Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Федерализм как принцип государственного устройства: вопросы теории
Научные статьи
19.02.13 14:08

вернуться

  
ЕврАзЮж № 1 (56) 2013
Теория государства и права
Бойко Ю.П.
Федерализм как принцип государственного устройства: вопросы теории
Статья посвящена основным теоретическим аспектам федерализма, интерес к которому в современной реальной политике государств усиливается в результате влияния глобальных процессов. Федерация, основанная на принципах федерализма, соответствует требованиям демократического пути развития общества и государства. Проанализировав ряд важных научных подходов к проблеме федерализма, автор приходит к выводу о том, что при изучении таких государственно-политических явлений, как федерализм и федерация, необходимо использование междисциплинарного метода исследования.

        Федерация как форма государственного устройства и управления, а также как практическое проявление федерализма утвердилась в значимых и стабильных государствах мира. Мировой опыт показывает, что существуют эволюционный и революционный пути развития и функционирования федераций.

    Издревле, еще со времен образования городов-государств Древней Греции, различные государственные объединения вступали в союзы, которые, правда, носили временный характер, поскольку были образованы для выполнения определенных задач военно-политического характера. Это были союзы конфедеративного типа, однако они были некими предвестниками федеративного устройства государств. Например, в Швейцарии в 1291 г. стратегически объединились маленькие государства (кантоны): Ура, Швиц, Нидвальден, Обвальден, составившие «союзную грамоту», фактически став конфедерацией. Это государство, не имея единой этнической, языковой и религиозной составляющей, в 1848 г. стало вторым после США федеративным государством и одним из 23 федеративных государств в мире. Сегодня Швейцария объединяет в единый союз 26 суверенных кантонов с едиными федеральными органами власти.

   Несмотря на сравнительно недолгий исторический период развития федераций в различных государствах, можно отметить ее определенные преимущества как формы государственного устройства. В этом качестве федерация соответствует требованиям демократического пути развития общества и государства, связанным с поиском компромиссов внутри каждой из федераций, как между всеми участниками (субъектами) федерации, так и между центром и всеми участниками. По мнению отдельных исследователей, «демократия в большой и многонациональной стране возможна только на основе федеральной формы государства».

   В современном мире в условиях кризиса государственности усиливается интерес не только к теоретическим основам, но и к практическим аспектам федерализма в реальной политике конкретных государств.

    Федерализм в современном мире представляет собой серьезнейшее и важнейшее направление юридической науки, находящее свое отражение в теории государства и права, конституционном праве, сравнительном правоведении и государствоведении и др.

   В исследованиях, посвященных этой проблеме, ученые рассматривают вопросы понятия федерализма, его основных форм, общих и специфических черт федерализма в разных государствах и т.п.3 Современный подход к исследованию федерализма как политико-правового явления через призму компаративистики определяет следующую постановку вопроса: обоснованно ли говорить об американском, индийском, российском или бельгийском федерализме, либо существуют общие неизменные черты?

  Представляется правомерной дуалистическая позиция исследователей, по мнению которых необходимо в равной степени использовать как общее представление о федерализме, так и особенное4. Кроме того, очень важно в методологическом контексте учитывать историческую составляющую каждого государства.

   В основе развития современных федераций лежат принципы и начала, которые были заложены в ходе их образования и исторического развития. Изучение федерации и федерализма необходимо проводить, опираясь на их настоящее и прошлое, под углом зрения сравнительного анализа, сопоставления отдельной федерации с другими существовавшими и существующими параллельно с ней федерациями6.
Категория федерализма активно вовлечена в оборот политологических, исторических, юридических, экономических, социологических, этнологических, культуроведческих и прочих дисциплин7. Не удивительно, что на фоне возникновения новых проблем федерализма, в условиях глобализирующегося мира, его концепт с такой легкостью замещается иными – полицентризмом, демократизмом, децентрализмом, регионализмом и т. п.

   В юриспруденции, как, впрочем, и в любой общественной науке, исключительное значение имеют термины и придаваемые им смыслы. Определение «федерализма» вырабатывалось на протяжении столетий и, за исключением некоторых смысловых различий, известно уже довольно давно. В зарубежной и отечественной научной литературе федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства, отличающихся от принципов унитаризма и конфедерации.

   Традиционно федерализм определяется как система разделения властей и принятия решений между отдельными управляющими системами различного уровня, осуществляющими властные полномочия над тем же населением и географическим регионом.

   Федерализм как путь объединения может выступать в двух формах. Во-первых, это федерализм национально-государственный, когда объединяются в одну политическую организацию разные, дотоле разрозненные части политической системы. Во-вторых, это международный путь объединения, когда независимые государства (нации) объединяются друг с другом в одну общую систему.

    В форме государственного федерализма, в широком смысле, возможны объединения самых разнообразных единиц. Так, территориально-областной федерализм предполагает объединение в федерацию нескольких территориально-политических единиц, которые до этого образовывали самостоятельные государства или после этого приобрели положение субъектов федеративного государства; при национальном федерализме объединяются не территориальные единицы-области, а этнические или национальные образования, которые могут и не занимать какую-либо определенную территорию.

    По мнению авторов монографии «Глобализация и государственное единство России», можно выделить следующие сущностные элементы федерализма:
– представляет собой конституционно установленную форму государственного устройства, при которой активные части единого государства обладают объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах жизни общества;
– предполагает конституционный принцип распределения государственной власти, принадлежащей народу, «по вертикали», при котором каждый уровень государственных структур, включая и местное самоуправление, имеет строго определенный, взаимосвязанный и взаимоограничивающий объем властных полномочий;
– включает конституционно согласованную составную часть механизма общественного самоуправления9.
Федерализм как государственно-правовой способ равноправного и рационального согласования потребностей, интересов и целей государства в целом, а также его частей, особенно субъектов федеративного государства, способствует достижению компромисса или консенсуса, когда каждая сторона четко осознает не только свои полномочия, но и ответственность за их осуществление, необходимость обеспечения эффективного взаимодействия в организации социального управления.

  К основным признакам федерализма относятся: тождественный государственный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федерации; конституционное разграничение компетенции между органами государственной власти субъектов федерации и органами государственной власти федерации; недопустимость изменения границ без согласия субъектов федерации.

   Подобный подход отражает общий взгляд на форму государственного устройства как территориальную организацию государственной власти, характеризующуюся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом.

    Среди традиционных основных принципов федерализма можно назвать: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций или иных актов субъектов федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовое определение суверенитета федерации и участие субъектов в его осуществлении; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы; федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

   В научной доктрине существует точка зрения, предполагающая необходимость различать институт федерализма как социально-политического явления и категорию федерализма, характеризующую определенную идею, учение о федеративном государстве10. Так, например, в качестве института федерализм предполагает конституционную гарантию прав и свобод человека, поскольку только распределенная государственная власть способна уберечь от попыток ее узурпации какой-либо структурой.

   В качестве учения о федеративном государстве федерализм исследуется в ряде работ как принцип, режим и форма государственного устройства. По мнению М.В. Глигич-Золотаревой, в этом качестве федерализм позволяет обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

   Исследователи полагают, что федерализм как принцип воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.

    В научных разработках экспертов в области федерализма существуют разные взгляды на определение федерализма, в том числе основанные на институциональном подходе к его изучению и отражающие особенности организации и функционировании властных форм. Так, например, А.К. Родионова рассматривает следующую системную структуру федерализма как политического института:
1) первая система института федерализма – это наличие организационно-функциональной единой для всей федерации многоуровневой государственной власти;
2) вторая система данного политического института – федеративные отношения;
3) третьей системой института федерализма является политико-правовая основа;
4) четвертой системой института федерализма выступают ресурсы власти (материальные, психологические и духовные основы власти).

  В доктрине теории государства и права, а также конституционного права дискуссия ведется в основном о способах распределения полномочий (конституционные, конституционно-договорные, договорные, законодательные), их объеме и содержании. Вопрос о согласовании распределения полномочий между разными уровнями власти, возможности и гарантии реализации переданных полномочий с точки зрения прав, свобод и интересов человека практически не исследуется.

   Отношение к федерализму и его восприятие может определяться не только объемом и содержанием прав (федеральный уровень, уровень субъектов федерации, местного самоуправления), но и тем, в каком объеме и полноте обеспечены права и свободы людей в стране, кто обеспечил их благополучие. В этом смысле представляется важным рассмотрение взаимосвязи полномочий и результата их реализации.

    Таким образом, следует отметить, что федерализм как государственно-правовое явление представляет собой особый политический порядок, создающий условия для эффективного взаимодействия государства в целом и составляющих его территориальных единиц посредством организации и функционирования многоуровневой системы государственной власти.

    Федерализм – это не только теория и идеология, но и реальные политика и практика создания, построения, функционирования и развития федеративного государства. Федерализм – многомерное явление, имеющее не только статический, но и динамический характер. Он проявляется в реальных государствах в конкретный исторический период, т. е. у федерализма есть исторический, политический, правовой или формально-юридический, социальный, фискальный, культурный, идеологический и иные аспекты. Следовательно, при изучении таких государственно-политических явлений, как федерализм и федерация, обязательно использование междисциплинарного метода исследования или подхода.

    Ряд исследователей полагает, что общая теория федерализма к настоящему времени может считаться разработанной лишь в первом приближении: в данной сфере обоснован лишь ряд ключевых положений, касающихся указанной формы государственного устройства, и выявлены основные возможные пути ее развития.

    По мнению некоторых авторов, имеющиеся теоретические разработки освещают в основном отдельные аспекты данного явления и к тому же не определяют всех общих закономерностей взаимодействия между участниками процесса и не моделируют сам этот процесс. Несмотря на многообразие концепций, ныне в теории федерализма выделяются два основных направления.

   Первое из них – так называемое функциональное, в рамках которого определяются цели, направления и методы деятельности основных субъектов федеративных отношений. Суть функциональной теории состоит в поисках оптимального соотношения между полномочиями органов государственной власти различных уровней в деятельности по развитию и перераспределению полномочий.

   Второе направление представляет законодательная теория федерализма, которая исследует функционирование представителей законодательной власти в федеративных государствах и их влияние на экономические решения, принимаемые на национальном уровне. Согласно данной теории национальная политика формируется на основе политических пристрастий тех, кто разрабатывает и принимает законы данной страны. По сравнению с функциональной теорией законодательная теория федерализма придает органам исполнительной власти гораздо меньшее значение.

   Отмечая важность функциональной и законодательной теорий федерализма, следует рассматривать их как часть общего учения о федеративном государственном устройстве. Изучение многочисленных исследований подтверждает, что идет процесс становления и признания реальности общей теории федерализма, которая охватывает концептуальные положения о данной форме государственного устройства, ее основные принципы и признаки, организацию системы федеральных органов и органов субъектов федерации, проблему суверенитета федерации и пр. В то же время нельзя отрицать, что общая теория федерализма и составляющие ее концептуальные положения по-разному интерпретируются учеными и политиками.

    В специальных исследованиях уделяется внимание и разработке собственно принципов и признаков федерализма, на базе которых и должна строиться федерация, в частности федерация в России. Обстоятельный анализ признаков федерализма представлен в целом ряде крупных исследований, выполненных отечественными учеными: С.А. Авакьяном, М.В. Глигич-Золотаревой, Н.М. Добрыниным, Л.М. Карапетяном, И.А Конюховой, В.А. Черепановым и др.

   Исторический выбор федеративного устройства государства обуславливается огромным количеством объективных и субъективных факторов – исторической ситуацией на момент образования федерации, экономическими обоснованиями появления федерации, площадью территории государства, этнической структурой нации, этнополитической ситуацией. В ряду факторов, оказывающих влияние на появление федерации, находятся также культурная специфика, наличие исторического опыта совместного проживания различных наций и народностей, политическая ситуация и др.

    Воздействие указанных факторов усиливается в условиях глобализации как полномасштабное общепланетарное явление. В современных многонациональных государствах обостряются такие актуальные проблемы, как этнический национализм, сепаратизм, терроризм и другие острые вопросы, которые становятся все более частыми явлениями, требующими совершенствования государственного регулирования социального взаимодействия между различными национальными общностями и этническими группами в различных сферах жизнедеятельности общества.

    Федерализм не панацея и не единственный способ существования государства. Влияние фактора федерализма может проявляться по-разному в зависимости от совокупности исторических, политических, социально-экономических и иных условий. Современный федерализм, в том виде, в каком он представлен в России, во многих странах Европы, Азии и Америки и др., является результатом длительного развития и продолжает доказывать свою актуальность и необходимость.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика