Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международное экологическое право перед вызовами современности (Международная экологическая организация)
Научные статьи
19.02.13 13:39

вернуться

  
ЕврАзЮж № 1 (56) 2013
ИНТЕРЭКОПРАВО
Копылов М.Н., Солнцев А.М.
Международное экологическое право перед вызовами современности (Международная экологическая организация)
Современное состояние международно-правового регулирования международных экологических отношений, когда стремительно увеличивающийся в количественном отношении нормативный массив в действительности не приводит к улучшению экологической ситуации в мире, настоятельно диктует необходимость проведения серьезной реформы международного экологического права, прежде всего, в части, касающейся повышения эффективности действующих механизмов экологического сотрудничества государств и создания новых механизмов такого сотрудничества. Вслед за статьей, опубликованной в № 12 Евразийского юридического журнала за 2012 г., где анализировались вопросы принятия Экологической конституции Земли, авторы настоящей статьи обосновывают необходимость создания Международной экологической организации.

         Бороться с экологическим кризисом возможно лишь совместными усилиями всех государств мира. Это аксиома сегодняшнего дня. Однако сотрудничество государств в сфере защиты и сохранения окружающей среды носит фрагментарный характер1. Ученые и политики не раз обращали внимание на необходимость укрепления международно-правовой базы экологического сотрудничества и создания действительно эффективных международных контрольных механизмов в этой сфере2. По нашему мнению, можно выделить три основные проблемы дальнейшего развития международного экологического сотрудничества: отсутствие единого универсального международно-правового экологического акта, отсутствие универсальной международной межправительственной экологической организации, а также отсутствие Международного экологического суда. Остановимся подробнее на второй из указанных проблем.

    Международная экологическая организация

   Большое количество международных организаций, комиссий и органов так или иначе вовлечено в процесс экологического сотрудничества. На глобальном уровне – это большинство специализированных учреждений ООН: Международная морская организация (ИМО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Группа Всемирного банка, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. – а также Международное агентство по атомной энер-гии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО) и т. д. На региональном уровне можно отметить Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, Организацию экономического сотрудничества и развития и т. д. В структуре ООН можно отметить такие вспомогательные организационные единицы, как Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Комиссия по устойчивому развитию (КУР), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) и т. д. Множество международных неправительственных организаций (Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Гринпис интернешнл, Международный комитет Красного Креста и т. д.) и т. н. параорганизаций международных организаций («Большая Восьмерка», Арктический Совет)3 также вовлечены в процесс международного экологического сотрудничества. Можно отметить возрастающую роль секретариатов различных международных экологических соглашений в деле международного экологического управления4. Сложившаяся ситуация, с одной стороны, объясняется тем, что экологическая проблематика по своей сути интегрирована практически во все сферы человеческой деятельности (транспорт5, сельское хозяйство, строительство и т. д.) и поэтому большинство международных организаций, следуя объективной реальности международных отношений, включают экологическую проблематику в свою сферу своей деятельности. Этот процесс получил название «экологизация международных отношений». С другой стороны, отсутствие единого международного механизма управления в экологической сфере порождает множество проблем, дублирование некоторых функций управления.

    Здесь уместным будет напомнить, что впервые вопрос о создании единой институциональной основы международного природоохранного сотрудничества был поставлен еще в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. Обсуждение вопросов, связанных со статусом и функциями предполагаемого международного органа (или организации) началось сразу после принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2398 (ХХIII) от 3 де-кабря 1968 г., в которой содержалось решение о созыве в 1972 г. Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды. Высказывались различные точки зрения относительно характера и правового положения такого органа или организации. При этом никто тогда не выступил за создание еще одного специализированного учреждения ООН, которое бы занималось исключительно сферой природоохранения и природопользования. У одних это было связано с общим негативным отношением к деятельности специализированных учреждений ООН в целом, и они выражали большие сомнения относительно способности международной организации такого рода эффективно решать экологические проблемы на глобальном уровне6. Другие считали, что уже имеющиеся специализированные учреждения ООН, такие как ВМО, ВОЗ, ИМО, ФАО, МОТ и другие, в рамках своей уставной компетенции достаточно внимания уделяют проблемам окружающей среды, и создание новой международной организации со статусом специализированного учреждения поставит ее в один ряд с уже существующими и не сможет обеспечить ей ведущую роль в налаживании необходимого уровня и степени координации усилий государств в экологической области7. Третьи вообще полагали, что отсутствовали какие-либо объективные предпосылки для создания универсальной международной организации, так как суждения об экологической опасности носят преувеличенный характер, а с имеющимися трудностями вполне можно справиться с помощью региональных организационных структур.

   Большой поддержкой среди ученых и правительств пользовалась идея учреждения новой комиссии по проблемам окружающей среды в рамках Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН8. При этом основной акцент делался на широкие полномочия, которыми по Уставу ООН обладает ЭКОСОС и которые в том числе охватывают и сферу экологии. Противники такого решения вопроса указывали на то, что в рамках ЭКОСОС уже функционировали семь комиссий и что создание еще одной снизит значение взаимодействия государств в экологической сфере. По их мнению, ЭКОСОС вообще не в состоянии осуществлять деятельность по формированию политики в той или иной области, и рассматривается, в частности, развивающимися странами как орган, защищающий интересы индустриально развитых государств9. Кроме того, формирование штата сотрудников ЭКОСОС через Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, как они считали, нанесет вред идее создания независимого персонала для содействия решению экологических проблем.

  В качестве возможной альтернативы этой идее предлагалось создать специальный комитет Генеральной Ассамблеи ООН или специальное подразделение в рамках Секретариата ООН.

   Наконец, вносились проекты создания специальной международной организации с ограниченным числом членов вне системы ООН, которая обладала бы контрольными и принудительными функциями. Так, Дж. Кеннан высказывался за учреждение такой организации из основных индустриально развитых и способствующих загрязнению окружающей среды стран северного полушария10. Однако этот и подобные ему другие проекты не получили поддержки в связи с тем, что подавляющее большинство государств, и прежде всего все развивающиеся страны, для которых проблема охраны окружающей среды является ничуть не менее важной, чем для индустриально развитых государств, оказывались бы в этом случае лишенными возможности участвовать в международном природоохранном сотрудничестве и влиять на принимаемые такой организацией решения.

   В итоге предпочтение было отдано все-таки ООН как организации, наделенной ее государствами-членами практически универсальной международной правосубъектностью. В ее составе на основании ст. 22 Устава была учреждена ЮНЕП со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

    Оперативность, с которой ООН отреагировала на рекомендацию Стокгольмской конференции учредить ЮНЕП (ЮНЕП была учреждена 15 декабря 1972 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2997 (XXVII)), свидетельствует об острой заинтересованности практически всех членов ООН в выработке эффективного институционального механизма в данной области. Однако такое, на наш взгляд, половинчатое решение свидетельствовало о неготовности государств пойти дальше и создать не просто действенный международный, а наднациональный механизм в данной сфере. Между тем, в области защиты окружающей среды потребность в таких наднациональных механизмах ощущается всё более остро.

   Не могла исправить положение и изобретенная специально для ЮНЕП т. н. каталитическая роль, кото-рая представлялась ее разработчиками как новая разновидность функции управления, возникшей в результате приспособления организационной структуры системы ООН к глобальной проблематике. О том, что никакого управления здесь нет, а имеет место самая обычная координация, свидетельствует следующее определение данной функции: «В условиях, когда в деятельности по той или иной глобальной проблеме потенциально может и должно участвовать большое число различных учреждений ООН, центральная координирующая инстанция системы должна стремиться не столько брать на себя выполнение общей рабочей программы, сколько выступать в роли инициатора проектов, оперативное выполнение которых следует передавать соответствующим по своему профилю подразделениям общей системы ООН».

    В конечном итоге мировое сообщество дрогнуло, вернее сказать, дрогнули развитые государства, не же-лая иметь в данном вопросе иждивенцев в виде развивающихся стран, которые, разумеется, вносили бы самый минимальный материальный вклад в работу указанного Международного органа.

   В этой связи не вызывает удивления тот факт, что буквально сразу же после учреждения ЮНЕП стали выдвигаться предложения по усовершенствованию и улучшению деятельности мирового сообщества в области охраны окружающей среды, включающие в себя как проекты, направленные на перераспределение полномочий и функций между уже существующими международными организациями и учреждениями, так и идеи создания новых органов и организаций.

   Среди первой группы предложений, относящихся к усилению роли ЮНЕП, особого внимания заслуживают выдвинутая Международной комиссией по окружающей среде и развитию во главе с Г.Х. Брундтланд идея расширения ее полномочий и финансовой поддержки12, проект Великобритании о преобразовании ЮНЕП в специализированное учреждение ООН13 и инициатива СССР о превращении ЮНЕП в Совет экологической безопасности14. К этой же группе можно отнести предложение Великобритании о передаче экологических проблем в область компетенции специального органа системы главных органов ООН путем расширения полномочий Совета Безопасности ООН в соответствии со ст. 34 Устава ООН и путем создания специального сессионного комитета Генеральной Ассамблеи ООН15, а также проект преобразования Совета по опеке ООН в Совет экологической безопасности.

   Вторая группа включает в себя предложение главы Комиссии Г.Х. Брундтланд учредить Комиссию ООН по экологоустойчивому развитию, возглавляемую Генеральным секретарем ООН, проект СССР по созданию Центра чрезвычайной экологической помощи и идею, выдвинутую участниками Гаагской конференции 1989 г., об учреждении нового главного органа ООН по экологии.

     В любом случае позиции ЮНЕП как центрального органа системы ООН по организации и стимулированию международного природоохранного сотрудничества нуждаются в усилении. ЮНЕП должна быть преобразована в полновесную международную организацию, действующую и основанную на базе международного договора, имеющую полноценный секретариат, финансирование и систему сессионных и постоянно действующих органов, поставленных между собой в строгую иерархическую зависимость. Она должна быть наделена правом принимать обязательные для государств решения, имеющие прямое действие, по аналогии с практикой Совета Безопасности ООН, когда по вопросам поддержания международного мира и безопасности он действует в соответствии с главами VI и VII Устава ООН.

    Внесение такого рода изменений в функциональные возможности ЮНЕП неизбежно отразится на ее правовом статусе и возможностях реально воздействовать на процесс сохранения и защиты окружающей среды, что в современных условиях является крайне важным, если учесть, что мировые экологические проблемы превосходят существующие возможности как самой Программы, так и хорошо зарекомендовавших себя специализированных учреждений ООН.

   Таким образом, создание Международной экологической организации (как вида международной экологической администрации)16 является важнейшим элементом создания и поддержания международной экологической безопасности.

    Следует поддержать позицию Франции относительно скорейшего учреждения Международной экологической организации. Как отметил в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН Н. Саркози, Международная экологическая организация должна объединить все международные учреждения и агентства, занимающиеся экологическими проблемами. По оценкам Николя Саркози, их уже около 60, но действуют они разрозненно и несогласованно.

   По нашему мнению, объединить все организации невозможно, да и нет в этом необходимости. Создание данной организации будет происходить безусловно на базе ЮНЕП. Так, например, в п. 88 итогового документа «Будущее, которого мы хотим», принятого на Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 22 июня 2012 г.), содержится целый ряд мер, направленных на укрепление ЮНЕП и повышение ее статуса. Вопросы относительно целесообразности передачи полномочий от вышеуказанных международных организаций к Международной экологической организации в каждом случае необходимо решать отдельно. Этим будет заниматься предварительная Комиссия по созданию Международной экологической организации. Обсуждение защиты окружающей среды при определенных видах человеческой деятельности требует очень высокой технической подготовки и специальных знаний (проблема космического мусора, требования к эмиссиям авиационных двигателей, экостандарты при постройке АЭС и т. д.). Поэтому на данном этапе нам видится нецелесообразной передача указанных полномочий от ИКАО, МАГАТЭ, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства к создаваемой Международной экологической организации.
(Окончание следует)


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика