Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формирование государственной молодежной политики в условиях трансформации российского общества
Научные статьи
26.02.13 08:57


  
ЕврАзЮж № 4 (11) 2009
Право социальной защиты

Захаренков Н.В.
Формирование государственной молодежной политики в условиях трансформации российского общества
В статье на основе анализа основных нормативных актов, регламентирующих осуществление о молодежной политики, рассмотрены проблемные вопросы ее реализации в современном Российском государстве.
  
    Указом Президента России от 18 сентября 2008 г. № 1383 2009 год объявлен Годом молодежи в России. Организационный комитет проведения Года молодежи возглавил Председатель Правительства РФ В.В.Путин. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1955-р утвержден состав организационного комитета и план основных мероприятий проведения Года молодежи в РФ.

    В план проведения Года молодежи включены масштабные общероссийские мероприятия в таких областях активности молодежи, как предпринимательство, научно-техническое творчество и общественно-политическая сфера.

     Такое внимание государства к положению российской молодежи обусловлено тем, что еще в начале 90-х годов XX в., согласно статистическим данным, резко обострились отрицательные явления и проблемы российского общества: увеличение числа разводов, в первую очередь в молодых семьях, снижение рождаемости, высокая младенческая смертность и др. Все это в условиях социально-экономического кризиса ведет к сокращению численности населения, которое, по прогнозам специалистов, может сократиться к 2040 г. в два раза, что представляет угрозу национальной безопасности страны. 

   Несомненно, что в условиях коренной трансформации общества и функционирования государства роль молодежи усиливается. Поэтому в структуре государственной власти существовали органы, ответственные за проведение политики в отношении молодежи. Это Государственный комитет РФ по делам молодежи, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. Основными приоритетными направлениями их являлась защита прав несовершеннолетних и молодежи, в том числе и социальная защита, социальная поддержка.

   В настоящее время проведение государственной молодежной политики возложено на Департамент молодежной политики и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Она рассчитана на долгосрочную перспективу – до 2016 г. Однако фундамент государственной молодежной политики был заложен на заре становления новой российской государственности. Еще в середине 90-х годов XX в. был принят ряд федеральных законов, ориентированных на социально-правовую защиту молодежи.

   Рассмотрим основные направления политики по защите прав и законных интересов молодежи и способы ее реализации, а также вопрос об актуальности в настоящих политико-правовых условиях повторения попытки унификации положений правовой базы молодежной политики на основе рамочного закона о молодежи, проект которого был предложен в 1999 г., но так и не подписан Президентом России. Попытаемся ответить на эти вопросы через призму анализа возможностей по обеспечению гарантий прав молодежи в сфере образования, труда и занятости, так как они тесно связаны друг с другом.

    На заре становления новой российской государственности Президентом России молодежная политика была названа одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Молодежная политика была определена как деятельность государства, осуществляемая в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества . Указ Президента Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 890 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» (1998-2000 гг.)» внес новый акцент в понятие «молодежная политика» . Здесь, однако, важно то, что органы государственной власти признали свою ответственность за реализацию молодежной политики в стране.

    Государственная молодежная политика понимается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека . Государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет и молодых семей. Молодой семьей признается любая семья, существующая первые три года после заключения брака, при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Молодой семьей признается также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

    Основные направления молодежной политики устанавливаются почти каждым из нормативных актов общего характера, регулирующих вопросы молодежи и молодежной политики. Совокупность направлений молодежной политики начала формироваться на основании положений Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» , Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» , Федеральной программы «Молодежь России», одобренной Указом Президента РФ от 15 мая 1996 г. № 716 , федеральной целевой программы «Молодежь России» (1998–2000 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1997 г. № 746  (в составе Программы социальных реформ в РФ на период 1996–2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222) , Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» .

     Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ и другими законодательными актами, действующими на территории РФ.

     В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение прав молодых граждан обеспечивается через недопущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе как в установленном законом порядке; признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного молодым гражданам; проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальных требований к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда; осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, создание в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всех уровней.

     Резолюция Международной организации труда «О занятости молодежи» (1998) призывает государства принять меры к тому, чтобы заканчивающая школу молодежь имела общее образование и располагала сбалансированным кругом профессиональных квалификации и навыков, позволяющих ей реализовать в полной мере свой потенциал и вносить вклад в повышение благосостояния общества . Профессиональная подготовка должна быть ориентирована на требования рынка труда, чтобы облегчить молодежи переход от школы к трудовой деятельности и приобретение общих навыков, служащих основной для трудоустройства и обучения в течение всей трудовой жизни. Поэтому главной задачей Российского государства в сфере труда и занятости молодежи в период социально-экономических реформ являлось и до сих пор является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд, создание новых рабочих мест, организация служб занятости и помощи в трудоустройстве, создание системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

    Основные направления государственной молодежной политики в РФ предполагают, что в целях содействия занятости молодежи будут применяться следующие меры и средства:
1) использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
2) установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот для приема молодых людей на работу .

   Рассмотрим подробнее эти возможности. Под квотой признается минимальное количество мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в проценте от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории . К различным группам населения, для которых производится квотирование рабочих мест, относится в том числе молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их заменяющих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе восемнадцати лет. Квотирование рабочих мест организациями производится на основании договоров, заключаемых с ними органами местного самоуправления.

   Договор о квотировании должен содержать в числе прочих обязательные сведения: наименование рабочего места; категорию граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источники финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора.

    Условия и порядок установления квоты, ее размеры и сроки действия, категории граждан, для которых она устанавливается, утверждаются органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы групп граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Это могут быть территориальные органы социальной защиты населения, управления образования, органы по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, объединения предпринимателей и др. Размер квоты и порядок ее ввода определяется органом местного самоуправления ежегодно с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда, возможностей работодателей, финансовых возможностей региона на срок не менее одного календарного года. К примеру, размер квоты для трудоустройства молодежи в Московской области устанавливается в зависимости от среднесписочной численности ее работников и составляет: для организаций численностью от 50 до 100 человек – одно рабочее место; для организаций численностью свыше 100 человек – 1 % от численности работников организации .

    В Москве размер квот устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет для организаций численностью от 15 до 30 человек – одно рабочее место для инвалида или гражданина, не достигшего 18 лет (по усмотрению работодателя); от 31 до 100 человек – одно рабочее место для гражданина, не достигшего 18 лет, на каждые 30 работников; свыше 100 человек – 3 % для инвалидов и 1 % для молодежи в возрасте до 18 лет .

     В Хабаровском крае квота для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, была установлена в размере: одно рабочее место – для организаций, численность работников которых составляет от 15 до 100 человек; 1 % от среднесписочной численности работников – для организаций, численность работников которых составляет свыше 100 человек . При этом в случае невозможности выполнения квоты для приема лиц моложе 18 лет работодатели ежемесячно вносят в Государственный фонд занятости населения РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в пределах квоты. Работодатели, выполняющие квоту, имеют право на установление по отношению к ним льготного налогового режима.

     К примеру, в Ивановской области работодатели, заключившие с органами местного самоуправления договоры о квотировании и создавшие, предоставившие или (и) сохранившие в счет установленной квоты рабочие места, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в областной бюджет, в сумме ежемесячно не превышающей установленного федеральным законом размера минимальной оплаты труда на каждого трудоустроенного работника . В Красноярском крае применяются льготные тарифы оплаты коммунальных, транспортных и других услуг, оказываемых предприятиями, находящимися в муниципальной собственности данного органа местного самоуправления . В качестве льгот в Самарской области стали применяться следующие способы: выделять (передавать в аренду) нежилые помещения, уменьшать размер арендной платы или освободить от нее на определенный срок полностью, оказывать помощь в материально-техническом снабжении вновь созданным цехам, участкам предприятий, хозяйственным товариществам, ассоциациям, арендным коллективам. Работодатели, выполняющие квоту, установленную для трудоустройства молодежи в Московской области, имеют преимущественное право на размещение областного производственного заказа при прочих равных условиях .

    Руководители организаций, нарушающих порядок внесения обязательной платы в фонд занятости, несут ответственность. Размеры ответственности различны. В Кемеровской области, например, ответственность наступает в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы – в размере скрытой или недовнесенной суммы; за отказ в приеме на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет – в пределах стоимости рабочего места, определяемой администрацией Кемеровской области . В Красноярском крае установлено, что в этом случае работодатели несут ответственность в соответствии с заключенным договором денежным штрафом, налагаемым в судебном порядке .

     Квотирование рабочих мест для молодежи проводилось в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан и в общем привело некоторому снижению социальных последствий безработицы. К примеру, в Ивановской области из 25,7 тыс. человек, обратившихся в службу занятости в 1997 г., молодежь в возрасте 16–29 лет составляла 7,7 тыс. человек (29,9 %), подростки в возрасте 14–17 лет – 1,6 тыс. человек (6,3 %). Трудоустроено в 1997 г. из числа молодежи в возрасте 16–29 лет – 4,7 тыс. человек (61 %); подростков – 1029 . Реализовывались программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и высвобождаемых работников. К примеру, в Москве действовала программа содействия занятости населения города Москвы. В соответствии с этой программой Московский учебный центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации проводил прием лиц из числа безработной молодежи Москвы, ищущих работу, имеющих базовое образование в объеме средней общеобразовательной школы или профессионально-технического училища .

   В середине 90-х годов XX в. формируется правовая основа деятельности учреждений социальной службы, специально предназначенных для работы с несовершеннолетними и молодежью. Была создана сеть государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, которые призваны обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Такие специальные учреждения могут быть открытого или закрытого типа.

    Учреждение открытого типа выполняет профилактические функции и создается для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения; испытывающих трудности в общении с родителями.

    Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. В учреждении закрытого типа создается специальный режим, обеспечивающий специальные условия содержания воспитанников, такие, как охрана территории учреждения; временная изоляция воспитанников, исключающая возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна; проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач. В специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением по решению суда направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние; в учреждения открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключений психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка старше 14 лет .

    Педагоги-психологи, медицинские работники таких специальных учебно-воспитательных учреждений ведут просветительскую работу среди воспитанников, родителей (законных представителей), учителей, воспитателей. Медики, психологи и социальные работники ведут совместную работу по лечению, реабилитации и обучению воспитанников. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек, однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек. Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении и получают бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами.

     В коррекционных учреждениях организовано общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность. Воспитанники имеют право обучаться в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ускоренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими актами, принимаемыми учреждением; воспитанники, имеющие нарушения речи, получают логопедическую помощь на специально организуемых занятиях. Содержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. В учреждениях создаются условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом, искусством, ремеслами. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым каждым учреждением самостоятельно в соответствии с базисным (примерным) учебным планом и расписанием занятий. Воспитанникам предоставляется право выбора специальности из числа специальностей, обучение по которым организовано в учреждении.

    В процессе профессиональной подготовки воспитанникам предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью адаптации к самостоятельной трудовой деятельности. Заработанные деньги в полном объеме должны перечисляться на лицевой счет воспитанника и выдаваться ему по его просьбе с разрешения администрации.

     В учреждениях организуются психолого-медико-педагогические комиссии, которые каждые шесть месяцев рассматривают динамику реабилитационного процесса и вносят коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

     Одним из способов государственной поддержки науки, культуры и искусства в РФ является присуждение на конкурсной основе государственных стипендий талантливым молодым авторам литературных, музыкальных и художественных произведений. Эти меры призваны содействовать созданию новых произведений литературы, кинематографии, дизайна, архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, циркового, а также исполнительского и других видов искусства и присуждаются лицам, являющимся гражданами России в возрасте до 35 лет (включительно) .

    Особой социальной группой молодежи является российское студенчество. Эта группа занята деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду. От качества этой подготовки зависит накопление интеллектуального потенциала государства, уровень готовности молодежи к дальнейшему развитию российского общества.

     Несомненно, что у государства и студенчества есть взаимные интересы. Интересы государства состоят во всемерном развитии интеллектуального, духовного, экономического потенциала общества через развитие системы поддержки высшей школ, а интересы студенческой молодежи состоят в получении высшего профессионального и культурного образования, соответствующего интеллектуальным потребностям личности, позволяющего достойно состязаться на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности. Большинство программ, направленных на решение проблем студенчества, реализуется совместно с профсоюзными, студенческими и общественными молодежными организациями.

     Одним из важнейших критериев эффективности высшего образования является целевое соответствие подготовки специалистов уровню современных требований, мировых стандартов, востребованность выпускников вузов. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка являются преградами для реализации образовательного потенциала молодежи. Из-за этого дисбаланса молодежь, получившая профессиональное образование, очень часто оказывается не у дел. Поэтому, осознавая тяжелую ситуацию, сложившуюся в студенческой среде, связанную прежде всего с низким стипендиальным обеспечением, недостаточным финансированием медицинского обслуживания, отдыха и досуга студентов, практическое отсутствие возможности легального заработка, соответствующего профессиональной подготовке, удовлетворяющего хотя бы минимальным потребностям и не мешающего учебному процессу, приоритетной задачей правительства в этой области было обеспечение поддержки студентов.

    Так, в марте 1991 г. студентам высших, учащимся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений были повышены размеры стипендий: успевающим студентам высших учебных заведений – в размере 120 руб. в месяц; успевающим учащимся средних специальных учебных заведений – в размере 100 руб. в месяц. Отметим, что минимальный размер оплаты труда 1 октября 1991 г. составлял 180, а 1 января 1992 г. – 195 руб. в месяц .

   В начале 1992 г. правительством были установлены дополнительные меры социальной защиты. Так, в целях усиления социальной защиты осуществлены единовременные ежемесячные выплаты за апрель–май 1992 г. в размере 150 руб. – аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях; 125 руб. – студентам высших учебных заведений, получающим стипендию, и 105 руб. – учащимся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, получающим стипендию.

     С 1 июня 1992 г. установлены социальные пособия в размере 400 руб. ежемесячно студентам высших и учащимся средних специальных учебных заведений, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям. Стипендии были установлены в размере не менее 900 руб. – аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях; 720 руб. – успевающим студентам очных высших учебных заведений и 630 руб. – успевающим учащимся очных средних специальных и профессионально-технических учебных заведений . Однако следует отметить, что стоимость набора из девятнадцати основных продуктов питания в Москве в 1992 г. составляла 5 336 руб.  Мы видим, что предложенные Правительством России меры по социальной защите студенческой молодежи по своему объему явно недостаточны.

    Предельная стоимость платы за проживание в общежитии составляла не более 3 % от размера стипендии, установленной для успевающих студентов соответствующих учебных заведений.

     Молодым людям, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно - правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы стали предоставляться дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам). Такие дополнительные отпуска предоставляются  для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах – по 40 календарных дней, на последующих курсах – по 50 календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов – четыре месяца; сдачи государственных экзаменов – месяц.

     Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы продолжительностью 15 календарных дней. Такие же дополнительные отпуска продолжительностью 15 календарных дней без сохранения заработной платы предоставляются слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов; студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов продолжительностью 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов – 4 месяца и для сдачи государственных экзаменов – месяц. Законодательно было установлено, что студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы) .

     Другим способом государственной поддержки молодежи стало учреждение стипендий и выделение грантов Президента РФ. Так, в целях усиления государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования была учреждена тысяча стипендий Президента РФ и сто стипендий Президента РФ для студентов и аспирантов – граждан РФ, обучающихся за рубежом. Стипендия Президента Российской Федерации для студентов составляла четыре установленных законом минимальных размера оплаты труда, для аспирантов – пять минимальных размеров оплаты труда . Минимальный размер оплаты труда в тот период не был стабильным из-за высокого уровня инфляции. В 1993 г. он составлял: в марте – 4275 руб., в сентябре – 7740 руб., а в декабре – 14 620 руб. Стоимость набора из девятнадцати основных продуктов питания в Москве в 1993 г. составляла 34 627 руб.  Очевидно, что предложенные Президентом России меры по социальной защите студентов и аспирантов ни по своему объему, ни по численности (всего тысяча человек) недостаточны. Положительным явлением следует считать то, что стипендии Президента РФ выплачивались также адъюнктам, слушателям и курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования ряда силовых министерств дополнительно к окладам месячного денежного содержания военнослужащих .

      С целью развития интеллектуального потенциала РФ выделяются гранты Президента РФ для научных   исследований молодых российских ученых – докторов наук. Соискателями на получение грантов Президента РФ могли выступать граждане РФ в возрасте до 40 лет (включительно), имеющие ученую степень доктора наук, активно ведущие научные исследования в научных организациях, на промышленных предприятиях или в образовательных учреждениях РФ. Гранты Президента РФ по результатам ежегодно проводимых конкурсов выдавались в виде целевых безвозмездных субсидий и предназначались для проведения научных исследований в РФ, а также для материальной поддержки получателя гранта и членов его научного коллектива .

     Обобщенный в настоящей статье материал позволяет сделать следующие выводы. Государственная молодежная политика страны была направлена на решение вопросов образования, занятости и социального обслуживания молодых людей. В 90-е годы XX в. целью государственной молодежной политики было создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития российского общества. Однако предложенные Президентом и Правительством России меры по социальной защите студентов и аспирантов ни по своему объему, ни по численности были явно недостаточны.

     Очевидно, что эффективная реализация молодежной политики во многом сдерживалась отсутствием федерального закона о молодежи и молодежной политике. Нет сомнений в его социальной значимости и необходимости для регулирования вопросов осуществления молодежной политики как отдельной отрасли социальной сферы. Учитывая, что подобная нормативно-правовая база уже действует более чем в 40 субъектах Федерации, такой закон мог бы стать базовым документом для формирования единого молодежного законодательства, защищающего права молодых людей, законодательно определить условия для совершенствования профессионального мастерства молодежи, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества. В будущем необходимо продолжить разработку рамочных нормативных правовых актов и новых федеральных законов на их базе, предложений по изменению и дополнению ранее принятых законов, которые должны способствовать более совершенному правовому регулированию многообразных общественных отношений с участием молодежи, помочь молодым людям на этапе их социального становления и вхождения в самостоятельную жизнь.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика