Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование деятельности дехканских (фермерских) хозяйств в Республике Таджикистан
Научные статьи
08.02.13 14:08


  
ЕврАзЮж № 3 (10) 2009
Аграрное право
Исмаилов Ш.М.
Правовое регулирование деятельности дехканских (фермерских) хозяйств в Республике Таджикистан
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности фермерских хозяйств в Республике Таджикистан. На основе определения широкого круга проблем, имеющихся в деятельности фермерских хозяйств, автор предлагает принятие ряда мер, направленных на расширение экономических возможностей этих субъектов предпринимательской деятельности и обеспечение равного доступа всех граждан к владению собственностью.
     
   Особым субъектом предпринимательского права являются дехканские (фермерские) хозяйства (ДФК)
Вопросы осуществления предпринимательской деятельности на основе дехканских (фермерских) хозяйств неизменно приковывают внимание законодателей, поскольку развитие аграрного сектора экономики – одно из приоритетных направлений экономических преобразований в Таджикистане, где свыше 70 % населения проживает в сельской местности.

   В Таджикистане в процессе проведения аграрных преобразований основной  курс был взят на формирование дехканских (фермерских) хозяйств. Однако дехканское хозяйство как форма аграрного предпринимательства до сих пор не стало альтернативой коллективному производству и не доказало свою эффективность.

Существуют экосистемы, переходные между естественными и искусственными, например, экосистема естественных полупустынных пастбищ Калмыкии со стадами сельскохозяйственных животных. Естественные и искусственные экосистемы вся подробная информация на сайте http://lektsii.com

Этому есть определенные причины, которые позволяют выявить барьеры в развитии дехканских хозяйств в республике. По нашему мнению, к ним могут быть отнесены:
– недостаточная правовая определенность ДФХ как субъекта предпринимательства;
– монопольное регулирование земельных отношений со стороны государства;
– прямое вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность ДФХ со стороны органов исполнительной власти на местах;
– слабость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования ДФХ, недостаточная защищенность ДФХ перед инвесторами (навязывание со стороны фьючеров условий, которые не выгодны ДФХ);
– недостаточная развитость цивилизованной  информационно-посреднической сети для сбыта сельскохозяйственной продукции;
– систематический рост цен на сельскохозяйственную технику, горюче-смазочные материалы и прочее сырье и ресурсы;
– низкий уровень профессиональной подготовленности   сельских предпринимателей и т. п.

   В настоящее время в республике имеются 4066,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из которых 80,9 % являются сезонными пастбищами. В соответствии  с данными  статистики в Таджикистане в 2000 году насчитывалось 12,6 тыс. дехканских (фермерских) хозяйств, а в 2007 г. их количество  превысило 32 тыс. Это свидетельствует о том, что дехканские хозяйства при укреплении их правовой базы и снижении воздействия указанных негативных факторов (барьеров) наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями могут стать равноправным звеном экономической системы страны.

   Для расширения экономических возможностей ДФХ и обеспечения равного доступа всех граждан к владению собственностью, включая землю, в первоочередном порядке необходимо:
– информировать граждан  об их экономических правах;
– облегчить доступ к кредитам, развивать систему микрокредитования;
– развивать на местах информационно-посредническую сеть для  сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции надомного труда.

  Вместе с тем даже реализация этих мер не гарантирует эффективного использования сельскохозяйственных ресурсов и развития предпринимательства, которое зависит и от множества иных факторов. Надо заметить, что нельзя игнорировать наметившиеся определенные тенденции, определяющие перспективы развития дехканского хозяйства.

  Правовую основу ДХФ в РТ составляет Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве» и принятые в соответствии с ними иные нормативно -правовые акты. Закон РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве», определяет правовые основы создания и деятельности дехканского (фермерского) хозяйства в Республике Таджикистан.

  Сохраняя как равнозначные оба термина «дехканское» и «фермерское» хозяйство, Закон определяет это понятие как объединение граждан, связанных  родством, или других лиц, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, которая базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащем членам дехканского хозяйства.

    В законодательстве термин «дехканское (фермерское) хозяйство» используется неоднозначно. С одной стороны, для обозначения объекта гражданских прав предпринимателей, занимающихся своей деятельностью в сельскохозяйственной сфере, а с другой стороны, для обозначения субъекта, обладающего определенными правами. Нельзя отрицать общепринятое положение о том, что правами наделяются только субъекты; ни объекты, ни объединения лиц в целом, ни какая-либо деятельность правами не может быть наделена.

   Вопрос о статусе дехканского (фермерского) хозяйства является одним из спорных вопросов в научной литературе. До принятия Закона РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве» (2002) высказывались предложения о закреплении в ГК дехканского хозяйства как юридического лица в какой-либо из существующих организационно-правовых форм (например, дехканское хозяйство как разновидность общества с ограниченной ответственностью) или в качестве самостоятельной организационно-правовой формы. Государственная регистрация вновь созданных ДФХ осуществлялась в тот период с учетом этого положения.

   Нормы специального Закона уточняют, что дехканское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в этом смысле приводит основное положение Закона в соответствие с требованиями Гражданского кодекса.

   В Таджикистане каждый дееспособный гражданин имеет право на создание дехканского хозяйства. Дехканское хозяйство может иметь следующие формы:
а) дехканское хозяйство, основанное на индивидуальном предпринимательстве;
б) дехканское хозяйство, предпринимательская деятельность которого  осуществляется в форме семейного предпринимательства и основанное на совместном имуществе;
в) дехканское хозяйство, созданное в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности и основанное на договоре о совместной деятельности.

    В результате де-факто отдельные ДФХ зарегистрированы как юридические лица в соответствии с прежним законодательством, другие – как физические лица (по действующему законодательству). При этом, поскольку госрегистрация физических лиц – индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами, действующие положения не позволяют регистрировать ДФХ как индивидуальных предпринимателей.

   В Таджикистане физические лица в целях упрощенного сбора подоходного налога (при осуществлении ими предпринимательской деятельности без образования юридического лица) могут быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (с выдачей патента или свидетельства). Однако члены ДФХ, уплачивающие, как правило, единый налог на производите-лей сельскохозяйственной продукции, освобождены от уплаты подоходного налога. Действующий порядок регистрации индивидуальных предпринимателей для ДФХ неприемлем (для них выдача патента или свидетельства не предусмотрена), а руководители ДФХ регистрируются как физические лица, имеющие участок земли (а не как предприниматели). Из-за пробела в законодательстве у ДФХ ограничены возможности к открытию банковского счета и получению кредита для предпринимательских целей.

    Кроме того, даже госрегистрация ДФХ, объединяющих сотни членов ДФХ и тысячи гектаров земли, в качестве индивидуальных предпринимателей не представляется оптимальной.

  На современном этапе земельной реформы важнейшей задачей при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития земельных отношений, в том числе в аграрной сфере, являются  дехканские хозяйства.

  Дехканское (фермерское) хозяйство – новый уклад сельскохозяйственного производства. Оно немыслимо без земли как главного средства производства сельскохозяйственной продукции. Законодательство предусматривает определенный порядок формирования земельных угодий дехкан-фермеров. В соответствии с Земельным кодексом РТ (ст. 66) земельный участок для ведения дехканского хозяйства предоставляется в пожизненное наследуемое владение.

    Имущество дехканского хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, а не долевой собственности, что в большой мере соответствует сути дехканского хозяйства, как трудовой общности граждан, связанных близкими, лично-доверительными отношениями. Однако эта норма является диспозитивной: в договоре (соглашении) между членами хозяйства может быть установлен иной режим собственности на имущество хозяйства.

   В соответствии со ст. 305 ГК РТ ч. 2 имуществом дехканского (фермерского) хозяйства при-знаются насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие объекты, необходимые для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

  Надо заметить, что в приведенной статье перечень имущества, которое может находиться в общей или долевой собственности членов дехканского (фермерского) хозяйства, является открытым. Отличительным признаком  этого имущества является то что, оно приобретено на общие средства членов хозяйства.

  Дехканское хозяйство как собственник, имеет право распоряжаться и использовать имущество, принадлежащее ему на праве собственности, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом.

  Признание имущества дехканского хозяйства общей долевой собственностью предполагает учет доли каждого собственника. При организации ДФХ размер доли каждого члена хозяйства, внесенный им в общее имущество, может быть отражен в книге учета этого имущества. Здесь вопрос очевиден. Но внесенная доля не может оставаться неизменной. Она возрастает, если хозяйство ведется прибыльно, либо уменьшается в периоды неурожайных лет, стихийных бедствий или убыточной работы. Следовательно, нужна методика учета размера имущественной доли каждого члена дехканского хозяйства в общем имуществе.

  Учитывая резкий рост задолженности ДФХ перед инвесторами (фьючеристами), Правительство РТ при поддержке международных финансовых организаций приняло решение о внедрении новой системы финансирования их деятельности, основанной на банковском кредите. В 2008 г. предусматривается начать работу по внедрению указанной системы.

   Одновременно в целях повышения возможности ДФХ в получении банковских кредитов в Таджикистане рассматриваются вопросы о внедрении купли-продажи права пользования землей (в Таджикистане земля сохраняется в собственности государства). В отличие от российского законодательства законодательство Таджикистана предоставляет фермерам право на пожизненное наследуемое владение земельным участком, в то время как в Российской Федерации фермерам сама земля предоставляется в частную собственность. Г.В.Чубуков и А.А.Погребной в своей работе «Право частной собственности крестьянина-фермера» указывают, что «фермерская земля является объектом собственности и хозяйствования».

   С появлением дехканских хозяйств в нашей стране государство связывает надежды на формирование качественно нового слоя сельских товаропроизводителей, успешное разрешение продовольственной проблемы и создание экономической базы для укрепления продовольствен-ной безопасности страны.


интернет шоп
вся подробная информация на сайте http://www.erotissimo.xxx


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика