от имени государства.

   К ведению местного самоуправления относится контроль за использованием земель и водных объектов местного значения на территории муниципального образования, создание условий, в том числе методами контроля за соответствующими предприятиями, для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

   Второй вид объединяет формы и методы, где властная сущность органов местного самоуправления не носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе. С. В. Киселев отмечает: «Среди главных механизмов, посредством которых осуществляется регулирование аграрного сектора, - экономические рычаги».

  Опираясь на них, органы местного самоуправления оказывают помощь и содействие сельскохозяйственным предприятиям в их работе, создают стимулы для развертывания производственно-хозяйственной деятельности вглубь и вширь. На территории того или иного муниципального образования возникают, проверяются практикой, закрепляются наиболее перспективные формы и методы взаимодействия между органами власти и соответствующими предприятиями.

   В условиях создания социально ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования основной и самой перспективной правовой формой сотрудничества органов местного самоуправления является договор. На основе договоров строятся, например, отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию этих органов как властных структур.

   Подтвердил свою жизнеспособность и получивший закрепление в ст. 33 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный заказ. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

  В целом, в России складывается система местного самоуправления, которая одновременно является не только уровнем публичной власти и институтом гражданского общества, но и механизмом реализации государственных задач. В связи с этим, особую роль играет институт передачи отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации, требующий, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создания специального механизма, определяющего последовательность и правомерность действий, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления.

   При рассмотрении всех вариантов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, мы руководствуемся, в первую очередь, приоритетом интересов социально-экономического развития муниципального образования, а также возможностью более эффективного осуществления этих полномочий органами местного самоуправления.

  



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика