Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Конституционный Суд Республики в системе органов государственной власти Республики Бурятия
Научные статьи
26.02.13 08:36


  
ЕврАзЮж № 4 (11) 2009
Конституционное право
Намсараева О.Х.
Конституционный Суд Республики в системе органов государственной власти Республики Бурятия
В статье определено место и роль Конституционного Суда Республики Бурятия в системе органов ее государственной власти. Важное значение имеет вопрос о его взаимоотношениях с другими органами государственной власти Бурятии с учетом принципа разделения властей, который предполагает не только самостоятельность и независимость законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта, Президента и Правительства и судебной власти республики, но также их единство и взаимодействие. Особое внимание автор уделяет проблемам взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия с Конституционным Судом республики, приводит примеры вынесения решений Суда по жалобам и заявлениям данных органов.
  
    Начальным этапом учреждения в Республике Бурятия органа конституционного контроля явилось принятие в феврале 1994 г. Конституции Республики Бурятия . В ней предусматривается, что на территории Республики Бурятия наряду с федеральными судами действует Конституционный Суд Республики Бурятия – высший орган судебной власти по защите конституционного строя Республики Бурятия.

  В октябре 1994 г. депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Бурятия приняли Закон «О Конституционном Суде Республики Бурятия». Избрание в январе 1995 г. Парламентом республики первого состава Конституционного Суда и принятие судьями присяги ознаменовало начало деятельности Конституционного Суда республики.

    С первых дней своей работы Конституционный Суд Республики Бурятия направил свои усилия на укрепление конституционной законности, признание положений Основного закона Республики Бурятия не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и гражданами, их объединениями и должностными лицами с целью обеспечения стабильности государственного устройства республики, защиты основных прав и свобод граждан. Вся деятельность Конституционного Суда нацелена на утверждение верховенства Конституции Республики Бурятия, на ее защиту, обеспечение ее высшей юридической силы .

    По существу модель конституционного правосудия в Республике Бурятия идентична федеральной. Как и на федеральном уровне, Конституционный Суд Бурятии выполняет роль негативного законодателя.

   Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Президента Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, депутата Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, члена Правительства Республики Бурятия, Прокурора Республики Бурятия, органов местного самоуправления и общественных объединений Республики Бурятия рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Бурятия:
а) законов Республики Бурятия, иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия;
б) межреспубликанских, межрегиональных договоров и соглашений.
Конституционный Суд Республики Бурятия разрешает споры о компетенции:
а) между органами государственной власти Республики Бурятия;
б) между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Бурятия;
в) между органами местного самоуправления в Республике Бурятия.

    Конституционный Суд Республики Бурятия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Бурятия, иных нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

  Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Президента Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия дает толкование Конституции Республики Бурятия.

   Законы, иные нормативные правовые акты, межреспубликанские, межрегиональные договоры и соглашения или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Бурятия, утрачивают силу.

  Конституционный Суд Республики Бурятия действует наряду с Президентом, Парламентом и Правительством Бурятии, а в некоторых отношениях стоит даже выше, поскольку это единственный орган, который, согласно Конституции Бурятии, вправе аннулировать законы и иные нормативные акты и Парламента, и Президента, и Правительства.

   Важное значение в деятельности Конституционного Суда республики имеет вопрос о взаимоотношении с другими органами государственной власти Бурятии с учетом принципа разделения властей, который предполагает не только самостоятельность и независимость Народного Хурала, Президента, Правительства и судебной власти республики, но также их единство и взаимодействие.

    Наибольшее влияние на формирование и полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ оказывают законодательные органы. Они не только формируют судейский корпус этих судов, но и посредством принятия законов наделяют полномочиями конституционные (уставные) суды .

    Взаимодействие органов законодательной представительной власти Бурятии и Конституционного Суда республики сводится к следующим основным положениям. Народный Хурал создает нормативно-правовую базу для организации и функционирования Конституционного Суда, формирует его состав, утверждает его бюджет на очередной финансовый год. Конституционный Суд Бурятии по запросам Народного Хурала Республики Бурятия, депутата Народного Хурала Конституционный Суд Республики Бурятия принимает вопросы к рассмотрению, выступает с посланием к Народному Хуралу о состоянии конституционной законности в республике. Он также оказывает существенное воздействие на деятельность Народного Хурала. Так, Суд по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы, проверяет законы Республики Бурятия на соответствие Конституции Республики Бурятия, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти республики, между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также по запросам Народного Хурала осуществляет толкование Конституции Бурятии.

  В сентябре 2000 г. Президент Республики Бурятия обратился в Конституционный Суд Республики Бурятия с запросом о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия ч. 1 ст. 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия, в соответствии с которым возражения Президента по отклоненному закону направляются Председателем Народного Хурала на рассмотрение комитетов. Заключения комитетов по возражениям Президента обобщаются ответственным комитетом Народного Хурала, специально созданной комиссией или согласительной комиссией, образуемой Хуралом или его Советом и Президентом, и направляются на рассмотрение Народного Хурала с предложениями одобрить закон в ранее принятой редакции, принять закон в редакции, предложенной Президентом, либо согласиться с отдельными изменениями в законе, предложенными Президентом, или согласиться с предложениями Президента Бурятии о нецелесообразности принятия данного закона.

    Президент посчитал, что таким образом Хурал расширил свои полномочия, возложив на него дополнительные обязанности по предложению новой редакции закона и созданию Народным Хуралом специальной комиссии, которые не предусмотрены Регламентом Народного Хурала.

    В соответствии с п. «б» ст. 74 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия «вправе не позднее четырнадцати дней с момента поступления возвратить закон со своими возражениями в Народный Хурал Республики Бурятия для повторного обсуждения и голосования. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, он в течение семи дней подлежит подписанию Президентом Республики Бурятия и обнародованию».

     Таким образом, указанные в п. 1 ст. 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия положения не только возлагают на Президента Республики Бурятия дополнительные обязанности, но и ограничивают его право вето. Это не соответствует Конституции Республики Бурятия и Закону Республики Бурятия «О Президенте Республики Бурятия», противоречит принципу разделения властей (ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Бурятия). В связи с чем Конституционным Судом Бурятии было вынесено обоснованное решение о признании ч. 1 ст. 80 Регламента Народного Хурала Республики Бурятия не соответствующей Конституции Республики Бурятия, ее ст. 5 (ч. 1), 11 (ч. 2), 74 (п. «б»), 90 (ч. 3).

   Разрешая споры о компетенции, Конституционный Суд Бурятии становится арбитром между исполнительной и законодательной властью, и не исключено, что тот или иной орган принимает это как обиду или симпатию к оппоненту. Так, осенью 2004 г. началось противостояние Парламента и Правительства Республики Бурятия по вопросу контроля депутатами исполнения целевых программ, которые реализовывало Правительство. 22 сентября 2004 г. депутаты Народного Хурала приняли Закон «О республиканских целевых программах» . Однако Президент Бурятии и одновременно Председатель правительства Л.Потапов наложил на Закон вето. На мартовской сессии впервые за историю Народного Хурала президентское вето было преодолено, после чего Президент был вынужден подписать Закон. Тогда Президент обратился в Конституционный Суд Республики Бурятия о проверке конституционности ряда положений Закона «О республиканских целевых программах».

    Конституционный Суд Республики Бурятия в Постановлении от 30 марта 2005 г. «О разрешении спора между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием Закона Республики Бурятия "О республиканских целевых программах"»  и в Постановлении от 15 апреля 2005 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Бурятия «О республиканских целевых программах» от 3 декабря 2004 г. 816-III в связи с запросом Президента Республики Бурятия»  признал ряд норм Закона не соответствующими Конституции Республики Бурятия в части разграничения компетенции между представительной и исполнительной ветвями власти. В результате Народный Хурал лишился механизма контроля за исполнением целевых программ, которое реализует Правительство Республики Бурятия, а 1 марта 2006 г. Народный Хурал Республики Бурятия принял Закон «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия"» , в котором срок полномочий судьи Конституционного Суда Республики Бурятия был сокращен с 12 до 5 лет. Возможно, внесение этих изменений в Закон «О Конституционном Суде Республики Бурятия» напрямую связано с изданием вышеперечисленных Постановлений Конституционного Суда Бурятии.

    Вызывает опасения и то, что, по данным средств массовой информации депутаты Парламента выносили на обсуждение вопрос об упразднении Конституционного Суда Бурятии, мотивируя это тем, что на его содержание ежегодно тратится огромная сумма – 30 млн руб., а также диспозитивной нормой Федерального Конституционного закона РФ «О судебной системе в Российской Федерации», устанавливающей конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации. «В конце концов, в спорных вопросах мы можем разобраться, и не прибегая к услугам Конституционного Суда, а методом переговоров и консультаций – было бы только желание сторон! А 30 миллионов рублей отдать детям», – сказал газете «Московский комсомолец» один из инициаторов ликвидации Конституционного Суда Бурятии .

   В Республике Бурятия в соответствии со ст. 69 Конституции Республики Бурятия Президент Республики Бурятия является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Вместе с тем Президент возглавляет исполнительную власть республики.

    Взаимодействие органов исполнительной власти во главе с Президентом республики с Конституционным Судом Бурятии характеризируется следующими положениями. В первую очередь, участие Президента в назначении судей Конституционного Суда, приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда, награждение судей государственными наградами Республики Бурятия, присвоение им почетных званий Республики Бурятия, представление их к почетным званиям и государственным наградам Российской Федерации. Кроме того, Президент Бурятии принимает участие в конференциях судейского сообщества республики.

   Конституционный Суд также оказывает влияние на работу органов исполнительной власти во главе с Президентом Бурятии, прежде всего это относится к проверке Судом законов, подписанных и опубликованных Президентом, а также договоров и соглашений, нормативных правовых актов Правительства республики, разрешению споров о компетенции между Президентом и иными органами государственной власти республики, а также органами местного самоуправления, толкованию Конституции Бурятии по запросу Президента и Правительства республики, участию Суда в принятии присяги Президента республики, а также участию в отрешении Президента Бурятии от должности Президентом Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что запросы и ходатайства Президента и Правительства республики являются самыми многочисленными в работе Конституционного Суда, при этом вопросы, касающиеся соответствия Конституции Бурятии и разрешения споров о компетенции, являются наиболее частыми. Так, за время своего существования Конституционным Судом было рассмотрено 25 запросов, ходатайств Президента – Председателя Правительства Республики Бурятия. И это не удивительно, поскольку сама сущность института президентства как гаранта конституции подразумевает данное отношение.

    Широкую огласку в средствах массовой информации получило дело о проверке конституционности отдельных положений п. 1 ст. 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 г. № 637-III «О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия» . Конфликт между органами законодательной и исполнительной власти произошел в связи с передачей в ведение мэрии Улан-Удэ государственного предприятия Республики Бурятия «Культурно-спортивный комплекс» (КСК ЗММК), являвшегося собственностью Бурятии. Республиканский закон предполагал, что передача может состояться только после одобрения Народного Хурала. Депутаты отказали в безвозмездной передаче данного государственного предприятия из собственности Бурятии в муниципальную собственность, хотя она была одобрена Президентом республики, являющимся также Председателем Правительства.

    Однако постановлением Правительства Республики Бурятия предприятие было передано в собственность города Улан-Удэ, а Президент обратился в Конституционный Суд республики с запросом о проверке конституционности некоторых положений названного Закона. Постановлением Конституционного Суда Бурятии было вынесено решение о законности действий Правительства, поскольку, как указано в Постановлении, Народный Хурал Республики Бурятия не вправе принимать решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия или приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности, либо отказе в передаче или приеме, так как данное полномочие отнесено к ведению уполномоченных исполнительных органов (уполномоченного исполнительного органа) государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих полномочия собственника имущества.

     Положение, что Хурал контролирует, но не может повлиять на перемещение собственности, не устроило депутатов. В связи с чем законодательный орган республики обратился с запросом в Конституционный Суд РФ. Однако Конституционный Суд России отказался рассматривать запрос депутатов Народного Хурала Республики Бурятия о законности передачи КСК ЗММК в ведение администрации Улан-Удэ, мотивируя тем, что доводы, приведенные в запросе Народного Хурала, свидетельствуют о том, что фактически заявитель ставит перед Конституционным Судом РФ вопросы о соответствии закона субъекта РФ федеральному закону, а также о несоответствии постановления Конституционного суда Бурятии Конституции Бурятии, федеральному закону и Конституции РФ. Решение подобных вопросов, согласно ст. 3 Федерального Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.

    Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции РФ . Возможные пути осуществления данной деятельности намечены в приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» , в котором отмечается, что обобщение информации, характеризующей состояние законности в сфере регионального и местного нормотворчества, свидетельствует о недостатках в организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований. В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

     Взаимодействие прокуратуры с органами конституционного контроля может иметь место в результате направления запросов прокуроров в эти органы о проверке конституционности тех или иных нормативных правовых актов. Для этого в конституциях (уставах) субъектов РФ и законах о конституционных (уставных) судах субъектов РФ должно быть отражено право прокурора субъекта РФ обращаться в конституционный (уставный) суд ее субъекта с запросом о проверке соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Согласно ч. 1 ст. 101 Конституции Республики Бурятия Прокурор Бурятии вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции Бурятии законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. Органы прокуратуры республики уделяют значительное внимание деятельности Народного Хурала, Президента и Правительства Бурятии и органов местного самоуправления. Прокурор республики неоднократно использовал свое право на обращение в Конституционный Суд Республики Бурятия в целях прекращения действия незаконных правовых актов. Так, в 2003 г. Прокурор республики обратился с запросом в Конституционный Суд Бурятии, в котором он оспаривал конституционность положений п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 23 Закона Республики Бурятия «О выборах Народного Хурала Республики Бурятия» , в соответствии с которыми выборы депутатов проводятся по одномандатным округам и избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в каждом избирательном округе не более одного кандидата. Данные положения рассматриваемого Закона были признаны судом противоречащими Конституции Республики Бурятия и федеральному законодательству, поскольку согласно ч. 2 ст. 80 Конституции Республики Бурятия половина депутатов Народного Хурала избирается по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат). Другая половина депутатов Народного Хурала Республики Бурятия избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. А также, согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

   Бесспорно, что деятельность органов прокуратуры имеет большое значение в соблюдении законности правовых актов со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Бурятия.

    Таким образом, Конституционный Суд республики действует с учетом принципа взаимодействия и разделения властей, является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти Бурятии, осуществляя конституционное правосудие. Вместе с тем, подчеркнем, что наибольшая эффективность в деятельности законодательной исполнительной и судебной власти имеет место только тогда, когда органы государственной власти не противостоят друг другу, а осуществляют согласованные, ответственные действия по решению общих задач.

     Конституционный Суд Республики Бурятия за период своего существования на деле доказал значимость и важность принимаемых решений, разрешая споры и вынося мотивированные решения по вопросам законности, предупреждая от необдуманных поступков органы государственной власти республики. Полагаем, опыт деятельности Конституционного Суда Бурятии является еще одним веским аргументом в пользу учреждения конституционных (уставных) судов в Российской Федерации. Необходимо отметить, что в тех субъектах РФ, где функционируют конституционные (уставные) суды, система органов государственной власти действительно отвечает конституционному принципу разделения властей, а в их учредительных нормативно-правовых актах наиболее полно урегулированы вопросы, касающиеся системы сдержек и противовесов, что имеет определяющее значение при установлении компетенции законодательной, исполнительной и судебной власти в субъекте РФ . Так, В.А.Кряжков отмечает, что при отсутствии конституционных (уставных) судов в большинстве субъектов РФ пока не сформировалась система органов государственной власти и не реализуется конституционный принцип разделения властей.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика