Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О полномочиях органов внутренних дел в сфере потребительского рынка
Научные статьи
05.03.13 11:20


  
ЕврАзЮж № 5 (12) 2009
Правовой анализ
Бурак М.Н.
О полномочиях органов внутренних дел в сфере потребительского рынка
В статье рассматривается законодательная база, регулирующая сферу потребительского рынка, полномочия органов внутренних дел в данной сфере, права и обязанности сотрудников милиции, приводится алгоритм действий милиции в свете административно-правовой реформы, освещаются проблемы и предлагаются пути их решения.
  
    Органы внутренних дел занимают особое место в системе субъектов борьбы с преступлениями и правонарушениями в сфере потребительского рынка. Они имеют развитую территориальную систему, налаженную повседневную связь с населением, обладают универсальной информацией о правонарушениях во всех областях общественной жизни, в том числе и в сфере потребительского рынка. Органы внутренних дел представляют собой наиболее многочисленные и технически оснащенные государственные учреждения исполнительной власти, наделенные в значительной степени специальными универсальными полномочиями по выявлению правонарушителей и принятию к ним мер, установленных законодательством Российской Федерации.

    Организация деятельности органов внутренних дел по противодействию административным деликтам в сфере потребительского рынка строится как на федеральном, региональном, так и территориальном уровнях системы МВД России и включает в свой состав различные службы и подразделения, в том числе дежурные части, участковых уполномоченных милиции, государственную инспекцию безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по делам несовершеннолетних, по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

    Каждое из указанных структурных подразделений реализует задачу противодействия административным правонарушениям в сфере потребительского рынка в пределах своей компетенции, определяемой на основе законодательства ведомственной нормативной базой. При этом в деятельности большинства из них данная задача не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается в общем контексте противодействия административным деликтам.

  Отсюда можно сделать вывод, что милиция выполняет свои функции в сфере потребительского рынка    силами многочисленных подразделений, превышающими по численности личного состава любой контрольный (надзорный) орган.

Правовой основой для предупреждения, выявления и пресечения милицией общественной безопасности административных правонарушений в сфере потребительского рынка служат, прежде всего, Закон РФ «О милиции», Положение о милиции общественной безопасности, Постановление Правительства Российской Федерации «О подразделениях милиции общественной безопасности», а также ведомственные нормативные правовые акты. Эти нормативные акты возлагают на милицию обязанность предотвращать и пресекать административные деликты независимо от их вида, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.

   27 марта 2008 г. на заседании президиума Госсовета в г. Тобольске было сказано, что, по данным «Опоры России», Министерство внутренних дел России занимает первое место среди контрольно-надзорных органов по числу проверок предприятий малого бизнеса. В настоящее время органы внутренних дел обладают чрезвычайно широкими полномочиями по борьбе с административными правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности, в том числе на потребительском рынке товаров и услуг. В то же время полномочиями по выявлению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке товаров и услуг обладают и другие органы государственного контроля и надзора: Роспотребнадзор, Росрегистрация, Роснедвижимость, Федеральная налоговая служба и еще 24 структуры, что приводит к абсолютному дублированию полномочий и невозможности осуществления бизнеса.

    Полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях на потребительском рынке образуют совместно с полномочиями, следующими из Закона Российской Федерации «О милиции», систему тотального контроля за субъектами предпринимательской деятельности. Нахождение внепроцессуальных прав милиции в Законе «О милиции» служит основанием для издания Министерством внутренних дел России ведомственных приказов, вводящих не предусмотренный законом порядок реализации органами внутренних дел прав, предоставленных ей Законом «О милиции».

    Поэтому 15 мая 2008 г. Президент России Д.Медведев подписал указ № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

   Во исполнение данного указа Президента 26 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности».

     Этим Федеральным законом были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», направленные на исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности, в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в части уточнения прав органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельности, и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части регламентации процедуры изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.

    Необходимо отметить, что отдельные положения статьи 11 Закона о милиции наделяли сотрудников органов внутренних дел правами, которые могли реализовываться без соблюдения процедур, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) и КоАП РФ.

   Основные права органов внутренних дел применительно к физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, определялись пунктом 25 статьи 11 Закона «О милиции», в соответствии с которым органам внутренних дел (милиции) в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении было предоставлено право:
-    производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств;
-    изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;
-    требовать предоставления в пятидневный срок копий документов; изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров. Кроме того, при проверке данных, указывающих на признаки преступления, милиция имеет право требовать обязательного проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности и проводить такие проверки и ревизии, изымая при их производстве документы либо их копии.

    При этом Закон «О милиции» устанавливал лишь общие требования при реализации милицией указанных прав и не содержал четкие процедуры, которые наделяли бы не только милицию, но и лиц, в отношении которых проводятся указанные мероприятия, определенными правами и обязанностями. В этой связи в Закон «О милиции» внесены изменения, предусматривающие исключение из него указанных прав органов внутренних дел. Это, по нашему мнению, приведет к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и КоАП РФ.

   Этим же законодательным актом пункт 1 части первой статьи 15 Закона об ОРД дополняется положениями, согласно которым в случае изъятия предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, должно будет составить соответствующий протокол. Также предусматривается, что копия указанного протокола должна быть вручена лицу, у которого изъяты предметы, материалы, или его законному представителю.
Кроме того, часть 5 статьи 27.10 КоАП РФ дополнена положениями, предусматривающими обязанность должностного лица, осуществившего изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства (за исключением водительских удостоверений, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), удостоверений судоводителя, удостоверений пилота), передать лицу, у которого изымаются документы, их заверенные копии. Новацией является и требование о том, что при изъятии документов либо в течение пяти дней после изъятия снятые с них копии должны быть заверены и переданы лицу, у которого они были изъяты. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, заверенные копии передаются в течение пяти дней после изъятия. Если и это невозможно, заверенные копии документов направляются по почте заказным письмом. При этом все перечисленные действия должны быть отражены в протоколе.

    В настоящее время в органах внутренних дел ведется большая работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства в свете административно-правовой реформы полномочий служб и подразделений милиции общественной безопасности. Так, 5    декабря 2008 г. вышел приказ МВД РФ № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики». В соответствии с данным приказом к милиции общественной безопасности предъявляются следующие требования:
1.    Исключить факты проведения подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в том числе по соблюдению лицензионных требований и условий не лицензируемых МВД России видов деятельности, а также иных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, если несоблюдение таких требований не содержит признаков преступлений или относящихся к компетенции органов внутренних дел административных правонарушений;
2.    Обеспечивать проведение служебной проверки по каждому выявленному факту незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, нарушения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с привлечением виновных лиц к установленной законодателем ответственности.

    Также данным приказом существенно сокращены полномочия сотрудников специализированных подразделений (БПРИАЗ). На них возложены следующие основные задачи по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка:
1)    пресечение нелегального производства продовольственных и промышленных товаров;
2)    борьба с оборотом контрафактной и под¬дельной продукции, защита прав интеллектуальной собственности;
3)    защита граждан от различных форм мошенничества в сфере торговли и оказания услуг;
4)    противодействие незаконному производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Вместе с тем полномочия других служб и подразделений милиции общественной безопасности, занимающихся предупреждением и пресечением правонарушений в сфере потребительского рынка, остаются неизменными.

     Но даже при наличии компетенции в рассматриваемой сфере сотрудникам милиции
не всегда удается зафиксировать факт правонарушения. В 14 главе действующего КоАП РФ большинство составов административных правонарушений в сфере потребительского рынка предусматривают ответственность за продажу (реализацию) товаров. Однако для привлечения к ответственности нарушителя (продавца или индивидуального предпринимателя) необходимо зафиксировать факт продажи. Административно-процессуальные меры, закрепленные в гл. 27 КоАП РФ, не позволяют этого сделать. Лишь в законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие, как «проверочная закупка», однако оно может проводиться только при наличии информации о деянии, влекущем уголовную ответственность.

   До 2003 года в Законе РФ «О милиции» было закреплено право сотрудников милиции проводить контрольные закупки. Эта мера была действенна и позволяла предупреждать и пресекать правонарушения. Так, если в 2000 г. на территории Читинской области (переименованной в 2008    году в Забайкальский край) было выявлено 647 фактов обмана потребителей, то в 2008 - всего 34, при этом количество субъектов, осуществляющих реализацию товара, увеличилось кратно. Рассматриваемым правом не обладают и другие органы, призванные осуществлять контроль в сфере потребительского рынка.

     На протяжении последних 5 лет на федеральном уровне существует законодательный пробел в виде отсутствия меры обеспечения производства, не позволяющий эффективно применять положения гл. 14 КоАП РФ, что дает возможность недобросовестным предпринимателям вести противоправную деятельность и уходить от ответственности.

   Поэтому мы считаем, что в гл. 27 КоАП необходимо закрепить такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как контрольная закупка. Данная мера должна являться не видом проверки, а служить цели фиксации противоправного поведения. Считаем, что данная мера может применяться уполномоченными органами на основании письменного заявления потерпевшего, содержащего признаки правонарушения, и с согласия органов прокуратуры.

   В настоящее время органы внутренних дел нарабатывают практику предупреждения и пресечения правонарушений в связи с изменениями полномочий. Подразделения органов внутренних дел не осуществляют проверки торговых точек, а лишь проводят разбирательства по поступившим заявлениям и сообщениям о правонарушениях. Поступившая информация подвергается обработке в соответствии с Приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях». Далее проводится разбирательство по фактам, изложенным в заявлении, в ходе которого опрашивают потерпевших, свидетелей, очевидцев и при необходимости в соответствии со ст. 27.8 производят осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Осмотр проводится в присутствии двух понятых и представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя (его представителя). При необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись либо иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. По окончании осмотра составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол осмотра подписывается сотрудником, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо, в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. При выявлении нарушений их существо отражается в протоколе, далее опрашиваются продавец и индивидуальный предприниматель. В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при необходимости сотрудник милиции выносит определение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. После всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела в соответствии с компетенцией, установленной приказом МВД РФ от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных  правонарушениях и административному задержанию», составляется протокол об административном правонарушении, который направляется для рассмотрения по подведомственности.

   Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в настоящее время является единственным процессуальным способом фиксации административного правонарушения, который, как уже отмечалось выше, не всегда позволяет выявить факт нарушения.

  Количество выявленных органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка сокращается. Так, за январь 2009    года на территории Забайкальского края было выявлено на 56 % административных правонарушений меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

   Поэтому, на наш взгляд, для улучшения результатов работы органов внутренних дел и во исполнение Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необходимо на ведомственном уровне разработать и утвердить инструкцию по предупреждению и пресечению органами внутренних дел правонарушений в сфере потребительского рынка, в которой прописать: компетенцию сотрудников милиции, формы и методы работы, порядок фиксации и разбирательства по делам об    административных правонарушениях в сфере потребительского рынка.

   Недопустимость участия сотрудников правоохранительных органов в хозяйственных и корпоративных спорах очевидна. Поэтому особое значение в условиях экономического кризиса приобретает действенная защита экономических интересов граждан и предприятий, которая прямо связана с формированием в Российской Федерации благоприятной деловой среды.

     Вместе с тем, обновленное федеральное законодательство полностью не исключает органы внутренних дел из круга субъектов, осуществляющих предупреждение и пресечение правонарушений в сфере потребительского рынка, а лишь ограничивает их компетенцию, что не снимает с органов внутренних дел возложенную Законом РФ «О милиции» обязанность предупреждать и пресекать правонарушения, в том числе и в сфере потребительского рынка.

   Представляется, что проверки подконтрольных объектов в ближайшем будущем по-прежнему останутся основным средством предупреждения правонарушений в сфере потребительского рынка. Однако предусмотренное новым федеральным законодательством сокращение их числа, придание им комплексного характера, а также сокращение избыточных административно-правовых полномочий органов внутренних дел позволит повысить их эффективность и сократит издержки и экономические потери предпринимателей.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика