Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовые проблемы украинского законодательства относительно осуществления правовых оснований и условий проведения рекультивации земель
Научные статьи
19.02.13 15:05

вернуться


 
ЕврАзЮж № 1 (56) 2013
ПРАВО СТРАН СНГ
Мисинкевич А.Л.
Правовые проблемы украинского законодательства относительно осуществления правовых оснований и условий проведения рекультивации земель
В статье на основе норм земельного законодательства Украины и доктринальных положений науки земельного права исследуются правоотношения по рекультивации земель. Определяются основные правовые основания и условия проведения рекультивационных работ на нарушенных и деградированных землях после промышленного использования. Анализируются нормы действующего земельного законодательства Украины и раскрываются юридические коллизии и пробелы, которые существуют в правоотношениях по рекультивации земель.

       Проблема охраны и рационального использования земель является чрезвычайно важной и актуальной как в Украине, так и во всем мире. Расширение добычи полезных ископаемых привело к образованию больших площадей нарушенных земель. Нарушение природных ландшафтов горнорудной промышленностью связывается с нанесением окружающей среде большого ущерба. Уничтожается растительность, разрушается почвенный покров, снижается уровень грунтовых вод, происходит опыление водного и воздушного бассейнов. При этом техногенный процесс образования ландшафтов, экологически несвойственных, а чаще биологически вредных геохимических элементов, которые выносятся на поверхность в количестве, намного превышающем их содержание, в обычном кругообороте приводит к загрязнению земельного, водного и воздушного фондов. Во многих случаях обработанные участки превращаются в заброшенные земли, а использованная их поверхность часто напоминает индустриальные пустыни.

   Значительные нарушения земной поверхности и рост потребностей в сельскохозяйственных землях обуславливают необходимость экономного и рационального использования земельных ресурсов и рекультивации нарушенных территорий.

   Рекультивация (лат. recultivation – возделывание) является одним из основных мероприятий по охране земель. Рекультивированными являются земли, на которых выполнены работы по восстановлению их утраченной ценности вследствие нарушения промышленными работами. Рекультивация касается нарушенных земель всех категорий, а также смежных земельных участков, которые полностью или частично потеряли производительность вследствие негативного влияния производственных процессов. Рекультивация является составной частью всех технологических процессов, связанных с нарушением земель: потребность в рекультивации возникает при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, строительстве линейных сооружений, проведении геологоразведочных, поисковых и других работ.

   Главной целью рекультивационных мероприятий является сохранение земельного фонда, возмещение ущерба, причиненного природному комплексу (сельскому и лесному хозяйству) при эксплуатации недр, и устранение вредного воздействия нарушенных земель на окружающую природную среду. При этом в результате такой работы происходит восстановление сельскохозяйственных угодий, лесных массивов, площадок для промышленных и жилых объектов и т. д.

   Указанная проблематика исследуется в научных трудах В.Л. Мунтяна, П.Ф. Кулинича, А.Н. Мирошниченко, А.О. Вивчаренко, В.В. Носика, А.П. Шеремета, Ю.С. Шемшученко, Ф.Д. Пилипенко, М.В. Шульги, В.И. Семчика, И.В. Хохловой, А.П. Шемякова.

    На современном этапе при изучении проблемы рекультивации в Украине мы сталкиваемся с рядом правовых пробелов. Это вызвано тем, что современные нормативно-правовые акты (Земельный кодекс Украины, Кодекс Украины о недрах, Законы Украины «Об охране земель», «О землеустройстве», «О государственном контроле за использованием и охраной земель» и Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам «О порядке выдачи и аннулирования специальных разрешений на снятие и перенесение грунтового покрова (плодородного слоя почвы) земельных участков» и др.) не в полной мере регулируют правоотношения, связанные с проведением рекультивации. До сих пор в нашем государстве используют государственные стандарты СССР, которые обеспечивают только технический аспект проведения рекультивационных мероприятий. Бесспорно, они устаревшие и не соответствуют современным требованиям охраны земельных угодий.

    В статье исследуются правоотношения по рекультивации земель и обозначаются особенности правовых оснований и условий проведения рекультивационных мероприятий. Исследование будет способствовать в дальнейшем решению вопроса формирования нормативно-правовой базы по рекультивации земель в Украине на законодательном уровне.

    Необходимо отметить, что в случае выявления земельных угодий, подверженных негативному влиянию хозяйственной деятельности промышленных объектов, в обязательном порядке проводятся рекультивационные меры по восстановлению нарушенных земель. Это касается всех категорий земель, независимо от формы собственности. Указанные требования законодательно обеспечиваются п. «д» ст. 2 Закона Украины «О землеустройстве».

    Учитывая основные положения действующих нормативно-правовых актов, а именно п. «з» ст. 25 Закона Украины «О землеустройстве», рекультивация земель осуществляется на основании рабочих проектов по землеустройству. Добыча полезных ископаемых проводится в соответствии со ст. 50 Кодекса Украины о недрах4 и Положением «О проектировании горнодобывающих предприятий Украины и определении запасов полезных ископаемых по степени подготовленности к добыче».

    Разработка рабочих проектов рекультивации нарушенных земель должна проводиться с учетом таких факторов: природные условия региона (климатические, геологические, гидрологические и др.); расположение нарушенного участка; перспективы развития района разработки, фактическое или прогнозируемое состояние нарушенных земель на момент рекультивации (площадь, форма техногенного рельефа, степень естественного роста, современное и перспективное использование нарушенных земель, наличие плодородного слоя почвы, прогноз уровня грунтовых вод, подтопления, эрозионных процессов, уровень загрязнения почвы); показатели химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики пород, хозяйственных, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий района размещения нарушенных земель; сроки использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений; охрана окружающей природной среды от загрязнения пылью, газовыми выбросами и сточными водами.

   На основании разработанного рабочего проекта землеустройства проектным институтом, имеющим соответствующую лицензию, подготавливается техническая документация по рекультивации земель. Основанием для начала работ является задание на проектирование, которое выдает заказчик этого проекта.

   Необходимо отметить, что вышеупомянутые положения по составлению и утверждению рабочего проекта землеустройства и рекультивации земель остаются до конца не урегулированными на законодательном уровне. В данных правоотношениях этот вопрос является основополагающим, так как такой документ – главное основание для проведения рекультивации на нарушенных землях после промышленного использования.

   Согласно действующему законодательству Украины, собственники земельных участков и землепользователи, которые проводят горнодобывающие, геологоразведочные, строительные и другие работы, связанные со снятием почвенного покрова, обязаны получить соответствующее разрешение в установленном порядке, в котором определяются конкретные меры и порядок реализации проекта землеустройства, применяемого в процессе осуществления горнотехнического и биологического этапов рекультивации земельных угодий. Согласно п. «г» ст. 186 Земельного кодекса Украины, рабочие землеустроительные проекты, связанные с упорядочением, коренным улучшением и охраной земель, рациональным их использованием, рассматриваются и утверждаются заказчиками этих проектов7. По мнению ученых, это положение является юридически безграмотным. Заказчик рабочего проекта землеустройства по рекультивации нарушенных и деградированных земель не может предоставить компетентное заключение о его полноте согласно установленным требованиям и стандартам. Ученые склоняются к мнению, что рабочие проекты землеустройства по рекультивации поврежденных земель должны утверждаться соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий8. Кроме этого, стоило бы на законодательном уровне разработать и утвердить типичный рабочий проект землеустройства по рекультивации деградированных и поврежденных земель. Это позволило бы в дальнейшем избежать многих правовых проблем, связанных с проведением рекультивации земель в Украине.

   В свою очередь, планирование, проектирование и выполнение работ, связанных с рекультивацией нарушенных земель, осуществляется при наличии соответствующих правовых условий. Главным условием является наличие земельного участка как объекта рекультивационных правоотношений, который после промышленного использования нуждается в проведении соответствующих охранных и восстановительных мероприятий, и определение его необходимых размеров.

   Согласно нормам Земельного кодекса Украины и Кодекса Украины о недрах, приобретение права на землю для пользования недрами совершается только путем предоставления их в пользование. Таким образом, в правоотношениях по рекультивации землепользование является основополагающим правовым институтом.

    В частности, В.Б. Балакарский, А.Н. Павловский и Ю.В. Роганин отмечают, что проведение любых работ, связанных с использованием земельного участка, недопустимо без оформленного в установленном порядке права пользования или права собственности на него9. Оформление права пользования земельными участками предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, в соответствии с ч. 1 ст. 97 Земельного кодекса Украины, может проводиться на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем . Как отмечают ученые, эта норма противоречит ст. 126 данного нормативно-правового акта, которая устанавливает перечень документов, удостоверяющих право на земельный участок, а именно: право собственности и право постоянного пользования удостоверяется государственными актами, право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом11. С одной стороны, этот перечень является исчерпывающим, а типичные формы документов, указанные в ст. 126 Земельного кодекса Украины и утвержденные на государственном уровне, подлежат обязательной государственной регистрации. Что касается типичного соглашения, ни в гражданском, ни в земельном законодательстве оно не предусмотрено, также сделка не подлежит государственной регистрации12. Но с другой стороны, применение ст. 126 Земельного кодекса Украины при оформлении права пользования земельным участком для строительства, например, газовой скважины невозможно по таким причинам:
1) для размещения бурового оборудования используется земельный участок площадью около 3,5 га, с которого проводится снятие и складирование почвенного покрова;
2) буровые работы ведутся в течение одного или нескольких лет, затем оборудование демонтируется для обслуживания скважины, остается 0,36–0,4 га, отводимых для земель промышленности, а освобожденная площадь после проведения рекультивационных мероприятий используется по основному целевому назначению (как правило, это сельскохозяйственные, лесохозяйственные земли);
3) применение норм ст. 126 Земельного кодекса Украины во время проведения геологической разведки невозможно без отвода земельного участка для размещения буровой площадки к землям промышленности с точки зрения пунктов 1, 2, так как понятия временного отвода в действующем законодательстве не существует, а при отведении земельных угодий в соответствии с действующим земельным законодательством нужно гарантировать оплаченные потери сельскохозяйственного производства, которые не могут быть начислены на всю площадь буровой площадки, поскольку, как уже было отмечено, в промышленных целях будет использоваться лишь незначительная ее часть. Исходя из вышеупомянутых положений, ученые приходят к единому мнению, что занять земельный участок для геологоразведочных целей в рамках действующего земельного законодательства Украины достаточно сложно.

   Обязательным условием в правоотношениях по рекультивации земель, помимо предоставления земельных участков, является определение их размеров. По мнению Н.П. Барабаш, для нужд горнодобывающей промышленности землепользование осуществляется, как правило, на площадях залегания полезных ископаемых. Действующее земельное законодательство Украины не определяет размеров земельных участков, отводимых предприятиям, учреждениям, организациям для ведения горнодобывающих работ. На практике, по словам ученого, отмечаются случаи предоставления горным предприятиям земельных участков в размерах, превышающих их действительную потребность14. Это, в свою очередь, приводит к тому, что, во-первых, большие площади земельных угодий используются нерационально, а во-вторых, увеличивается количество поврежденных земельных угодий, требующих рекультивационных мероприятий. В данном случае такую ситуацию нужно решить на законодательном уровне, приняв соответствующие правовые нормы, которые будут в дальнейшем определять размеры земельных угодий для организации деятельности горной промышленности.

  При этом законодательная деятельность должна учитывать потребности конкретного горного предприятия в использовании земли не только для разработки недр, но и для обслуживания других потребностей (размещения рабочих городков, складов, отходов производства, содержащих полезные компоненты и т. д.).

   В данном случае характер и мощность месторождения позволяют заранее точно определить количество людей, необходимых для разработки месторождений, количество зданий и сооружений, жилых домов, необходимых для обслуживания потребностей горных предприятий и работников. Исходя из характера месторождений полезных ископаемых, можно точно определить объем выброшенных в отвалы пустых горных пород. Эти данные в той или иной степени позволяют установить рациональные размеры земельных участков, так как между размером земельного участка и объемом выброшенных пустых пород есть определенная зависимость.

  В частности, открытая разработка месторождений полезных ископаемых, по сравнению с закрытой, требует большей площади земельного участка. Исходя из этого, появляется еще один критерий правильного определения размеров земельных участков – это способ освоения недр. Таким образом, отслеживается определенная зависимость между размером земельного участка и характером залегания полезных ископаемых.

    В интересах правильного определения размеров земельных участков для горных предприятий важное значение имеет еще и определение их структуры использования. По критерию необходимости ведения горнодобывающих работ земельные участки целесообразно делить на безусловно необходимые и условно необходимые. Без безусловно необходимых участков разработка месторождений полезных ископаемых невозможна или экономически нецелесообразна. Именно они тесно связаны с горным отводом, так как в их пределах размещаются средства производства горного предприятия. На условно необходимых земельных участках, как правило, находятся дополнительные средства производства, которые непосредственно не связаны с разработкой месторождения (объекты переработки минерального сырья, склады, места для размещения отходов и т. д.). Отсутствие в использовании последних все же даёт возможность реализовать права при проведении горнодобывающих работ.

   Подводя итоги, необходимо отметить, что разработка научно обоснованных критериев определения размеров земельных участков для нужд горной промышленности и проведения в дальнейшем на этих землях рекультивационных мероприятий имеет важное практическое значение.

   Следующим обязательным условием проведения рекультивации на поврежденных и деградированных землях является финансирование проведения природоохранного мероприятия данного вида. Согласно ч. 6 ст. 52 Закона Украины «Об охране земель» отмечается, что работы по снятию, складированию, хранению и нанесению почвенной массы на затронутые земельные участки осуществляются за счет физических и юридических лиц, по инициативе или по вине которых нарушен почвенный покров, а работы по нанесению снятой почвенной массы на малопродуктивные земли осуществляется исходя из желания владельцев участков за их счет.

    На практике этот вопрос решается совершенно иным образом. По официальным данным Государственного агентства земельных ресурсов Украины, финансирование и проведение работ по рекультивации земель проводится как за счет государственного, так и за счет местных бюджетов, что противоречит положениям действующего земельного законодательства. Осуществление такого финансирования происходит потому, что горнодобывающая отрасль на современном этапе преимущественно находится в государственной форме собственности16. Именно это обстоятельство не позволяет реализовать вышеупомянутую норму Закона Украины «Об охране земель».

    Согласно выводам Счетной палаты Украины, финансирование из государственного и местных бюджетов восстановительных работ поврежденных промышленностью земель происходит по остаточному принципу17. Этот факт подтверждается статистическими данными, которые предоставлены Государственным агентством земельных ресурсов Украины. На сегодня в Украине более 800 тыс. га деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель, из них подлежат рекультивации 141,7 тыс. га.

  Динамика осуществления мероприятий по охране земель в регионах Украины на протяжении 1995–2010 гг. свидетельствует о существенном ежегодном сокращении выполнения вышеупомянутых мероприятий, что приводит к критическим последствиям – подтоплению сельскохозяйственных угодий, водной эрозии (смывам, оползням и т. д.), и наносит ежегодный значительный ущерб государству. По результатам наблюдения было определено, что рекультивация нарушенных земель в 1990 г. произведена на площади 19,2 тыс. га, в 1995 г. – 8,4 тыс. га, в 2000 г. – 3,7 тыс. га, в 2005 г. – 2,1 тыс. га, а в 2010 г. – 0,5 тыс. га. Таким образом, финансирование и проведение работ по охране земель, как за счет государственного, так и местных бюджетов, осуществляется крайне медленно.

    Подытоживая изложенные материалы, приходим к выводу, что нормативно-правовое регулирование правовых оснований и условий в правоотношениях по рекультивации земель не лишено определенных правовых пробелов и изъянов. В первую очередь, это касается рабочего проекта землеустройства по рекультивации земель, который должен в обязательном порядке разрабатываться и утверждаться на законодательном уровне. Именно он является единственным правовым основанием для проведения рекультивации поврежденных и деградированных земель после промышленного использования. Кроме этого, при решении вопросов рекультивации на нормативно-правовом уровне необходимо урегулировать вопросы землепользования и определить размеры земельных участков под горнодобывающее производство для осуществления эффективных восстановительных работ повреждённых земельных угодий.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика