Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование денежного обращения как составная часть финансовой деятельности государства в Российской империи второй половины ХIХ– начала ХХ века
Научные статьи
12.02.13 10:48




ЕврАзЮж № 3 (10) 2009
Финансовое право
Пашенцев Д.А.
Правовое регулирование денежного обращения как составная часть финансовой деятельности государства в Российской империи второй половины ХIХ– начала ХХ века
Важной составной частью финансовой деятельности государства в пореформенной России стала деятельность по нормализации системы денежного обращения. У истоков рационального подхода к организации денежного обращения стоял М.М.Сперанский. Его идеи были частично реализованы в ходе денежной реформы Е.Ф.Канкрина. После Крымской войны, которая подорвала финансовую систему России, основанную на серебряном монометаллизме, в конце ХIХ в. была проведена денежная реформа С.Ю.Витте, основные положения которой сводились к следующему: введение золотого монометаллизма; одновременное обращение металлических и бумажных денег с гарантированным разменом последних на золото; превращение Государственного банка в эмиссионный центр страны, ограничение выпуска бумажных денег. Первая мировая война повлекла за собой новое расстройство денежной системы, крушение золотого монометаллизма, причем не только в России.
     
   В условиях современного финансового кризиса, который сопровождается девальвацией рубля как отечественной денежной единицы, представляет интерес обращение к историческому опыту правового регулирования денежного обращения.

  Опыт Российской империи показывает, что периоды финансовой стабильности в жизни государства были достаточно редкими и сменялись сильными и частыми кризисами. Правительство пыталось бороться с негативными последствиями таких кризисов, в том числе с помощью новых норм права. Особенно ярко это проявилось в пореформенный период, когда коренные изменения всей системы государственной и общественной жизни Российской империи сопровождались принятием большого количества нормативных актов, связанных с регулированием финансовых отношений.

   Одним из важнейших направлений нормативно-правового регулирования финансовой деятельности в пореформенной России стала нормализация системы денежного обращения, которая, к сожалению, часто сводилась только к борьбе с падением курса рубля.

  Без системы денежного обращения не может осуществляться финансовая деятельность государства, не может развиваться современная экономика. Следовательно, к денежной системе, к ее правовому регулированию предъявляются достаточно жесткие требования.

Данный платежный терминал уличный из серии уличные терминалы, - самое защищённое уличное напольное решение в интернет-магазине SGPay.

   Какими же свойствами должна обладать денежная система в контексте финансовой деятельности государства? Прежде всего она должна быть устойчивой, то есть сохранять или повышать свою покупательную способность и курс в иностранной валюте. Устойчивость денежной системы зависит от ряда факторов,  в том числе от количества денег, выпускаемых в обращение, от соотношения между товарной и денежной массами.

   Существуют два основных вида денежных систем: система металлического обращения и система обращения денежных знаков. В первом случае деньги изготавливаются из благородных металлов, во втором случае в обращении находятся кредитные и бумажные деньги, неразменные на золото и серебро.

   Поскольку в Российской империи действовала система металлического обращения, важно учитывать, что при металлическом обращении различают два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм. При биметаллизме функция денег как всеобщего эквивалента закреплялась в законодательстве одновременно и за золотом, и за серебром, из которых чеканились свободно обращавшиеся монеты. Такая система, как правило, была характерна для ранних этапов развития капитализма. Постепенно она сменилась более прогрессивным монометаллизмом, при котором в качестве всеобщего эквивалента выступает либо серебро, либо золото. В Российской империи с 1834 по 1852 г. существовала система серебряного монометаллизма, а с 1897 по 1914 г. – система золотого монометаллизма. Для сравнения с опытом западных государств отметим, что в рассматриваемый период система биметаллизма существовала во Франции, Германии, США, Австрии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. В это же время золотой монометаллизм существовал в Англии, Австралии, Канаде, Дании, Португалии, Швеции и Норвегии .

   Предпосылки государственного регулирования денежного обращения возникают по мере продвижения общества от феодального строя к капиталистическому. Каждое государство в законодательном порядке начинает определять формы и систему денежного обращения с учетом своих исторических традиций, политических и экономических условий. В условиях господства металлического обращения роль государства в основном сводилась к установлению весовых значений монет и обеспечению соответствия им всех денег, находящихся в обращении. Это прежде всего чеканка монет на государственном монетном дворе и привлечение к ответственности за фальшивомонетничество, за которое, например, в России в период перехода к абсолютизму заливали горло расплавленным металлом. В условиях обращения золотых или серебряных денег не было необходимости в государственном регулировании денежной массы, поскольку этот процесс про-исходил естественным путем.

  Ситуация осложнилась с переходом к денежному обращению, основанному на бумажных деньгах.

   Главная задача государственного регулирования денежного обращения, основанного на об-ращении кредитных и бумажных денег, состоит в поддержании правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство. Государственное регулирование денежного обращения выражается в закреплении в нормативно-правовых актах экономических инструментов регулирования денежной массы в обращении, которые могут быть использованы компетентными органами государственной власти в целях обеспечения денежного равновесия .

  В Российской империи процесс становления системы нормативно-правового регулирования денежного обращения проходил долго и мучительно. Фактически, вся история развития денежного обращения – это история денежных реформ, которые проводились, естественно, на основе определенных правовых актов.

  У истоков рационального подхода к организации денежного обращения в России стоял М.М.Сперанский. В своей знаменитой работе «План финансов» он отрицательно оценивает ассигнации, называя их массу скрытым долгом. Гораздо более совершенной считает он денежную систему, в которой применяются кредитные бумаги, основанные на серебре .

  Воззрения Сперанского повлияли на процесс становления монетной системы Российской империи. В Манифесте от 20 июня 1810 г. серебряный рубль признавался «истинной» монетной единицей . При обсуждении проекта данного Манифеста в Государственном совете в журнал было записано, что «Государство, в котором нет твердой монетной единицы, находится в том же положении, как не было бы в нем меры и веса…, во всякой доброй монетной системе должна быть одна монетная единица» .

   Первая половина ХIХ в. в области денежного обращения была ознаменована таким событием, как реформа Е.Ф.Канкрина, восстановившая в России полноценное серебряное обращение, то есть совершившая окончательный переход к монометаллизму. Манифест от 1 июня 1839 г. «Об устройстве денежной системы» установил в качестве главного платежного средства на территории Российской империи серебряную монету с принудительным курсом 3 рубля 50 копеек ассигнациями за 1 серебряный рубль . Данный курс примерно соответствовал курсу, применявшемуся населением на практике. Уездные казначейства получили указание беспрепятственно обменивать ассигнации на серебро, до 100 рублей серебром в одни руки. Серебряный рубль являлся базовой денежной единицей, он свободно обменивался сначала на ассигнации, а с конца 1841 г. – на кредитные билеты. В соответствии с Манифестом от 1 июня 1843 г. кредитные билеты, которые обеспечивались всем достоянием государства, должны были постепенно полностью заменить ассигнации. Для них устанавливался разменный фонд в сумме не менее 1/6 части всей суммы кредитных билетов . Изъятие ассигнаций завершилось в 1851 г., что положило конец периоду «путаницы» в российских деньгах . В целом реформа Канкрина дала России несколько лет относительно устойчивого денежного обращения.

    Ситуация резко изменилась в ходе Крымской войны (1853–1856). Ее финансирование велось за счет печатания новых кредитных билетов. В 1853 г. император специальным манифестом раз-решил Министерству финансов печатать кредитные билеты для удовлетворения потребностей войны с обязательным изъятием всех выпущенных билетов через три года после заключения мира (последнее не было исполнено) . Всего с начала 1853 г. до 1857 г. было выпущено дополнительно кредитных билетов на 424 млн рублей, что более чем вдвое увеличило их объем . Курс кредитных билетов упал, результатом стало прекращение их обмена на серебро, что расстроило денежную систему.

   Правовое регулирование денежного обращения в данный период осуществлялось на основе Свода учреждений и уставов монетных (далее – Монетный устав), помещенного в т. 7 Свода законов 1857 г.

    Раздел 2 Монетного устава был посвящен устройству монетной системы. Ст. 57 устанавливала, что право чеканить монету, выпускать ее в обращение, переливать и переделывать, устанавливать вес и пробу принадлежит к числу прав государственных. Государственная российская монета была трех видов: золотая, серебряная и медная (ст. 58). Основной золотой монетой являлся полу-империал (5 руб.), чеканились и червонцы. Серебряную монету закон разделял на банковую и разменную. К первой относились монеты достоинством в один рубль и 50 копеек, ко второй – монеты по 25, 20, 10 и 5 копеек. Медная монета чеканилась достоинством 5, 3, 2, 1 коп., а также ½ копейки (денежка) и ¼ копейки (полушка), при этом чеканилось из пуда меди 32 рубля серебром (ст. 70). Чеканка платиновой монеты была прекращена еще по Указу от 22 июня 1845 г.

    Главной законной мерой и монетной единицей всех монет, обращаемых в государстве, являлся серебряный рубль, в состав которого входило 4 золотника 21 доля чистого серебра. При этом закон устанавливал, что «серебряная российского чекана монета есть главная платежная монета, а серебряный рубль есть главная законная мера всех обращающихся в государстве денег» , и потому все повинности и сборы, а также различные платежи и штатные расходы исчислялись на серебро. Все расчеты и сделки с участием казны и между частными лицами производились на серебряную монету. Все цены рассчитывались на нее же. Присутственным местам, маклерам и нотариусам запрещалось принимать к совершению и засвидетельствованию сделки на ассигнации. Прием платиновой монеты воспрещался, но дозволялось частным лицам принимать ее по добровольному согласию (ст. 172).

    Вывоз из России золотой, платиновой и серебряной монеты запрещался, за исключением определенного количества для шкиперов и других выезжавших за границу. Медную монету вывозить не возбранялось.

  Монетный устав разрешал ввозить в Россию и вывозить из нее иностранную золотую и серебряную высокопробную монету беспошлинно с заявлением о том на таможне. Такую монету разрешалось использовать во внутренних платежах при обоюдном согласии, но счет на иностранную монету запрещался. Ввоз иностранной низкопробной монеты запрещался.

    Также Монетный устав запрещал принимать фальшивую монету при частных и казенных платежах, подделка российской и иностранной монеты наказывалась по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных. Каждому, кто выдаст фальшивомонетчика, Устав обещал награду от 15 до 300 рублей серебром из средств государственного казначейства.

    Таким образом, в основе денежной системы России в середине ХIХ в. лежал серебряный монометаллизм. При этом обращение золотой монеты в России «было не обязательное, а факультативное» . Соотношение серебряной и золотой монеты не устанавливалось. Сотрудник Государственного банка И.И.Кауфман объяснял это в 1895 г. следующим образом: «В России, как и в остальных странах с единой денежной единицей, монетная система строилась на мысли, включение в ее состав узаконенного постоянного отношения между золотой и серебряной монетой (тождественное с узаконением двух денежных единиц) неправильно; поэтому «указное отношение» между золотыми и серебряными деньгами совсем не входило в состав монетной системы…» .

    Расстройство денежной системы, вызванное Крымской войной, усугубилось Русско-турецкой войной (1877–1878), общая сумма расходов на которую превысила миллиард рублей . В соответствии с Указом от 25 октября 1876г. чрезвычайные расходы военного времени покрывались заимствованием сумм у Государственного банка, для чего последний выпускал кредитные билеты .

    Периодически предпринимаемые правительством попытки стабилизировать денежное обращение оканчивались неудачами, так как совпадали с промышленными спадами. Директор Государственного банка Е.Ламанский писал в 1888 г.: «В России… уже в течение тридцати пяти лет не было принято никаких энергических мер, которые указывали бы на заботы правительства восстановить прочность в денежном обращении страны» .

   К вопросам правового регулирования денежного обращения можно отнести и проблемы обмена купюр. Правила об обмене ветхих и поврежденных билетов были установлены еще 31 октября 1869 г . Обменивались не только ветхие деньги. Например, Указ от 25 мая 1888г. предписывал «в виду достигнутых в последнее время усовершенствований в способах выделки ценных бумаг» произвести замену кредитных билетов 25, 10, 5, 3 и 1-рублевого достоинства билетами нового образца . Обмен предписывалось производить постепенно, начиная с билетов более высокого достоинства. При этом ст. 11 Указа устанавливала трехгодичный срок обмена.

    Некоторые безуспешные попытки стабилизировать денежное обращение были предприняты при министре финансов Н.Х.Бунге. Как писал позднее о нем С.Ю.Витте, «от других министров финансов он отличался тем, что занимался законами денежного обращения» .

  В конце ХIХ столетия, несмотря на все усилия сменявших друг друга министров финансов, финансовая система государства была по-прежнему расстроена: курс бумажных денег постоянно снижался (в 1888–1896 гг. цена кредитного рубля составляла в среднем 66 и 2/3 копейки золотом) , золотые и серебряные деньги практически исчезли из обращения, назрела необходимость ликвидации инфляционного бумажно-денежного обращения и введения золотого стандарта с целью укрепления денежной системы, преодоления резких колебаний курса кредитных денег.

  Для перехода к золотому стандарту было необходимо формирование золотого запаса государства. Именно эта задача стояла перед Министерством финансов, которое с августа 1892 г. возглавлял С.Ю.Витте.

    Витте возглавил министерство финансов в нелегкий момент, когда кризисные явления в экономике страны усугубились голодом 1891 г. Он начал с реформирования Министерства финансов, увеличив штат и число отделений. Это позволило приступить к подготовке денежной реформы.

   Основные положения проекта реформы сводились к следующему: введение золотого монометаллизма; одновременное обращение металлических и бумажных денег с гарантированным разменом последних на золото; превращение Государственного банка в эмиссионный центр страны; ограничение выпуска бумажных денег в пределах, превышающих потребности денежного обращения; предоставление права казначейству принимать золотую монету в уплату налогов и сборов и т. д.  Характерно, что проект был опубликован в прессе и стал предметом активного обсуждения.

    Помимо сторонников введения золотого монометаллизма, имелись и его противники. Против выступали многочисленные дельцы и спекулянты, которым отсутствие твердого курса национальной валюты помогало наживаться за счет спекулятивных операций. Сторонниками бумажного денежного обращения были  помещики – экспортеры сельскохозяйственной продукции. Против золотого паритета была и Франция – крупнейший в то время кредитор России, обладавшая крупными запасами серебра. В Государственном совете также было немало противников денежной реформы, в том числе статс-секретари Мансуров и Мордвинов , тайные советники фон-Дервиз и Шидловский и др.

   Но Витте, будучи убежденным сторонником золотого монометаллизма, опирался на отечественную промышленную буржуазию, которую привлекала стабильная денежная система, сулившая приток иностранных инвестиций и стабильный доход от вложенных в отечественную промышленность средств.
С 1894 г. в число функций Государственного банка стало входить накопление золота, то есть формирование золотого запаса. Золотой запас формировался за счет средств, полученных от внешней торговли и за счет внешних заимствований. В 1897 г. золотой запас составлял 1 млрд 95 млн руб. Это было самое крупное сосредоточение золота в мире .

  В течение 1895 – 1897 годов правительство осуществило денежную реформу: были разрешены сделки на золотую монету с установленным курсом (1895); государственные кассы принимали в платежи золотые монеты по рыночному курсу; произошла девальвация рубля (1897); были установлены нормы обеспечения кредитных билетов золотом; была ограничена чеканка и платежная сила серебряной монеты (1898).

   Правовое регулирование данных процессов осуществлялось следующим образом. Указом от 16 июня 1893 г. был прекращен прием серебра от частных лиц монетным двором для перечеканки в монету .

    Указом от шестого ноября 1895 г. император утвердил Мнение Государственного Совета о разрешении кассам правительственных учреждений принимать в платежи золотую монету по установленному курсу – 14 руб. 80 коп. кредитных за империал и 7 руб. 40 коп. за полуимпериал. При этом принималась золотая монета исключительно «новых» чеканов (1886 г. и последующих лет). Принятая монета сдавалась в казначейство .

   В Указе «О чеканке и выпуске в обращение золотой монеты» от 3 января 1897 г. отмечалось, что для устранения недостатков денежного обращения империи на рассмотрение Государственного совета вынесены предложения об установлении новых оснований монетной системы и правил выпуска государственных кредитных билетов. В этой связи признано необходимым возобновить чеканку золотой монеты  – империала (15 рублей) и полуимпериала (7 руб. 50 коп.) – и выпуск ее в обращение «в целях устранения поводов к сомнениям, порождаемым в населении несоответствием нарицательного достоинства золотой монеты ее цене, определенной для обмена на кредитные билеты» .

    Золотое содержание кредитного рубля уменьшалось на треть, на столько же уменьшался вес золотого рубля.

  Таким образом, данный Указ затрагивал самую сущность денежной реформы – введение золотого паритета рубля.

  Указ от 29 августа того же года был посвящен основам эмиссии кредитных билетов. Он установил, что государственные кредитные билеты выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом. Таким образом, Государственный банк становился единственным эмиссионным центром страны. Сумма золота, обеспечивающего выпуск кредитных билетов, должна составлять не менее половины суммы выпущенных в обращение кредитных билетов . Жесткие ограничения эмиссии кредитных билетов были направлены на повышение устойчивости денежной системы.

   Указ от 14 ноября того же года установил, что кредитные билеты получают хождение наравне с золотой монетой и размениваются на нее .

  Наконец, 28 марта 1898 г. вышел Указ «Об основаниях обращения серебряной монеты», установивший, что все денежные расчеты ведутся в России на рубли, равные 1/15 империала . При выпуске серебряной монеты общее количество ее в обращении не должно превысить суммы, в 3 раза большей общего числа населения страны. Устанавливался обязательный прием высокопробной серебряной монеты частными лицами, до 25 рублей при каждом платеже. Казначейство и государственные кассы принимали в серебряной монете любую сумму, но при уплате таможенных пошлин, превышавших 5 руб., они взимались только золотом. Все исчисления сборов, поступлений, платежей стали производиться на золотые рубли. Принятие данного Указа означало, что роль серебра в денежном обращении России сводилась к вспомогательному средству обращения.

   Представляет интерес вопрос о том, почему денежная реформа была осуществлена не одним законом, а целым рядом последовательных указов. Это объясняется тем, что в Государственном совете практически не было сторонников данной реформы. Более того, против реформы, как писал сам Витте, «выступала вся мыслящая Россия: во-первых, по невежеству в этом деле, во-вторых, по привычке» . В результате Витте был вынужден пойти на хитрость и провести реформу без одобрения Государственного совета, не одним, а несколькими указами императора . В архиве имеется записка члена Государственного совета Б.Мансурова, который выражает сове возмущение тем фактом, что денежная реформа проводится «без разрешения законодательной власти, в административном порядке».

 Таким образом, денежная реформа установила в России золотой монометаллизм, который способствовал развитию капиталистического производства, международной торговле, хотя и провоцировал вывоз капитала.

   Витте в докладе императору отмечал первые итоги денежной реформы: за 1897 г. сумма выпущенных кредитных билетов уменьшилась на 122,3 млн руб., а золота прибыло на 109 млн.руб., то есть перевес золота над билетами только за год увеличился на 231,3 млн руб.  «Рубль из неопределенной, колеблющейся величины, стал точным мерилом ценности» .

    Переход к золотому монометаллизму повлек за собой изменение Монетного устава. В соответствии с Монетным уставом от 7 июня 1899 г. , который свел воедино все принятые в ходе денежной реформы законоположения, золотые монеты чеканились и выпускались в обращение правительством, но частным лицам не могло быть отказано в приеме золота с дальнейшей переделкой в монету. Содержание чистого золота в монете было определено законом так, чтобы на один рубль приходилось 17,424 доли и чтобы на 900 частей чистого золота приходилось 100 частей меди. Полновесная золотая монета была обязательна к приему по всем видам платежей, неполновесная золотая монета подлежала приему в правительственные кассы по нарицательной стоимости.

   Принятие нового Монетного устава означало, что правительство рассчитывает на устойчивость новой денежной единицы, которую ввело всерьез и надолго.

    С 1903 г. Государственный банк в соответствии с Уставом Кредитным  выпускал Государственные кредитные билеты в количестве, необходимом для денежного обращения под обеспечение золотом. Также Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету. Кредитные билеты и золотые монеты выступали законным платежным средством.

   Русско-японская война и революция 1904 – 1905 гг. вновь поставили под угрозу денежное обращение страны. Только крупные займы у Франции позволили несколько стабилизировать положение. На 1 января 1914 г. сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, достигла 1655 млн руб., обеспеченных 1695-миллионным запасом золота . Но впереди была Первая мировая война.

   Проведенное исследование позволяет выделить в истории правового регулирования денежного обращения в рассматриваемый период три основных этапа.

    Первый этап охватывает период с 1839 г. (введение серебряного монометаллизма) до 1853 г. (начало Крымской войны, вызвавшей сильное расстройство денежной системы).
Второй этап занимает период с 1853 г. по 1897 г. (установление золотого монометаллизма).

Третий этап – это период с 1897 г. по 1914 г. (до начала Первой мировой войны).

Первая мировая война повлекла за собой новое расстройство денежной системы, крушение золотого монометаллизма, причем не только в России.

    Таким образом, финансовое законодательство Российской империи устанавливало основные черты денежной системы, которая являлась системой металлического обращения. Попытки введения монометаллизма, сначала серебряного, а затем и золотого, давали кратковременные положительные результаты, но затем войны вызывали сильное расстройство финансовой и, как следствие, денежной системы, что проявлялось прежде всего в сильной инфляции. Опыт борьбы с инфляцией, пусть и не всегда успешный, заслуживает изучения и творческого использования в наши дни, когда государству приходится сталкиваться с похожими проблемами.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика