Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Политические партии в Словении: создание и финансирование
Научные статьи
26.02.13 09:03
Оглавление
Политические партии в Словении: создание и финансирование
Создание политической партии в Словении
Все страницы


  
ЕврАзЮж № 4 (11) 2009
Избирательное право
Бирюков П.Н.
Политические партии в Словении: создание и финансирование
В статье на основе изучения конституционного законодательства и законодательства о выборах исследуются вопросы создания и финансирования политических партий в Словении. Рассматриваются вопросы выборов, нормативно-правового регулирования политического финансирования в Словении, проблемы отчетности политических партий и избирательных компаний, исследуются санкции за нарушения законодательства о политическом финансировании.
     

   Создание политической партии в Словении


    В соответствии со ст. 1 Закона Словении «О политических партиях» (2005)  политическая партия – «ассоциация граждан, которые преследуют свои политические цели, закрепленные в программе, реализуя их путем демократического формулирования политического желания граждан и предложения кандидатов Национальному собранию Словении для выборов как президента республики, так и членов органов местного самоуправления».

     Закон о политических партиях предусматривает, что партия может быть создана по меньшей мере 200 совершеннолетними гражданами Республики Словения, обладающими полной правоспособностью. Каждый из учредителей партии должен подписать декларацию о создании партии с указанием своего полного имени, даты рождения, национальности и адреса, полного и сокращенного названия партии, а также декларацию об утверждении устава партии и программы.

   Заявление о регистрации партии подается в Министерство внутренних дел республики. Согласно ст. 10 Закона «О политических партиях» к заявлению должны прилагаться как минимум 200 заявлений от основателей; устав и программа партии; протокол собрания создания или съезда об утверждении совета партии и должностного лица, которое в соответствии с уставом представляет партию; эскиз эмблемы партии.

    В соответствии со ст. 19 Закона «О политических партиях» устав партии должен содержать: 1) название, сокращенное название, аббревиатуру, эмблему и адрес главного офиса партии; 2) внутреннюю и территориальную организацию партии; 3) права и обязанности члена партии; 4) процедуру и члена, который выдвигает кандидатов на выборах в Национальное собрание, президента республики и кандидатов на выборах в члены местного самоуправления; 5) способ гарантирования равных возможностей для обоих полов в определении кандидатов на выборах; 6) порядок роспуска и объединения партий; 7) порядок и лицо, которое регулирует финансовые дела партии в случае ее ликвидации из реестра; 8) ответственность за материальные и финансовые операции партии; 9) срок полномочий членов партии; 10) порядок принятия и внесения изменений в устав и программу партии.
Название партии, имя ее руководителей, информация о главном офисе партии, ее уставе и программе включаются в реестр партий . Данная информация считается открытой.

   Двадцать девятого октября 2007 г. в Закон «О политических партиях» были внесены изменения, согласно которым стала общедоступной информация о личном идентификационном номере, дате рождения, поле, национальности и адресе представителя партии. Кроме того, сведения о регистрации партии публикуются в «Официальной газете Республики Словения» . Ко всем данным можно получить доступ в Министерствe внутренних дел Словении  по запросу. Информация об учредителях партии подпадает под Закон «О защите данных о личности» (2005) , поэтому не публикуется.

   С момента регистрации партия становится юридическим лицом и отвечает по обязательствам всеми активами. Учредители и члены партии, а также ее представители не отвечают по обязательствам партии.

   В соответствии со ст. 17 Закона «О политических партиях» партия может быть исключена из реестра, если было установлено, что внесение записи в Реестре о регистрации партии было совершено на основе ложной информации; партия не участвовала в выборах в Национальное собрание или в местные органы власти два раза подряд; есть решение Конституционного Суда Республики Словения; решение о внесении партии в реестр было аннулировано в судебном порядке.

   Выборы в Словении

   Одной из целей функционирования партии является участие в выборах. Все граждане Республики Словения, достигшие 18 лет и обладающие полной правоспособностью, имеют право избирать и быть избранными (ст. 43 Конституции Словении и ст. 7 Закона «О выборах в Национальное собрание» ).

  Парламент в Словении двухпалатный. Он состоит из Национальной ассамблеи и Национального Совета.

   Выборы на 88 из 90 мест в Национальной ассамблее проводятся в 8 избирательных округах, каждый из которых далее разделяется на 11 районов с приблизительно равным количеством жителей (ст. 20 Закона «О выборах в Национальное собрание»). Кроме того, создаются два специальных избирательных округа для венгерских и итальянских сообществ. Кандидатами на эти два места могут стать лица, предложенные менее чем 30 избирателями, которые являются членами венгерских и итальянских национальных сообществ .
 
    Места в Национальной ассамблее распределяются на уровне избирательного округа и на общенациональном уровне. Голоса, которые не отданы кандидатам в избирательных округах, присоединяются к спискам на национальном уровне по формуле Д'Хондта  (ст. 92 Закона «О выборах в Национальное собрание»). Два члена Национального собрания избираются отдельно этническими венгерскими и итальянскими меньшинствами по формуле Борда . Нижний порог для прохождения в Парламент составляет 4 % от общего количества голосов избирателей .

   Кандидаты в Национальную ассамблею могут быть избраны политическими партиями и избирателями (ст. 42 Закона «О выборах в Национальное собрание»). Каждая партия определяет кандидатов тайным голосованием, процедура которого предусмотрена в ее собственных инструкциях (ст. 43 Закона «О выборах в Национальное собрание»). Партия может представить список кандидатов в каждый избирательный округ, если ее списки поддержаны подписями по меньшей мере трех членов Национального собрания. В избирательном округе список должен быть поддержан подписями как минимум 50 избирателей, проживающих в округе, если список кандидата был выбран членами партии, или 100 избирателями, проживающими в данном избирательном округе, если они не были выдвинуты членами партии (ст. 44 Закона «О выборах в Национальное собрание»).

    Две или более политические партии могут представить объединенный список кандидатов. Кандидаты могут баллотироваться на выборах только в одном избирательном округе и могут быть включены лишь в один список .

   Национальный совет выполняет консультативную роль. 40 его участников избираются Национальной ассамблеей на пятилетний срок и представляют работодателей, служащих, фермеров, торговцев и частных предпринимателей, местные заинтересованные группы.

   Финансирование политических партий и избирательных кампаний (политическое финансирование) 

   Правила, регулирующие финансирование политических партий и избирательных кампаний, регламентируются Законом о политических партиях, Законом «О выборных кампаниях и референдуме» (2007) , Постановлением Министерства финансов № 2/01 «Правила о содержании и форме ежегодных докладов и представлении ежегодных докладов политическими партиями» .

   В Словении разрешено как государственное, так и частное политическое финансирование.

   Государственное финансирование в Словении может быть прямым либо косвенным .

     Прямое государственное финансирование предоставляется ежегодно на основании ст. 23 Закона о политических партиях партиям, которые получили как минимум 1 % голосов на последних выборах в Национальное собрание. Это означает, что партия для получения государственного финансирования не обязательно должна получить место в Национальном собрании. 10 % фондов, выделенных в государственном бюджете для финансирования политических партий, делятся между этими партиями (или коалициями партий с объединенным списком) в равных долях. Оставшиеся 90 % предоставляются пропорционально числу голосов, полученных партией во всех избирательных округах.

    Фонды, выделяемые политическим партиям, определяются Национальным собранием на его первой сессии после принятия бюджета и не могут превышать 0,017 % ВВП за предыдущий год .

  Партии, участвующие в муниципальных выборах, могут получить прямое финансирование из бюджета местного самоуправления. Однако муниципалитеты не обязаны предоставлять финансирование партиям. Вопрос решается органом муниципалитета и определяется бюджетом местного самоуправления на определенный год .

    Закон о выборных кампаниях и референдуме предусматривает прямое государственное финансирование избирательных кампаний путем компенсации расходов. Право на эту компенсацию могут иметь партия, кандидат или юридическое лицо. Что касается кампаний по выборам в Национальную ассамблею (или Европейский парламент), организаторы избирательной кампании, кандидатам которых удалось получить места в Национальной ассамблее (или Европейском парламенте), получают правом на компенсацию расходов избирательной кампании в размере 0,33 евро за голос для их списка. При этом общая сумма возмещаемых расходов не может превышать количество используемых фондов (ст. 24 Закона о выборных кампаниях и референдуме). Кроме того, организаторы избирательной кампании, списки кандидатов которых получили, по меньшей мере 6 % от общего количества голосов в определенном избирательном округе или 2 % от общего количества голосов в стране, также имеют право на частичную компенсацию – по 0,17 евро за голосование для их списка в избирательном округе или стране .

   Кампании могут быть организованы кандидатами непосредственно, теми, кто предлагает кандидатов или списки кандидатов, политическими партиями или другими организаторами избирательной кампании (ст. 3 Закона о выборных кампаниях и референдуме). Для избирательных кампаний во время президентских выборов также предусмотрено государственное финансирование.

    Организаторы избирательной кампании наделены правом на частичную компенсацию расходов их кампании в размере 0,12 евро за каждый голос в их пользу, если они получают как минимум 10 % от общего количества действительных голосов (ст. 26 Закона о выборных кампаниях и референдуме).

   Муниципалитеты могут частично компенсировать расходы по выборам мэров и (или) на кампании по выборам в местный совет. Решение о частичной компенсации должно быть принято муниципалитетом до начала избирательной кампании. Муниципалитеты могут частично компенсировать расходы тех организаторов кампании, списки которых получили места в муниципальном совете или чьи кандидаты на пост мэра получили определенный процент от всех голосов (не более 10 %).

  Организаторы референдумов не наделены правом на компенсацию их расходов (ст. 25 и 28 Закона о выборных кампаниях и референдуме).

   Косвенное государственное финансирование предусматривает предоставление свободного времени на государственном телевизионном канале (ст. 6 Закона о выборных кампаниях и референдуме). Кроме того, муниципалитетам бесплатно предоставляются рекламные щиты (ст. 8 Закона о выборных кампаниях и референдуме).

     В соответствии с Постановлением «О внутренней организации» (2004)  Национальное собрание обеспечивает парламентской группе оплату работы секретаря, двух сотрудников и помощника, одного дополнительного помощника на каждые восемь парламентариев. Парламентские группы, состоящие более чем из восьми парламентариев, получают еще одного дополнительного сотрудника на каждых шесть парламентариев. Кроме того, Национальное собрание обеспечивает парламентским группам финансирование парламентария, эквивалентное ежемесячной зарплате советника Национального собрания (приблизительно 2100 евро) за парламентария, чтобы позволить им получать дополнительную помощь.

    На основании ст. 21 Закона о политических партиях партии могут получать частное финансирование в форме: а) членских взносов ; б) вкладов  от частных, юридических и физических лиц (включая услуги, предоставляемые бесплатно или по сниженной цене); в) доходов от собственности и доходов от компании, принадлежащей партии; г) подарков; д) наследства.

   С 1 января 2008 г. государственные органы, акционерные общества, органы местного самоуправления, юридические лица, деятельность которых регулируется публичным правом , гуманитарные организации, религиозные сообщества или коммерческие компании , более 25 % акций которых принадлежат государству либо органам местного самоуправления, не могут финансировать партии.

    Партиям запрещается принимать вклады от иностранных частных, физических или юридических лиц, доходы, полученные из активов партии за границей, «иностранные» наследства, подарки из заграницы, любые другие средства из заграницы, за исключением членских взносов или вкладов, которые партия получает от ее членов, проживающих за рубежом (ст. 21 Закона о политических партиях).

     Партии могут также получать финансирование в форме дохода от собственности и прибыли от дохода компании, принадлежащей партии. Компании, принадлежащие партии, могут осуществлять свои действия только в области культуры и издательского дела (ст. 21 Закона о политических партиях). Доход от собственности и компаний, принадлежащих партии, не может превышать 20 % всего годового дохода партии. Любой доход сверх этого должен быть пожертвован на благотворительные цели.

   В Словении нет специального запрета на анонимные вклады, но партии обязаны фиксировать наименования и адреса дарителей. Нет ограничений в Словении и в отношении членских взносов.

    Вклады, сделанные юридическими и физическими лицами, не облагаются налогом при условии непревышения ими определенного размера (ст. 59 Закона «О подоходном налоге с корпораций» 2006 г.  и ст. 52 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» 2006 г. ).

  Партии могут также создавать фонды, научно-исследовательские институты и другие некоммерческие организации, которые могут получить отдельное финансирование и не связаны правилами финансирования партий.

    У молодежных организаций партии есть специальный статус в контексте финансирования и их собственные источники дохода. Статья 21 Закона о политических партиях предоставляет тем молодежным организациям, которые получили статус национальных молодежных поставщиков программы организации, право получать средства для их финансирования.

   Статья 14 Закона о выборных кампаниях и референдуме определяет, что требования Закона о политических партиях также относятся к финансированию избирательных кампаний.

    Несмотря на общий запрет на иностранные пожертвования в Законе о политических партиях, разрешено принимать их от физических и негосударственных юридических лиц из других государств ЕС (ст. 14 Закона о выборных кампаниях и референдуме).

    Верхний предел частного финансирования в Словении не установлен. Однако согласно ст. 22 Закона о выборных кампаниях и референдуме, любое финансирование, полученное организаторами избирательной кампании политических партий сверх того, что потрачено на кампанию, должно быть израсходовано на гуманитарные цели.

    Закон о выборных кампаниях и референдуме (ст. 23) предусматривает верхние пределы расхода избирательных кампаний. Расходы на кампании по выбору членов Национального собрания (и членов Европейского парламента от Словении) не должны превышать 0,40 евро на избирателя. Что касается президентских выборов, предел составляет 0,25 евро за каждого избирателя в стране. Эта сумма может быть увеличена в дальнейшем на 0,15 евро за одного избирателя в случае возможного второго тура выборов. Предел расходов кампании по выборам членов муниципального совета и выборам мэров составляет 0,40 и 0,25 евро соответственно за одного избирателя в муниципалитете. В случае второго тура голосования по выборам мэров предел может быть увеличен на 0,15 евро за одного избирателя. Для выборов в Европарламент предел составляет 0,40 евро за одного избирателя, для референдумов –0,25 евро.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика