Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Модернизационная политика современной России: траектории, развилки, тупики
Научные статьи
19.02.13 15:39

вернуться

  
ЕврАзЮж № 1 (56) 2013
ПРАВО И ПОЛИТИКА
Мухортов В.В.
Модернизационная политика современной России: траектории, развилки, тупики
В статье предпринимается попытка рассмотреть некоторые особенности модернизационного развития современной России в определенной исторической ретроспективе.

       Необходимость научного осмысления феномена модернизации российского общества обусловлена сложностью и противоречивостью практики этого процесса на протяжении последних двух десятилетий постсоветской истории. Модернизационные процессы, разворачивающиеся в современной России, занимают, особое место в ряду этих феноменов, осуществляемых в других странах мира.

   Сегодня модернизационные процессы в значительной степени определяются встроенностью государства и его институциональной структуры в широкую сеть социальных отношений, которые, в свою очередь, не могут сформироваться без контроля и защиты со стороны этого государства.

   Избранный президентом страны 4 марта 2012 года В. Путин ранее отмечал, что дух «новаций и модернизации должен пропитать все общество, это должен быть новый этап в развитии нашей страны...»1. В. Путин также подчеркнул необходимость для России ухода от нефтегазовой зависимости и перехода на инновационную модель развития. Осуществление этого курса потребует напряжения всех сил не только со стороны власти и государства, но и всего общества и, прежде всего, – его гражданских институтов. Но что есть модернизация вообще?

  Стоит отметить, что основные понятия, определяющие феноменологию проблемы модернизации и составляющие категориальный аппарат практически всех ее концепций, были сформулированы еще М. Вебером и базируются на его теории рационального поведения. Его теория обосновывала развитие общества через движение в системе ценностей от преобладания коллективных форм к обществам, по-строенным на принципах индивидуализма2. Исследователь Э. Дюркгейм также исследовал роль определенного типа личности при переходе от традиционного общества к современному. Главная его работа3, раскрывающая смысл перехода основанных на механической солидарности обществ, к органической общности их членов, на основе дифференциации функциональной деятельности и ценностных ориентаций, была написана в соавторстве с М. Моссом. В ней авторы исследовали формы традиционных обществ, построенных, по их словам, на механической солидарности, т.е. на структурно-функциональной тождественности всех членов, формируемой определенностью их образа жизни, действий и верований.

     Выдающийся исследователь в области современной теоретической социологии П. Штомпка выделяет три смысла идеи модернизации. Из них для нас важен третий смысл термина «модернизация», объясняющий движение современного общества от периферии к центру, т.е. усилия отсталых или слаборазвитых обществ, предпринимаемые ими для того, чтобы догнать развитые страны мира, сосуществующие с ними в одном историческом времени и в границах единого глобального общества. По его словам, это значение термина «модернизация», в узком смысле слова, было положено в основу ряда теорий модернизации, неомодернизации и конвергенции.

   Из множества концепций российской модернизации, представленных в отечественной литературе, можно выделить точку зрения В. Иноземцева. Для него «модернизация – это активный, под руководством государства, вывод страны на траекторию естественного органичного развития»5. Еще одна концептуальная схема российской модернизации предложена президентом Института национального проекта «Общественный договор» А. Аузаном. В своей концепции он исходит из того факта, что сегодня в России «группы коллективного действия» не являются субъектами модернизационных процессов, поэтому социальный капитал страны «близок к абсолютному минимуму». По его мнению, сегодня общество должно ориентироваться на решение задачи «культурной фазы вызревания социальных субъектов»6 модернизации.

  По мнению исследователя Я.А. Пляйса, осуществление реформ, направленных на модернизацию российского общества и государства, должно учитывать такие факторы, как соответствие этих реформ цивилизационным основам, их созвучность менталитету народа, ритму его жизни, доминирующим в обществе ценностям, нормам и интересам.

   Исходя даже из общего анализа рассмотренных концептуальных схем, можно констатировать, что сегодняшняя российская наука, в области политологии, пока еще однозначно не определилась со своим концептуальным выбором в отношении будущего российской модернизации. Во многом это будущее зависит от успешности преодоления негативных процессов, связанных с социальным сознанием, возникающих в трансформирующихся обществах и являющихся следствием сущностных социально-политических преобразований в них.

    Российская концепция модернизации базируется на создании государством условий для проявления глубокой «низовой» заинтересованности со стороны всех слоев населения в процессах обновления и развития,она не предполагает какого-либо государственного директивного плана по принуждению к выполнению определенных обязанностей каких-либо общественных структур, участвующих в этих процессах.

     Стоит отметить, что особенности функционирования российского государства в настоящее время в большей степени определены состоянием и возможностями его политической системы. Последнюю на уровне государства можно рассматривать как сложный социальный феномен, сформировавшийся в результате длительного исторического развития под влиянием множества разнообразных факторов. Этот феномен современной России явился результатом взаимодействия значительного числа вновь возникших субъектов политики и усложнения политических связей между ними. Сегодня речь уже идет не просто о централизации или децентрализации российского государства, а о таком балансе интересов центра и регионов, при котором все субъекты федерации получали бы стимул к раскрытию своих потенциалов и, тем самым, способствовали бы развитию страны в целом. Однако осуществление сбалансированного федерализма в современных условиях невозможно без новых механизмов участия общества во всех сферах жизнедеятельности российского государства.

    В условиях глобального мира уже невозможны никакие усилия государства по реформированию «сверху», без одновременно проводимых демократических преобразований,поскольку глобализация формирует систему взаимозависимых во всех сферах жизнедеятельности государств, одновременно находящихся в жесткой конкурентной борьбе друг с другом.

    Таким образом, и сама роль государства в модернизационных процессах на современном этапе развития российского общества оценивается политологами весьма неоднозначно. Так, в российских условиях чрезмерное доминирование государства в этих процессах иногда приводит к неожиданным для него и общества последствиям. И основной причиной такого рода явлений оказывается «негибкость» его институциональной политической структуры, не способной вовремя реформироваться и, как результат, не готовой к решению модер-низационных задач. Ее инерционность характеризуется не только невозможностью вовремя отреагировать на изменившуюся ситуацию и разрешить возникшие противоречия, но и стремлением к сохранению этой структуры в неизменном виде. Это приводит к разнонаправленности процессов модернизации: реформирование в интересах государства идет в ущерб социальным преобразованиям. При такой модернизации государство не в состоянии в полной мере учесть социокультурные особенности российского общества и его интересы. Сегодня для государства общество не является целью модернизации, а рассматривается им в качестве ее объекта, следствием чего является чрезмерная регламентация общественных процессов и игнорирование социальных инициатив по созданию гражданского общества. В результате невостребованным оказывается человеческий потенциал страны, что сказывается на усилении эмиграционных настроений в обществе.

    На наш взгляд, успешность модернизационных процессов напрямую зависит от трансформации институциональной политической структуры российского государства в направлении усложнения и большей дифференциации этой структуры. Такая структура позволит обеспечить гармоничную целостность интересов общества и государства. При этом государство должно выступить гарантом модернизации в интересах всего общества, а не только его элитарной части. Ведущая роль российского государства в проведении модернизации, обусловлена, еще одним важным обстоятельством: «усталостью» общества от целого ряда болезненных трансформаций, через которые оно прошло в течение последних двух десятилетий. В результате этих потрясений оно в значительной степени утратило способность и желание к каким-либо изменениям. К тому же в сегодняшнем российском обществе отсутствуют гражданские институты, способные взять на себя инициативу проведения модернизации.

    Современное российское государство находится на пути к консолидации своей государственности, новым политическим и экономическим реформам, образованию гражданского общества и, на этой основе, становлению стабильной и дееспособной демократии. Однако на этом пути к свободе, как государству, так и всему российскому обществу предстоит еще поиск собственных форм политической и экономической модернизации, чтобы противостоять вызовам времени в глобальном мире.

    Еще одна проблема оказывает существенное значение на торможение модернизационного развития Российской Федерации – право собственности.

    И хотя этот вопрос и был урегулирован еще в 90-е годы прошлого века, недовольство и отторжение власти сохраняется в массах.

   Ни для кого не секрет, что вопрос собственности был решен в пользу новой фазы этакратизма. Иначе говоря, в постсоветской России сложился неоэтакратизм – общество, в котором отношения «приватизированной» собственности подчинены отношениям власти правящего слоя собственников.

  И очевидно, что большинство населения России, считает приватизацию несправедливой и нелегитимной операцией. Фактически такое отношение к приватизации спровоцировало у населения страны кризис доверия к либерально-демократическим ценностям и реформам 1990-х годов, что, в свою очередь, позволило монопольной власти достаточно «безболезненно» ограничить демократизацию и еще больше сконцентрировать ресурсы в руках властной элиты.

    По мнению Дж. Стиглица, проблема современной России состоит в совершенно неверном, искаженном взгляде на суть рыночной экономики, рассматривающем приватизацию в качестве самоцели. Поэтому он предлагает «восстановить веру в государство» посредством принятия последним «философии», основанной на том, что «естественные ресурсы принадлежат народу».

   Сегодняшняя политическая и социально-экономическая картина российской действительности представляет собой причудливую пространственно-временную эклектику, в которой одновременно сосуществуют отдельные элементы советского прошлого и результаты процессов постсоветской трансформации, присутствующие в ней в качестве компонентов частнособственнической экономики и демократической организации общества. По своей институциональной структуре и системе ценностей сложившийся на сегодняшний момент в России социетальный порядок принято относить к неоэтакратизму, он сущностно отличается, от такого же порядка развитых стран мира. Однако само существование этого факта еще не дает оснований говорить о неуспешности или невозможности каких-либо модернизаций в современной России.

   Более того, модернизация российского общества не только будет сущностно отличаться от подобных модернизаций в западных обществах, но будет и резко ограничена во времени, по сравнению с последними, поскольку новый модернизационный этап России придется проходить в условиях глобализированного мира.

    В заключении хотелось бы подчеркнуть, что все успешные модернизации в разных странах мира были не набором заимствований, а проектами государственного строительства, внедрения новых ценностей и идеалов, новой системы социальных отношений. Технологические инновации необходимы, но не достаточны, поскольку успешные модернизации связаны не с внедрением каких-либо технологических новшеств, а с новыми общегосударственными задачами, с новой системой целей, новой мотивацией людей. В этой связи, концепция российской модернизации должна, учитывая цивилизационные нормы развития современных обществ и культурно-историческую специфику развития страны, исходить в своей теоретической и методологической рефлексии из ведущей роли государства в модернизационных процессах. И только так и никак иначе.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика