Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции - Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции
Научные статьи
30.01.13 09:59
Оглавление
Правовое регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации: актуальные проблемы и тенденции
1
1
Все страницы
Следует заметить, что многие вопросы, входящие в компетенцию муниципальных властей, местные органы могут решать, лишь опираясь на эффективную и рентабельную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку только при этом они способны принимать участие в образовании бюджетов органов местного самоуправления и содействовать реализации социальных программ муниципалитетов. Наличие соответствующей инфраструктуры и условий труда и отдыха являются важным фактором для успешной деятельности сельскохозяйственных товаро-производителей.

  Установление тесных связей между сельскохозяйственными предприятиями и органами местного самоуправления могут способствовать улучшению деятельности и тех и других. Практика показывает, что от надлежащей организации местными органами власти медицинского, социально-культурного и бытового обслуживания населения, в значительной мере зависят эффективность работы предприятий, закрепление в них рабочей силы и специалистов, рациональное использование имеющихся ресурсов.

   На наш взгляд, можно выделить следующие принципы управления сельским хозяйством на муниципальном уровне:
   Принцип полновластия, который означает, что органы местного самоуправления, наделенные некоторыми государственными полномочиями, решают в пределах предоставленных им прав все вопросы местного значения, исходя из интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей и государства в целом;
   Принцип невмешательства органов местного самоуправления в оперативную деятельность сельскохозяйственных предприятий;
    Принцип координации усилий и сотрудничества всех хозяйствующих субъектов с органами местного самоуправления.

  Органы местного самоуправления, осуществляя свои права и обязанности, должны усилить свое влияние на развитие сельского хозяйства; оказывать необходимую помощь сельскохозяйственным товаропро-изводителям в их работе. Свои функции по отношению к сельскохозяйственным предприятиям, органы местного самоуправления не должны осуществлять путем администрирования и вмешательства в производственную и хозяйственную деятельность. В новых условиях повышается значимость заключения договоров, контрактов между органами местного самоуправления и сельскохозяйственными товаропроизводителями по различным вопросам, связанным с эффективным функционированием, как муниципалитетов, так и хозяйствующих субъектов.

    Также необходимо обратить особое внимание на необходимость усиления координационных функций органов муниципальной власти, которые в настоящее время еще недостаточно координируют работу агропромышленного комплекса.

   Укрепление материально-финансовой базы органов местного самоуправления, наделение их широки¬ми и конкретными правами во всех, без исключения, областях деятельности позволит им активнее и эффективнее влиять на социально-экономические процессы, происходящие на их территории, в том числе на становление и развитие интегрированной аграрной экономики.

  Современные тенденции в развитии мирового хозяйства, характеризующиеся глобализацией экономики,еетранснационализацией,научно-технологической ориентацией, обострением экологических проблем из-за «дефекта организации государственного управления» , усилением торгово-финансовой экспансии, объективно обусловливают необходимость консолидации хозяйственной деятельности заинтересованных государств с целью противостояния негативным процессам на основе экономической интеграции. Именно такое понимание интернационализации торговли и либерализации экономики позволило право¬ведам оценить, что «правило и стандарты ВТО будут способствовать повышению культуры торговли, совершенствуют партнерские отношения.. поднимут уровень гарантированности прав и свобод человека, особенно в экономической области.»

   В этой связи особую актуальность приобретает осмысление и разработка стратегии интеграции России в мировую хозяйственную систему, критериев, механизмов, методов и форм взаимодействия национальных хозяйствующих субъектов с международными экономическими организациями, зарубежными партнерами и конкурентами. Без такой стратегии и при отсутствии механизмов ее реализации Россия, как это и было доказано предшествующим десятилетним опытом ее развития, неминуемо окажется на задворках мирового хозяйства.

  Разработке стратегии интеграционного включения России в мировую хозяйственную систему должен предшествовать комплектный стратегический анализ структуры мирохозяйственной системы, параметров ее функционирования, тенденций и императивов развития, социальных, научно-технологических факторов экономического роста, действующих и новых экономических и административно-правовых механизмов и критериев его регулирования. В результате этого анализа из всего многообразия социально-экономических аспектов функционирования мирового хозяйства могут быть выявлены главные функциональные закономерности его развития, которые формируют теорию и методологию внешнеэкономической стратегии национальной экономики, определяющие параметры и критерии ее сопряжения с мирохозяйственной системой.

    Важным этапом рассматриваемой стратегии интеграции национальной экономики с мировым хозяйством являются прогнозы обоснования и оценки общественных потребностей, целей и интересов на долгосрочный период. Параллельно должны быть разработаны и проанализированы варианты достижения оптимальных уровней удовлетворения общественных потребностей (включая структурный, производственно-технологический, социально-демографический, экологический и др. аспекты), определяющие место национального хозяйства в мировой экономике.

  На заключительном этапе предстоит обозначить комплекс механизмов, систем, методов и экономических институтов, обеспечивающих взаимодействие национальной экономики с мировой хозяйственной системой для решения национальных стратегических задач. Указанный комплекс экономических механизмов и методов должен быть построен с учетом возможностей эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в процессе их взаимодействия с зарубежными партнерами, в том числе и путем подключения к каналам перераспределения дохода, получаемого от углубления интеграционных процессов.

   Трансформируясь в сообщество правовых государств и ВТО Российская Федерация охотно приступила к выработке таких законодательных норм, которые позволяют решать в частности вопросы протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей, тарифной защиты внутреннего рынка сельхозпродукции и продовольствия, сертификации и качества продукции, расширение производства экологически чистых продуктов питания с целью занять в будущем достойное место на мировом рынке данных товаров и услуг.

  Следует отметить, что до настоящего времени многие проблемы развития аграрного сектора не решались российским законодательством. В отличие от большинства развитых стран мира в России до сих пор не было комплексного закона, определяющего политику государства в аграрной сфере. Только в конце, 2006 года был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» , который установит правовые основы осуществления государственной политики, регулирования агропродовольственных рынков, определит основные направления поддержки сельского хозяйства на среднесрочную перспективу.

  Однако целостный характер аграрному законодательству придаст скоординированные действия по разработке единого кодифицированного акта, включающего содержания всех национальных проектов и программ. Особое беспокойство на селе вызывает социальные вопросы. Социальное развитие села на современном этапе должно включать в себя: пенсионную реформу, реформирование образования, здравоохранения и культуры; стратегии жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства, трудовых отношений и обеспечения занятости населения .

   Сельское хозяйство должно выступать и объектом скоординированных действий всех трёх ветвей власти и в увязке мер, предпринимаемых со всех сторон государства. Государственное воздействие на сельскую экономику в условиях перехода к рыночным отношениям представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленную на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы. Задачами такого управления являются: отражение и в сельском хозяйстве процессов становления России в качестве демократического федеративного правового государства; признания прав и свобод человека и гражданина; обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

   Особое место в государственном управлении аграрным сектором экономики России должно занимать суд, представляющий важную ветвь государственной власти. Как и в других сферах экономики и в ее аграрной части немыслимо эффективно управлять без независимого и бесстрастного судопроизводства. Суд имеет такие широкие полномочия, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти.

   Судебная защита сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня должна сформироваться как важнейшая государственная гарантия устойчивого развития рыночных отношений на селе. Для современного этапа развития общества крайне важно повышение эффективности в реализации государством функций по охране имущественных интересов аграрных предприятий и предпринимателей.

   Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технического и сервисного обеспечения необходима активная государственная поддержка отрасли.

   На данном этапе необходимо комплексное социально-экономическое развитие села. В условиях рыночной экономики некоторые заводы, фабрики и предприятия закрылись, что создало рост безработных в городах, немалое число которых готовы вернуться в село, где более 25% пригодного жилья пустует (по статистике в России имеются более 15 тысяч деревней призраков). В такой ситуации принятие государственного решения о выделении земельных участков и предоставлении целевых льготных кредитов для таких граждан позволило бы минимизировать социальную напряженность в городе и пополнить отечественными трудовыми ресурсами российские деревни. Кроме того, это приведет к росту предпринимательства и, соответственно, среднего класса, а также выправления демографической ситуации в стране. Проявление подобной политической воли будет благоприятствовать решению проблем создания земельного рынка, сокращения не используемых десятков миллионов гектаров земли, снижения безработицы, а также станет важным фактором приостановления процесса деградации села. Кроме того, такая акция в отношении беднейших социальных слоев нашего общества значительно укрепит позиции правящей политической силы в предстоящих выборах 2008 года.

   Для решения большого объема вопросов, накопившихся в сельском хозяйстве необходимо развивать и дополнить финансовое законодательство, задействовать налоговые, финансово-кредитные рычаги. Все эта работа не на один год. И здесь собственные задачи стоят также перед регионами и муниципалитетами. Им нужно привести свою правовую базу в соответствие с новыми требованиями земельного, жилищного, градостроительного законодательства, значительно увеличить количество аукционов по выделению земель под застройку, ускорить разработку планов развития поселений.

   Нами неоднократно были опубликованы материалы о положительной практике АПК Башкортостана. Говоря о развитии и современной интеграции в мировое хозяйство на региональном уровне можно привести в пример опыт Республики Башкортостан. Среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан отличается многоотраслевой экономикой, включающей мощный промышленный и строительный комплексы, развитые сельское хозяйство, финансово-кредитные и научно-технические институты. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7 млн. гектаров. Основные сельскохозяйственные районы республики относятся к умеренной агроклиматической зоне .

  Сельское хозяйство специализируется на выращивании пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, гречихи, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей. Развито садоводство, тепличное хозяйство.

  Проводимая в республике аграрная политика обеспечивает ежегодное наращивание объемов производства. В 2005 году произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 62 млрд. рублей .

    По словам министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Г.В. Горобец приоритетный национальный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов.

   Первые два - ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе - полностью входят в сферу ответственности Минсельхоза РБ и Башпотребсоюза. Третий раздел - обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве - будет реализоваться в рамках ФЦП «Социальное развитие села».

  Основной задачей по направлению «Ускоренное развитие животноводства» является расширение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. С этой целью в ближайшее время будет разработано постановление Правительства РБ, предусматривающее субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов. Сегодня на рассмотрение в Минсельхоз РБ представлено более 20 крупных бизнес-проектов на сумму 9 млрд. рублей.

   Направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» включает в себя развитие производства сельскохозяственной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Кроме того, предусматривается создание и развитие заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, кредитной кооперации.

   По нашему мнению, проводимые в настоящее время в России аграрно-правовые реформы равнозначны таким же мерам, которые были в свое время проведены в США, а также реформам П.А.Столыпина в России. Надо полагать, что заинтересованные лица в успешной реализации аграрной политики государства доведут начатые реформы до логического завершения. В обоснование такого оптимизма может быть в полной мере принято высказывание первого вице-премьера Правительства России Д.А. Медведева: «...что перед каждым проектом, в том числе и приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» должна стоять одна главная цель - улучшение качества жизни российских граждан.

  Проект «Развитие АПК» является наиболее общим и абсолютно конкретным, ведь он касается не только труда, но и образа жизни 1/3 российских граждан. В рамках этого проекта поддерживается частный бизнес и он предусматривает 150 тыС. кредитов на общую сумму более 100 млрд. рублей, и это является первым случаем в истории нашей страны, когда в сельское хозяйство поступило такое количество денежных средств».

  В научной литературе отмечено, что «между субъектами, объектами управления существует принципиальная разница, которая исходит из того, что это качественно разные управленческие явления. Выделение и теоретические осмысление управляемых объектов создают концептуальные предпосылки для понимания и оценки многих проблем государственного управления и в сельском хозяйстве. Во-первых, управляемые объекты (сельское хозяйство) являются более важными в отношении субъектов государственного управления (государственные органы федерального государства: федеральный и региональный уровень), поскольку производство продукции сельского хозяйства, их переработка и реализация, а также создание соответствующей инфраструктуры для села и обеспечение новыми технологиями АПК и т.д. признано первичным и основным для жизнедеятельности граждан государство образующего общества. Если субъекты управления проводят преобразования, демонополизацию, приватизацию, законные реформы, создание новых организационно-правовых форм по ГК РФ и аграрного законодательства, то они совершаются путем достижения потребностей населения в полноценных и доступных продуктов питания. Если этого нет, то это будет имитация бюрократии серьезных реформ.

   Во- вторых, управляемые объекты (весь агропромышленный комплекс страны) напрямую базируясь на экономических, правовых, идеологических и иных основах начинают, адекватно отражая объективные реалии, выстраивать «технологии своей деятельности в условиях рыночной экономики».

  Если бюрократия ставит лишь сверх задачи и не подкрепляет их финансовыми ресурсами, соответствующим правовым образом, идеологической поддержкой, происходит разрыв синхронизации между субъектом и объектом управления, что приводит к провалам социально-экономического развития в целом и в частности реализации заявленной аграрной политики современного государства.

   В-третьих, управляемые объекты в лице сельского хозяйства могут эффективно функционировать в тех организационно-правовых формах, которые отражают аграрную политику государства.
 
  Присутствие такой реальности подтверждает верность тех правоведов, которые полагают, что в условиях рыночной экономики «государство может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно наличие отношений власти и подчинения (административное право и аграрное право, как комплексные отрасли права, то диспозитивное регулирование характеризуется юридическим равенством объектов».

  Говоря о месте государственного управления сельским хозяйством в системе аграрного и административного права, мы можем констатировать, что, будучи комплексными отраслями права, они выступают в разных ипостасях. В юридической литературе даются различные определения понятию административного права. Но наиболее объективно отражающее сущность данной отрасли права, являлось бы следующее: административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения власти и подчинения, находящихся по отношению друг к другу в субординационных началах и способных путем применения административных мер воздействия, привести к желаемому результату, отвечающему публичным интересам.

  В реализации административного законодательства в сфере сельского хозяйства значительная роль принадлежит подзаконным нормативным актам федеральных министерств и ведомств. Как признают специалисты данной отрасли права, административное право будет достаточно эффективным и рациональным инструментом управления, если, помимо прочего, общие требования будут скрупулезно рассматриваться в подзаконных нормативных актах. Именно отсутствие подобного подхода привело к тому, что принятый Указом Президента РФ от 9 марта 2006 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», утвердивший структуру Министерства сельского хозяйства, наделил теми полномочиями федеральные агентства по сельскому хозяйству, которые стали избыточными и снизили эффективность деятельности самого Министерства сельского хозяйства. В связи с чем через определенное время был упразднен этот орган.

   В процессе коренного преобразования экономических аграрных отношений и ускорения их социального развития была создана многоукладность форм хозяйствования на селе, которая обеспечила реальную состязательность, конкурентность лучшего использования земельных угодий, производственный потенциал для наращивания производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации. Все это было достигнуто благодаря новой аграрной политики государства с помощью принятых нормативно-правовых актов, большую часть из которых составляло аграрное законодательство. В их числе можно назвать такие законы, как ФЗ от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных предприятиях» /3/, от 11 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», от 11 июня 2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 7 июля 2003г. «О личном подсобном хозяйстве» и др.

  В теории государственного управления особое место занимает административно-правовые методы государственного регулирования экономики, которые достаточно широко используется и в сельском хозяйстве.

 



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика